Игротерапия в коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 7
1.1. Тревожность и страхи как психологические проблемы 7
1.2. Психологические особенности проявления тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития 13
1.3. Характеристика сложных жизненных ситуаций как негативных
факторов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ
ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ... 23
2.1. Методы и методики изучения тревожности и страхов у детей
дошкольного возраста 23
2.2. Характеристика контингента испытуемых и базы исследования 33
2.3. Результаты экспериментального изучения тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 35
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 47
3.1. Игротерапия как метод работы по коррекции тревожности и
страхов у детей старшего дошкольного возраста 47
3.2. Составление коррекционной программы по преодолению
проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 54
3.3. Анализ динамики проявлений тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации по результатам коррекционной работы 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 7
1.1. Тревожность и страхи как психологические проблемы 7
1.2. Психологические особенности проявления тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития 13
1.3. Характеристика сложных жизненных ситуаций как негативных
факторов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ
ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ... 23
2.1. Методы и методики изучения тревожности и страхов у детей
дошкольного возраста 23
2.2. Характеристика контингента испытуемых и базы исследования 33
2.3. Результаты экспериментального изучения тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 35
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 47
3.1. Игротерапия как метод работы по коррекции тревожности и
страхов у детей старшего дошкольного возраста 47
3.2. Составление коррекционной программы по преодолению
проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 54
3.3. Анализ динамики проявлений тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации по результатам коррекционной работы 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
В наши дни рождается все больше и больше детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы резко уменьшилось число здоровых детей. Все большее количество детей, поступающих в школу, имеют такой диагноз, как задержка психического развития (ЗПР). Анализ различной научной литературы показал, что недостаточно заниматься изучением только эмоционального мира детей. Но нужно еще и изучать его взаимоотношения с близким ему окружением, с родителями. Ведь эмоциональное общение - это ведущий вид деятельности детей на первой ступени его развития (Я. Л. Коломенский, А. Д. Люблинская).
Е. В. Новикова, А. И. Захаров и Б. Филлипс проводили исследования в области тревожности и страхов, в которых доказали, что возникали эти два состояния, тогда, когда за их развитие отвечала именно семья ребенка.
Игротерапия в коррекции тревожности и страхов очень важна, т. к. именно в игре у ребенка создается первое впечатление об окружающем его новом и неизведанном мире. Как пояснил известный психолог Д. Б. Эльконин, с помощью игры у ребенка меняется восприятие страхов и отношение к ним и к тревожности. В данном случае игра - это некое самоизбавление от тревожности, беспокойства, агрессии и страхов.
Актуальность настоящей работы вытекает из противоречия между потребностью психологической теории в знании проявлений тревожности и страхов и практике в диагностике и коррекции тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, которые попали в сложные жизненные ситуации. В дошкольном возрасте неблагоприятная атмосфера дома и негативные отношения с близкими провоцируют переживания ребёнком психологических травм, состояния напряжённости и беспокойства, чувства незащищённости, что вследствие приводит к беспомощности. Эмоциональные состояния детей с задержкой психического развития неустойчивы и поверхностны, следствием чего является внушаемость таких детей, трудность в установлении контактов с другими людьми, тревожность и склонность к аффективным действиям (неготовность к эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками, дезориентация в нравственных нормах поведения). Такие дети более ранимы, чувствительны к возможной обиде, остро реагируют на отношение к ним окружающих. Таким образом, у детей дошкольного возраста тревожность и страхи возникают вследствие фрустрации - потребности в защищённости и надёжности со стороны близкого взрослого ему человека и отражают неудовлетворённость данной потребностью, которая так важна и необходима в дошкольном возрасте. Исходя из всего вышесказанного, игротерапия может помочь в решении данных проблем. По мнению детского психиатра и дефектолога К. С. Лебединской, игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра занимает немаловажную роль в развитии личности. В современной психокоррекции, игру можно использовать в групповой психотерапии и социально- психологическом тренинге в виде специальных упражнений и заданий на невербальные коммуникации, проигрывании различных ситуаций и др. Благодаря игротерапии, между участниками создаются близкие отношения, снимается напряжённость и тревога, пропадает страх перед окружающими, повышается самооценка, а так же появляется возможность поверить в себя в различных ситуациях.
Цель исследования - изучить проявление тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации и возможность их коррекции посредством игротерапии.
Объект исследования - тревожность и страхи у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации.
Предмет исследования - процесс реализации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации, посредством игротерапии.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ источников литературы по проблеме исследования;
2. Планирование, организация и анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента;
3. Анализ игротерапии, как основного метода работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Составление и апробация коррекционной программы по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации;
5. Оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: Россия, Свердловская область, Артинский район, п. Арти, ул. Королёва, 29 - Б, МАДОУ «Детский сад «Сказка».
Контингент испытуемых: Две группы детей старшего дошкольного возраста с диагнозом - задержка психического развития, контрольная (6 человек - четыре мальчика и две девочки) и экспериментальная (6 человек - один мальчик и пять девочек).
Методы и методики: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, опросник на выявление тревожности ребёнка (Г. П. Лаврентьева, Т М. Титаренко), детский тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р Тэммпл), тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров, М. А. Панфилова), история - сказка «Бельчонок» (И. В. Самойленко).
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, 2 приложений.
Список источников и литературы: состоит из шестидесяти четырех источников.
Е. В. Новикова, А. И. Захаров и Б. Филлипс проводили исследования в области тревожности и страхов, в которых доказали, что возникали эти два состояния, тогда, когда за их развитие отвечала именно семья ребенка.
Игротерапия в коррекции тревожности и страхов очень важна, т. к. именно в игре у ребенка создается первое впечатление об окружающем его новом и неизведанном мире. Как пояснил известный психолог Д. Б. Эльконин, с помощью игры у ребенка меняется восприятие страхов и отношение к ним и к тревожности. В данном случае игра - это некое самоизбавление от тревожности, беспокойства, агрессии и страхов.
Актуальность настоящей работы вытекает из противоречия между потребностью психологической теории в знании проявлений тревожности и страхов и практике в диагностике и коррекции тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, которые попали в сложные жизненные ситуации. В дошкольном возрасте неблагоприятная атмосфера дома и негативные отношения с близкими провоцируют переживания ребёнком психологических травм, состояния напряжённости и беспокойства, чувства незащищённости, что вследствие приводит к беспомощности. Эмоциональные состояния детей с задержкой психического развития неустойчивы и поверхностны, следствием чего является внушаемость таких детей, трудность в установлении контактов с другими людьми, тревожность и склонность к аффективным действиям (неготовность к эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками, дезориентация в нравственных нормах поведения). Такие дети более ранимы, чувствительны к возможной обиде, остро реагируют на отношение к ним окружающих. Таким образом, у детей дошкольного возраста тревожность и страхи возникают вследствие фрустрации - потребности в защищённости и надёжности со стороны близкого взрослого ему человека и отражают неудовлетворённость данной потребностью, которая так важна и необходима в дошкольном возрасте. Исходя из всего вышесказанного, игротерапия может помочь в решении данных проблем. По мнению детского психиатра и дефектолога К. С. Лебединской, игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра занимает немаловажную роль в развитии личности. В современной психокоррекции, игру можно использовать в групповой психотерапии и социально- психологическом тренинге в виде специальных упражнений и заданий на невербальные коммуникации, проигрывании различных ситуаций и др. Благодаря игротерапии, между участниками создаются близкие отношения, снимается напряжённость и тревога, пропадает страх перед окружающими, повышается самооценка, а так же появляется возможность поверить в себя в различных ситуациях.
Цель исследования - изучить проявление тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации и возможность их коррекции посредством игротерапии.
Объект исследования - тревожность и страхи у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации.
Предмет исследования - процесс реализации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации, посредством игротерапии.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ источников литературы по проблеме исследования;
2. Планирование, организация и анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента;
3. Анализ игротерапии, как основного метода работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Составление и апробация коррекционной программы по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации;
5. Оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: Россия, Свердловская область, Артинский район, п. Арти, ул. Королёва, 29 - Б, МАДОУ «Детский сад «Сказка».
Контингент испытуемых: Две группы детей старшего дошкольного возраста с диагнозом - задержка психического развития, контрольная (6 человек - четыре мальчика и две девочки) и экспериментальная (6 человек - один мальчик и пять девочек).
Методы и методики: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, опросник на выявление тревожности ребёнка (Г. П. Лаврентьева, Т М. Титаренко), детский тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р Тэммпл), тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров, М. А. Панфилова), история - сказка «Бельчонок» (И. В. Самойленко).
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, 2 приложений.
Список источников и литературы: состоит из шестидесяти четырех источников.
В нашей работе мы исследовали проблему тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации. Как и говорилось ранее, данная проблема остается актуальной и сегодня. Детские тревожность и страхи заслуживают особого внимания, т. к. напрямую влияют на то, как ребенок будет вести себя в социуме, на его самооценку и дальнейшее развитие личности.
Работа состоит из трех глав: «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации», «Изучение тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации» и «Подходы к коррекции проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации».
В первой части исследования мы раскрыли основные понятия, такие как: «тревожность», «страх», а также рассмотрели их взаимосвязь между собой. Рассмотрели особенности страхов, которые проявляются в дошкольном возрасте, т. к. детям дошкольного возраста присущи определенные страхи, например, страх темноты, одиночества и др. Далее в первой части нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития, а также проведена характеристика сложных жизненных ситуаций, как основных негативных факторов для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Во второй главе нами были рассмотрены методы и методики изучения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Также мы распланировали и организовали констатирующий этап эксперимента и 77
провели анализ результатов. Исходя из анализа, мы можем сказать, что у детей, находящихся в сложной жизненной ситуации уровень тревожности выше и количество страхов больше, чем у детей, которые находятся в благоприятной жизненной обстановке.
В третьей главе мы рассмотрели игротерапию, как основной метод работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. На основе работ таких, ученых, как: А. И. Захаров, Д. Леви, Г. Лэндрет нами была составлена и апробирована коррекционная программа по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, попавших в сложные жизненные ситуации. После проведения коррекционной работы мы можем сказать, что уровень тревожности и количество страхов у испытуемых экспериментальной группы снизилось. Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, решены.
Работа состоит из трех глав: «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации», «Изучение тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации» и «Подходы к коррекции проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации».
В первой части исследования мы раскрыли основные понятия, такие как: «тревожность», «страх», а также рассмотрели их взаимосвязь между собой. Рассмотрели особенности страхов, которые проявляются в дошкольном возрасте, т. к. детям дошкольного возраста присущи определенные страхи, например, страх темноты, одиночества и др. Далее в первой части нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития, а также проведена характеристика сложных жизненных ситуаций, как основных негативных факторов для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Во второй главе нами были рассмотрены методы и методики изучения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Также мы распланировали и организовали констатирующий этап эксперимента и 77
провели анализ результатов. Исходя из анализа, мы можем сказать, что у детей, находящихся в сложной жизненной ситуации уровень тревожности выше и количество страхов больше, чем у детей, которые находятся в благоприятной жизненной обстановке.
В третьей главе мы рассмотрели игротерапию, как основной метод работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. На основе работ таких, ученых, как: А. И. Захаров, Д. Леви, Г. Лэндрет нами была составлена и апробирована коррекционная программа по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, попавших в сложные жизненные ситуации. После проведения коррекционной работы мы можем сказать, что уровень тревожности и количество страхов у испытуемых экспериментальной группы снизилось. Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, решены.



