ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младших классов с нарушениями интеллекта 7
1.2. Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального
развития и развития графомоторных навыков 13
1.3. Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта и причин
их возникновения 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 28
2.2. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление
уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ
НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 52
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта 52
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие речи - одно из важных направлений общего развития обучающихся младших классов. Письменная речь, как и речь в целом - явления многогранные. Выражение содержания речи и мыслей человека с помощью графических знаков при письме - одна из составляющих письменной речи. Овладение графическими навыками - важное направление развития обучающихся, особенно это касается обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что без владения техникой письма, то есть графическим навыком невозможно развитие письменной речи как таковой.
Как показывает практика научение письму очень трудоемкий этап в начале школьного обучения. Сложность процесса формирования навыка письма заключается в том, что он не интересен обучающимся, что не дает возможности осознанно сформировать правильный графомоторный навык. Знакомство с написанием букв ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над целостным её написанием.
Из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы обучения письму и несовершенства решений этой проблемы на практике, специалисты вновь и вновь обращаются к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.
С каждым годом количество обучающихся младших классов с трудностями обучения письму возрастает.
Графика, что в лингвистике понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв - ключевое понятие в методике обучения начальному письму.
Навык письма у разных авторов (Н. А. Агаркова, 1978; М. М. Безруких, 2001; О. Б. Иншакова, 2003; Р. Д. Тригер, 1998; Н. С. Пантина, 1967; О. С. Филиппова, 1999 и др.) обозначается различно: «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «графомоторный навык», «двигательный навык письма», «элементарный графический навык». Понятие «графический навык» содержит в себе всю полноту графики, как раздела лингвистики, в том числе печатных знаков, букв и письменных букв.
По мнению специалистов и практиков, процесс формирования графомоторных навыков является не простым и длительным по времени. Лишь по средствам многочисленных упражнений можно развить навык письма у обучающихся младших классов, имеющих интеллектуальные нарушения.
Проблемы развития графомоторных навыков данной категории обучающихся можно объяснить особенностями их учебной деятельности: обучающимся свойственны неумение соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке и анализировать, а так же недостаточная целенаправленность действий, неумение себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Многие авторы (А. Н. Граборов, Е. К. Грачева, М. П. Постовская, Г. Я. Трошин) говорят о том, что недостаточное развитие мелкой моторики: недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений значительно усложняет процесс формирования графических навыков обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
По мнению таких авторов как Г. Н. Рахмаковой, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер, проблема несформированности навыка зрительно - двигательных образов буквенных знаков у обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями связана со сниженным уровнем сенсорных процессов, что проявляется, например, неумении писать буквы слитно.
Объект исследования - графомоторные навыки у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта .
Предмет исследования - приемы формирования графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта.
Цель исследования заключается в изучении специфики формирования графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта.
Задачи:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2) Раскрыть научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков.
3) Дать характеристику типичным нарушениям графомоторных навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта и раскрыть причины их возникновения.
4) Выявить нарушения графомоторных навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта по итогам констатирующего эксперимента.
5) Раскрыть приемы коррекции нарушений графомоторных навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта.
6) Создать коррекционно-развивающий курс, направленный на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта.
7) Проанализировать результаты проведенного коррекционно -
развивающего курса по итогам контрольного эксперимента .
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
• эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Тема исследования актуальна, подтверждением тому является значительные затруднения в обучении письму у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта. Из-за интеллектуальных и психофизических отклонений в развитии у обучающихся рассматриваемой категории процесс формирования графомоторных навыков письма осуществляется со специфическими особенностями.
Можно отметить что формирование и развитие графического навыка письма - это процесс сам по себе сложный и длительный, а у обучающихся с нарушениями интеллекта еще более трудоемкий и специфичный. Данная специфичность обусловлена и структурой самого акта письма, и структурой формирования навыка, и психофизиологическим механизмом, лежащим в его основе. Однако, несмотря на все вышеназванные сложности обучения письму - при многократном, систематическом повторении упражнений обучающимися по отработке данного навыка, он совершенствуется и автоматизируется.
Из-за недостаточности динамичности мышц руки, недоразвития мелкой моторики и слабого мышечного тонуса у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта процесс формирования графомоторных навыков значительно осложнен. Множественные графические ошибки, трудности письма являются последствиями замедленности процесса переработки сенсорной информации, несовершенства межанализаторной интеграции, несовершенства зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.
В ходе работы был проведен констатирующий эксперимент для уточнения уровня сформированности графических навыков (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические навыки, зрительно-моторная координация); умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация). В результате были сделаны выводы о низкой сформированности графомоторных навыков и составлен коррекционно-развивающий курс, направленный на улучшение состояния графомоторного навыка, состоящий из 30 занятий. После завершения курса был проведен контрольный эксперимент.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области
"Екатеринбургская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" в марте, апреле 2018 года.
В исследовании приняли участие 10 обучающихся 3 класса: 3 девочки и 7 мальчиков.
Обследование проводилось по методикам М. М. Безруких, М. Озьяс,
Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревич, Д. Элтон, Д. Тейлор, Н. Н. Гуткиной. По результатам обследования можно сделать выводы, что задания выполненны обучающимися в большинстве случаев на низком и среднем уровне (лишь у одного обучающегося результаты были выше среднего). Следовательно, у обучающихся недостаточно развиты: мелкая моторика, графические навыки (пространственная ориентировка на плоскости листа, двигательные графические навыки, зрительно - моторная координация); умение ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация).
После проведения коррекционно развивающих мероприятий уровень развития графомоторных навыков у экспериментальной группы улучшился. Однако эти улучшения были незначительными. Проведенная исследовательская-экспериментальная работа и ее результаты поставили новые задачи, которые направлены на разработку индивидуальной работы с каждым из обучающихся. Кроме того, результаты данного исследования, говорят о том, что для эффективной работы с обучающимися младших классов с нарушениями интеллекта большую роль играет привлечение родителей этих детей. В работах зарубежных педагогов на первом месте стоят именно родители а не педагоги. Важно не только повторять и закреплять тот материал, который был изучен в школе, но и разработать индивидуальную систему упражнений и заданий, которые будут выполняться дома, дополняя классную работу. Важно учитывать как индивидуальные возможности обучающегося так и возможности его родителей.
Подводя итоги можно полностью согласиться с мнением специальных психологов и педагогов о том, что процесс развития графомоторных навыков у обучающихся младших классов с нарушениями интеллекта - это процесс трудоёмкий и длительный, который сопровождается сложностями, связанными с особенностями психофизиологического развития обучающихся данной категории.
1. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова. - М. : Владос, 2002. - 106 с.
2. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. - 2009. - №4. - с. 15-17.
3. Бабенкова, Р. Д. Развитие статических функций у детей с болезнью Дауна / Р. Д. Бабенкова // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушения- ми интеллекта / под ред. М. И. Кузьмицкой. — М., 1974.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 - 8 лет [Текст] / О. В. Бачина. - М. : АРКТИ, 2006. - 88 с.
5. Безруких, М. М. Этапы формирования навыка письма [Текст] / М. М. Безруких. - М. , 2001. - 126 с.
6. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. П. Буцикина // М. : Логопед. - 2005. - №3. - С. 84-94.
7. Вайзман, Н. П. Реабилитационная педагогика [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Аграф, 1996. - 160 с.
8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. , 1968. - 386 с. (не переизд.)
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова., М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 47 с. (не переизд.)
10. Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики [Текст] / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. - СПб. : КАРО, 2003. - 96 с.
11. Гаврина, С. Ю. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Ю. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 180 с.
12. Голубь, В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5 - 7 лет [Текст] / В. Т. Голубь. - М.: ВАКО, 2008. - 144 с.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев. - М. : Академия, - 2006. - 264 с.
14. Гурьева, В. Психогенные расстройства у детей и подростков [Текст] / В. Гурьева. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1996. - 208 с.
15. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. - М. : Издательство АПН, 1959. - 264 с. (не переизд.)...