Формирование навыков выразительности устной речи у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на уроках чтения
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ
РЕЧИ 7
1.1. Выразительность устной речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 16
1.3. Особенности формирования устной речи у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 28
2.1. Методы диагностики навыков выразительности устной речи 28
2.2. Организация и проведение констатирующего эксперимента 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 47
3.1. Методика формирования навыков выразительности устной
речи 47
3.2. Обучающий эксперимент 52
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
В образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные образовательные программы (АООП) и работающих с обучающимися, имеющими умственную отсталость, проводится разносторонняя и целенаправленная работа по развитию речи на ее разных уровнях (лексическом, грамматическом, связной речи). Однако проблема формирования просодической стороны речи, развития устной выразительности речи, в достаточной степени не разработана, хотя и имеет большое значение для процесса коммуникации.
Речь и все ее составляющие компоненты представляют собой один из важнейших факторов социализации людей с умственной отсталостью. В частности, например, навыки выразительной речи способствуют более точному донесению мысли, помогают собеседнику понять настрой и приоритеты говорящего, верно считывать эмоции. Обучающиеся с умственной отсталостью не всегда в состоянии без помощи педагога освоить навыки выразительности речи: расстановку логических ударений, постановку пауз, выбор верной интонации. Это делает проведение работы по развитию выразительности устной речи необходимым, а, следовательно,
обусловливает актуальность нашего исследования.
Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов); в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинский, В. Г. Петрова, Б. Д. Эльконин); в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова); в лингвистике (Л. Р. Зиндер); в психолингвистике (А. А. Леонтьев); в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.), в олигофренопедагогике (М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, А. К. Аксенова, и др.). Наиболее полно проблема развития устной выразительности раскрыта в трудах сурдопедагогов, т.к. занимает в их работе важное место. В олигофренопедагогике проблема формирования выразительности речи в специальной литературе отражена мало. Однако нельзя забывать, что начальная школа является важным этапом в процессе формирования всех навыков, в том числе и выразительности речи обучающихся. Чем прочнее сформированы навыки в этот период, тем успешнее будет дальнейшее обучение. Именно поэтому исследование выразительности речи приобретает особую значимость и актуальность.
Объектом исследования является устная речь обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - процесс формирования навыков
выразительности устной речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель исследования - изучение особенностей выразительности устной речи и формирование навыков выразительности чтения у обучающихся с умственной отсталостью на уроках чтения.
В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:
1. Проанализировать понятие выразительности устной речи, обобщив работы ученых из разных областей наук.
2. Дать определение понятию навык.
3. Установить связь между понятиями выразительность устной речи и выразительность чтения
4. Выявить причины недостаточной выразительности устной речи у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Изучить навыки выразительности устной речи у обучающихся с умственной отсталостью:
а) сформированность навыка воспроизводить словесное ударение;
б) сформированность навыка менять силу и высоту голоса, а также темп речи;
г) сформированность навыка членить фразы паузами.
6. Разработать методические рекомендации по формированию просодической стороны речи (тембра голоса, словесного ударения и членения фразы паузами) у обучающихся экспериментальной группы.
7. Провести обучающий эксперимент, основываясь на методических рекомендациях.
8. Подтвердить или опровергнуть действенность методов и методик по формированию навыков выразительности устной речи в ходе контрольного эксперимента.
Методы исследования: изучение научных источников (общих, специальных, педагогических, психологических, лингвистических, медицинских); изучение уровней речевого развития обучающихся на основе анализа медико-педагогической документации; метод наблюдения в ходе эксперимента; методы математической обработки данных; педагогический эксперимент.
Актуальности данной работы определялась вопросом: действительно ли навыки выразительности чтения являются столь необходимыми для обучающимся с умственной отсталостью. Действительно, кажется, что это те навыки, без которых обучающийся может жить, а, следовательно, эти навыки не являются первостепенными. Но хочется заметить, что главной целью школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, является, в первую очередь, социализация обучающихся, а значит любой навык, способный повысить их уровень жизни должен быть сформирован.
Навыки выразительного чтения, как и навыки выразительной речи, способны качественно повысить уровень коммуникации обучающихся с умственной отсталостью, повысить их интерес к предмету, положительно повлиять на их уверенность в себе, создавая ситуацию успеха при выполнении заданий. И все это достаточно весомые аргументы, чтобы не упускать возможность формирования навыков выразительности чтения у тех обучающихся, кто на данном этапе обучения готов их усвоить.
Изучая литературу по нашей теме, нами был сделан ряд важных выводов: во-первых, тема выразительности устной речи в целом и выразительности чтения довольно полно освещена в литературе. Эта тема разрабатывается в свете обучения обучающихся с нарушениями слуха, обучающихся младших классов массовых школ и дошкольников. Во-вторых, несмотря на относительную разработанность этой темы, формирование навыков выразительности чтения недостаточно представлено в
теоретических и методических литературных источниках. Как правило, большая часть рекомендаций относятся к обучающимся с нормальным интеллектом и требуют адаптации для контингента школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
При проведении констатирующего этапа эксперимента было определено, что обучающиеся с нарушением интеллекта владеют навыками на среднем и низком уровне, ни один навык в целом не сформирован на высоком уровне. Можно выделить две причины, приведшие к такому результату: низкий уровень сформированности навыка чтения целыми словами и недостаточный объем работы, проводимой для формирования навыков выразительности чтения.
Обучающий эксперимент проводился в рамках уроков чтения. Работа над выразительностью чтения была либо одним из этапов урока, либо становилась основной частью урока. Во время обучающего эксперимента на материале литературных произведений обучающиеся тренировались в постановке пауз и логических ударений, работали над навыками изменения силы и высоты голоса, темпа речи. Одновременно велась работа над формированием понятийного аппарата у обучающихся. Все это было необходимо для более точного понимания обучающимися инструкций, заданий и вопросов, используемых в ходе коррекционной работы.
Контрольный эксперимент показал, что у большей части обучающихся, принявших участие в обучающем эксперименте, повысился уровень сформированности ряда навыков. Ни один обучающийся не показал несформированности (или отсутствия) навыков выразительного чтения в целом. Показатели по уровню сформированности каждого навыка значительно возросли, в ряде случаев происходил скачок с низкого уровня сформированности до высокого. Все навыки выразительного чтения в целом находятся либо на среднем, либо на высоком уровне сформированности.
Данные контрольного эксперимента говорят о том, что обучающий эксперимент был проведен успешно, но, что еще важнее, они свидетельствуют о том, что формирование навыков выразительности чтения у обучающихся с умственной отсталостью возможно и проходит оно вполне успешно при целенаправленной и последовательной коррекционной работе.
На основании вышеизложенного можно заключить, что цель данной работы достигнута: навыки выразительности чтения у обучающихся с умственной отсталостью изучены, а коррекционная работа по их формированию проведена успешно.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [текст]: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Александровская, М. А. Из опыта логопедической работы [текст] / М. А. Александровская. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1955 - 215 с.
3. Алексеева, М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. / Алексеева М. М., Б. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Астафьева, О. В., Денисова А. В. Детская литература. Выразительное чтение [текст] / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, - М.: Академия, 2007. - 272 с.
5. Бельтюков, В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [текст] / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-145.
6. Большой психологический словарь [текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - М.: 2003 - 672 с.
7. Большой толковый психологический словарь [текст] / Ребер Артур(Репшп). Том1- 2 (П-Я): Пер. с англ.- М.: Вече, АСТ, 2000. - 560 с.
8. Большой толковый словарь русского языка [текст] / под. ред. С. А. Кузнецова / - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998. - 1536с.
9. Введенская, Л. А., Червинский, П. П. Теория и практика русской речи [текст]: новые темы в программах для школы и вуза / Л. А. Введенская, П. П. Червинский — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
10. Викторова, О. В. Речевое мастерство учителя и работа со словом [текст]/ О. В. Викторова. - Московский институт открытого образования Москва МИОО 2009г. 96 с.
11. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.
B. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.— 416 с.
12. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [текст]: Учебник для вузов. / Б. Н. Головин — 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с.
13. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [текст]: Пособие для учителей / Л. А. Горбушина - М.: Просвещение. 1981.- 160с.
14. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Когда книга учит [текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, С. М. Концевая - Москва: Просвещение, 1991. — 222 с.
15. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний [текст]/ С. Д. Забрамная.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18...