ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Определения понятий «мотивация», «мотивация учения»,
«внутренняя мотивация к обучению» и «мотивы» в научной литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
обучающихся на начальной ступени образования 11
1.3. Особенности внутренней мотивации у умственно отсталых
обучающихся на начальной ступени образования 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью 21
2.2. Методики, направленные на определение уровня
сформированности внутренней мотивации у умственно отсталых обучающихся на начальной ступени образования 26
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ 40
3.1. Анализ содержания работы педагогов по развитию внутренней
мотивации к обучению на основе наблюдения за их деятельностью 40
3.2. Обоснование, содержание, методика формирующего эксперимента.. 43
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 88
Актуальность исследования проблемы внутренней мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью состоит в том, что слабость мотивации к обучению, познанию существенно влияет на результативность обучения в целом. Нарушения внутренней мотивации происходят по причине того, что у данной категории обучающихся снижена или отсутствует заинтересованность и любознательность на некоторых учебных предметах, им присуще слабая сила воли, быстрая утомляемость, что приводит к затруднению полноценно усваивать учебный материал. Это говорит о значимости данного вопроса.
Проблемой мотивации к обучению у умственно отсталых обучающихся занимались такие авторы, как С. В. Кудрина, Н. Н. Кузьмина, В. Э. Мильман, Н. М. Стадненко, О. Н. Толстикова и др. В их трудах отмечалось, что внутренняя мотивация к обучению считается наиболее естественной, свойственной обучающимся младшего школьного возраста. Именно она является важной составляющей для успешного усвоения учебной программы.
У обучающихся с умственной отсталостью на начальной ступени образования выявлено преобладание внешних мотивов. Они не осознают значимость посещения школы и занятий, нет потребности в знаниях, ими управляют мотивы, связанные с подчинениями и установленными социальными нормами.
Объект исследования - внутренняя мотивация к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образовании.
Предмет исследования - процесс развития внутренней мотивации к обучению у умственно отсталых обучающихся на начальной ступени образования.
Цель исследования - подобрать и апробировать диагностический инструментарий, составить и апробировать содержание работы по развитию внутренней мотивации к обучению на учебных предметах у умственно отсталых обучающихся на начальной ступени образования.
Задачи:
• изучить теоретические основы мотивации к обучению;
• подобрать и апробировать диагностический инструментарий, направленный на выявления уровеня развития внутренней мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью;
• составить и апробировать содержание работы по развитию
внутренней мотивации к обучению на конкретном учебном предмете;
• определить эффективность содержания работы по развитию
внутренней мотивации к обучению на конкретном учебном предмете.
Методы:
• анализ теоретической и методической литературы;
• эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• беседа;
• наблюдение.
В выпускной квалификационной работе была изучена проблема развития внутренней мотивации к обучению у умственно отсталых обучающихся на начальной ступени образования.
Цель исследования достигнута: подобран и апробирован диагностический инструментарий, составлено и апробировано содержание работы по развитию внутренней мотивации у умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка.
Соответственно цели, достигнуты следующие задачи: изучены теоретические основы по данной проблеме; подобран и апробирован диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня развития внутренней мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью; составлено и апробировано содержание работы по развитию внутренней мотивации к обучению на конкретном учебном предмете
1. По изученной литературе можно сделать следующие выводы:
Для того чтобы обучающийся осознанно совершал действия, имел необходимость познавать окружающий мир и развиваться, необходимо формировать внутреннюю мотивацию к обучению. Именно она позволяет обучающимся целенаправленно идти к достижению намеченной цели в учебной деятельности.
Умственная отсталость выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Основные нарушения обучающихся: не испытывают потребности в получении знаний, низкая заинтересованность к учебным предметам, не умение оценивать свою продуктивность на уроке. Также нарушены все психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание, эмоции), т. е. преобладает механическая память, затрудняются в обобщении, часто не могут найти свои ошибки и исправить их, медленно переходят с одного вида деятельности на другую, слабость волевых проявлений, не умение отличать субъективный образ объективной реальности, внимание трудно привлекаемое и быстро рассеивающееся, эмоциональная и социальная незрелость. Вследствие этого у обучающихся часто имеются проблемы в учебной деятельности.
У обучающихся с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте редко устойчивым мотивом является учебный. В основном у них преобладает игровой мотив или же устойчивого мотива нет. Также здесь можно отметить, что широкие социальные мотивы у обучающихся с умственной отсталостью не формируются, в процессе обучения возникают внешние мотивы, т. е. у них не возникает заинтересованности и осознанности в деятельности, нет желания получать знания. Они совершают деятельность лишь ради получения оценки и даже к концу начального образования действуют под воздействием взрослого, а не под собственным желанием выполнять какую-либо работу.
2. На основе проведенного констатирующего эксперимента, который проходил на базе ГКОУ Свердловской области «Екатеринбургская школы № 5, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы», улица Караванная, дом 11 были сделаны следующие выводы:
По методике «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (под ред. Л. М. Шипицыной) выявлено, что в данной группе ведущим мотивом является игровой, а неустойчивыми мотивами - социальный, учебный, мотив успеха и мотив взрослости. Их разнообразие связано с разносторонностью личности каждого обучающегося. Уровень мотивации колеблется от низкого до достаточного. Всего двое из шести обучающихся имеют достаточный уровень мотивации, они проявляют интерес к обучению, активны, но не на всех учебных предметах. Остальные обучающиеся имеют уровень мотивации ниже. Это связанно с тем, что обучающиеся не до конца осознают требования учителя, не видят существенной разницы между игрой и школьными занятиями, нет полного понимания дисциплинарных требований...
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 2006. - 158 с.
2. Бичерова, Е. Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам [Текст] / Е. Н. Бичерова, Е. М. Фещенко // Российский психологический журнал. -
2016. - № 4 - С. 117-136.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. акад. , 1995. - 212 с.
4. Вавилова, Л. Н. Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС [Текст] / Л. Н. Вавилова, Н. Г. Балашова // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2015. - № 1 - С. 59-61.
5. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М. : Издательство Московского университета, 1991. - 144 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивации учения детей 6-7 лет [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М. : Педагогика, 1988. - 136 с.
9. Еникеев, М. И. Общая психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Приор, 2000. - 263 с.
10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 112 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Лотос, 2010. - 384 с.
12. Иванов, В. Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Г. Иванов. - Ярославль, 1994. - 177 с.
13. Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 27-41.
14. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 288 с.
15. Ильин, Е. П. Мотивации и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с...