ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ 5
1.1 Понятие, функции и общие представления о деятельности
спортивных судей 5
1.2 Понятие специфики деятельности баскетбольных судей 15
1.3 Подготовка баскетбольных судей в сфере управления конфликтами 28
Вывод по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ КАК ФАКТОРА УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Обработка данных и результаты эмпирического исследования 48
2.3 Методические рекомендации для спортивных судей 63
Вывод по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Данная работа посвящена исследованию в изучении управление конфликтов в сфере спортивных судей. В эпоху человечества, каждый живущий человек конфликтовал, так как конфликты возникают в процессе общения человека. Каждый человек который хочет добиться своих поставленных целей, доказывать свою правоту в праве использовать любые методы для достижения целей. Конфликт это неотъемлемая часть в жизни человечества. Конфликты бывают во всех сферах жизни общества где есть человек.
В современном мире спорт является конкурентной сферой, он становится не только средством выявления сильнейшим спортсменов, но и способом огромного заработка. В связи с этим в спорте присутствует много агрессии, отрицательных и положительных эмоций и поэтому судьи должны уметь конструктивно управлять конфликтами. Важно отметить что очень мало изучена связь личностного потенциала арбитра на выбор способов управление конфликтами. В игровом процессе это происходит очень быстро и иногда даже не заметно и очень трудно предупредить эти конфликты, поэтому всегда нужно действовать спонтанно. Арбитры должны быть готовым к этому, вы не должны показывать свое эмоциональное состояния, потому что вы должны контролировать процесс, управлять конфликтом и всегда действовать в рамках правил, кроме вас этого не кто не может делать, поэтому психологическая и конфликтологическая подготовка это неотъемлемая часть в деятельности спортивных судей. Если понаблюдать за спортивными арбитрами, то не все могут управлять конфликтом, есть даже те, которые уходят от конфликта не хотят его разрешения. Можно сказать о том что, спортивным арбитрам не хватает знаний в конфликтологии. Не хватает психологической подготовки арбитра при столкновении в конфликте. В данной работе мы будем рассматривать управление конфликтов в сфере деятельности спортивных судей. Рассмотрим роль арбитра, кто такой спортивный арбитр, какой деятельностью он занимается, подготовка арбитра про столкновении с конфликтами, попытаемся изучить и понять, как спортивные судьи будут справляться с конфликтами и управлять ими. Рассмотрим что такое конфликты в сфере спорта. Каковы тенденции в работе с конфликтами, модель управления в конфликте. Во второй части работы будет проведено исследование на тему того как спортивные судьи взаимодействуют в конфликте.
Объект исследования - конфликты в профессиональной деятельности спортивных судей
Предмет исследования - личностный потенциал как ресурс управления конфликтами в деятельности спортивных судей.
Гипотеза исследования: связь между личностным потенциалом и способностью к управлению конфликтами
Цель: Выявить влияние личностного потенциала на стиль поведение в конфликте и способность управление конфликтами
Задачи:
1. Теоретический подход к изучению, кто такой спортивный арбитр
2. Выяснить что такое спортивные конфликты
3. Какова роль спортивного судьи в конфликте
4. Выяснить какая тенденция в работе с конфликтом
5. Рассмотреть модель управления конфликтом в деятельности спортивных судей
6. Провести эмпирическое исследование
Управлять и контролировать процесс очень сложно, для этого нужно время на подготовку. Психологическая конфликтологическая устойчивость тренируема, но для них необходим некий «стержень», основа, на которую необходимо накладывать умения в управлении конфликтов а так также их разрешение. Зачастую принятие правильного решения в игре требует не только хорошей физической формы, теоретической и психологической подготовки и конфликтологической подготовки, но и огромного человеческого мужества.
Любое спортивное соревнование по своей сути является конфликтом, так как прямое столкновение интересов двух коллективов. И в обязанностях арбитра любой ценой удержать этот конфликт в рамках духа и правил игры.
Психологическая устойчивость позволяет арбитру в конфликтных ситуациях действовать согласно духу и правил игры, не поддаваться влиянию внешних факторов и собственных эмоций, контролировать поведение игроков и тренеров, что в конечном итоге позволяет достичь главной цели в любом соревновании, а именно выявить сильнейшую команду и позволить игрокам проявить своё высшее спортивное мастерство. Работа арбитра сопряжена с постоянными командировками, работой в разных часовых поясах и с разными коллегами. У всех судей абсолютно разный личностный потенциал, судьи всегда дают друг другу советы и или приобретают определенные навыки у своего коллеги, большинство арбитров даже меняют свою личность, начинают по другому уже вести себя в конфликтной ситуации. Высокий уровень психологической подготовки позволяет испытывать удовольствие от процесса и результата работы арбитра, а также даёт повод к постановке амбициозных целей и задач как в рабочей деятельности арбитра, так и в бытовой жизни. Мы доказали, что личностный потенциал влияет, на стиль поведения в конфликтах и управление конфликтами.
В ходе нашей работы мы рассмотрели разные подходы к изучению деятельности спортивных судей, в том числе было рассмотрена конфликты в их деятельности. Рассмотрели какую роль играет судьи в конфликте, модель в управление конфликтом в деятельности спортивных судей.
При проведении исследование мы выявили, что на управление и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности спортивного арбитра влияет личностный потенциал.
Разработали методические рекомендации для разработки определенного личностного потенциала, который поможет им в эффективности их деятельности. Создали технику которая позволит им развивать личностный потенциал для разрешение или управление конфликтных ситуаций.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — м.: юнити, 2000. - 551 с. ISBN 5-238-00062-6.
2. Аниупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. — Ужгород: МАУП, 1995. - 101 с.
3. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с
использованием ЭВМ. — М.: Мир, 2007. — С. 488.
4. Байрачный, О.В. Психологические показатели в определении спортивного амплуа футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /О.В. Байрачный; НУФВСУ - К., 2009 - 20 с
5. Большой психологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004
6. Григорьев М., Давыдов М., Философия судейства. - М., 1995, Т.К. РФБ.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-еизд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с
8. Дмитриев, Ф. Б. Методические основы подготовки судей по баскетболу [Текст]: учебно-методическое пособие / Дмитриев Ф. Б.(и др.); Издательский центр «Наука», Москва. - 2012. 280 с.
9. Дмитриев Ф.Б., Адейеми Д.П., Григорьев М.П., Латыпов И.К. Конфликты. Способы разрешения. Москва. 2018. с. 42
10. Деятельность спортивных судей - Официальный сайт Всероссийской коллегии баскетбольных судей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vkbs.su
11. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998
12. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст] / Ильин Е. П, . - Питер. 2013. . -576с
13. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]
14. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. - 247 с.
15. Квалификационные требования к спортивным судьям.
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/sportivnye-sudi/2568/
16. Козер Л. Основы конфликтологии. СПБ., 1999
...