ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПИСЬМА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
обучающихся младших классов 6
1.2. Особенности развития навыков письма у обучающихся с умственной
отсталостью в сравнении с обучающимися с нормальным развитием 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПИСЬМА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1. База диагностического исследования 28
2.2. Методика констатирующего эксперимента 29
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 36
3.1. Коррекционно-формирующая работа по повышению уровня навыков
письма у умственно отсталых обучающихся 36
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Данная категория обучающихся характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в области познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия различной модальности, памяти, внимания, мышления.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и рече-двигательного анализаторов, приводит к существенным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у обучающихся с умственной отсталостью отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у обучающихся с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль за речевыми движениями оказывается неточным.
Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все 3
компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика,
грамматический строй.
Большинство обучающихся с умственной отсталостью в силу своих особенностей развития, характеризуется недостаточной сформированностью предпосылок к овладению письмом, что и является, в конечном итоге, пусковым механизмом возникновения многочисленных проблем в овладении школьной программой.
Рассматривая письмо обучающихся с умственной отсталостью, ученые исследователи обычно имели в виду ее первоначальные этапы. Их усилия были направлены на анализ затруднений, которые обнаруживаются у детей при обучении. Однако проблема устранения нарушения письма, остается актуальной, т.к. в большинстве случаев эти нарушения остаются на протяжении всего времени обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний умственно отсталыми обучающимися.
Нарушение письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев и другие. Изучением психофизиологических особенностей процесса письма занимались А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Л. К. Назарова, Е. Н. Винарская и другие.
Объект - навыки письма умственно отсталых обучающихся младших классов.
Предмет - способы формирования и развития навыков письма у умственно отсталых обучающихся.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенные методы коррекционной работы позволят повысить уровень навыков письма у умственно отсталых обучающихся младших классов.
Цель - выявление способов формирования и развития навыков письма у умственно отсталых обучающихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Провести констатирующий эксперимент по сформированности навыков письма у умственно отсталых обучающихся и проанализировать его результаты;
3. Составить программу по формированию и развитию навыков письма у умственно отсталых обучающихся младших классов;
4. Определить уровень навыков письма у умственно отсталых обучающихся при проведении контрольного этапа экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (проведение констатирующего педагогического эксперимента, проведение обучающего и контрольного экспериментов);
3. Интерпретационные (обработка и интерпретация полученных результатов).
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у умственно отсталых обучающихся младших классов. В специальной педагогике и психологии отмечается, что формирование навыков письма учащихся рассматриваемой категории осуществляется с особенностями, связанными с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии (недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое).
В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование навыка письма - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
У умственно отсталых обучающихся младшего школьного возраста развитие и автоматизация графомоторных навыков осложняется из -за недостаточной динамичностью мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции,
несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.
В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент, цель которого была установить уровень сформированности навыков письма у умственно отсталых обучающихся; проведен формирующий эксперимент; проведен контрольный эксперимент, и сделаны соответствующие выводы.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: предложенные методы коррекционной работы позволили повысить уровень навыков письма у умственно отсталых обучающихся младших классов.
В итоге, можно согласиться с мнением специалистов коррекционного обучения о том, что развитие навыков письма умственно отсталых обучающихся имеет особенности, а процесс формирования навыка сопровождается трудностями, связанными со спецификой нервно - психического развития учащихся данной категории.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
2. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке [Текст] / М. М. Безруких // Советская педагогика. -1987. -No5.
3. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2005. - №3.- С. 84-94.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений (5-е изд.) [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : Владос, 2004. - 704 с.
5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с. 13.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2011. - 640 с. 14.
7. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А.Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФР, 1961. - 471 с. 17
9. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АСТ : АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
10. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1965. - 272 с.
11. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
12. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И. А. Грошенков - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
15. Желтовская, Л. Я., Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с...