ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Основные понятия и элементы благоустройства территории 7
1.2. Нормативно-правовая основа управления благоустройством
территории муниципального образования 21
1.3. Особенности управления благоустройством территории
муниципального образования 26
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МО ГОРОД АЛАПАЕВСК) 35
2.1. Анализ управления благоустройством территории г. Алапаевск 35
2.2. Иследование и оценка благоустройства территории г. Алапаевск 41
2.3. Совершенствование управления благоустройством территории
муниципального образования г. Алапаевск 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального образования. В данной сфере создаются те условия для населения, обеспечивающие высокий уровень жизни населения, что также способствует и созданию условий для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона.
Несомненным является тот факт, что во всех развитых странах мира экологическая ситуация, складывающаяся в городах, а особенно в столицах, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических партий и общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация городов - «зеркало», в котором отражается уровень социально - экономического развития страны, поэтому не случайно информация об экологической ситуации в развитых странах общедоступна и занимает одно из ведущих мест в политической и общественной жизни общества.
При выполнении комплекса мероприятий необходимо значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). В настоящее время назревает потребность в системном решении проблемы благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
Благоустройство и озеленение территории муниципального образования включает в себя совокупность программ и планов, составные части которых имеют между собой тесные связи. В этом аспекте комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды. Важными составляющими частями данной среды выступают приведение в порядок дворовых фасадов зданий; архитектурно - планировочную организацию территории; реконструкцию; освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений; размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна; размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации.
Внутригородские зеленые насаждения имеют огромное культурно-бытовое значение (повседневно обслуживая население), играют существенную роль в гигиеническом отношении как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города как одна из средств создания ансамбля - в дополнение к застройке. На сегодняшний день работе по благоустройству территории уделяется особое внимание. С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов.
На современном этапе развития благоустройства территории муниципального образования ставятся задачи, решение которых невозможно без активного использования достижений научно-технического прогресса, передового практического опыта, без систематического повышения квалификации кадров.
Объект исследования - благоустройство территории муниципального образования г. Алапаевск.
Предмет исследования - управление благоустройством территории муниципального образования г. Алапаевск.
Цель исследования - анализ современного состояния и разработка мероприятий совершенствования управления благоустройством территории муниципального образования г. Алапаевск.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных понятий и элементов благоустройства территории
2. Проанализировать нормативно-правовую основу управления благоустройством территории муниципального образования;
3. Рассмотреть особенности управления благоустройством территории;
4. Охарактеризовать особенности управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполнительного комитета города Алапаевск;
5. Провести анализ управления благоустройством территории г. Алапаевск;
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование управления благоустройством территории
муниципального образования г. Алапаевск.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, социологические и экономические исследования, статистические данные, отчеты.
Теоретическая разработанность проблемы - проблема благоустройства городов отображена в работах таких авторов, как Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Воронин А.Г., Николаевская И.А., Елисеев Н.Ю., Болтрушко В. Основываясь на работах Велихова. Л.А., Денисова В.Н., Степановского А.С. было определено понятия городского благоустройства. В своих работах такие авторы как Таболин В.В., Занадворов B.C., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. рассматривали проблемы озеленения и благоустройства городов.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его цель и задачи, раскрывается практическая значимость, перечисляются используемые методы исследования, а также излагается его структура. В первом разделе представлены Теоретические основы управления благоустройством территории муниципального образования. Во втором разделе представлено современное состояние управления благоустройством территории муниципального образования города Алапаевск. Заключение содержит выводы, полученные в результате проведенного исследования и разработка предложений по совершенствованию управления благоустройством территории муниципального образования г. Алапаевск.
Практическая значимость исследования - содержащиеся в работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации окажутся полезными для организаций, занимающихся озеленением и благоустройством муниципальных образований.
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - анализ современного состояния и разработка мероприятий совершенствования управления благоустройством территории муниципального образования г. Алапаевск. Для достижения поставленной цели мы реализовали теоретические и практические задачи исследования: провели теоретический анализ основных понятий и элементов благоустройства территории, проанализировали нормативно-правовую основу управления благоустройством территории муниципального образования, рассмотрели особенности управления благоустройством территории, охарактеризовали особенности управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполнительного комитета города Алапаевск, провели анализ управления благоустройством территории г. Алапаевск, разработали рекомендации, направленные на совершенствование управления благоустройством территории муниципального образования г. Алапаевск.
Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по размещению и проектированию объектов благоустройства. Таким образом, к элементам благоустройства территории относятся технические, конструктивные, планировочные и декоративные устройства, с помощью которых создается на территории города привлекательная, удобная и безопасная среда. Далее в работе обратимся к нормативно-правовой основе управления благоустройством территории муниципального образования.
Наиболее конкретно нормы и правила благоустройства раскрываются в ГОСТах и СНиПах. Нормативно-правовые акты, такие как Конституция и Федеральные законы являются базисом для норм и правил благоустройства.
Все работы по благоустройству населенных пунктов и озеленению их территорий выполняются лишь согласно законодательству. Нужно согласовывать каждое действие, ориентированное на изменение городской территории. Сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления. Она характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых услуг и благ. Развитие и функционирование сферы благоустройство осложняется наличием ряда острых проблем, к которым относятся управленческие, имущественные, экологические, финансовые, экономико - организационные и прочие.
Базой исследования выступил город Алапаевск. Алапаевск - город в Свердловской области России, административный центр городского округа МО «город Алапаевск». Большинство объектов внешнего благоустройства, таких как пешеходные зоны, зоны отдыха и иные объекты благоустройства, до настоящего времени не обеспечивают комфортных условий для жизни и деятельности населения и нуждаются в благоустройстве.
Как мы выяснили, в г. Алапаевск наблюдаются проблемы в управлении благоустройством города, что послужило причиной проведения социологического исследования в области благоустройства и озеленения жилой дворовой территории города. При проведении данного исследования применялся метод случайной выборки с помощью анкетного опроса. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов, из них 32 респондента мужского пола и 68 - женского пола.
Опрос показал, что население не устраивает освещение, уборка территории, малое количество зон отдыха, озеленение территорий и так же огромная проблема существует в дорожно-хозяйственной деятельности.
Так как ремонт дорог является неотъемлемой частью сферы благоустройства. Данное исследование отразило все сильные и слабые стороны проблемы благоустройства и озеленения территории, показало отношение жителей города к волнующим их проблемам.
В Алапаевске достаточно высокая степень благоустроенности озеленённых зон на территории жилых массивов и наличие крупных озеленённых городских пространств. Город Алапаевск участвует во многих программах и конкурсах, которые проводятся на федеральном уровне. Финансирование выделяется по мере возможности. Несмотря на положительную динамику города в сфере благоустройства, существует ряд проблем, на которые нужно направить усилия для их устранения.
Для наибольшего разнообразия и развития благоустройства и озеленения г. Алапаевск можно выделить следующие предложения:
1. Провести конкурс по жилищному фонду, который будет проводится в следующих номинациях на звание:
1) «Лучший дом» (среди многоквартирных жилых домов и домов малоэтажной застройки) - участие жителей в работе по благоустройству и озеленению прилегающей к дому территории, по поддержанию чистоты и порядка в местах общего пользования - на придомовой территории, в подъездах.
2) «Лучший подъезд» (среди многоквартирных жилых домов) - Наличие старшего по подъезду, его участие в работе по привлечению жителей дома к благоустройству и озеленению прилегающей к дому территории, поддержанию чистоты и порядка в местах общего пользования - на придомовой территории, в подъезде.
3) «Лучший двор» (среди многоквартирных жилых домов и домов малоэтажной застройки) - удовлетворительное санитарное состояние прилегающей к дому территории.
4) «Лучшая детская площадка» (по жилым кварталам) - количество и исправность малых архитектурных форм, игровых элементов.
5) «Лучшая спортивная площадка» (по жилым кварталам) - наличие и состояние спортивных сооружений, их соответствие требованиям спортивных игр, нормам безопасности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. от 21.10.2011 № 288-ФЗ)). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 №190 - ФЗ (в ред. от 21.07.2011 № 257 - ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 № 248 - ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Байнова М. С. Городское территориальное планирование как объект управления на муниципальном уровне //Материалы Афанасьевских чтений. - 2015. - Т. 1. - №. 13. - С. 182-186.
7. Балынин И. В. Практика использования инструмента самообложения граждан при формировании доходов местных бюджетов //Финансы и управление. - 2015. - №. 2. - С. 53-62.
8. Бутова Т. В., Свиридова Е. С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования // Актуальные проблемы развития науки и образования. - 2014. - С. 98-100.
9. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития //Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. -
2015. - №. 4. - С. 94-103.
10. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. - 2015. - №. 12.
11. Васильев В. И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. -
2016. - №. 3 (231).
12. Васильев В. Муниципальное право России. - Litres, 2017.
13. Ворошилов Н. В., Губанова Е. С. Оценка уровня социально - экономического развития муниципальных образований Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №. 6 (36).
14. Гладов А. В. Озеленение как фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Самары) //Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - №. 2 (124).
15. Городнова Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. - 2015.
- №. 5 (404).
...