ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ 7
1.1. Хореографическое искусство в духовной жизни общества 7
1.2. Технологические особенности постановки сюжетных
хореографических форм 10
1.3. Специфика постановки сюжетных танцевальных форм с
непрофессиональными исполнителями 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА СЮЖЕТНОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПРОЕКТА С УЧАСТИЕМ ЛЮБИТЕЛЕЙ 20
2.1. Проектирование сюжетной танцевальной постановки
с участием любителей 20
2.2. Работа постановщика с исполнителями до и вовремя
репетиционного процесса 34
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложения 47
Искусство является одним из основных факторов психолого-педагогического воздействия на личность, поскольку оно адресовано его эмоциональной и когнитивной сфере. Произведения искусства вызывают глубокие эмоциональные, эстетические, этические переживания, активизируют мыслительную деятельность , что в итоге способствует всестороннему развитию личности.
Актуальность исследования. Важнейшую роль в формировании внутреннего мира индивида играет социально-культурная среда, поэтому сегодня большое значение для исследователей в сфере социально-культурной деятельности представляют вопросы любительского творчества или художественной самодеятельности.
Любительское творчество - форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и творческих способностей.
Проблема исследования. Каждый вид любительского творчества рассматривается исследователями с одной точки зрения, например, искусствоведческой - как способ воздействия на художественное восприятие зрителя. Или с культурологической, то есть исследуется роль того или иного вида искусства в обществе. Возможно рассматривать каждый вид искусства в любительском творчестве с педагогической точки зрения, как средство формирования эстетического вкуса. Однако подобная дифференциация приводит к тому, что каждое направление искусства предстает однобоко. И лишь небольшое количество исследований посвящено целостному рассмотрению искусства с точки зрения его роли в социально-культурной жизни нашего общества, поскольку искусство наполняет всю нашу жизнь, начиная с самого раннего возраста. В данной работе рассматривается танец, как социальный феномен, его интегративная социокультурная роль в жизни общества. В частности, М.М. Шибаева пишет, что: «При всей ценности традиций художественного развития личности как потенциального субъекта творчества ряд содержательно-стилистических моментов приобщения к культуре нуждается в обновлении с учетом предполагаемых обстоятельств современности». Искусство сегодняшнего дня, а в частности современная хореография, вызывает противоречивое восприятие зрителя, что можно характеризовать низким уровнем посещаемости танцевальных представлений.
В наши дни, к пониманию целостности танцевального образования пришли далеко не все специалисты культуры, здравоохранения, других социальных институтов. Но несмотря на это, интерес к любительскому творчеству значительно растет. Занятие танцем влияет не только на формирование внутренней культуры человека, но и на развитие его личных качеств. Освоение любых видов танца определенно связано с тренировкой всех групп мышц, общей координации, гармонией, саморазвитием [18 с. 112].
Хореографическое любительское творчество можно классифицировать по следующим признакам, с точки зрения организации творческого процесса, это могут быть:
1. Постановка хореографических миниатюр на любительские коллективы
2. Проектирование специальных мероприятий, таких как
- перформансы (создание внезапных решений с вовлеченными людьми с последующим вовлечением зрителей)
- проекты специальной направленности
3. Организация прикладных хореографических мероприятий, таких как
- частные и корпоративные мероприятия ( флешмоб, свадебный танец и др.) На сегодняшний день любительское творчество все больше требует новых форматов, наполненности и уровня профессионализма при минимальном наличии навыков.
В современной России широко развит любительский танец: любительские коллективы, кружки, школы специальной направленности. С появлением танцевальных телепередач резко возрос спрос на изучение современных танцевальных направлений. Танцовщик все больше хочет демонстрировать свое творчество в интересных ему танцевальных форматах, готов к развитию и высокой трудовой деятельности для того, чтобы получить признание и личную удовлетворенность. Танцующий человек не просто воспринимает красивое, а он преодолевает трудности, работает над собой, чтобы красота, которую он видит, в роли зрителя, стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех проявлениях: в искусстве и в жизни. Художественный вкус становится более тонким, а эстетические оценки явлений - более зрелыми. Именно поэтому каждый хореограф создает новые технологии, соответствуя уровню восприятия и физической подготовленности танцовщика. Грамотно выстроенное танцевальное любительское пространство может существовать в самых разнообразных формах.
Цель данного исследования: Описать технологию постановочной работы в рамках создания сюжетно-танцевального проекта доступную для любителей. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную и методическую литературу о влиянии
хореографического искусства на духовную жизнь общества
2. Выявить технологические особенности постановки сюжетных хореографических форм
3. Определить специфику постановки сюжетных танцевальных форм с непрофессиональными исполнителями
4. Разработать проект сюжетно-танцевальной направленности
5. Реализовать проект с учетом разработанных танцевальных технологий Обьект исследования: танцевальные проекты в любительском творчестве; предмет:постановка сюжетных танцевальных проектов с участием любителей.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов:
- Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация информации по теме исследования);
- Эмпирические методы (опытно-поисковая работа, диагностика, опрос, интервьюирование)
Методологической основой исследования: являются методики по исполнению современной хореографии Марты Грэхем, Охада Нахарина.
Гипотеза исследования: Использованные танцевальные технологии являются средством для формирования целостности современного танцевального восприятия у танцовщика и зрителя в любительском творчестве
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных технологий, способствующих решению задач танцевального воспитания в любительском творчестве.
Социально-культурная среда играет важнейшую роль в формировании индивида, поэтому большое значение уделяется любительскому творчеству и художественной самодеятельности. Любительское творчество, как форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и творческих способностей, где хореографическое искусство становится неотъемлемым фактором в становлении личности. Оно дает человеку большую возможность для полноценной самореализации. Процесс совершенствования и развития творческого потенциала является следствием художественно - эстетического воспитания и является началом осмысления хореографического искусства в социально - культурном пространстве.
Танцевальное искусство имеет связь со всеми событиями практической и духовной жизни общества, охватывая все стороны его жизни и служит способом выражения через движение повседневной жизни человека, обусловливая отношение к окружающей действительности погружаться в хореографическую деятельность всем независимо от возрастной, социальной и гендерной принадлежности для всестороннего и гармоничного. На сегодняшний день, многофункциональность танца позволяет развития, а занятие танцем не только учат осознавать и создавать прекрасное, но и еще развивают абстрактное мышление, дают гармоничное пластическое развитие.
В современном мире любительские творческие движения в социально-культурном пространстве все чаще превращаются в элементарную комбинаторику, что не дает искушенному зрителю полного погружения, понимания. В конце концов, искусство носит характер обесценивания. Не развивается желание познавать, изучать и воспроизводить искусство.
Создание танцевального перформанса «Есенин» является продуктом совмещения литературы, танцевальной игры, хореографического исполнения и камерного пространства. Сюжет и понимание образов дало интерес танцовщикам в процессе создания. Правильно выстроенная технология взаимодействия с танцорами - любителями дало интерес в развитии дальнейшего интереса к современным формам танцевального искусства. Технология была выявлена из личных особенностей артистов, их потенциала и уровня мотивации. Наполненность производственного процесса, его законченность, начиная от нового танцевального мироощущения, заканчивая новыми формами танцевального самовыражения, послужило укреплению личностных отношений, мотивацией к дальнейшему развитию и созданию совместного танцевального продукта. Любительское творчество дает широкое пространство для развития артиста в разных направлениях, в разных форматах. Он легко воспринимает и ощущает пространство, музыку, движения. Его сознание очищено и ему легко поддается совмещение форматов, работа над теми или иными техниками. Были применены такие технологии в репетиционном процессе, как работа с пространством, работа с эмоциями, с ощущением, с передачей энергией, партнеринг, техника релиза. Каждое составляющее позволяло танцовщику быстрее окунуться в танцевальный процесс, почувствовать и осознать танец, как искусство. Завершению послужила успешная премьера спектакля, удовлетворенность танцовщиков, продолжение деятельности в том же составе, реализация других танцевальных продуктов, которые также были признаны зрителем.
1. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура как источник духовно-нравственного исцеления личности. М.: Изд-во МГУК, 1997-130 с.
2. Бакланова Т.И. Организация и научно-методологическое обеспечение художественной самодеятельности. М.: Изд-во МГИК, 2005-102 с.
3. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 с.
4. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 с
Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 750 с.
5. Булгакова, Е. Существует ли мода в танцах? / Е. Булгакова // Современные и эстрадные танцы. - №4 (16)
6. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. - М.: Искусство, 2008. - 248 с. 224 с.
7. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. -320 с.
8. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке/ Современная теория литературы: антология / сост., пер., прим. И. В. Кабановой. М.: Флинта; Наука, 2004 - 46-68 с.
9. Ефремов, И. Таис Афинская / И. Ефремов. М., 2005. - 60 с.
10. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. М.: Классика XXI, 2001. - 248 с.
11. Зайцева М.Л. Феномен синестезии в искусстве постмодернизма. «Психолог». 2014. - 34 с.
12. Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. пособие / А. В. Мелехов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург,
2015. - 128 с.
13. Педагогика в профессиональной подготовке хореографа. Н.Ф. Спинжар, Е.Л. Рябинкина. Москва 2011г. 112-113 с., 20 - 23 с.
14. Гиглаури, В. Как я понимаю модерн. -М: 2005.
15. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика /
Э. Грен-люнд, Н. Оганесян. СПб.: Речь, 2004. - 288 с.
16. Каткова М.В. Искусство действия : Перформанс - художественное явление второй половины ХХ века : дис... канд. иск. М, 2000.164 с
...