Игротерапия в коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 7
1.1. Тревожность и страхи как психологические проблемы 7
1.2. Психологические особенности проявления тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития 13
1.3. Характеристика сложных жизненных ситуаций как негативных
факторов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ
ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ... 23
2.1. Методы и методики изучения тревожности и страхов у детей
дошкольного возраста 23
2.2. Характеристика контингента испытуемых и базы исследования 33
2.3. Результаты экспериментального изучения тревожности и страхов
у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 35
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ 47
3.1. Игротерапия как метод работы по коррекции тревожности и
страхов у детей старшего дошкольного возраста 47
3.2. Составление коррекционной программы по преодолению
проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации 54
3.3. Анализ динамики проявлений тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации по результатам коррекционной работы 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
В наши дни рождается все больше и больше детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы резко уменьшилось число здоровых детей. Все большее количество детей, поступающих в школу, имеют такой диагноз, как задержка психического развития (ЗПР). Анализ различной научной литературы показал, что недостаточно заниматься изучением только эмоционального мира детей. Но нужно еще и изучать его взаимоотношения с близким ему окружением, с родителями. Ведь эмоциональное общение - это ведущий вид деятельности детей на первой ступени его развития (Я. Л. Коломенский, А. Д. Люблинская).
Е. В. Новикова, А. И. Захаров и Б. Филлипс проводили исследования в области тревожности и страхов, в которых доказали, что возникали эти два состояния, тогда, когда за их развитие отвечала именно семья ребенка.
Игротерапия в коррекции тревожности и страхов очень важна, т. к. именно в игре у ребенка создается первое впечатление об окружающем его новом и неизведанном мире. Как пояснил известный психолог Д. Б. Эльконин, с помощью игры у ребенка меняется восприятие страхов и отношение к ним и к тревожности. В данном случае игра - это некое самоизбавление от тревожности, беспокойства, агрессии и страхов.
Актуальность настоящей работы вытекает из противоречия между потребностью психологической теории в знании проявлений тревожности и страхов и практике в диагностике и коррекции тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, которые попали в сложные жизненные ситуации. В дошкольном возрасте неблагоприятная атмосфера дома и негативные отношения с близкими провоцируют переживания ребёнком психологических травм, состояния напряжённости и беспокойства, чувства незащищённости, что вследствие приводит к беспомощности. Эмоциональные состояния детей с задержкой психического развития неустойчивы и поверхностны, следствием чего является внушаемость таких детей, трудность в установлении контактов с другими людьми, тревожность и склонность к аффективным действиям (неготовность к эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками, дезориентация в нравственных нормах поведения). Такие дети более ранимы, чувствительны к возможной обиде, остро реагируют на отношение к ним окружающих. Таким образом, у детей дошкольного возраста тревожность и страхи возникают вследствие фрустрации - потребности в защищённости и надёжности со стороны близкого взрослого ему человека и отражают неудовлетворённость данной потребностью, которая так важна и необходима в дошкольном возрасте. Исходя из всего вышесказанного, игротерапия может помочь в решении данных проблем. По мнению детского психиатра и дефектолога К. С. Лебединской, игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра занимает немаловажную роль в развитии личности. В современной психокоррекции, игру можно использовать в групповой психотерапии и социально- психологическом тренинге в виде специальных упражнений и заданий на невербальные коммуникации, проигрывании различных ситуаций и др. Благодаря игротерапии, между участниками создаются близкие отношения, снимается напряжённость и тревога, пропадает страх перед окружающими, повышается самооценка, а так же появляется возможность поверить в себя в различных ситуациях.
Цель исследования - изучить проявление тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации и возможность их коррекции посредством игротерапии.
Объект исследования - тревожность и страхи у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации.
Предмет исследования - процесс реализации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации, посредством игротерапии.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ источников литературы по проблеме исследования;
2. Планирование, организация и анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента;
3. Анализ игротерапии, как основного метода работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Составление и апробация коррекционной программы по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации;
5. Оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: Россия, Свердловская область, Артинский район, п. Арти, ул. Королёва, 29 - Б, МАДОУ «Детский сад «Сказка».
Контингент испытуемых: Две группы детей старшего дошкольного возраста с диагнозом - задержка психического развития, контрольная (6 человек - четыре мальчика и две девочки) и экспериментальная (6 человек - один мальчик и пять девочек).
Методы и методики: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, опросник на выявление тревожности ребёнка (Г. П. Лаврентьева, Т М. Титаренко), детский тест тревожности (В. Амен, М. Дорки, Р Тэммпл), тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров, М. А. Панфилова), история - сказка «Бельчонок» (И. В. Самойленко).
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, 2 приложений.
Список источников и литературы: состоит из шестидесяти четырех источников.
В нашей работе мы исследовали проблему тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации. Как и говорилось ранее, данная проблема остается актуальной и сегодня. Детские тревожность и страхи заслуживают особого внимания, т. к. напрямую влияют на то, как ребенок будет вести себя в социуме, на его самооценку и дальнейшее развитие личности.
Работа состоит из трех глав: «Теоретический анализ проблемы изучения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации», «Изучение тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации» и «Подходы к коррекции проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации».
В первой части исследования мы раскрыли основные понятия, такие как: «тревожность», «страх», а также рассмотрели их взаимосвязь между собой. Рассмотрели особенности страхов, которые проявляются в дошкольном возрасте, т. к. детям дошкольного возраста присущи определенные страхи, например, страх темноты, одиночества и др. Далее в первой части нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития, а также проведена характеристика сложных жизненных ситуаций, как основных негативных факторов для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Во второй главе нами были рассмотрены методы и методики изучения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Также мы распланировали и организовали констатирующий этап эксперимента и 77
провели анализ результатов. Исходя из анализа, мы можем сказать, что у детей, находящихся в сложной жизненной ситуации уровень тревожности выше и количество страхов больше, чем у детей, которые находятся в благоприятной жизненной обстановке.
В третьей главе мы рассмотрели игротерапию, как основной метод работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. На основе работ таких, ученых, как: А. И. Захаров, Д. Леви, Г. Лэндрет нами была составлена и апробирована коррекционная программа по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, попавших в сложные жизненные ситуации. После проведения коррекционной работы мы можем сказать, что уровень тревожности и количество страхов у испытуемых экспериментальной группы снизилось. Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, решены.
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян ; под ред. С. Л. Новосёлова ; сост. Е. В. Зворыгина. - М. : Просвещение, 1998. - 284 с.
2. Авдеева, Н. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов [Текст] / Н. Н. Авдеева, Ю. А. Кочетова // Журнал «Психологическая наука и образование». - 2008. - № 4. - С. 38-39.
3. Акопян, Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. С. Акопян // Журнал «Образование и саморазвитие». - 2010. - № 17. - С. 214-218.
4. Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Андерсон // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2016. - № 5. - С. 2-4.
5. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В. Н. Астапов // Психологический журнал. - 2002. - Т. 13. - № 5. - 218 с.
6. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова ; под ред. В. А. Секачева. - М., 1998. - 304 с.
7. Богоусловская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
8. Большая всемирная студенческая библиотека [Электронный ресурс]. - URL :http://studopedia.su/4_7874_lektsiya.html (дата обращения:
21.12.2017) .
9. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2001. - 144 с.
10. Володина, С. А. Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии [Текст] : учебное пособие / С. А. Володина, И. А. Горбенко. - М. : МПГУ, 2017. - 120 с.
11. Воспитательная работа [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/27/kartoteka-psihologicheskih-igr-i-uprazhneniy-dlya-detei (дата обращения: 27.12.2017).
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
13. Давыдов, В. В. Психология младших школьников [Текст] / В. В. Давыдов ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва, 1990. - 127 с.
14. Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст] / В. В. Давыдов ; под ред. В. В. Давыдова. - М., 2003. - 353 с.
15. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - 228 с.
16. Дети в трудной жизненной ситуации : новые подходы к решению проблем [Текст] : Доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2010. - 91 с.
17. Детский сад [Электронный ресурс]. - URL :
https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/01/kartoteka-podvizhnyh-igr (дата обращения: 24.12.2017).
18. Детский сад [Электронный ресурс]. - URL :
https: //www. maam. ru/detskij sad/podvizhnaj a-igra-baba-j aga. html (дата
обращения: 02.01.2018).
19. Диагностика и преодоление тревожности у ребёнка [Электронный ресурс]. - URL : http://paidagogos.com/?p=8212(дата обращения: 21.11.2016).
20. Завьялов, В. Ю. Необъявленная психотерапия [Текст] / В. Ю. Завьялов. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 250 с.
21. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. - СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2000. - 448 с.
Т1. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия
[Текст] / А. И. Захаров. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
23. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник и практикум для СПО / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 219 с.
24. Игра тяни в круг [Электронный ресурс]. - URL :
https://studopedia.ru/15_91482-igra-tyani-v-krug.html (дата обращения:
26.12.2017) .
25. Игры на развитие общения [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/igri-napravlennie-na-razvitie-obsheniya-detey-rannego-doshkolnogo-vozrasta-971620.html (дата обращения: 29.12.2017).
26. Игры на снятие напряжения [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/igri-na-snyatie-napryazheniya-2698342.html (дата обращения:
28.12.2017) .
27. Казакова, Т. В. Читая Лесгафта [Электронный ресурс] / Т. В. Казакова. - URL : http:spo.1september.ru//article.php?ID=200800404 (дата обращения: 28.12.2017).
28. Как выявить тревожного ребёнка [Электронный ресурс]. - URL : http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/02/04/konsultatsiya-dlya-roditeley- strakhi-u-detey(дата обращения: 22.11.2016).
29. Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. [Текст] / О. Н. Капшук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 221 с.
30. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников
[Электронный ресурс]. - URL : https://psihologvsadu.ru/Korrektsionno-
razvivayushie-programmy-dlya-doshkolnikov/snizhenie-urovnya-trevozhnosti-u-detej/486-zanyatie-2-programmi-starshich-doskolnikov-preodolenie-detskich-strachov-psichosintez-6-let (дата обращения 27.12.2017).
31. Коррекционные игры и упражнения для детей [Электронный ресурс]. - URL :http://www.eti-deti.ru/Korrekt/31.html (дата обращения:
28.12.2017) .
32. Кочетова, Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [Текст] / Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С.1-14.
33. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 208 с.
34. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] : учебник / Й. Лангмейер, З. Матейчек ; пер. Г. А. Овсянниковой. - Прага : Авиценум, 1984. - 334 с.
35. Леви, В. Л. Приручение страха [Текст] / В. Л. Леви. - М. : Метафора, 2006. - 192 с.
36. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г. Л. Лэндрет ; пер. с англ. А. Я. Варга - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
37. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] : учебник / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб. : Издательство «Речь». - 2007. - 136 с.
38. Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога.
Возрастные кризисы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2004. - 896 с.
39. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] / В. Б. Никишина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
40. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / А. А. Осипова. - М. : СФЕРА, 2002. - 510 с.
41. Панфилова, М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков [Текст] / М. А. Панфилова // Журнал «Школьный психолог». - 1999 - № 8. - С.10-12.
42. Панфилова, М. А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. к-та псих. наук : 19.00.10 / М. А. Панфилова. - Московский гос. инс-т. - Москва,
2007. - 22 с.
43. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
44. Портал для педагогов и родителей [Электронный ресурс]. - URL : http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8632-psikhologicheskie-treningi-dlya-detej-i-podrostkov.html (дата обращения: 03.01.2018).
45. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Журнал «Психологическая наука и образование». - 1998. - № 2. - С. 11-14.
46. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
47. Работа психолога в саду [Электронный ресурс]. - URL : https://psihologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/368-igri-upraghneniya-ymenie-viraghat-emozii (дата обращения: 29.12.2017).
48. Развивающие игры и занятия для дошкольников [Электронный ресурс]. - URL :https://www.psyoffice.ru/4-0-261.html (дата обращения:
30.12.2017) .
49. Репина, Н. В. Основы клинической психологии [Текст] : учебник / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова. - М., 2003. - 480 с.
50. Рудякова, О. Н. Маленький волшебник [Текст] / О. Н. Рудякова // Журнал «Школьный психолог». - 2007. - № 21. - С. 91-94.
51. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].
- URL : http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/02/04/konsultatsiya-dlya-
roditeley-strakhi-u-detey (дата обращения: 20.11.2016).
52. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].
- URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/n/kartoteka-privetstviy-dlya-zanyatiy (дата обращения: 15.12.2017).
53. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С. С. Степанов. - М. : ЭКСМО, 2005. - 672 с.
54. Титова, Е. А. Программа по устранению психологического напряжения. Занимательная арт-терапия [Текст] / Е. А. Титова. - Сретенск, 2016. - 18 с.
55. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] : практическое пособие: в 4-х томах / К. Фопель. - М. : Генезис, 1998. - 160 с.
56. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст] / О. В. Хухлаева, О. В. Головин. - М. : Генезис, 2006. - 176 с.
57. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова ; под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
58. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 384 с.
59. Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 - 7 лет / Е. В. Шитова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 169 с.
60. Шишова, Т Л. Как помочь ребенку избавиться от страха [Текст] / Т Л. Шишова. - СПб. : Речь, 2007. - 104 с.
61. Электронная библиотека студента [Электронный ресурс]. - URL : http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=731579(дата обращения: 21.11.2016).
62. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. - URL : http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_vyyavit_trevozhnogo_rebenka(дата обращения: 25.11.2016).
63. Юрченко, О. В. Игры и сказки для развития речи детей 1,5 - 3 лет [Текст] / О. В. Юрченко. - СПб. : Речь, 2011. - 52 с.
64. Я - родитель [Электронный ресурс]. - URL :http://www.ya-
roditel.ru/deti-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii/ (дата обращения: 28.01.2018).