Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «навыки самообслуживания» как психолого-педагогический
феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 29
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .... 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 47
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 47
3.2. Анализ первичной апробации коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 55
3.3. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей,
направленные на повышение эффективности реализации
коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «навыки самообслуживания» как психолого-педагогический
феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 13
1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 29
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .... 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 47
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 47
3.2. Анализ первичной апробации коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 55
3.3. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей,
направленные на повышение эффективности реализации
коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема исследования. *В экспериментальном исследовании задействована категория обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В связи с чем, проблема исследования заключается в том, что наличие психофизиологических особенностей у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), затрудняют формирование у них навыков самообслуживания (М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото). В свою очередь несформированность навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования препятствует их подготовки к самостоятельной жизни и дальнейшей социальной адаптации.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуется право на получение образования обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в связи с этим вышел единый ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требующий совершенствование методической базы, направленной на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания определяет готовность их к социальной адаптации (Г. М. Дульнёв., В. В. Коркунов, В. А. Шинкаренко).
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы формирования навыков самообслуживания у зарубежных и отечественных исследователей. Иссле11дования за рубежом по формированию навыков самообслуживания проводили американские психологи Брюс Л. Дейкер, Алан Дж. Брайтман в своей книге «Путь к независимости» предложили «систему пошагового обучения [4]. Немецкий психолог Х. С. Грюнцбург также изучал проблему формирования самообслуживания, и на основе своих исследований предложил методику «Социограмма» [17]. Отечественные авторы С. А. Козлова и Т. А. Куликова вложили свой вклад в дошкольную педагогику, они изучали формирование навыков самообслуживания у лиц дошкольного возраста. В области олигофренопедагогики, проблемой привития обучающимся с умственной отсталостью на уровне начального образования навыков самообслуживания, занималась В. А. Шинкаренко, она разработала собственную методику обучения навыкам самообслуживания [70].
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования должно быть ориентированно на создание благоприятных условий в самообслуживании.
Указывая развитие двигательной сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Л. С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта [14].
Психологические особенности формирования навыков самообслуживания исследовали следующие авторы: В. А. Карвялис, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова. Специальные исследования, проведенные этими авторами, показали, что большинство обучающихся образовательных организаций (далее - ОО), реализующих адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП), испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в задании, планировании будущих действий, проверке правильности собственной работы. Такие обучающиеся нуждаются в постоянном контроле и регуляции действий со стороны педагогов.
Особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обуславливают замедленное формирование многих практических навыков и умений, их применения в деятельности. Кроме этого, нарушения познавательной деятельности и физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различаются форме и степени по степени и форме. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся и указывает на необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку приемов, методов и средств коррекционно-развивающей и воспитательной работы в ОО, реализующей АООП.
Объект исследования - навыки самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Цель исследования - изучить особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, составить программу коррекционно - развивающей работы и определить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
4. Составить методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .
В первой главе понятие «навыки самообслуживания» раскрыто, как психолого-педагогический феномен, дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, выявлены особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Во второй главе дана характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, проведён эксперимент на основании методов и методик, проанализированы результаты проведения констатирующего этапа экспериментального исследования на базе «Детского дома-интерната».
Третья глава включает в себя коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Также в третей главе представлены методические рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, направленные на реализацию коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Проведен контрольный этап экспериментального исследования, направленный на определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В заключении описаны выводы по работе в целом.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы из 71 источника и 10 приложений.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуется право на получение образования обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в связи с этим вышел единый ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требующий совершенствование методической базы, направленной на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания определяет готовность их к социальной адаптации (Г. М. Дульнёв., В. В. Коркунов, В. А. Шинкаренко).
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы формирования навыков самообслуживания у зарубежных и отечественных исследователей. Иссле11дования за рубежом по формированию навыков самообслуживания проводили американские психологи Брюс Л. Дейкер, Алан Дж. Брайтман в своей книге «Путь к независимости» предложили «систему пошагового обучения [4]. Немецкий психолог Х. С. Грюнцбург также изучал проблему формирования самообслуживания, и на основе своих исследований предложил методику «Социограмма» [17]. Отечественные авторы С. А. Козлова и Т. А. Куликова вложили свой вклад в дошкольную педагогику, они изучали формирование навыков самообслуживания у лиц дошкольного возраста. В области олигофренопедагогики, проблемой привития обучающимся с умственной отсталостью на уровне начального образования навыков самообслуживания, занималась В. А. Шинкаренко, она разработала собственную методику обучения навыкам самообслуживания [70].
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования должно быть ориентированно на создание благоприятных условий в самообслуживании.
Указывая развитие двигательной сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Л. С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта [14].
Психологические особенности формирования навыков самообслуживания исследовали следующие авторы: В. А. Карвялис, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова. Специальные исследования, проведенные этими авторами, показали, что большинство обучающихся образовательных организаций (далее - ОО), реализующих адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП), испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в задании, планировании будущих действий, проверке правильности собственной работы. Такие обучающиеся нуждаются в постоянном контроле и регуляции действий со стороны педагогов.
Особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обуславливают замедленное формирование многих практических навыков и умений, их применения в деятельности. Кроме этого, нарушения познавательной деятельности и физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различаются форме и степени по степени и форме. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся и указывает на необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку приемов, методов и средств коррекционно-развивающей и воспитательной работы в ОО, реализующей АООП.
Объект исследования - навыки самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Цель исследования - изучить особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, составить программу коррекционно - развивающей работы и определить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
4. Составить методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования .
В первой главе понятие «навыки самообслуживания» раскрыто, как психолого-педагогический феномен, дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, выявлены особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Во второй главе дана характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, проведён эксперимент на основании методов и методик, проанализированы результаты проведения констатирующего этапа экспериментального исследования на базе «Детского дома-интерната».
Третья глава включает в себя коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования. Также в третей главе представлены методические рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, направленные на реализацию коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Проведен контрольный этап экспериментального исследования, направленный на определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В заключении описаны выводы по работе в целом.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы из 71 источника и 10 приложений.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуется право на получение образования обучающимися с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в связи с этим вышел единый ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требующий совершенствование методической базы, направленной на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания определяет готовность их к социальной адаптации ( Г. М. Дульнёв., В. В. Коркунов, В. А. Шинкаренко).
Для решения поставленных задач:
• проанализирована научная литература по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• проведен констатирующий этап экспериментального
исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования ;
• составлена коррекционно-развивающая программа по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• составлены методические рекомендации педагогам,
воспитателям и родителям, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Навыки самообслуживания играют важную роль в повышении адаптационных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, они развивают самостоятельность и речь, мелкую моторику рук, повышает самооценку, является важным шагом на пути к независимости. Навыки самообслуживания у обучающихся с нормативным развитием формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития мышления и т. д. В формировании навыков самообслуживания играет важную роль подражание взрослым, эмоции, полученные от самостоятельности и повышение самооценки среди коллектива. Обучающийся с нормативным развитием умеет делать практически все самостоятельно: одеваться, умываться, правильно
пользоваться столовыми приборами, а также поддерживать чистоту и порядок в своей комнате или в классе.
Умственная отсталость обучающихся характеризуется отсутствием прогредиентности состояния, на всех этапах психических процессов имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. У обучающихся с разной степенью умственной отсталости наблюдается: расстройства мышления, речи, не зрелость эмоционально-волевой сферы, особенности восприятия, внимания и памяти.
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования не происходит самопроизвольно. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать особенности обучающихся: различные нарушения движений, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания под влиянием данных особенностей замедляется, об этом пишут в своих исследованиях Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнёв, Б. И. Пинский и т. д. Проблема формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования остаётся недостаточно изученной.
Исследование по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования проводилось в образовательной организации, реализующей АООП на базе «Детского дома- интерната», где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 1 класса, в количестве 5 человек и возрасте 7 лет, которым ПМПК рекомендовала образовательную программу по Пр. 1599 (вариант 2).
Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Брюса Л. Бейкера и
Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко. В данном эксперименте использованы следующие методы: наблюдение, изучение опыта, беседа, пример, метод приучения, методы стимулирования и поощрения.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса на начало года по трём методикам: Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко, показали несформированность большинства навыков. Наиболее сложными темами оказались «Одежда», «Туалет и умывание». Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования дают основания для необходимости составления коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование навыков самообслуживания у обучающихся тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, была построена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Коррекционно - развивающая программа по предмету «Самообслуживание» предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Проанализировав результаты первичной апробации коррекционно - развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, можно сделать вывод, что имеется недостаточный положительный результат сформированности навыков самообслуживания у данной категории обучающихся. Можно предположить, что не в полной мере осуществляется принцип комплексного и систематического подхода в организации деятельности обучающихся между участниками образовательного процесса т. е. педагогами, воспитателями и родителями. Поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей с целью достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы.
Составление методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей по результатам контрольного этапа экспериментального исследования, повысило эффективность реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса. Анализ результатов показал, что удалось достичь планируемых результатов коррекционно -развивающей программы. У обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, навыки самообслуживания сформированы частично, при их выполнении требуется минимальная помощь педагога.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
Для решения поставленных задач:
• проанализирована научная литература по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• проведен констатирующий этап экспериментального
исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования ;
• составлена коррекционно-развивающая программа по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования;
• составлены методические рекомендации педагогам,
воспитателям и родителям, направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Навыки самообслуживания играют важную роль в повышении адаптационных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, они развивают самостоятельность и речь, мелкую моторику рук, повышает самооценку, является важным шагом на пути к независимости. Навыки самообслуживания у обучающихся с нормативным развитием формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития мышления и т. д. В формировании навыков самообслуживания играет важную роль подражание взрослым, эмоции, полученные от самостоятельности и повышение самооценки среди коллектива. Обучающийся с нормативным развитием умеет делать практически все самостоятельно: одеваться, умываться, правильно
пользоваться столовыми приборами, а также поддерживать чистоту и порядок в своей комнате или в классе.
Умственная отсталость обучающихся характеризуется отсутствием прогредиентности состояния, на всех этапах психических процессов имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. У обучающихся с разной степенью умственной отсталости наблюдается: расстройства мышления, речи, не зрелость эмоционально-волевой сферы, особенности восприятия, внимания и памяти.
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования не происходит самопроизвольно. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать особенности обучающихся: различные нарушения движений, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания под влиянием данных особенностей замедляется, об этом пишут в своих исследованиях Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Г. М. Дульнёв, Б. И. Пинский и т. д. Проблема формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования остаётся недостаточно изученной.
Исследование по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования проводилось в образовательной организации, реализующей АООП на базе «Детского дома- интерната», где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 1 класса, в количестве 5 человек и возрасте 7 лет, которым ПМПК рекомендовала образовательную программу по Пр. 1599 (вариант 2).
Изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Брюса Л. Бейкера и
Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко. В данном эксперименте использованы следующие методы: наблюдение, изучение опыта, беседа, пример, метод приучения, методы стимулирования и поощрения.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса на начало года по трём методикам: Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана, «Социограмма» Х. С. Гюнцбурга и В. А. Шинкаренко, показали несформированность большинства навыков. Наиболее сложными темами оказались «Одежда», «Туалет и умывание». Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования дают основания для необходимости составления коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование навыков самообслуживания у обучающихся тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, была построена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Коррекционно - развивающая программа по предмету «Самообслуживание» предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Проанализировав результаты первичной апробации коррекционно - развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, можно сделать вывод, что имеется недостаточный положительный результат сформированности навыков самообслуживания у данной категории обучающихся. Можно предположить, что не в полной мере осуществляется принцип комплексного и систематического подхода в организации деятельности обучающихся между участниками образовательного процесса т. е. педагогами, воспитателями и родителями. Поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей с целью достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы.
Составление методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей по результатам контрольного этапа экспериментального исследования, повысило эффективность реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыков самообслуживания у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса. Анализ результатов показал, что удалось достичь планируемых результатов коррекционно -развивающей программы. У обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса, навыки самообслуживания сформированы частично, при их выполнении требуется минимальная помощь педагога.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Работа олигофренопедагога по развитию мелкой моторики
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне образования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и апробация специальной индивидуальной программы развития ребёнка в условиях педагогического сопровождения его образования на дому
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с
умственной отсталостью в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023



