Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 8
1.1. Сущность инноваций в образовании 8
1.2. Задачи и содержание экологического образования дошкольников в действующих программах 17
1.3 Взаимосвязь традиций и инноваций в деятельности педагогов как фактор повышения качества экологического образования в ДОО 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО
2.1. Методика оценки качества экологического образования и уровня
инновационной деятельности педагогов ДОО 36
2.2. Условия активизации инновационной деятельности педагогов по
организации процесса экологического образования в ДОО 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 8
1.1. Сущность инноваций в образовании 8
1.2. Задачи и содержание экологического образования дошкольников в действующих программах 17
1.3 Взаимосвязь традиций и инноваций в деятельности педагогов как фактор повышения качества экологического образования в ДОО 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО
2.1. Методика оценки качества экологического образования и уровня
инновационной деятельности педагогов ДОО 36
2.2. Условия активизации инновационной деятельности педагогов по
организации процесса экологического образования в ДОО 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 94
Актуальность исследования. Инновационная деятельность в дошкольной образовательной деятельности назрела в связи с изменением социально-экономических условий среды. В исследованиях учёных отмечается ориентация на рынок (маркетинизация среды), неравное экономическое положение семей (маргинализация среды), омоложение многих болезней, компьютеризация, увлечение населения гаджетами, экранная зависимость и многое другое. Это приводит к изменению подрастающего поколения. В связи с этим возникает потребность в обновлении качества дошкольного образования, в том числе экологического. В.Н. Белкина отмечает, что инновации в социально-психологическом смысле - создание и внедрение различного вида новшеств, которые порождают значимые изменения в социальной практике.
Инновации затрагивают все стороны деятельности дошкольной образовательной организации. Инновации в управленческой деятельности: делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОО, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие. Инновации в содержании дошкольного образования: новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами. Инновации в педагогических технологиях: проблемные, развивающие, информационно-коммуникационные, проектные и др. Инновации в работе с кадрами: непрерывная переподготовка сотрудников, индивидуальные программы профессионального роста, мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство. Инновации в работе с детьми: различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребёнка, группы выходного дня. Инновации в работе с родителями: интерактивные методы, пресс-служба, клубы. Инновации в предметно-развивающей среде: обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода.
Дошкольное образование выступает первой и важнейшей ступенью развития детей, закладывающей основы адаптации и социализации в меняющемся мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дошкольное детство стало рассматриваться как особо ценный уровень образования, главной целью которого является формирование успешной личности.
В современных условиях человечество осознало противоречивый характер взаимосвязи человека и природы, что требует иного качества знаний о природе и характере отношений к ней со стороны человека. Поэтому в настоящее время актуальное значение приобретают задачи воспитания экологической культуры и экологического сознания у всех членов общества, включая детей.
Развитие науки и техники привело к акцентированию государства на экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Принятие Федерального Закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» законодательно установило всеобщее обязательное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, учащийся молодёжи, экологическое просвещение всего населения РФ. В главе 13 «Основы формирования экологической культуры», ст. 71 указывается, что в «целях формирования экологической культуры ... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование.». В статье 72, п.1 закона указывается, что «преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях. независимо от профиля и организационных форм. Указ президента РФ «О Стратегии экологической без-опасности Российской Федерации» (2017). в соответствии с которой экологическая безопасность нашего государства является составной частью национальной безопасности.
Экологическое образование для дошкольной педагогики выступает новым направлением, инновацией, которое возникло на рубеже 80-90 - х годов двадцатого века и в современное время проходит этап становления. Базой для экологического образования является программный раздел «Ознакомление детей с природой» программы воспитания и обучения в детском саду.
Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста - воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать, условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в ДОО.
В современных условиях возникает необходимость модернизации эко-логического образования дошкольников с учетом инновационных процессов в ДОО.
Степень разработанности проблемы исследования. В последние двадцать лет проблема нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и других. Ознакомление дошкольников с природой раскрыто в трудах С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, О.Е. Герасимо-вой, Л.И. Марченко, Т.А. Федоровой и других. Изучением методики и теории экологического образования детей дошкольного возраста занимались Д.С. Гордеева, О.М. Газина, О.А. Соломенникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.Г. Фокина, и другие.
Проведённый анализ научных и научно-методических исследований позволил выявить следующее противоречие: несмотря на множество работ по экологическому образованию дошкольников, исследований, посвящённых инновациям в деятельности педагогов по экологическому образованию детей дошкольного возраста, недостаточно. Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования?
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка педагогических условий организации инновационной деятельности педагогов ДОО, обеспечивающей совершенствование экологического образования детей.
Объект исследования - процесс экологического образования детей в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность инноваций в дошкольном образовании.
2. Изучить проблему внедрения инноваций в процессе экологического образования детей в дошкольном учреждении.
3. Провести опытно-поисковую работу по разработке инновационной стратегии с целью повышения качества экологического образования детей в ДОО.
4. Разработать и реализовать проект инновационной деятельности по повышению качества экологического образования старших дошкольников.
Методы и методики исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого - педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (диагностическая беседа, экспериментальные ситуации, наблюдение за поведение дошкольников во время игры и образовательной деятельности, анкетирование воспитателей детского сада и родителей воспитанников, методы графической обработки результатов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования разработанных материалов в практике экологического образования детей дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось в детском саду № 2 «Золотая рыбка», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка» (далее детский сад № 2 «Золотая рыбка»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 16 таблиц, 6 рисунков, 9 приложений.
Инновации затрагивают все стороны деятельности дошкольной образовательной организации. Инновации в управленческой деятельности: делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОО, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие. Инновации в содержании дошкольного образования: новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами. Инновации в педагогических технологиях: проблемные, развивающие, информационно-коммуникационные, проектные и др. Инновации в работе с кадрами: непрерывная переподготовка сотрудников, индивидуальные программы профессионального роста, мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство. Инновации в работе с детьми: различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребёнка, группы выходного дня. Инновации в работе с родителями: интерактивные методы, пресс-служба, клубы. Инновации в предметно-развивающей среде: обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода.
Дошкольное образование выступает первой и важнейшей ступенью развития детей, закладывающей основы адаптации и социализации в меняющемся мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дошкольное детство стало рассматриваться как особо ценный уровень образования, главной целью которого является формирование успешной личности.
В современных условиях человечество осознало противоречивый характер взаимосвязи человека и природы, что требует иного качества знаний о природе и характере отношений к ней со стороны человека. Поэтому в настоящее время актуальное значение приобретают задачи воспитания экологической культуры и экологического сознания у всех членов общества, включая детей.
Развитие науки и техники привело к акцентированию государства на экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Принятие Федерального Закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» законодательно установило всеобщее обязательное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, учащийся молодёжи, экологическое просвещение всего населения РФ. В главе 13 «Основы формирования экологической культуры», ст. 71 указывается, что в «целях формирования экологической культуры ... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование.». В статье 72, п.1 закона указывается, что «преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях. независимо от профиля и организационных форм. Указ президента РФ «О Стратегии экологической без-опасности Российской Федерации» (2017). в соответствии с которой экологическая безопасность нашего государства является составной частью национальной безопасности.
Экологическое образование для дошкольной педагогики выступает новым направлением, инновацией, которое возникло на рубеже 80-90 - х годов двадцатого века и в современное время проходит этап становления. Базой для экологического образования является программный раздел «Ознакомление детей с природой» программы воспитания и обучения в детском саду.
Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста - воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать, условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в ДОО.
В современных условиях возникает необходимость модернизации эко-логического образования дошкольников с учетом инновационных процессов в ДОО.
Степень разработанности проблемы исследования. В последние двадцать лет проблема нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и других. Ознакомление дошкольников с природой раскрыто в трудах С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, О.Е. Герасимо-вой, Л.И. Марченко, Т.А. Федоровой и других. Изучением методики и теории экологического образования детей дошкольного возраста занимались Д.С. Гордеева, О.М. Газина, О.А. Соломенникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.Г. Фокина, и другие.
Проведённый анализ научных и научно-методических исследований позволил выявить следующее противоречие: несмотря на множество работ по экологическому образованию дошкольников, исследований, посвящённых инновациям в деятельности педагогов по экологическому образованию детей дошкольного возраста, недостаточно. Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования?
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка педагогических условий организации инновационной деятельности педагогов ДОО, обеспечивающей совершенствование экологического образования детей.
Объект исследования - процесс экологического образования детей в ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия организации инновационной деятельности педагогов ДОО в процессе экологического образования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность инноваций в дошкольном образовании.
2. Изучить проблему внедрения инноваций в процессе экологического образования детей в дошкольном учреждении.
3. Провести опытно-поисковую работу по разработке инновационной стратегии с целью повышения качества экологического образования детей в ДОО.
4. Разработать и реализовать проект инновационной деятельности по повышению качества экологического образования старших дошкольников.
Методы и методики исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого - педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (диагностическая беседа, экспериментальные ситуации, наблюдение за поведение дошкольников во время игры и образовательной деятельности, анкетирование воспитателей детского сада и родителей воспитанников, методы графической обработки результатов).
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования разработанных материалов в практике экологического образования детей дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось в детском саду № 2 «Золотая рыбка», обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка» (далее детский сад № 2 «Золотая рыбка»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 16 таблиц, 6 рисунков, 9 приложений.
Проведенное исследование по теме «Инновации в деятельности педагогов как условие совершенствования экологического образования детей в дошкольном учреждении» позволяет сделать следующие выводы.
Анализ сущности понятий «инновации» в образовании позволил нам прийти к выводу о том, что инновации представляют собой новшества, отвечающие современным общественным потребностям и требованиям федеральных образовательных стандартов последнего поколения. В настоящее время традиционные педагогические подходы уступают место технологиям педагогической инноватики, внимание которой сфокусировано на преобразовании модели обучения и воспитания в соответствии с новыми условиями и потребностями личности в образовательном процессе.
Исследование проблемы инновационной деятельности педагогов ДОО как условия повышения качества экологического образования дало возможность прийти к пониманию того, что реализация инновационной стратегии предполагает качественную перестройку всей системы дошкольного экологического образования: обновление образовательных программ;, апробацию новых технологий, методов и форм работы; совершенствование образовательной среды, включая свободный доступ к ИКТ; конструирование нового типа связей ДОО с семьями детей и социумом.
Опытно-поисковая работа по разработке инновационной стратегии с целью оптимизации экологического образования детей позволила выявить следующие условия: развитие инновационного потенциала педагогов ДОО через целенаправленную подготовку к инновационной деятельности; системный организованный характер инновационной деятельности. В процессе формирующего эксперимента был внедрен комплекс инноваций, включающий: разработку содержательных мини-модулей «Природа и культура»; использование инновационных технологий мультипликации; создание интерактивных игр; развитие информационно-образовательной среды.
Проведенная опытно-поисковая работа позволила доказать результативность выявленных условий повышения качества экологического образования дошкольников. Диагностика выявила повышение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников экспериментальной группы, участвовавших в исследовании.
Анализ сущности понятий «инновации» в образовании позволил нам прийти к выводу о том, что инновации представляют собой новшества, отвечающие современным общественным потребностям и требованиям федеральных образовательных стандартов последнего поколения. В настоящее время традиционные педагогические подходы уступают место технологиям педагогической инноватики, внимание которой сфокусировано на преобразовании модели обучения и воспитания в соответствии с новыми условиями и потребностями личности в образовательном процессе.
Исследование проблемы инновационной деятельности педагогов ДОО как условия повышения качества экологического образования дало возможность прийти к пониманию того, что реализация инновационной стратегии предполагает качественную перестройку всей системы дошкольного экологического образования: обновление образовательных программ;, апробацию новых технологий, методов и форм работы; совершенствование образовательной среды, включая свободный доступ к ИКТ; конструирование нового типа связей ДОО с семьями детей и социумом.
Опытно-поисковая работа по разработке инновационной стратегии с целью оптимизации экологического образования детей позволила выявить следующие условия: развитие инновационного потенциала педагогов ДОО через целенаправленную подготовку к инновационной деятельности; системный организованный характер инновационной деятельности. В процессе формирующего эксперимента был внедрен комплекс инноваций, включающий: разработку содержательных мини-модулей «Природа и культура»; использование инновационных технологий мультипликации; создание интерактивных игр; развитие информационно-образовательной среды.
Проведенная опытно-поисковая работа позволила доказать результативность выявленных условий повышения качества экологического образования дошкольников. Диагностика выявила повышение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников экспериментальной группы, участвовавших в исследовании.
Подобные работы
- Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационной деятельностью по организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



