ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РФ 6
1.1. Понятие и способы защиты прав налогоплательщиков в РФ 6
1.2. Регулятивная сущность налогового права 15
1.3. Проблемная область защиты прав налогоплательщиков на примере недоимки по земельному налогу и право предоставления льготы для определенных категорий населения 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВЕН УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ИНСТРУМЕНТОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РФ. 36
2.1. Методология исследования норм защиты прав налогоплательщиков в
РФ: характеристика объекта, методы и анализ исследования
36
2.2. Анализ причин недоимки по земельному налогу и право на получение
льготы для определенных категорий населения 42
2.3. Предложения по сокращению недоимки земельного налога посредством совершенствования права использовать льготу определенными категориями
граждан в РФ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ2 72
Государство во все времена нуждалось в средствах своего содержания, но способы привлечения этих средств постоянно менялись из-за развития общества.
Налоги являются неотъемлемой частью экономики любой развитой страны, и Российская Федерация не является исключением. Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Г осударство осуществляет обязательные сборы как с юридических, так и с физических лиц.
Профессиональный опыт и знания, накопленные в течении долгих лет, играют огромную роль при формировании налоговой системы в государстве. В последнее время все чаще ужесточается налоговый контроль государством, у налогоплательщиков стали возникать споры по взиманию налога. И с каждым годом стало всё труднее защищать свои права в судебном порядке.
Так, из-за нововведений в налоговое законодательство налогоплательщик не может напрямую обратиться в суд, чтобы обжаловать нарушение своих прав по вине налогового органа, а должен сначала обратиться в вышестоящий налоговый орган, в котором рассматривают жалобу и выносят решение о привлечении ответственности налоговой инспекции. Но как позже оказалось, введенная новая процедура досудебного обжалования для некоторых решений не привела к высоким результатам, плательщики все ровно обращаются в суд после апелляционного обжалования.
Сами налогоплательщики тоже делают серьезные ошибки, так как большинство не понимает, как, зачем и за что нужно уплачивать налог. Поэтому продумывают различные способы уклонения от налогов, но это не помогает, а лишь усугубляет ситуацию, которая приводит к наказанию не только административного характера, но и судебного.
Хоть и дела по судебным разбирательствам налогоплательщика с ФНС снижаются в 2-3 раза в год и в 80% выигрывают налоговые органы, но необходимость исследования проблемной области защиты прав плательщиков налога остается до сих пор. А эффективность досудебных обжалования решений еще ниже. Так в 2016 году вышестоящие органы удовлетворили 35%, в 2017 году 34,7% жалоб [10].
Проанализировав актуальность темы, мы пришли к выводу, что в государстве система налогообложения играет важную роль не только при формировании бюджета, но и для самих налогоплательщиков в том числе, что особенно важно, в части реализации их прав.
Объект исследования - права налогоплательщиков в РФ.
Предмет исследования - условия реализации прав
налогоплательщиков в налоговой системе РФ.
Цель - разработать предложения по совершенствованию реализации прав налогоплательщиков в РФ.
Цель определяет следующие задачи:
1. проанализировать понятие право налогоплательщика;
2. раскрыть признаки, принципы и виды налогов в РФ;
3. обозначить основные формы защиты прав налогоплательщиков в РФ;
4. провести исследование нормативно-правовой базы защиты прав налогоплательщиков в РФ;
5. разработать рекомендации по совершенствованию механизма реализации прав налогоплательщиков.
Изучением защиты основных прав налогоплательщиков в РФ занимались такие эксперты как: Г.А. Шевчук, Н.Ю. Хаманева, Д. Винницкий. У каждого из них было свое определение и понимание. А именно Н.Ю. Хаманева отмечает, что обращение гражданина по поводу нарушения действия (бездействия) в отношении налогового органа прав или законных интересов, является важным способом защиты своих прав и свобод. По мнению Г.А. Шевчука, в случае нарушения прав и законных интересов граждан, подача жалобы преследует цель защитить и восстановить нарушенные права, а также наладить сложившиеся «негативные» отношения между налоговым органом и налогоплательщиком.
В наши дни правовое регулирование защиты прав налогоплательщиков реформируется и развивается, что подтверждают новая редакция Налогового Кодекса РФ и программа «Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013-2018 годы», принятую ФНС России в 2013 году.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе дана характеристика налога, рассматриваются его виды и функции, основные принципы, дефиниция участников налоговых правоотношений и краткая характеристика проблемной области защиты прав налогоплательщиков в РФ. Во второй главе раскрываются основные причины неустойки по земельному налогу, совершенствование права на получение льготы отдельными категориями населения и разработаны предложения по их решению. Работа содержит 3 таблицы и 12 рисунков.
Налогообложение является одним из мощных регуляторов при управлении и формировании государства. Если отчисления от налоговых платежей и сборов не поступают в бюджет, тогда начинается процесс торможения экономики в целом и не реализация социальных программ по улучшению качества жизни населения.
Проблемной является и непредсказуемость государственной политики, которая обуславливается частым пересмотром мер без учета прошлого опыта, что не дает возможность планировать свою работу на долгий срок. Каждый год вводятся новые поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации и физически налогоплательщики не успевают с ними ознакомиться.
Налоги выступают основным источником доходов государства. Очень важно своевременно, а также правильно формулировать и обосновывать принципы налогообложения, выявлять основные механизмы их реализации. Таковы одни из главных стратегических задач государства.
Особая значимость налоговой системы в том, что она - инструмент государства. От качества применения, зависит не только результативность функционирования налогов в России, но и эффективность всей системы налогообложения.
Необходимо уделять большое внимание нововведениям в налоговой политике, не забывать про опыт прошлых лет, применять современные технологии, механизмы и методы. А также обновлять знания, чтобы предотвращать вовремя некомпетентность участников налоговых правоотношений.
Одной из главных проблем до сих пор остается борьба с коррупцией. Каждый пытается навязать свои интересы, не учитывая мнения остальных. Вкладывают огромные средства в реализацию этих идей, не задумываясь о неэффективности и негативных последствиях. Ведь все это приводит к тому,что налоговая система начинает медленно рушиться, нежели совершенствоваться.
Не стоит забывать и про:
- огромное количество нормативно-правовых актов, которые налогоплательщик просто не успевает просмотреть и изучить;
- отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации налоговых льгот;
- жалобы на действие (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц;
- более подробное раскрытие принципов защиты основных прав налогоплательщиков в РФ;
- предоставление своевременной информации налогоплательщикам о налогах и сборах;
- сокращение недоимки по земельному налогу;
- совершенствование списка права на получение налоговой льготы определенными категориями населения;
- инфляцию при предоставлении рассрочки. Доход плательщика может увеличиваться с каждым годом, поэтому для него не составит труда поскорее расплатиться с долговым обязательством. А также, налогоплательщики, воспользовавшиеся рассрочкой дополнительно в консолидированный бюджет России, зачислят около 8-9 миллиардов рублей, которые пойдут на развитие социально-экономические программы нашей страны.
Мы живем в постоянно развивающейся стране, у которой огромные возможности в управлении государством и её налоговой системы. Но из-за несвоевременного обнаружения проблем, современное налогообложение начинает ослабевать, что приводит к его неэффективной деятельности.
Дефицит в бюджете из-за задолженности по налоговым платежам и сборам значительно тормозит процесс реализации федеральных, региональных и местных программ как по социальному развитию, так и по экономическому в целом.
Таким образом, государство должно как можно чаще проводить исследования, изучать данные полученные путем анализа результатов в ходе проверки. И тогда наша страна сможет значительно повысить конкурентоспособность на мировом рынке, улучшить качество жизни и здоровье населения, своевременно осуществить программы по благоустройству территории, финансировать строительство детских садов, школ и больниц, делать все, чтобы продолжительность жизни увеличивалась в России и большинство нюансов налогового законодательства приобретут невидимый характер.
Налогоплательщики перестанут искать способы уклонения от платежей и сборов, забывать оплачивать налоговые квитанции, не допускать задолженности и нести негативные санкции за это. Налоговым органам в свою очередь проявлять лояльность и терпеливость в обращении и участии с плательщиками. Предоставлять всю необходимую информацию, а не в последствии выявлении нарушений. Предлагать реальные и не противоречащие законам пути ликвидации задолженности у налогоплательщика. Рекламировать услугу «рассрочка» налогового платежа, ведь именно она может сыграет главную роль в жизни не только плательщика, но и муниципалитета, региона и государства. Обращать внимание на ключевую ставку при предоставлении рассрочки и возможные риски данной процедуры, принесет ли выгоду такая услуга налоговому органу или временно сократит неустойку в бюджете.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (от 30.11.1994 N 51- ФЗ) (ред. от 23.05.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (от 21.03.1991 №943-1) (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/
4. Земельный Кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 N 136- ФЗ) (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. (от 30.12.2001 N 195-ФЗ) (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
6. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 146- ФЗ) (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
8. Отчет по форме 22 за 2016 год «Сведения о наличии и распределении земель в Российской Федерации на 01.01.2017 (в резерве субъектов Российской Федерации) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/
9. Отчет Росстата «О соотношении денежных доходов населения с
величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в I квартале 2017 года» (от 26.06.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.gks .ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/ 127.html
10. Отчет ФНС России «Итоги деятельности ФНС России за 2017
год» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/
11. Отчет ФНС России по состоянию на 01.01.2017 по форме № 4-НМ «О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/statistics_and_analytics/forms/596934 2/
12. Отчет ФНС России по состоянию на 01.01.2018 по форме № 4-НМ «О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/statistics_and_analytics/forms/671711 9/
13. Письмо Минфина России «Ответственность за налоговые правонарушения вследствие использования разъяснений Минфина России» (от 2.11.2010 года № 03-03-06/1/684) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109339/
14. Постановление Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г.» (от 08.12.2017 N 1490) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284745/
15. Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов
Российской Федерации на 2013-2018 годы» (от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142219/
...