Введение 5
Глава 1. Анализ предметной области 9
1.1 Обзор российского рынка пассажирских перевозок 9
1.2. Содержательная постановка задачи 12
1.3. Характеристика предприятия-перевозчика 14
Глава 2. Выбор инструментов решения 19
2.1 Понятие модели и моделирования 19
2.2 Классификация моделей 19
2.3 Этапы моделирования 22
2.4 Современные средства моделирования 25
2.5 Имитационное моделирование систем 28
2.6 Обоснование выбора программного обеспечения для решения задачи 29
Глава 3 Разработка имитационной модели 33
3.1 Логика модели 33
3.2 Описание модулей 33
3.3 Анализ результатов моделирования 39
Приложения 43
Совершенствование транспортной системы городов России сегодня стало одной из самых острых социально-экономических проблем развития инфраструктуры, обеспечивающей жизнеспособность городов в целом. Прежние методы реорганизации деятельности автотранспорта, основанные на вовлечении новых транспортных и магистральных ресурсов, безнадежно устарели, и все попытки их использования к существенным изменениям не приводят. При этом автотранспорт остается самым мобильным и востребованным способом пассажирских и грузовых перевозок. В этой ситуации использование современной вычислительной техники и методов имитационного моделирования для планирования и управления усовершенствованием работы городского автотранспорта представляются наиболее перспективными, поскольку упрощают возможность эксперимента и обеспечивают высокую достоверность расчетов исходя из конкретных условий.
В городе Томске программа «Развитие городского пассажирского транспорта муниципального образования «Город Томск» на 2014-2020 годы, инициированная муниципальной властью, реализуется на основе таких современных методик. Программа направлена на улучшение работы городского автотранспорта.
Цель программы муниципальной программы заключается в развитии устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта [1].
Задача 1: Совершенствование маршрутной сети городского общественного транспорта.
Задача 2: Модернизация системы городского общественного
транспорта.
Задача 3: Повышение комфорта и безопасности городского общественного транспорта.
Маршрутный транспорт на сегодняшний день является основным способом перевозки пассажиров в большинстве российских городов. На его долю до сих пор приходится около 80 % от общего объема перевозок всех видов транспорта России и около 25 % пассажирооборота [2]. При этом основная часть парка пассажирского автотранспорта принадлежит частным предприятиям.
Система модернизации работы городского автотранспорта, учитывая интересы частного перевозчика, исходит из того, что главным элементом и потребителем системы является пассажир. Активность пассажира в системе выражается в возможности выбора маршрута передвижения с одной стороны, и стремлением свести к минимуму затраты на передвижение с другой.
Согласно анализу, проведенному местной муниципальной властью по деятельности городского автотранспорта, маршрутная сеть города Томска достаточно развита и позволяет жителям перемещаться по городу с минимумом пересадок. В настоящее время транспортное обслуживание муниципального образования «Город Томск» осуществляется по 34 автобусным, 8 троллейбусным и 4 трамвайным маршрутам.
Кроме того по территории МО «Город Томск» проходят схемы 32 действующих межмуниципальных пригородных маршрутов, договоры на обслуживание пассажиров по которым заключаются Администрацией Томской области.
Вместе с тем, анализ показывает, что существующие в городе и пригороде маршруты пассажирского транспорта представляют из себя довольно беспорядочную совокупность «старых» традиционных маршрутов и «новых» — коммерческих, что приводит к дублированию, нездоровой конкуренции, потерям перевозчика.
Подобная ситуация приводит к снижению уровня безопасности и культуры пассажирских перевозок
Задача, стоящая перед муниципальной властью в сфере модернизации, базируется на поиске равновесия между интересами пассажиров, транспортных предприятий и муниципалитета. Такие условия реформирования работы пассажирского автотранспорта неизбежно ведут к абстрагированию от многих дополнительных факторов, действующих в реальной ситуации.
Практическая новизна данной разработки связана с повышением эффективности небольшого автотранспортного предприятия, работающего на пригородном маршруте, с учетом конкретных обстоятельств, действия человеческого фактора и потребностей пассажиров. Она решает проблему расчета оптимальной вместимости маршрутного микроавтобуса, чтобы добиться эффективности работы маршрута, повышения качества обслуживания пассажиров.
Объект исследования: работа городского автотранспорта.
Предмет исследования: повышение эффективности работы городского автотранспорта.
Цель работы - разработка предложений по модернизации деятельности системы работы городского автотранспорта (на примере одного из популярных маршрутов) на основе использования методов имитационного моделирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ предметной области, выявить проблемную
зону.
- Провести анализ литературных данных, а также интернет - ресурсов с целью поиска похожих исследований и методов решения.
- Определить метод и технологию достижения поставленной в работе цели.
- Выбрать инструмент решения.
- Построить модель, апробировать ее, сделать выводы.
- Просчитать экономическую эффективность разработки, а также осветить вопросы социальной ответственности.
Методы исследования и технологии разработки: для изучения объекта исследования были использованы методы системного анализа.
Имитационная модель деятельности автопредприятия построена на основе методов теории массового обслуживания. Имитационная модель была реализована в виде Arena-приложения.
Результат работы: при помощи разработанной имитационной модели был проведен ряд экспериментов, цель которых - выявление параметров модели, наиболее удачно отражающих автотранспортного предприятия - перевозка пассажиров на пригородном маршруте г. Томска с учетом вместимости микроавтобуса. Результаты исследования способствуют повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Область применения: апробация разработанной имитационной модели проводилась на базе ООО «Транспортный цех» и в дальнейшем планируется ее использование на этом предприятии. Данная модель может быть использована на других предприятиях, оказывающих идентичные автотранспортные услуги.
Ключевые понятия: городской автотранспорт, городское автотранспортное предприятие, пассажирские перевозки,имитация,моделирование, системы массового обслуживания.