ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ 6
1.1. Современное состояние проблемы обучения детей счёту 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 11
1.З. Анализ образовательных программ дошкольного образования 18
1.4. Условия обучения детей счёту 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЧЕТУ И СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1 . Диагностика сформированное™ счетной деятельности 33
2.2. Работа по обучению детей счету и счетной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы формирования счетных навыков у детей дошкольного возраста довольно высока, потому как для многих воспитателей стала трудным этапом в работе, она требует большой настойчивости, четкой системы и последовательности. А также эта работа требует особо большого внимания, потому как представляет собой основу для дальнейшего обучения в школе.
Эта проблема занимала одно из центральных мест в истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития,. Известные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, А. М. Леушина и др.) считали, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру. Она обеспечивает совместную работу различных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной и др.). Эти системы представляют собой функциональную структуру, которая является основой формирования и реализации функции счета. Они разработали разнообразные развивающие игры и упражнения по ознакомлению детей с счетом и счетной деятельностью. Формирование и развитие счетной деятельности неразрывно связано с речью, которая выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знаний, а с другой - как организатор деятельности счета. Обучение счету в детском саду является одним из главных составляющих компонентов в подготовке к школе. В нынешнее время повышается количество знаний, которые создают крепкую основу для усвоения счета. Найдены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей. Ранее обучение счету приводило к тому, что представление о числе и счете принимало формальный характер. Поэтому обучение счету начинается постепенно. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения: «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом [43]. В связи с этим стала интересна проблема формирования счетной деятельности у до-школьников
Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и психологи, среди них: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фре- бель, М. Монтесори, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, А. М. Леушина и др.
Цель работы: выделить условия для обучения счету детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения счету детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия обучения счету и счетной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить понятия счета и счетной деятельности в психолого-педагогической литературе;
- выявить условия обучения счету детей дошкольного возраста;
- провести диагностику начального уровня сформированности у детей счета и счетной деятельности;
- провести работу по реализации выделенных условий в практике до-школьного учреждения.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы:
- теоретические - изучение, аналогия, сравнение, анализ, синтез, моделирование, изучение литературы, трудов ведущих педагогов и психологов, классификация, сопоставление, прогнозирование;
- эмпирического исследования - наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая основа исследования. В основу разработки основных вопросов выпускной квалификационной работы включены труды таких известных ученых, как М. Монтессори, А. М. Леушина, Л. В. Глаголева, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, которые занимались проблемами формирования счетной деятельности детей дошкольного возрас-та,
Практическая значимость исследования: заключается в систематизации и обобщении методических материалов, представляющие практическую ценность для педагогических работников в группах детей старшего до-школьного возраста.
База исследования: исследование проводилось в ДОУ № 2 г. Новоуральск Свердловской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы - 70 источников, 3 приложений, 3 таблиц, 3 рисунков.
Проанализировав психолого - педагогическую литературу было более точно раскрыто понятие «счет» и «счетная деятельность». Проведя теоретический анализ научных трудов авторов по проблеме исследования - условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности, можно сделать вывод, что формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень многогранно. Одним из наиболее важных в нем, являются количественные представления.
Известно, что счетная деятельность начинает формироваться и прививается ребенку с 3-4 лет. Именно этот возраст психологи и педагоги считают самым оптимальным в обучение детей счету. В наше время создано множество разнообразных программ обучения детей дошкольного возраста счету, но важно понимать, что нельзя любую из программ использовать в обучении детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, психолого - физиологический уровень развития каждого ребенка. Нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать. Поэтому, в зависимости от общего развития детей все программы претерпевают корректировку.
В работе были рассмотрены понятия счет и счетная деятельность.
Организация предметной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, при соблюдении основных педагогических условий положительно влияет на процесс формирования счетных навыков, а также на общее развитие ребенка: при выборе форм обучения учитывается количество обучающихся, место и время проведения занятий, способы деятельности детей, а также методы руководства со стороны воспитателя. Исходя из особенностей организации обучения, выделяют индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) форму обучения. Также используются словесные методы (беседы, объяснения, вопросы, художественное слово). Также применяются наглядные методы, которые представляют собой:
- оборудование для самостоятельных игр и занятий;
- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
- методические пособия для воспитателей детских садов, в которых предоставляется смысл работы по формированию счетных навыков у детей в каждой возрастной группе, и предлагаются примерные конспекты занятий.
Предметно-развивающая среда является важным условием математического развития детей дошкольного возраста. Ещё одним немаловажным педагогическим условием является интеграция.
Проведённое нами исследование на констатирующем этапе диагностики показало недостаточно развитые у детей старшего дошкольного возраста умения и навыки счета: высокий уровень у 20% детей, средний уровень у 70% детей, низкий уровень у 10% детей. Поэтому было проведено исследование на формирующем этапе, для того, чтобы проследить динамику. На контрольном этапе исследования результаты улучшились, дети повысили свой уровень счетных навыков: средний уровень снизился (25%), высокий уровень повысился (75%), низкий уровень отсутствовал.
В работе были реализованы следующие необходимые условия усвоения дошкольниками счета:
- применение различных форм, методов, средств обучения;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
- интеграция разных видов деятельности, как осмысление логики и методических приемов освоения представлений о количестве и числе.
Работа показала, что выделенные нами условия являются эффективными для формирования навыков счета и счетной деятельности у детей до-школьного возраста, и необходимы в применении для дальнейшей работы по повышению уровня сформированности счетной навыков.
1. Андреев, В. И. Педагогика учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Аванесов, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесов. - М., 2006. - 263с.
3. Агеева, С. И. Обучение с увлечением [Текст] / С. И. Агеева. - М. : Просвещение, 2010. - 64 с.
4. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М. : Просвещение, 2007. - 24 с.
5. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» / Л. Б. Баряева. - СПб. : Каро, 2007. - 279 с.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 400 с.
7. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 178 с.
8. Богуславская, З. М. Развивающие игры детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Дрофа, 2008. - 89 с.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Детство - Пресс, 2006. - 112 с.
10. Буланова, О. П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет [Текст] / О. П. Буланова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-34.
11. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст] : (дошкольники и младшие школьники) пособие для педагогов и воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Школьная пресса, 2012. - 142 с.
12. Березина, Р. Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Р. Л. Березина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман. - М. : Высшая школа, 1987. - 168 с.
13. Бунеева, Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Р. Н. Бунеева « Детский сад 2100». Ч. 1. - М. :Баласс, 2016. - 528 с.
14. Блехер, Ф . Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо [Текст] / Ф. Н. Блехер. - М. : 1945. - С.6-8.
15. Бабаева, Т. И. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014. - 280 с.
16. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон. - М. : Педагогика, 1982. - 182 с.
17. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике [Текст] / В. А. Гусев. - М. :«Вербум-М», «Академия», 2003. - 432 с.
18. Гальперин, П. Л. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Л. Гальперин . - М. : Просвещение, 1985. - 45 с.
19. Давайте поиграем. [Текст] : Математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2008. - 96 с.
20. Давидчук, А. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений [Текст] : методические рекомендации по обучению дошк. в условиях малокомплект детского сада / А. Давидчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 80¬85.
21. Дидактические игры по обучению детей счету [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-po-obucheniyu-detey-schetu- 981990.html( дата обращения 10.10.2017).
22. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада [Текст] : планы занятий / В. Позина.- М. : Изд-во: Мозаика-Синтез. -2012 г. - 64 с.
23. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2011. - 175 с.
24. Иванова, Т. И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений [Текст] : дис. канд. пед. наук / Иванова Т. И. - Белгород, 2014. - 279 с.
25. Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Калиниченко. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 224 с.
26. Карелина, И. О. Дошкольная педагогика [Текст] : курс лекций ; учебно-методическое пособие / И. О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 72 с.
27. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. - М. : Просвещение, 2008. - 294 с.
28. Касицына, М. А. Дошкольная математика. 1и 2-й год обучения [Текст] : учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. - М. : Гном, 2014. - 28 с.
29. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
30. Клюкина, И. Формирование представлений о времени : старший дошк. возраст [Текст] / И. Клюкина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С.31-33.
31. Козлова, В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста [Текст] : дис. д-ра пед. наук / В. А. Козлова - М., 2014. - 308 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat. com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei- mladshego-vozrasta...(дата обращения 24.09.2017).
32. Колесникова, Е. В. Математика для детей 5 - 6 лет [Текст] : учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10» / Е. В. Колесникова. - М : ТЦ Сфера, 2012. - 38 с.
33. Колесникова, Е. В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3¬4 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2010. - 16 с.
34. Лаврова, Л. Н. Развитие математического мышления в дошкольном детстве [Текст] / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - № 2 (29). - С. 54-61.
35. Леушина, Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Леушина. - М. : Наука и жизнь, 1974. - 368 с.
36. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М. Монтессори. Изд. 4-е. - М.: Задруга 1920. - 210 с.
37. Методические рекомендации по использованию
дифференцированного подхода в изучении математических представлений в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://
www.WorldofTeacher.com. (дата обращения 24.09.2017).
38. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов [Текст] / Л. С. Михайлова. - Волгоград. : Учитель, 2008. - 57 с.
39. Михайлова, З. А. Математика - это интересно : игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений [Текст] : методическое пособие для педагогов ДОУ / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 78 с.
40. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова. - СПб. : Питер, 2006. - 94 с.
41. Образовательная программа « Успех» [Текст] / под редакцией Н. В Фединой. - М. : Просвещение, 2015. - 235 с.
42. Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» [Текст] / Под редакцией Т. Н. Дороновой. - М., 2015. - 271 с.
43.Обучение счетной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL : http://refleader.ru/jgeqasqasrnabew.html(дата обращения 10.10.2017).
44. Пашкевич, Т. Д. Образовательная программа ДОУ [Текст] / Т. Д. Пашкевич. - Барнаул, 2010. - 120 с.
45. Пашкевич, Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения федеральных государственных требований [Текст] / Т. Д. Пашкевич. - Барнаул, 2012. - 144 с.
46. Пашкевич, Т. Д. Формирование интереса к математике у детей до-школьного возраста [Текст] / Т. Д. Пашкевич . - Барнаул, 2010. - 120 с.
47. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов до-школьных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 59 с.
48. Петерсон, Л. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М. : Институт системно - деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
49. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей до-школьного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова. Казанский пед. и нститут - Казань, 2013. - 203 с.
50. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / под редакцией Ю. К. Бабанского.- М. : Просвещение, 1983г. - С.7-8.
51. Рыжов, В. Н. Математическое развитие дошкольников [Текст]: курс лекций / В. Н. Рыжов. - Саратов, 2014. - 59 с.
52. Семенова, Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития» [Текст] / Е. В. Семенова. - СПБ., 2014. - 14с.
53. Современное состояние проблемы формирования у детей математических представлений и перспективы совершенствования методики [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-gnom.ru(дата обращения 24.09.2017).
54. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких[Текст] / Е. И. Соколова. - М. : Академия, 2010. - 36 с.
55. Становление, современное состояние и перспективы развития методики детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfailes.ru/(дата обращения 10.10.2017).
56. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А. А. Смоленцева. - М. : Новиздат, 1987. - 97 с.
57. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL :http://www.nsportal.ru ( дата обращения 25.09.2017).
58. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра [Текст] : математика: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. - Ярославль М. : Акад. развития и др., 2014. - 237 с.
59. Турунтаева, Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Турунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
60. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. - метод. пособие / под ред. З. А. Михайлова - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 377 с.
61. Тюкалова, Н. Г. Малыши дружат с математикой [Текст] / Н. Г. Тю- калова, Т. Г. Усатова, О. А. Мухина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С.12-15.
62. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2014. - 98с.
63. Ушинский, К. Д. О первоначальном обучении счету [Текст] / К. Д. Ушинский. Избр. пед. соч. - М. : Просвещение, 1986. - 147с.
64. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. - М. : Просвещение, 1981. - 160 с.
65. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития [Текст] / Н. И. Фрейлах . - М. : ИЗД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
66. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике [Текст] / Л. М. Фридман. - М. : Наука, 1983. - 159 с.
67. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2008. - 330 с.
68. Шкарупова, О. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/didakticheskie-sredstva-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov(дата обращения 24.09.2017).
69. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учебное пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. - 392 с.
70. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. [Текст] / Е. И. Щербакова. - М. : Академия, 2006 - 272 с.