Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Работа №97803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ: НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 9
1.1. Понятие и сущность формирования навыков 9
1.2. Навык чтения: определение понятия 11
1.3. Процесс формирования навыка чтения у нормально
развивающихся обучающихся 16
1.4. Процесс формирования навыка чтения у обучающихся с легкой
умственной отсталостью 19
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Описание базы исследования и контингента испытуемых 25
2.2. Обоснование методов и методик определения уровня
сформированности навыка чтения у испытуемых 39
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента по определению уровня сформированности навыка чтения у испытуемых и анализ результатов 45
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 50
3.1. Обзор направлений работы по реализации индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию
навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 50
3.2. Составление программы работы олигофренопедагога по
реализации индивидуально-личностного подхода при формировании навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 55
3.3. Апробация программы, направленная на реализацию индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью, промежуточный мониторинг анализа ее результатов 63
3.4. Методические рекомендации олигофренопедагогам по дальнейшей апробации программы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность: для общего развития и успешной социализации в обществе одной из главных задач является развитие речи, причем не только письменной, но и устной. Как писал психолог Н. И. Жинкин, речь - это канал для развития интеллекта [29]. Легкое и полное усваивание знаний напрямую зависит от развитости языка. Следовательно, владение устной речью, а именно навыками чтения, является одним из важнейших условий общего развития человека.
Развитие навыков чтения является сложным процессом, который требует умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. Обучение чтению начинается на начальном уровне образования и продолжается в течении всего учебного времени, однако не всегда развитие навыков чтения происходит успешно. С каждым годом увеличивается число обучающихся, у которых отмечаются трудности в обучении чтению.
Формирование навыков чтения важно не только для нормально развивающихся детей младшего школьного возраста, но и для тех, кто имеет интеллектуальные нарушения. Согласно конвенции ООН по правам ребенка, все дети обладают фундаментальными правами. Подтверждением этого следует пункт 1 статьи 23, где сказано «Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [56].
В настоящее время, по данным Н. М. Назаровой, нуждаются в специальном образовании около 1,7 млн. обучающихся, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья [51]. Впервые, упоминание об этих обучающихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» РФ №273-ФЗ, который вступил в силу 1 сентября 2013 года: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту «обучающиеся с ОВЗ») - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психо лого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [57]. Развитие образования не стоит на месте, так введен федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который направлен на обеспечение равных возможностей получения образования, вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей [58].
Так, особенно важной проблемой является формирование навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью из-за свойственной для них сложности в установлении связи между зрительными, речевыми и смысловыми компонентами, ограниченности поля зрения и в отставании понимания прочитанного от произношения. Отсутствие соблюдения последовательности при выполнении заданий и неумении анализировать также сказывается на формировании навыка чтения.
Согласно исследованиям М. Ф. Гнездилова, Р. С. Колеватовой, Р. Е. Лалаевой, Р. А. Ткачевой, Г. Я. Трошина и др. отмечается медленное освоение навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью, обусловленное задержкой сформированности определенных функциональных систем. Необходимо отметить, что сформированность или несформированность навыка чтения у таких обучающихся является наиболее высоким показателем особых образовательных потребностей.
Формирование навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью в начальных классах образовательной организации имеет определенные особенности, связанные со структурой дефекта. В данной выпускной работе, наиболее подробно анализируется проблема реализации индивидуально-личностного подхода, который учитывает особенности вышеназванной категории обучающихся, а также рассматривается вопрос формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на теоретическом и практическом уровнях.
Объект исследования - проблема формирования навыка чтения у обучающихся: нормально развивающихся и с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью в работе олигофренопедагога посредством реализации индивидуально-личностного подхода.
Цель исследования - составить и апробировать программу реализации индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Для реализации поставленной цели можно выделить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности реализации индивидуально-личностного подхода и формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
3. Выявить уровень сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью с помощью констатирующего эксперимента.
4. Составить и апробировать программу реализации индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью, анализировать ее эффективность, составить методические рекомендации в адрес педагогов по данным апробации.
Для решения поставленных задач, были использованы методы:
• по этапам поиска: теоретическая интерпретация; метод отбора материала;
• по уровню проникновения в сущность: изучение материала, анализ и синтез, опрос;
• по функциям: объяснение, диагностика.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды: М. Ф. Гнездилова, Р. С. Колеватовой, Р. Е. Лалаевой, Р. А. Ткачевой, Г. Я. Трошина, посвященные изучению методической и психолого-педагогической литературы по проблеме реализации индивидуально-личностного подхода, формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав - одной теоретической и двух практических, а также, заключения, списка использованной литературы и приложений. В введении отражены все основные положения работы.
В первой теоретической главе, автор проводит теоретический анализ процесса формирования навыка чтения у нормально развивающихся обучающихся в начальных классах образовательной организации и у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Во второй практической главе определяется уровень сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью в экспериментальных условиях: дается описание базы исследования и контингента испытуемых; обосновываются методы и методики определения уровня сформированности навыка чтения; проводится констатирующий этап эксперимента по установлению уровня сформированности навыка чтения у экспериментальной группы, а также анализ результатов.
В третьей, практической главе, автор описывает направления работы по реализации индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью; составляет программу и апробирует ее, также описываются условия данной программы в экспериментальных условиях, составляются методические рекомендации олигофренопедагогам по дальнейшей апробации программы.
В заключении, сделаны выводы и определены перспективы исследования. В список источников и литературы входит 58 источников.
Объем работы состоит из 71 страницы. В работу включены таблицы в количестве 9 штук, рисунки в количестве 3.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из главных задач успешной социализации в обществе детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью - развитие речи, как письменной, так и устной. Развитие устной речи не может проходить успешно без овладения навыками чтения.
Чтение, является фундаментальной ступенью дальнейшего обучения. Но, у данной категории детей вызывает значительные затруднения в овладении им. Результаты практического исследования показали, что сформированность навыков чтения, даже у обучающихся второго класса, находится на низком уровне развития. Это связано с интеллектуальными и психофизическими отклонениями (недостаточное развитие артикуляции, сложности анализаторного действия и др.). Для преодоления данных трудностей, педагогу необходимо осуществлять комплексную системную работу по данному направлению.
Для осуществления такой работы, целесообразно использовать программу по реализации индивидуально-личностного подхода в работе олигофренопедагога по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Частичная апробация программы в совокупности с общим образовательным процессом и индивидуальными заданиями, дали незначительные, но положительные результаты. Следовательно, работа была эффективной и стоит продолжать формирование навыков чтения, с учетом методических рекомендаций, составленных автором для обучающихся с легкой умственной отсталостью.



1. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение [Текст] / Г. Л. Абрамович. - М. : Просвещение, 1979. - 325 с.
2. Адамович, E. A. Как улучшить качество чтения [Текст] :
Е. А. Адамович // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 11-25.
3. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
4. Аксенова, А. К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения [Текст] / А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова. - М. : Просвещение, 1987. - 320 с.
5. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950. - Вып. 70. - С. 106.
6. Афанасьев, П. О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе [Текст] / П. О. Афанасьев. - М. : Уч.педгиз, 1932. - С. 23.
7. Барская, Н. М. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / Н. М. Барская, Л. А. Нисневич. - М. : Просвещение, 1992. - 128 с.
8. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков ; под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : «Академия», 2011. - 146 с.
9. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей [Текст] / М. М. Безруких. - СПб. : «Академия», 2004. - 157 с.
10. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М. : Книголюб, 2004. - 56 с.
11. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Научное издание. под ред. О. Г. Газенко. - М. : Наука, 1990. - 494 с.
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - С. 128.
13. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Педагогика, 1999. - 680 с.
14. Воронкова, В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы [Текст] / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2001. - 192 с.
15. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1988. - 154 с.
16. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии [Сборник работ] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - С. 191.
17. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно - отсталых дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение, 2007. - С. 186.
18. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 27.
19. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы [Текст] / М. Ф. Гнездилов. - М. : Просвещение, 1962. - 113 с.
20. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - М. : Академия, 2004. - 217 с.
21. Городилова, В. И. Чтение и письмо [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - СПб., 1997. - 172 с.
22. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. - М. : Педагогика, 1992. - 234 с.
23. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие [Текст] / К. М. Гуревич ; под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 312 с.
24. Данилкина, Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] / Г. И. Данилкина. - М. : Педагогика, 1986. - 74 с.
25. Дымов, О. Л. Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) [Текст] / О. Л. Дымов ; под ред. О. Л. Дымова. - М. : Педагогика, 1990. - 56 с.
26. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст] / Т. Г. Егоров. - М. : Просвещение, 1953. - С. 16.
27. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - М. : Просвещение, 1963. - С. 24.
28. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова ; под ред. Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой // Дефектология. - 1999. - № 6. - С. 25-34.
29. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека в развитии речи [Текст] / Н. И. Жинкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - М. , 1969. - С. 22-37.
30. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. - 319 с.
31. Зайцев, В. Н. Резервы обучения чтению [Текст] / В. Н. Зайцев. - М. : Просвещение, 1991. - 32 с.
32. Иванов, Е. С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е. С. Иванов, Д. Н. Исаев. - СПб. , 2000. - 56 с.
33. Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Педагогика, 2000. - 47 с.
34. Исаева, Т. Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей-инвалидов с умеренной и выраженной умственной отсталостью в условиях семьи [Текст] / Т. Н. Исаева. - М. , 2012. - 36 с.
35. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Союз, 2003. - 226 с.
36. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Правда, 1965. - 113 с.
37. Климанова, Л. В. Обучение чтению в начальных классах [Текст] / Л. В. Климанова // Школа. - 1999. - №18 - С. 89-98.
38. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] /А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003. - 330 с.
39. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] /А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
40. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
41. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : ИНИОН, 2002. - 156 с.
42. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : ИНИОН, 1988. - 134 с.
43. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : МГУ, 1985. - 318 с.
44. Лубовский, В. И. Специальная психология: учебное пособие [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
45. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М. : Академия, 2000. - 278 с.
46. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
47. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст] / А. Р. Маллер. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 268 с.
48. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. возможностями [Текст] / А. Р. Маллер. - М. : АРКТИ, 2000. - 124 с.
49. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / А. В. Мамаева- Красноярск, 2014. - 148 с.
50. Моргачева, Е. М. Понятие умственной отсталости в отечественной медицинской и психолого - педагогической науке [Текст] / Е. М. Моргачева. - М. : МГПУ, 2003. - 493 с.
51. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] / Н. М. Назарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
52. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / под ред. Т. О. Епифанцева. - Ростов н - Д : Феникс, 2005. - 576 с.
53. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М. И. Оморокова. - М. : 1997. - 312 с.
54. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов [Текст] / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1968. - 28 с.
55. Сорокина, Н. К. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов [Текст] / Н. К. Сорокина // Вопросы олигофренопедагогики. - 1977. - № 3. - С. 29-32.
56. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Электронный ресурс. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 05.12.2018).
57. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» РФ
№ 273-ФЗ, (вступил в силу 01.09.2013) Электронный ресурс. -
URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 05.12.2018).
58. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. №1599 Электронный ресурс. -
URL: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 03.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ