Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования

Работа №97875

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы191
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «навыки самообслуживания» как психолого-педагогический
феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 29
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .... 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 47
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 47
3.2. Анализ первичной апробации коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 55
3.3. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей,
направленные на повышение эффективности реализации
коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проблема исследования. *В экспериментальном исследовании задействована категория обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В связи с чем, проблема исследования заключается в том, что наличие психофизиологических особенностей у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), затрудняют формирование у них навыков самообслуживания (М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото). В свою очередь несформированность навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования препятствует их подготовки к самостоятельной жизни и дальнейшей социальной адаптации.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуется право на получение образования обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в связи с этим вышел единый ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требующий совершенствование методической базы, направленной на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания определяет готовность их к социальной адаптации (Г. М. Дульнёв., В. В. Коркунов, В. А. Шинкаренко).
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы формирования навыков самообслуживания у зарубежных и отечественных исследователей. Иссле11дования за рубежом по формированию навыков самообслуживания проводили американские психологи Брюс Л. Дейкер, Алан Дж. Брайтман в своей книге «Путь к независимости» предложили «систему пошагового обучения [4]. Немецкий психолог Х. С. Грюнцбург также изучал проблему формирования самообслуживания, и на основе своих исследований предложил методику «Социограмма» [17]. Отечественные авторы С. А. Козлова и Т. А. Куликова вложили свой вклад в дошкольную педагогику, они изучали формирование навыков самообслуживания у лиц дошкольного возраста. В области олигофренопедагогики, проблемой привития обучающимся с умственной отсталостью на уровне начального образования навыков самообслуживания, занималась В. А. Шинкаренко, она разработала собственную методику обучения навыкам самообслуживания [70].
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования должно быть ориентированно на создание благоприятных условий в самообслуживании.
Указывая развитие двигательной сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Л. С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта [14].
Психологические особенности формирования навыков самообслуживания исследовали следующие авторы: В. А. Карвялис, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова. Специальные исследования, проведенные этими авторами, показали, что большинство обучающихся образовательных организаций (далее - ОО), реализующих адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП), испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в задании, планировании будущих действий, проверке правильности собственной работы. Такие обучающиеся нуждаются в постоянном контроле и регуляции действий со стороны педагогов.
Особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обуславливают замедленное формирование многих практических навыков и умений, их применения в деятельности. Кроме этого, нарушения познавательной деятельности и физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различаются форме и степени по степени и форме. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся и указывает на необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку приемов, методов и средств коррекционно-развивающей и воспитательной работы в ОО, реализующей АООП.
Объект исследования - навыки самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Цель исследования - изучить особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, составить программу коррекционно - развивающей работы и определить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. 
4. Составить методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .
В первой главе понятие «навыки самообслуживания» раскрыто, как психолого-педагогический феномен, дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, выявлены особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Во второй главе дана характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, проведён эксперимент на основании методов и методик, проанализированы результаты проведения констатирующего этапа экспериментального исследования на базе «Детского дома-интерната».
Третья глава включает в себя коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Также в третей главе представлены методические рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, направленные на реализацию коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Проведен контрольный этап экспериментального исследования, направленный на определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В заключении описаны выводы по работе в целом.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы из 71 источника и 10 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы обусловлена тем, что реализуется право на получение образования обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в связи с этим вышел единый ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требующий совершенствование методической базы, направленной на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания определяет готовность их к социальной адаптации ( Г. М. Дульнёв., В. В. Коркунов, В. А. Шинкаренко).
Для решения поставленных задач:
• проанализирована научная литература по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• проведен констатирующий этап экспериментального
исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования ;
• составлена коррекционно-развивающая программа по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• составлены методические рекомендации педагогам,
воспитателям и родителям, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. 
Навыки самообслуживания играют важную роль в повышении адаптационных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, они развивают самостоятельность и речь, мелкую моторику рук, повышает самооценку, является важным шагом на пути к независимости. Навыки самообслуживания у обучающихся с нормативным развитием формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития мышления и т. д. В формировании навыков самообслуживания играет важную роль подражание взрослым, эмоции, полученные от самостоятельности и повышение самооценки среди коллектива. Обучающийся с нормативным развитием умеет делать практически все самостоятельно: одеваться, умываться, правильно
пользоваться столовыми приборами, а также поддерживать чистоту и порядок в своей комнате или в классе.
Умственная отсталость обучающихся характеризуется отсутствием прогредиентности состояния, на всех этапах психических процессов имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. У обучающихся с разной степенью умственной отсталости наблюдается: расстройства мышления, речи, не зрелость эмоционально-волевой сферы, особенности восприятия, внимания и памяти.
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования не происходит самопроизвольно. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать особенности обучающихся: различные нарушения движений, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания под влиянием данных особенностей замедляется, об этом пишут в своих исследованиях Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнёв, Б. И. Пинский и т. д. Проблема формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования остаётся недостаточно изученной.
Исследование по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования проводилось в образовательной организации, реализующей АООП на базе «Детского дома- интерната», где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 1 класса, в количестве 5 человек и возрасте 7 лет, которым ПМПК рекомендовала образовательную программу по Пр. 1599 (вариант 2).
Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Брюса Л. Бейкера и
Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко. В данном эксперименте использованы следующие методы: наблюдение, изучение опыта, беседа, пример, метод приучения, методы стимулирования и поощрения.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса на начало года по трём методикам: Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко, показали несформированность большинства навыков. Наиболее сложными темами оказались «Одежда», «Туалет и умывание». Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования дают основания для необходимости составления коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование навыков самообслуживания у обучающихся тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, была построена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Коррекционно - развивающая программа по предмету «Самообслуживание» предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Проанализировав результаты первичной апробации коррекционно - развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, можно сделать вывод, что имеется недостаточный положительный результат сформированности навыков самообслуживания у данной категории обучающихся. Можно предположить, что не в полной мере осуществляется принцип комплексного и систематического подхода в организации деятельности обучающихся между участниками образовательного процесса т. е. педагогами, воспитателями и родителями. Поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей с целью достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы.
Составление методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей по результатам контрольного этапа экспериментального исследования, повысило эффективность реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса. Анализ результатов показал, что удалось достичь планируемых результатов коррекционно -развивающей программы. У обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, навыки самообслуживания сформированы частично, при их выполнении требуется минимальная помощь педагога.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.



1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] /
А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
2. Боряева, Л. Б. Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлева. - СПб., 2011. - 480 с.
3. Браженкова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: программно-методические материалы [Текст] /
И. М. Бражнокова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - 181 с.
4. Брайтман, А. Д. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] / А. Д. Брайтман, Б. Л. Бейкер - М. : Теревинф, 2000. - 320 с.
5. Буре, Р. С. Готовим детей к школе [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987. - 96 с.
6. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. / Р. С Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1985. - 143 с.
7. Вайнруб, Е. М. Оптимизация работоспособности учащихся [Текст] / Е. М. Вайнруб, Т. М. Плешкановская. - Киев, 1989. - 96 с.
8. Ветлугина, В. П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / В. П. Ветлугина. - Челябинск : Два комсомольца, 2015. - 191 с.
9. Власова, Т. А. Дефектологический словарь [Текст] / Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау. - М. : Педагогика, 1960. - 206 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
11. Вспомогательные школы для отсталых детей [Текст] / под ред. Е. В. Герье, Н. В. Чехова. - М. : Задруга, 1923. - 171 с.
12. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 435 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1966. - 534 с.
14. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна, примитив, ребенок» [Текст] / Л. С. Выготский, А. П. Лурия. - М. : Педагогика Пресс, 1993. - 224 с.
15. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя [Текст] / О. П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
16. Граборов, А. Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей) [Текст] / А. Н. Граборов. - М. : Госиздат, 1923. - 328 с.
17. Грюнцбург, Х. С. Социальная компетентность и умственная неполноценность [Текст] / Х. С. Грюнцбург. - Лондон, 1973. - 447 с.
18. Давыдов, В. В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста [Текст] / В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,
А. К. Маркова ; под ред. В. В. Давыдова. - М., 1978. - 287 с.
19. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнёв. - М., 1969. - 416 с.
20. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов. - 2-е изд., перераб. / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.
21. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младше-го дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 52-59.
22. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области» [Электронный ресурс]. - URL : http://uo.admngo.ru/sites/default/files/article/2018/01/16/zakon_sverdlovskoy_oblasti_ob_obrazovanii.pdf (дата обращения: 24.03.2018).
23. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети [Текст] / Х. С. Замский. - М. : НПО «Образование», 1995.
24. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л. М Занков - М., 1939. - 400 с.
25. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учебное пособие для пединститутов / Л. В. Занков. - М. : Учпедгиз, 1939. - 64 с.
26. Запорожец, П. В. Развитие произвольных движений: норма и патология [Текст] / П. В. Запорожец ; под ред. М. Р. Гинзбурга - М. : Издательство АПН РСФСР, 1960. - 352 с.
27. Зейгарник, Б. В. Психология личности: актической психологии» [Текст] / Б. В. Зайгарник. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
28. Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. - М., 2000. - 400 с.
29. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - М., 2003. - 377 с.
30. Калымкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: [Текст] : уч.-метод. пособие / Е. А. Калмыкова. - Курск, 2007. - 121 с.
31. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция [Текст] /
В. П. Кащенко. - М. : Просвещение. - 1994. - 223 с.
32. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] /
В. В. Ковалёв. - М. : Медицина, 1979. - 608 с.
33. Ковалев, В. В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков [Текст] / В. В. Ковалёв, в кн.: вопросы изучения детей с отклонениями в развитии. - М. : Психиатрия, 1968. - 343 с.
34. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Академия, 2000. - 416 с.
35. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития
специального образования в регионе: от теоретических моделей к
практической реализации [Текст] / В. В. Коркунов // Уральский
Государственный Педагогический Университет, Екатеринбург, 1998. - 124 с.
36. Коркунов, В. В. Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе [Текст] / В. В. Коркунов // Дефектология: Научно-методический журнал академии педагогических наук СССР. -1985. - № 6. - С. 41-44.
37. Кудрявцева, Е. М. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся [Текст] / Е. М. Кудрявцева. - Докл. Апн. РСФСР. - М., 1957. - № 2. - С. 81-84.
38. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1972. - 575 с.
39. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1989. - 104 с.
40. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении [Текст] / С. С. Ляпидеский, Б. И. Шостак. - М. : Просвещение, 1973. - 135 с.
41. Ляпидевский, С. С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики [Текст] : учебник для студентов вузов /
С. С. Ляпидевский ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2000. - 384 с.
42. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М., 1988. - 208 с.
43. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей [Текст] / А. Р. Маллер. - М., 1990. - 93 с.
44. Мардаков, Л. В. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Л. В. Мардаков ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
45. Маркова, А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса [Текст] / А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 40-51.
46. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 47-59.
47. Мержеевский, И. В. Журнал невропатологии и психиатрии им.
С. С. Корсакова [Текст] / И. П. Мержеевский, Л. В. Блуменау. - 1908. - С. 3¬4.
48. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. - М. : Педагогика, 1993. - 69 с.
49. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей [Текст] / С. Л. Мирский. - М. : Просвещение, 1980. - 183 с.
50. Мирский, С. Л. Сравнение способов ориентации умственно отсталых школьников в трудовом задании [Текст] / С. Л. Мирский // Специальная школа. - 1967. - № 4. - С. 80-84.
51. Мирский, С. Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения двигательными трудовыми действиями. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский, сборник научных трудов - М., 1983. - 138 с.
52. Мнухин, С. С. Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний [Текст] / С. С. Мнухин, Д. Н. Исаев ; под ред. С. С. Мнухина. - 1969. - С. 122-131.
53. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. - Ярославль, 1996. - 240 с.
54. Нудельман, М. М. Методы исследования воображения аномальных детей [Текст] / М. М. Нудельман. - М., 1978 - 64 с.
55. Певзнер, М. С. Дети олигофрены [Текст] / М. С. Певзнер. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 189 с.
56. Певзнер, М. С. Динамика развития детей - олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М., 1963. - 220 с.
57. Певзнер, М. С. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] / М. С. Певзнер. - М., 1956. - 401 с.
58. Певзнер, М. С. Воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / М. С. Певзнер ; под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1961. - 61 с.
59. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности [Текст] / Б. И. Пинский. - М., 1962. - 319 с.
60. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1977. - 187 с.
61. Правдина, О. В. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. [Текст] / О. В. Правдина - изд. 2-е. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
62. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. - URL :http://sch21.minobr63.ru/wp-content/uploads/2016/12/1599.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
63. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 713 с.
64. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
65. Сачко, Н. Н. Формирование двигательных навыков. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / Н. Н. Сачко, П. Я. Гальперин. - М. : Издательство МГУ, 1968. - 135 с.
66. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : АРКТИ, 2000. - 208 с.
67. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1965. - 458 с.
68. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма. В сб. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / О. А. Токарева ; под ред. проф. С. С. Ляпидевского. - М. : Медицина, 1969. - С. 39-45.
69. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. - URL :http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 16.02.2018).
70. Шинкаренко, В. А. Организация трудового обучения учащихся второго отделения вспомогательной школы [Текст] / В. А. Шикаренко, Д. Н. Ескевич. - Минск, 2008. - 49 с.
71. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ