Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Работа №97862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБОВНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ 7
1.1 Понятие о переживании 7
1.2 Научные подходы к исследованию
любви 10
1.3 Понятие гендера 17
1.4 Гендерные особенности юношей и девушек 21
1.5 Вывод по первой главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ЮНОШЕЙ И
ДЕВУШЕК 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Количественный и качественный анализ данных 34
2.3. Анализ и интерпретация
данных 38
2.3 Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Один из самых главных феноменов в отношении между мужчиной и женщиной является любовь, который основывается на глубоких и драматических переживаниях. Несмотря на то, что на тему любовных переживаний велись многозначительные дискуссии, научное изучение данного явления началось в ХХ веке на Западе, а потом и в России.
На данном этапе в современной психологии нет единой теоретической базы, предоставляющей понятие любовного переживания. Однако, в работах З. Фрейда, В. Франкла, К. Хорни, Д. А. Ли и др. повествуется о различных сторонах любовных отношений и переживаний. Также данному феномену посвящено некоторое количество эмпирических исследований (Р. Стернберг,1986, С. И К. Хендрик, 1980).
На сегодняшний день психологи всё больше акцентируют своё внимание на изучении гендерных отличий любовных переживаний юношей и девушек. Традиционные взгляды на функции юношей и девушек в социуме изменились. Юноши и девушки осваивают новые виды деятельности и проявляют себя в разных социальных ролях, формируя определенное отношение к любовному взаимодействию с противоположным полом, ориентируясь на свои приоритеты и потребности. Интимно-личностная сфера является главным побудителем для самореализации и раскрытия личностных ресурсов, осознания своей общности с партнером. Взаимоотношения юношей и девушек являются основой стабилизации жизни социума, от данных отношений зависит успешность функционирования в обществе социальных институтов брака, семьи, социализация детей и, прежде всего счастье в браке.
Наша работа актуальна в связи со сменой гендерных стереотипов и размыванием гендерных границ. Важность изучения гендерных характеристик личности представляется в осознании особенностей людей разных гендерных типов и в устранении недопонимания в любовных 3
отношениях девушек и юношей в соответствии с их измененными гендерными установками. Теоретические положения о гендерных особенностей и изменении гендерных стереотипов в социуме представлены в научных трудах таких авторов как И.С. Кон, С. Бэм, Р. Столлер, П. Бергер, Т. Лукман, О. А. Воронина и др.
Цель исследования: выявить отличительные особенности гендерных любовных переживаний у юношей и девушек.
Объект исследования: любовные переживания как психологический феномен.
Предмет исследования: гендерные особенности любовных переживаний у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: существуют различия в любовных
переживаний у юношей и девушек, обусловленные их гендерными характеристиками.
Теоретико-методологическая база:
1. теоретические представления Ф. Е. Василюка о переживании.
Мы рассматриваем переживание как эмоциональное отражение субъектом конкретной ситуации и осознание собственных чувств по отношению к данной ситуации;
2. концепция Д. А. Ли о различных социально-психологических характеристиках любви.
Данная теория повествует о том, что выбранный стиль любви зависит от личностных особенностей человека, а также его социальных характеристик и воспитания;
3. гуманистический психоанализ Э. Фромма.
В данном подходе подчеркивается роль социальных детерминант в становлении поведенческих и личностных особенностей человека. Отношение человека к миру через индивидуализацию -изоляцию, внутреннее противоречие человека выражается в потребности взаимодействия в социуме и одновременно отчуждение от него. Стремление человека к освобождению социальных устоев, свободе способствует развитию чувства одиночества. Рассматривая понятие любви как способе достижения позитивной свободы и единения с миром, Э. Фромм отмечает, что под влиянием социальных факторов и воспитания человек утрачивает способность гармонично любить и выбирает непродуктивные виды любви исходя из своей социальной роли и жизненных ценностей.
4. теория гендерных схем С. Бем.
Данная теория рассматривает особенности гендерной идентичности, способа ее формирования, а также изучает психологические характеристики маскулинности, феминности и андрогинности, и связанные с этим проблемы гендера и пола.
5. историко-социологический подход к понятию гендер И. С. Кона.
Теория И.С. Кона рассматривает личностные особенности в их взаимосвязи с гендерной идентичностью. Поведение человека детерминировано общественным строем общества и связано с его самосознанием, механизмом идентификации и принадлежности к социальной группе. Мужчина и женщина могут обладать разной степенью «мужского» и «женского» или в одинаковой степени сочетать в себе данные качества. В связи с гендерной революцией, изменившей устойчивые стереотипы деятельности и поведения мужчин и женщин, на данном этапе формируются разного рода вариации и различия мужчин и женщин не как биологических организмов, а как социальных личностей. Гендерные особенности зависят от социальных норм и моделей поведения в обществе, которые обусловлены изменяющимися событиями на каждом историческом этапе и зависят от культурных ценностей определенной этнической группы.
Задачи исследования:
1. Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвящённой проблеме любовных переживаний и рассмотрение разных теорий о переживании.
2. Анализ теоретической информации, которая описывает понятие «гендер» и гендерные характеристики юношей и девушек
3. Подбор методического инструментария для проведения
эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация данных, получившихся в ходе
исследования.
5. На основе результатов исследования описать любовные переживания юношей и девушек с разными гендерными характеристиками.
Практическая и теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что изучение структуры такого процесса как переживание поможет объединить полученный и накопленный теоретический материал. С помощью систематизации информации мы сможем по-новому рассмотреть и понять проблему любовных отношений людей разной гендерной идентичности, их личностные особенности, эмоциональную и ценностно-потребностную сферу, определяющих взаимодействие и любовную активность с другим человеком. Дополнить ранее полученную информацию по «гендерной психологии», «возрастной психологии», «дифференциальной психологии» новыми теоретическими суждениями и эмпирическими исследованиями.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что понимание личностных особенностей людей разных гендерных типов, их поведения поможет устранить недопонимание и проблемы в любовных отношениях, вызванных гендерными установками. Данные знания можно использовать в психотерапевтической практике, тренингах и при психологическом просвещении молодых людей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников позволил заключить, что на сегодняшний момент существуют достаточно большое количество теорий, описывающих сущность, структуру и компоненты любовных отношений. Тем не менее, накопленный теоретический материал по данной теме большой, немногочисленные эмпирические исследования, посвящённые данному феномену, не систематизированы и не структурированы.
В нашей работе, мы попытались сделать первый шаг на пути понимания такого сложного процесса как любовное переживание. В ходе нашего теоретического анализа мы сумели познакомиться с историей изучения такого явления как переживание, выяснили, что переживание является неотъемлемой частью функционирования системы сознания и возникает неожиданно, а не с помощью конкретных усилий других уровней системы сознания. Также нами были рассмотрены два разных определения понятия переживания. В рамках нашей работы, мы ориентируемся на первое понятие: переживание - личностное, эмоциональное отражение своего отношения к миру, который рассматривается человеком как предоставление ему возможности удовлетворения своих желаний и потребностей.
Далее изучая феномен любви, увидели различия таких эмоциональных процессов как симпатия, влюблённость и любовь. Данные чувства отличаются между собой не только глубиной возникших эмоциональных реакций, но и по продолжительности протекания данных аффективных реакций, что в своих исследованиях и доказал Н. Рубин. Чувства, которые мы испытываем по отношению к другому субъекту, могут носить разный оттенок: позитивный и негативный. Негативные проявления в любовных отношениях характеризуется чувством собственности к противоположному полу, непредвиденными вспышками ревности, манией, игнорирование чувств любимого человека. Данные характеристики эмоционально-личностных отношений, не могут быть рассмотрены в качестве такого феномена как любовь. Именно поэтому, в теоретических представлениях о любви, делается акцент на положительном принятии своей личности, партнера и внешнего мира. Именно поэтому позитивное любовное переживание характеризуется стремлением к эмоциональным, чувственным, доверительным отношениям со своим любимым человеком. Говоря об общей картине возникновения любви, многие психологи отмечают наличие эротического влечения и возникновение дружеских чувств, которые основаны на продолжительно долговременных отношениях субъектов. Желание сблизиться, быть рядом, иметь ценность для своего партнёра и участвовать в его жизни - главные побудители к любовной активности.
Исходя из теорий Ф. Е. Василюка, Д. А. Ли, Э. Фромма, Р. Стернберга и эмпирических исследований З. Рубина мы смогли понять природу любовного переживания. Любовные переживания являются неотъемлемой частью взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Любовные переживания имеют ряд различий не только по биологическому полу, но и по гендерным характеристикам. Именно гендерные характеристики формируют предпочитаемое поведение в любовных отношениях.
Проведённое нами эмпирическое исследование, в котором приняли участие 89 человек, подтверждает и дополняет уже имеющиеся знания в области любовных отношений. Мы выявили, что существуют различия в любовной сфере для молодых людей разного гендера:
1. Маскулиннные девушки в большей степени, чем юноши предпочитают свободное отношение к любви, они воспринимают любовь поверхностно и как способ получения удовольствия. Маскулинным юношам важны интимные, страстные отношения, основанные на физическом влечении. Анализ любовных переживаний позволил заключить, что девушки по сравнению с юношами склонны к отрицательным любовным переживаниям, но при этом способны испытывать и положительные: бодрость, беззаботность, силу и расслабленность, нежели юноши;
2. Андрогинные девушки предпочитают эротические любовные отношения, основанные на длительной дружбе и общих интересов. Юноши ценят отношения, построенные на альтруизме, самопожертвовании и в больше степени, чем девушки испытывают отрицательные любовные переживания. Однако в меньшей степени, нежели девушки подвержены такому состоянию как апатия.
3. Феминные девушки, нежели юноши представляют любовь как сочетание эротического влечения, сострадания, самоотверженности и страсти. Юноши стремятся к спокойному, свободному и постепенному развитию отношений и в больше степени испытывают отрицательные любовные переживания, но по сравнению с девушками способны ощущать комфорт, чувствовать восторженность к партнеру и доверять ему.
Социальную роль, которую играют молодые люди и как себя преподносят, выражается на стиле любовного взаимодействия и вместе с тем на развитии любовных переживаний, которые отражают как позитивные аспекты, так и отрицательные.
На фоне меняющихся тенденций и социальных норм юношеский возраст - это период характеризующийся ростом силы своего Я, проявление своей индивидуальности и желание эмоционального и интимно-личностного контакта с противоположным полом, единение с которым позволит проявить человеку свои лучшие качества. Яркие, эмоциональные переживания в жизни молодых людей играют существенную роль в их самораскрытии, самопознании и в проявлении себя как личности.
Мы предполагаем, что данные отличительные особенности любовных переживаний у юношей и девушек разного гендера связаны с различным представлением о модели поведения в интимно-личностных отношениях, особенностями ценностно-потребностной сферы, семейными установками, а также влияниям общественного строя социума.
Теоретические основы данной работы могут изучаться в контексте «психологии развития», «гендерной психологии», «дифференциальной психологии». Использованные методики могут пригодиться в составлении упражнений и бесед, используемых в тренингах, в программах профилактики стресса, депрессии, суицидального поведения, и коррекции неоптимальных любовных отношений.
Полученные данные могут использоваться педагогами, психологами в психолого-педагогическом сопровождении юношей и девушек. При индивидуальных консультациях в ситуациях недопонимания между партнерами, безответной любви или любовного кризиса данное исследование поможет психологу в изучении мировоззрений личности, его идеалов и иррациональных идей с целью скорректировать дальнейшее поведение личности и помочь человеку понять свои жизненные ценности, выбрать другой образ жизни, постепенно осознавая и принимая себя как личность.



1. Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. №6.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
3. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/mpj/2014/n5/vasiluk.shtml
4. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. — М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
5. Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. М., 1996.
6. Денисова Е. А. Самореализация личности и гендерные стереотипы
2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-i-tendernye-stereotipy.
7. Ильин Е. П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. — 688 с.
8. Ильин Е. П. Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — С. 22. — 336 с.
9. Кагарманов Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-razlichii-lyubvi-vlyublennosti-i-lyubovnoy- zavisimosti
10. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / Пер. с фр. О. Я. Журавлева: Когито-Центр; Москва; 2012.- 416 с.
11. Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 256 с.
12. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. - Время, 2009. - 496 стр.
13. Клецина, И.С. Гендерные нормы как социально -психологический феномен : монография / Е.В. Иоффе, И.С. Клецина .— М. : Проспект, 2017 .— 144 с.
14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие/ Александр Романович Лурия. - Москва и др.: Питер, 2012. - 320 с.
15. Майоров А.А., Духарева А.В. О гендерном аспекте любви и влюбленности 2013.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/o-gendernom-aspekte-lyubvi-i-vlyublennosti
16. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 351 с.
17. Мэй Р. Человек в поисках себя. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 224 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ