ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Основные понятия, используемые при изучении занятости
населения 5
1.2 Основные направления деятельности служб занятости в России на
муниципальном уровне 18
1.3 Основные проблемы реализации муниципальной политики,
направленной на урегулирование процесса занятости населения 28
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГКУ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЦЗ» 36
2.1 Характеристика Государственного казенного учреждения службы
занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» 36
2.2 Анализ рынка труда Екатеринбурга в 2013-2017гг 41
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию работы Центра
занятости г. Екатеринбурга 59
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого, на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Решение проблем занятости населения важно для экономики России, из- за потребности максимально выгодно использовать имеющийся трудовой потенциал. Это необходимо для дальнейшего продвижения нашего отечества по пути рыночных преобразований и интеграции в систему международных экономических отношений. Актуальны и проблемы формирования политики регулирования занятости, синхронной общему направлению реформ. Также требуется глубокое понимание регионального рынка труда в непростой для страны общеэкономической ситуации последних лет, и подготовки рекомендаций для реализации политики занятости населения.
Объект - государственная политика занятости населения.
Предмет исследования - реализация государственной политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере МО Екатеринбург).
Целью данной работы является анализ реализации политик и занятости населения в городе Екатеринбурге и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на примере ГКУ "Екатеринбургский ЦЗ".
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
- рассмотреть основные понятия, используемые при изучении политики занятости населения;
- изучить основные документы, регламентирующие процесс занятости населения в России на муниципальном уровне;
- обозначить основные проблемы, возникающие в процессе реализации муниципальной политики, направленной на урегулирование процесса занятости населения;
- проанализировать рынок труда 2013-2017 год в Екатеринбурге;
- разработать рекомендации по совершенствованию работы Центра занятости г. Екатеринбурга.
Теоретические и методологические основы исследования представлены в работах следующих авторов: Гаврилов Р.В., Заславский И.К., Иванова В.Н., Карташева А., Кубишин Е., Маркова В.Д., Кузнецова С.А., Платонов O.A., Филиппов Ю.В.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа научных и нормативных документов;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость заключается в том, что анализ информации по проблемам занятости населения может быть использован в работе муниципальных образований.
Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составил 86 страницы. В списке литературы 42 источника.
Проблемы занятости населения являются достаточно актуальными как для страны в целом, так и для отдельного региона. Рынок труда переживает этап значительных перемен, изменений: меняется характер труда, формы занятости населения, меняются профессии, ряд из них устаревает, а большое количество новых - «приходит» на рынок.
В теоретической части нами рассмотрены ключевые понятия темы, в частности понятия «занятость населения» и «политика занятости». Занятость как социально-экономический процесс можно установить, как общественно¬полезную работу населения, которая связанна с удовлетворением общественных и личных потребностей и приносит доход от труда. Определены исторические аспекты деятельности служб занятости населения. На современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества. Изучены основные функции службы занятости:
1) поддерживать безработных и оказывать им помощь в поисках работы;
2) организовать рынок труда так, чтобы вакансии были заполнены квалифицированными кадрами; чтобы действующий и возможный спрос на лиц конкретных профессий находился в соответствии с предложением на трудовом рынке;
3) осуществлять и предлагать меры по формированию новых рабочих мест;
4) консультировать граждан по профессиональной ориентации, оказывать им необходимые статистические данные и прочие посреднические услуги, которые направлены на быстрое трудоустройство безработных.
Во второй главе изучена деятельность Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ»). Сегодня в структуру ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» входят межрайонные отделы, которые оказывают государственные услуги гражданам: содействуя в поиске подходящей работы с учетом уровня профессиональной подготовки, опыта работы, и работодателям; содействуя в подборе необходимых работников; информируя о состоянии рынка труда; профессионально обучая как безработных граждан, так и будущих сотрудников предприятия по заявке работодателя.
Проведен анализ рынка труда Екатеринбурга, определены востребованные профессии, уровень заработных плат, коэффициент напряженности труда, а также уровень безработицы. Данные приведены с 2013 по 2018 гг. В течение рассматриваемого периода с 2013 по 2017гг. на рынке труда отмечена нестабильность, связанная, прежде всего, с экономическими проблемами в стране и регионов В течение времени менялся уровень безработицы граждан, но не достигал недопустимой отметки. Менялось соотношение спроса и предложения на рынке труда по некоторым специальностям, что вызвано развитием техники, технологии - не востребованностью специалистов ряда отраслей. По последним данным: число занятых и безработных в экономике города показывает: 63, 7% - категория занятых в экономике, уровень безработицы составляет 5% В поисках дополнительной работы в 2017г. находилось около 40% граждан, на начало 2018г. - около 30%. Служба занятости города проводит работа по множеству направлений в целях поддержания работоспособного уровня незанятого населения.
На основании анализа деятельности Центра занятости выявлены ряд недостатков, в частности, неготовность принимать большое количество безработных; снижение мотивации сотрудников Центра в работе (профессионально выгорание); неготовность предоставлять востребованных специалистов. В качестве рекомендаций предложено проведение опережающего обучения по ряду специальностей в соответствии с «Атласом новых профессий»; подготовка специалистов Центра в части освоения новой информации о профессиях; диагностика профессионального выгорания сотрудников, проведение тренинга на снижение проявления данного состояния. Социальные эффекты от данных мероприятий касаются каждого из участников рынка труда: и работодателей, и незанятых граждан, и сотрудников Центра занятости. Благодаря эффективной деятельности специалистов центра повышается спрос на новые профессии, компании формируют стабильный персонал, а центра занятости пользуется доверием граждан, обеспечивая наиболее полную занятость населения города.
1. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
2. Конституция Российской Федерации [Текст] — Новосибирск: Сиб. Унив., 2017. - 48 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17. 11. 2008 г. № 1662-р.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апр. 1991 г. (ред. от 01 июля 2011 г.)
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
7. Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09 июня 2010 г. № 690.
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06 окт. 1999 г. № 184-ФЗ
9. Федеральный закон от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».
10. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 15 мая
1995 г. № 82-ФЗ
11. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 янв.
1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 04 июня 2011 г.)
12. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 г.)
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
14. Аверин Л.Н. Социальная политика. Региональная стратегия социального развития: литературное издание — М., Альфа-Пресс, 2012. - 312 с.
15. Белохвостова, Н.В. Современные тенденции управления
занятостью населения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.science-
education.ru/121-17967 (дата обращения: 31.03.2017).
16. Гаврилов Р.В. Производительность труда: показатели
планирования и методы измерения. М.: Экономика, 2012. - 305 с.
...