Глава 1. Коммуникативные стратегии и тактики в текстах деструктивных религиозных культов 6
1.1. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи 6
1.2. Понятие деструктивного религиозного культа 9
1.3. Религиозная организация «Общество Сознания Кришны» 13
1.4. О. Г. Торсунов и организация «Общество Сознания
~ 16
Кришны»
, г 23
1.5. Жанр проповеди в религиозном дискурсе
. , „ .. 26
1.6. Выводы по первой главе
Глава 2. Коммуникативные стратегии и тактики в текстах „ „ 27
религиозной организации «Общество Сознания Кришны»
2.1. Стратегия дискредитации и реализующие ее тактики 32
2.2. Стратегия самопрезентации и реализующие его тактики в текстах
О. Г. Торсунова 38
2.3. Выводы по второй главе
Глава 3. Методический эксперимент 51
3.1. Проведение внеклассного мероприятия по профилактике вовлечения в деструктивные культы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Организации тоталитарного типа несут опасность для жизни и психического и физического здоровья человека. Они могут гибко, мобильно воздействовать на психику человека, а в частности на его чувства и эмоции, которые играют предопределяющую роль в наших поступках.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что число различных религиозных организаций деструктивного типа, угрожающих безопасности российского общества, растет, а именно лингвистических исследований в этой сфере недостаточно. Знание стратегий и тактик, использующихся в текстах таких религиозных организаций, поможет более критично и обдуманно относиться к любой внушаемой информации.
Объект исследования: коммуникативные стратегии и тактики.
Предмет исследования: специфика использования коммуникативных стратегий и тактик в текстах религиозной организации «Общество Сознания Кришны», Шрилы Прабхупады, О.Г. Торсунова.
Цель - определить речевые особенности текстов религиозной организации «Общество Сознания Кришны».
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Изучив научную литературу, определить теоретическую базу исследования: объем таких понятий как коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, деструктивный религиозный культ, жанр проповеди в религиозном дискурсе, тем самым обозначив теоретическую основу исследования.
2. Выбрать методику анализа языкового материала.
3. Посредством анализа языкового материала текстов лидера культа Шрилы Прабхупады, а также популяризатора секты в России О. Г. Торсунова выявить речевые особенности, специфику использования
коммуникативных стратегий и тактик в текстах религиозной организации «Общество Сознания Кришны», анализируя следующие тексты: «Совершенные вопросы и совершенные ответы», «Легкий способ путешествия на другие планеты», «Законы Счастливой жизни», беседы, опубликованных на официальном сайте кришнаитов.
Материалом исследования послужили тексты религиозной организации «Общество Сознания Кришны», в частности книги и лекции Шрилы Прабхупады «Путешествие вглубь себя», «Легкое путешествие на другие планеты», «Совершенные вопросы, совершенные ответы» и проповеди, представленные на сайте «Международного Общества Сознания Кришны» (МОСК); Книги и лекции О.Г. Торсунова «Законы счастливой жизни», представленные на его официальном сайте, рассчитанные на массовую аудиторию. В общей сложности, материалом послужило около 150-ти текстов.
Методы, используемые в исследовании: теоретический анализ проблемы (на основе научной литературы по лингвистике, социологии и сектоведению); анализ языкового материала; описание результатов анализа.
Методологическая основа: Монография «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» О. С. Иссерс «Сектоведение, А. Л. Дворкина, «Метафорическая мозаика» и другие труды А. П. Чудинова, монография «Жанры религиозного дискурса» Е. В. Бобыревой, труды по теории и практике коммуникации В. Б. Кашкина, Е. В. Клюева, Е. П. Черногрудовой, И. А. Стернина.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности ипользования полученных результатов в профилактике религиозного экстремизма среди различных социальных групп. Кроме того, некоторые аспекты работы будут интересны специалистам в области речевого воздействия, манипулирования, а также религиоведения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава носит теоретический характер и посвящена определению объема понятий коммуникативные стратегии и тактики, деструктивный религиозный культ, жанр проповеди в религиозном дискурсе, характеристике выбранной деструктивной организации. Вторая глава посвящена анализу специфики текстов, их речевым особенностям, в частности, коммуникативным стратегиям самопрезентации, дискредитации, уговоров, обмана, реализующихся в тактиках оскорбления, навешивания ярлыков, убеждения, апелляции к авторитету, возвеличивания, апелляции к духовным ценностям, апелляции к отношениям и чувствам адресата, систематизации проанализированных стратегий и тактик, выводам относительно способов манипулирования. Третья глава посвящена описанию внеклассного мероприятия, посвященного профилактике религиозного экстремизма и вовлечению подростков в деструктивные культы.
Целью нашей работы было изучение особенностей использования коммуникативных стратегий и тактик в текстах религиозной организации «Общество Сознания Кришны». Для этого сначала представлено теоретическое обоснование изучения способов речевого воздействия. Определились с тем, что под речевым воздействием мы будем понимать набор речевых стратегий и тактик, которые реализуются с помощью коммуникативных ходов.
Изучив научную литературу, мы определили объем понятий коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, деструктивный религиозный культ, жанр проповеди в религиозном дискурсе.
Изучив литературу по религиоведению, мы привели определение секты тоталитарного типа, которое принадлежит А.Л. Дворкину, российскому исследователю современного религиозного сектантства. Под сектами тоталитарного типа, вслед за ним, мы понимаем особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психологическими и другими масками.
Материалом исследования послужили книги и лекции основателя секты «Общества Сознания Кришны» Шрилы Прапхупады, О.Г. Торсунова «Законы Счастливой жизни», представленные на официальном сайте организации и рассчитанные на массовую аудиторию. Систематизировав весь материал, мы предложили план примерного анализа стратегии самопрезентации, которая оказывает воздействие на сознание людей. Нами были приведены примеры применений тактик апелляции к Ведам, тактики возвеличивания, апелляции к качествам адресата, апелляции к непреходящим духовным ценностям.
Проанализировали специфику коммуникативных стратегий и тактик в текстах проповедей религиозной организации «Общество Сознания Кришны».
Мы пришли к выводу о том, что ведущими стратегиями в секте являются стратегии дискредитации и самопрезентации, которые реализуются с помощью таких коммуникативных тактик как тактика обвинения, трансформации прецедентного текста с целью искажения информации, навешивания ярлыков, насмешки, оскорбления, обмана; возвеличивания (императивности), апелляции к Ведам, апелляции к качествам адресата, апелляции к непреходящим духовным ценностям.
Мы разработали и апробировали профилактическое внеклассное мероприятие для учеников 5-8 классов в форме тренинга, где ученикам была предоставлена возможность сознательного выбора между свободой и духовным рабством, творчеством, развитием и деградацией, красотой и уродством, властью и сотрудничеством. Ученики участвовали в упражнениях на осознание высших духовных ценностей, понимание нравственных общечеловеческих ориентиров и развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Перспективы исследования: по методике О.С. Иссерс могут быть проанализированы тексты других религиозных организаций, может быть рассмотрена трансформация жанра проповеди в текстах деструктивных религиозных культов и сравнение их с проповедями традиционной православной культуры. Внеклассное мероприятие может быть усовершенствовано и использовано в школах в качестве классного часа по профилактике зависимостей, развитию эмоционального интеллекта и укреплению дружеских связей в классе и коллективе.
Приложение.
Психолингвистический эксперимент. Определение семантического дифференциала системы ценностей традиционной христианской культуры и ценностных установок, содержащихся в текстах религиозной организации «Общество сознания Кришны»
Эксперимент был проведен среди 43 людей в возрасте от 16 до 50 лет (студентов УрГПУ Филфака, студентов УрФУ религиоведов, социолингвистов).
Цель эксперимента: исследование системы ценностей, имплицитно присущих православию как традиционной религии, и деструктивному культу «Общество Сознания Кришны», выявить отличия и сходства, проследить, насколько люди разных мировоззрений согласны или не согласны с утверждениями Евангелия и текстов Кришнаитов (лидера секты Шрилы Прабхупады: «Бхагавадгита как она есть», «Совершенные вопросы, совершенные ответы»), как влияет мировоззрение на реакцию.
Стимульный материал предлагался испытуемым в виде анкеты с отрывками текстов без указания ссылок. Для эксперимента были отобраны 5 утверждений из Нового Завета и противоположные им утверждения из текстов Прабхупады. Из отрывков были изъяты слова, по которым можно было догадаться о принадлежности текстов той или иной религиозной группе (Иисус, Кришна и др). Испытуемым предлагалось указать свое мировоззрение, принадлежность той или иной религии.
Гипотеза эксперимента: вслед за Петренко, мы полагаем, что по аксиологическому и нравственному фактору, позиции религий будут сходны и противопоставлены тоталитарной идеологии (Кришнаитов). Однако предполагаем, что ценности христианской культуры закреплены как высшие духовные, непреходящие ценности в сознании русских людей вне зависимости от их вероисповедания.
Анкета. Вам будут предложены отрывки текстов. Оцените, пожалуйста, степень Вашего согласия, их истинности на Ваш взгляд. -2 - категорически не согласен, -1 - скорее не согласен, чем согласен, 0 - затрудняюсь ответить, мне безразлично, 1 - скорее согласен, чем не согласен, 2 - утверждение истинно.
Стимульный материал:
Оцените степень согласия с утверждением: «Как хочешь, чтобы поступали с тобой люди, так ты поступай с ними».
«Не судите и не будете судимы».
«Бог должен привлекать всех и быть привлекательным для всех».
«Чистые сердцем увидят Бога».
«Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого "ненасилия"».
«Вы слышали, что сказано, не убивай, кто же убьет - подлежит суду, Я же говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
«Бог есть Любовь и пребывающий в любви, в Боге пребывает».
«Смерть — это Сама Верховная Личность Бога».
«Если вы в самом деле страстно желаете увидеть Бога - будь то ради того, чтобы утолить свое вожделение, украсть Его украшения или ради чего-то еще, - если вас сильно влечет к нему, не сомневайтесь, что в конце концов ваше желание исполнится».
Ваше мировоззрение:
Материалист
Верю, без определения религии
Православный
Католик
Все религии равны
Буддист
Преданный Кришне
Мусульманин
Индуист
Стимульный материал можно разделить на следующие факторы:
30. Бог - Любовь, противоположный полюс - Бог - Смерть.
31. Семантический дифференциал составил Бог-Смерть: -31/43= -0,8 скорее не согласен;
Бог - Любовь - 80:43= 1,9 практически все респонденты согласны, отметили «утверждение истинно».
2) Насилие- -43/43= -1; золотое правило нравственности 51/43= 1.2, запрет гнева: 21/43 = 0,5
3) Стремление к Богу: чистота сердца: 51/43 = 1.1.- страстное желание:
7:43= -0.1
Вывод: гипотеза подтвердилась. Выбранные тексты Нового Завета, противопоставленные текстам деструктивного культа, оказались наиболее часто выбираемы в качестве истинных так как транслируемые ими ценности являются общечеловеческими и непреходящими. В подавляющем большинстве люди, как верующие, так и неверующие выбирали вариант «утверждение истинно» и «скорее согласен» к цитатам Священного Писания Нового Завета. Это в каком- то смысле подтверждает идею о культурообразующей для России христианской картины мира.
1. Амиров В.М. Антигерой: некоторые особенности конструирования отрицательных образов в журналистике военных конфликтов // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 63-66.
2. Андреева В.Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа: ав- тореф. дисс. ... канд. филол. наук. Курск, 2009. 23 с.
3. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лаби¬ринт, 2007. 320 с
4. Балашова Ю.Б. Ценностные ориентации в эпоху перемен (публицисти- ка перестройки) // Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности. СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. С. 182-196
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами. М.: Изд-во «Библейская Лига», 2002. 925 с.
6. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996.
7. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения) дис. д-ра филол. наук. Волгоград 2007.
8. Богданов, Е.Н. Психологические основы "Паблик рилейшнз": Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ В.Г. Зазыкин.- 2-е издание. - СПб.: Питер, 2003.¬208 с. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М.: Фаир-Пресс, 2001.,624 с.
9. Вайнрих X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С. 44-87.
10. Веснина Л.Е. Коммуникативная стратегия запугивания в текстах религиозной организации «Свидетели Иеговы» Политическая лингвистика 2 (40)/2012/ C. 67-68
11. Верещагин Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход // Вопросы языкознания, 1992, № 6. С. 82-94.
12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993. 172 с.
13. Волков Е.Н. Феномен деструктивных культов и контроля сознания//Журнал практического психолога. — М., 1996. № 2.
14. Гловинская М.Я. Русские речевые акты со значением ментального воздействия//Логический анализ языка: Ментальные действия. М., 1993.
15. Дворкин А.Л. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования «Христианская библиотека» Новгород 2007 г
...