Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТВУ

Работа №97852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К
ОДИНОЧЕСТВУ 7
1.1. Жизнестойкость как психологический феномен 7
1.2. Психологические особенности, факторы формирования
жизнестойкости в юношеском возрасте 14
1.3. Психологические исследования феномена одиночества в юношеском
возрасте 19
Выводы по главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТВУ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты исследования жизнестойкости у юношей и девушек со
склонностью к одиночеству 34
2.3. Рекомендации для психологов по оптимизации показателей
жизнестойкости личности юношеского возраста 45
Выводы по главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55


Актуальность исследования. Социальная ситуация развития общества, характеризуются ростом стрессогенных факторов и профессиональной и личной жизни, расширением спектра социальных, экономических, политических кризисов, ухудшением экологической обстановки, что порождает глубокие кризисные изменения в жизни отдельной личности, предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости по отношению как к внешним, так и к внутренним противоречиям. В этих условиях все большую популярность приобретает проблема изучения факторов формирования совладающего поведения, а также личностных качеств (оптимизм, личностное достоинство, жизнерадостность, жизнестойкость, толерантность к неопределенности), обеспечивающих успешное преодоление стресса.
Решение проблемы детерминации жизнестойкости как личностного ресурса необходимо на всех уровнях психической активности человека. Существует острая потребность в определении тех личностных проявлений, которые обеспечивают возможность противодействовать нежелательному влиянию среды. Исследование этого вопроса также определяется необходимостью создания психолого - педагогических условий для полноценной реализации личностного потенциала учащихся и студентов, что отражено в «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года».
В отечественной психологии проблема изучения личностных ресурсов преодоления стрессовых ситуаций разрабатывалась учеными как попытка целостного осмысления личностных характеристик, которые обусловливают успешное приспособление человека к жизненным сложностям. Феномен жизнестойкости личности исследованы в рамках проблем, связанных с преодолением стресса, адаптацией в обществе, физическим и психическим
здоровьем (Л.А. Александрова), а также соотношении смысложизненными ориентациями, индивидуально-типологическими особенностями личности, самоотношением, стилевыми характеристиками саморегуляции поведения (Т.В. Наливайко), в связи с комплексом переживаний в психотравмирующей ситуации и успешностью процесса реабилитации (А.И. Рассказова). Акцентирование внимания решающей роли личностных качеств человека в преодолении негативных воздействий среды или их противостоянии привело обращение к исследованию личностного потенциала. Д.А. Леонтьев рассматривает его как системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают способность сохранять стабильность смысловых ориентаций, эффективность деятельности на фоне давления и изменения условий деятельности.
Проблема исследования. Изучение проблематики жизнестойкости личности в научной литературе уже имеет определенные результаты, но до сих пор нерешенной остается проблема исследования интеркоррелят параметров жизнестойкости и других личностных свойств, например, специфики проявления жизнестойкости у юношей и девушек с определенной личностной направленностью (склонностью к одиночеству).
Цель исследования - выявление особенностей жизнестойкости у лиц юношеского возраста со склонностью к одиночеству.
Объект исследования - жизнестойкость в юношеском возрасте.
Предмет исследования - особенности проявления структурных компонентов жизнестойкости у юношей и девушек со склонностью к одиночеству.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем жизнестойкости в научной - психологической литературе.
2. На теоретическом уровне выявить и описать особенности, факторы условия, формирования жизнестойкости у юношей и девушек.
3. Проанализировать психологические исследования феномена одиночества в юношеском возрасте.
4. На эмпирическом уровне выявить особенности жизнестойкости, как свойства личности у юношей и девушек, со склонностью к одиночеству.
5. Разработать рекомендации, для психологов по оптимизации показателей жизнестойкости личности юношеского возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о существовании различий параметров жизнестойкости у лиц юношеского возраста в зависимости от склонности к одиночеству, а именно для респондентов склонных к одиночеству характерно низкий уровень эмоциональной вовлеченности в жизненный процесс, для юношей и девушек не склонных к одиночеству более свойственно высокой уровень жизнестойкости.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения гуманистического и экзистенциального подходов (Д.А. Леонтьев, Р. Мэй, С. Мадди, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл, М. Хайдеггер); результаты исследований феномена жизнестойкости личности, представленные в работах таких ученых как Ф.В. Бассин, Ю. В. Власова, Ф. Е. Василюк, В.В Налчаджян, Е. Р. Исаева, И.М. Никольская и др.; изучение проблемы одиночества в ряде работ отечественных авторов, таких как С. Г. Корчагина, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко; в рамках зарубежной психологической литературы - теоретический подход к одиночеству Л. Рук, К. Пепло.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ философской, психологической литературы, обобщение, сравнение, систематизация;
- эмпирические: психодиагностический метод («Диагностика уровня субъективного одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона», Методика семантического дифференциала (модификация С.Г. Корчагиной) для периода ранней взрослости. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов, Тест жизнестойкости (методика С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева). Тест смысло -жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева).
- методы обработки данных: методы данных количественного анализа с применением статистических методов обработки (сравнительный анализ), выполненных в программе SPSS 20.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты достаточно важны для понимания психологических свойств жизнестойкости личности со склонностью к одиночеству. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов образовательных учреждений, специалистами по работе со студентами. Полученные в ходе исследования знания могут представлять интерес для студентов-психологов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования - выявление особенностей жизнестойкости у лиц юношеского возраста со склонностью к одиночеству. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования: проанализировали характеристики жизнестойкости как психологического феномена, рассмотрели понятие одиночества, причины склонности к
одиночеству, провели анализ психологических особенностей жизнестойкости и одиночества в юношеском возрасте, организовали и провели эмпирическое исследование жизнестойкости личности со склонностью к одиночеству.
Проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что жизнестойкость является интегративным личностным качеством, позволяющим успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая оптимальную работоспособность и сохраняя внутренний баланс. Происходит это благодаря ориентации на будущее и сокрытой в ней активности, привносящей в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулирующей его к дальнейшему личностному развитию. Основными составляющими жизнестойкости являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлечённость, отвечающую за получение человеком радости от выполняемой деятельности; контроля, позволяющему человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь; принятия риска, подталкивающему к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом.
Одиночество - это нарушенное восприятие времени, в результате недовольного течения длительного времени потребности в заботе. Ученые раскрывают вопросы переживания одиночества как внутреннего специфического чувства и ощущения некоторой потери внутреннего мира личностью, вопросы длительности протекания одиночества и причины ее возникновения. В утверждении, что человеку присуща потребность в общении, они отмечают переживание одиночества, как патологии, что ведет к деградации личности.
Современные студенты переживают свое становление и развитие через наложение ряда кризисов: возрастные кризисы; кризисы индивидуальной жизни, которые включают кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности; кризисы профессионального обучения; внешние, глобальные, экзистенциальные, связанные с нестабильностью настоящего и неопределенностью будущего. В то же время, именно во время студенчества происходит формирование жизнестойкости и жизнестойкого совладания со стрессами. Жизнестойкость личности в учебно -профессиональной деятельности может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях, успешной самоактуализации и личностной исполненности.
В эмпирической части исследования с целью изучения уровня одиночества личности была использована методика «Диагностики уровня субъективного одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона», Методика семантического дифференциала (модификация С.Г. Корчагиной) для периода ранней взрослости. С целью изучения способов совладающего поведения, уровня жизнестойкости юношей были использованы методики Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов, Тест жизнестойкости (методика С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева). С целью изучения осмысленности жизни юношами была применена методика Тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Объем выборки составил 40 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет. Из них 20 девушек, 20 юношей. Средний возраст испытуемых 19.8 года.
В среднем респонденты демонстрируют средний уровень одиночества. Девушки и юноши не испытывают ощущения одиночества. Проведенный анализ копинг-стратегий у респондентов указывает в среднем на умеренное использование всех стратегий. Юноши в большей степени склонны использовать стратегию «бегство, избегание», «дистанцирование», девушки же склонны использовать «планирование решения проблемы», «дистанцирование». В меньшей степени юноши склонны использовать «самоконтроль», «принятие ответственности», что также характерно и группе девушек.
Существенные отличия в средних показателях девушек и юношей не выявлены. В группе девушек немного выше показатели «жизнестойкости», «вовлеченности», «контроля», а также «принятия риска». Однако по результатам проведенного исследования, показатели жизнестойкости юношей статистически не отличаются от показателей в группе девушек.
Проведенный анализ полученных результатов по методике семантического дифференциала показал, что участники вполне осознанно и четко дифференцируют понятия «уединение», «одиночество» и «изоляция». Испытуемые демонстрируют отрицательное отношение к изоляции и одиночеству.
Проведя общий корреляционный анализ периода ранней взрослости, были выявлены положительные связи показателей уровня одиночества с копинг-стратегиями.
Ощущение одиночества также связано с общей жизнестойкостью человека и ее составляющих «принятие риска» и «вовлеченность». Неспособность противостоять жизненным невзгодам, низкая стрессоустойчивость, страх и нежелание изменений в жизни способствуют формированию слабого неадаптивного характера человека.
При постоянном избегании неудач и сложностей личность становится инфантильной, инертной, неспособной развиваться. Выявлена связь ощущения одиночества с отсутствием семьи, с эмоциональной вовлеченностью в жизненный процесс и с наличием выраженной копинг - стратегии «положительная переоценка».
Гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова К. А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2011. 89 - 134 с.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / П от ред. Н.Н. Горбатовой, А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кузбассвузиздат, 2014. - С. 82-90.
3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 354 с.
4. Ванакоеа Г. В. Психолого -педагогическая поддержка студентов с
низким уровнем жизнестойкости (теоретический аспект): монография. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2011. - 219 с.
5. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р.С. Вейс. - М.: Прогресс, 1989. - 175 с.
6. Вербицкая С.Л. Социально -психологические факторы переживания одиночества: Автореф. дис ... канд. психол. н. / 19.00.05 - социальная психология. - СПб., 2002. - 19 с.
7. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Н. М Волобуева. - Белгород: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2012. - 21 с.
8. Даниленко О.И. Индивидуальность в контексте культуры: психология душевного здоровья. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 193 с.
9. Джонг-Гирвельд, Д. Типы одиночества Текст. / Д. Джонг- Гирвельд, Д. Раадшелдерс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр - М. : Прогресс, 1989.-С. 301-319;
10. Долженко Я.А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости [Текст] / Я.А. Долженко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции. - Уфа, 2011. - С. 15-18.
11. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч. -практ. конф. № 1(58). - Новосибирск: СибАК, 2016. С. 27-33
12. Заворотных Е.Н. Социально -психологические особенности одиночества как субъективного переживания: дис ... канд. психол. н. / 19.00.05 - социальная психология. - Санкт-Петербург, 2009. - 254 с
13. Кандыба Н.А. Психологические аспекты отношения женщин к одиночеству и ее влияние на личность / Н.А. Кандыба // Проблема современной психологии. - Выпуск 16. - 2012. - С. 431-439.
14. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. -
СПб.: Изд-во СпбГУ, 2006. - 382 с.
15. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества:
монография / С. Корчагина. - М.: МПСИ, 2005. - 196 с. 6. Мертон Р.
Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ