ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТОВ 6
1.1 Экономический конфликт: структура и особенности 6
1.2 Понятие финансового просвещения и грамотности 17
1.3 Инструменты повышения финансовой грамотности населения:
международный и отечественный опыт 27
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ 39
2.1 Этапы и методология исследования 39
2.2 Результаты, проведённого исследования 42
2.3 Программа финансового просвещения граждан, для предупреждения и
профилактики экономических конфликтов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность темы. «Конфликт», у большинства людей это слово вызывает лишь отрицательные ассоциации. На протяжении многих лет разные учёные и философы спорили на этот счёт. Чем же действительно является конфликт? Каково его предназначение? Является ли он движущей силой всяческого развития, или же наоборот его лучше избегать? Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. За всю свою жизнь у человечества накопился огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении конфликтных ситуаций, будь то бытовая семейная ссора, или вовсе борьба на мировом уровне. Каждый день это противоречия в окружающем нас мире и обществе, столкновение противоположных нравов и убеждений, мыслей и высказываний, борьба с самим собой. У человечества есть огромное количество достижений. Среди этих достижений - рынок, который и способен регулировать экономические конфликты. В нашей повседневной жизни всегда имели место быть рыночные отношения. Экономический аспект жизнедеятельности общества занимает очень важную позицию. Но социуму порой приходится участвовать, вступать и избегать разного типа конфликты, которые включают в себя и конфликты экономические. Экономический аспект затрагивает очень разнообразные отрасли человеческой жизнедеятельности. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие знаний и навыков в сфере финансовых отношений ограничивает финансовые возможности населения путём неправильного принятия решений гражданами. На макроэкономическом уровне это может сдерживать и сам рынок, подрывая его отношения с государственной политикой по их регулированию, а также с финансовыми, обуславливая разного рода нагрузку на бюджеты разного уровня. Всё это в конечном итоге определённо приводит
к снижению темпов экономического роста. На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности сказываются на самом населения, приводя его к злоупотреблениям своими финансовыми возможностями и неэффективному распоряжению ими, неправильному управлению своими сбережениями, тем самым всё больше накапливается задолженность населения государству, что, несомненно приводит к экономическим конфликтам.
На сегодняшний день, в этом изобилии всяческих столкновений, слабая разработка финансового просвещения граждан пагубно сказывается на повседневные отношения внутри населения, вызывая экономические конфликты, что ещё раз доказывает актуальность темы курсовой работы.
Объектом является профилактика экономических конфликтов населения путём его финансового просвещения
Предметом выпускной квалификационной работы является финансовое просвещение граждан;
Цель нашей работы представляет собой выявить зависимость и влияние уровня финансовой грамотности населения на экономические конфликты;
Задачи. Для достижения поставленной цели данной выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности экономических конфликтов;
- изучить, что такое финансовое просвещение и грамотность граждан, и как они влияют на их межличностные отношения;
- рассмотреть теоретико-методологические подходы к регулированию экономических конфликтных ситуаций в населении;
- оценить возможные варианты профилактики экономических конфликтов путём повышения финансовой грамотности;
- исследовали отношение граждан к финансовому просвещению;
- найти проблемы, возникающие по причине недостаточного уровня финансовой грамотности населения;
- представить первичную программу финансового просвещения граждан, для профилактики экономических конфликтов.
Как замечает А, Ю. Юданов, «реальный рынок далек от упрощенной картины «лобовой» конкуренции за выживание: это не столько «война всех против всех», сколько сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов[22].
В работе Джонсона и Шеррадена определение включает в себя 2 компонента: знания и компетенции (планирование будущего, умение
предвидеть последствия сделанного выбора, быть готовым к разнообразным событиям в собственной жизни и в экономике страны). Однако знания и навыки необходимы в целях выживания или обеспечения полноценной жизни[Еггог! Reference source not found.].
В.Н. Авденин, заметил, что мир устроен странно - «В школе нам расскажут про разные науки, но не научат тому, как правильно обращаться с деньгами». В итоге люди выходят в жизнь совершенными невеждами во всем, что касается денег, и в этом важнейшем вопросе делают ошибку за ошибкой. Эти ошибки чрезвычайно дорого стоят людям [4].
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и сделаны выводы по задачам, поставленным во введении:
Во-первых, мы выявили особенности экономических конфликтов. Экономический конфликт - это всё-таки столкновение экономических интересов и столкновение этих разных категорий населения, выражающих свои интересы. На их уровнях и на уровнях другого масштаба такие столкновения неизбежны. Но возможность этих конфликтов с разными интересами, разными направлениями и направленностями экономической мысли оценивают также по-разному, и к каждому конфликту, должен быть подобран свой инструмент финансового просвещения.
Во-вторых, исследовали отношение граждан к финансовому просвещению сделать вывод о том, что граждане недостаточно заинтересованы в данной теме. Самая финансово уязвимая категория оказалась молодёжь, а на втором месте расположились граждане пенсионного возраста, что объясняется их низким уровнем финансовых знаний, представленных в исследовании.
В-третьих, разобрались, что такое финансовое просвещение граждан, и как оно влияет на их межличностные отношения, рассмотрев его инструменты как из российского, так и из зарубежного опыта. Финансовую грамотность можно предопределить, как умение осуществлять аргументированные заключения и осуществлять результативные воздействия в областях, обладающих подходами к управлению капиталами, с целью осуществления актуальных целей и проектов в нынешний период и предстоящие этапы. Целью же финансового просвещения является доставка необходимой для этого, понятной и качественной информации своевременно до каждого нуждающегося в ней потребителя. Повышение финансовой грамотности - это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи.
Применение различных методов повышения финансовой грамотности напрямую зависит от области и глубины этих знаний. Также большое влияние оказывает возрастной фактор. Инструменты и содержание материалов в области финансовой грамотности напрямую зависят от целевой аудитории.
В-четвертых, оценили возможные варианты профилактики экономических конфликтов путём повышения финансовой грамотности, и предложили конструктивные пути разрешения экономических конфликтов с помощью финансового просвещения населения, представив первичную программу необходимых мероприятий.
Финансовая жизнедеятельность — это жизнедеятельность в условиях неопределенности. Существующие финансовые основы могут помочь целесообразно приблизиться к весьма непростой ситуации, каковая формируется из-за взаимодействия весьма многочисленных условий. Из-за этого всегда вырастает проблема возникновения конфликтов различного уровня. Управление экономическими конфликтами предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением и разрешением конфликтов. В зависимости от характера конфликта этот процесс может осуществляться на различном уровне: межгосударственном, государственном, региональном. Особое место в управлении экономическими конфликтами принадлежит государству.
От уровня финансовой грамотности населения очень зависит экономическое, социально-политическое развитие страны. Финансовая грамотность близко связана с уровнем образования и материальной обеспеченностью. Важно отметить, что финансово просвещённое население безусловно повлияет на государственную экономику, тем самым повлияв и на своё благосостояние.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2017 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 09.03.2016 N 54-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194888/
3. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://base.garant.ru/5430746/
4. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://clck.ru/Db7Cg
5. Аксенов А. П. Гид по финансовой грамотности [Текст] / А. П. Аксенов и др. - М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2015. - 456 с
6. Анцупов А.Я., А.И. Шипилов. Конфликтология. 2-е издание. М.:Юнити 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://studfiles.net/preview/5708259/
7. Балан В.П. Конфликтология: [Текст] / Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c.
8. Варуфакис Я. Conflict in Economics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://clck.ru/Db5hy
9. Варуфакис Я. The Global Minotaur [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.yanisvaroufakis.eu/books/the-global-minotaur/
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е издание, перераб. и доп. - СПб.:2009 - 364 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.alleng.ru/d/psy/psy111 .htm
11. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения:
международный опыт и практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. - М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012., с. 74 [Электронный ресурс] . - Режим доступа https://profilib.net/chtenie/105054/evgeniya-bliskavka-
povyshenie-finansovoy-gramotnosti-naseleniya-mezhdunarodnyy-opyt-i.php
12. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты. Учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 287 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //znanium.com/catalog/product/391602
13. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: [Текст] / Учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
14. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://clck.ru/Db6sC
15. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие. М.:Логос,2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://alexnn.trinitas.pro/files/2013/02/Modeli-sotsialnyih-protsessov-2001 .pdf
...