ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 8
1.1. Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
обучающихся младших классов 11
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно
отсталых обучающихся младших классов 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЕ НА
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся
задействованных на констатирующем этапе экспериментального исследования 24
2.2. Методы и методики, направленные на выявление уровня развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших
31 классов
2.3. Анализ результатов исследования коммуникативных навыков у
умственно отсталых обучающихся начальных классов 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 43
3.1 Коррекционно - развивающая программа, направленная на
развитие коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов 43
3.2 Анализ результатов реализации элемента коррекционно -
развивающей программы, направленной на развитие
коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов 56
3.3 Методические рекомендации по повышению уровня развития
коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 84
Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в межличностных отношениях с окружающими людьми. Одной из сторон развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах считается формирование коммуникативных навыков для их успешной учебной деятельности и социализации.
Проблема исследования - повышение уровня коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью младших классов и направления коррекционной работы на уроках литературного чтения.
Актуальность исследования. Через общение человек получает возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, реализовать себя и занять свое место в обществе. Из этого следует, что общение - важнейший фактор формирования личности обучающегося, один из главных видов деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими членами общества.
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Развитие коммуникативных способностей обучающихся с умственной отсталостью является одной из важнейших проблем в социальной психологии. В настоящее время остается актуальным вопрос поиска новых, оптимальных форм и методов исследования и коррекции коммуникативных навыков у обучающихся младших классов с умственной отсталостью. Теоретические изучение этого вопроса в дальнейшем поможет структурировать имеющиеся данные и обозначить существующие пробелы.
Понятие «коммуникативные навыки» рассматривается в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике - и в каждой из них трактуется по-своему. А. А. Бодалев под коммуникацией понимает взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми [4].
Проблема общения всегда была предметом экспериментальных и теоретических исследований. Общение является объектом специального анализа в работах многих ученых, и выделяется в отдельную категорию у социологов (Г. М. Андреева, И. С. Кон, Н. В. Телюк, В. М. Тисленко), у философов (А. А. Брудный, Л. П. Буева, Б. Д. Парыгин, В. М. Соковнин), у психологов (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Ю. Л. Ханин), у педагогов (С. В. Кондратьева, Т. Е. Конникова, Т. А. Мальковская), у психотерапевтов (А. Б. Добрович, В. Л. Леви, В. Н. Мясищев).
Несомненно, общение играет важную роль в психическом развитии обучающихся, в том числе имеющих интеллектуальные нарушения. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеется недоразвитие монологической и диалогический речи, собственной мимики, они плохо понимают жесты, эмоции и интонации других людей, не вступают в диалог со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, их ответы характеризуются краткостью, неполнотой , из-за чего страдает развитие коммуникативных навыков и межличностного общения [1].
Проблемой развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью занимались такие отечественные психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие.
Для ребенка с умственной отсталостью обучение общению имеет большую значимость. В том случае, если обучающийся с умственной отсталостью не способен выражать свои желания, попросить окружающих о помощи и реагировать на говорящих с ним людей, то его социальный опыт будет недостаточно полным, это приведет к проблемам с социализацией.
Объект исследования -коммуникативные навыки у умственно отсталых обучающихся младших классов.
Предмет исследования - особенности развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов на уроках литературного чтения.
Цель исследования - выявить уровень развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов на уроках литературного чтения и составление рекомендаций к программе коррекционного курса.
Объект, предмет и цель обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и описать диагностические методики для выявления особенностей развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов.
3. Определить уровень развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся экспериментальной группы.
4. Составить коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение уровня коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью экспериментальной группы на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Наблюдение.
3) Изучение продуктов творческой деятельности обучающихся.
4) Изучение педагогической документации.
5) Диагностический эксперимент.
Гипотеза - уровень коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталость младших классов повысится, если на уроках литературного чтения будет реализовываться программа коррекционного курса, которая докажет свою эффективность при её применении.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Проблема развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью стоит особенно остро в специальной психологии и педагогике. Теоретические изучение этого вопроса помогло структурировать имеющиеся данные по этой теме и обозначить перспективы изучения коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся.
В данной работе были изучены особенности становления и развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов на основе теоретического анализа литературы. Основными нарушениями коммуникативных навыков являются недоразвитие монологической речи, диалогический речи, недоразвитие собственной мимики. Данная категория обучающихся чаще всего не вступает в диалог со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, они плохо понимают интонации и жесты других людей, их речь скудна и находится на уровне бытового общения.
На основе анализа психолого-педагогической характеристики умственно отсталых обучающихся младших классов были подобраны диагностические методики для выявления у них уровня развития коммуникативных навыков. Выбранные методики соответствуют необходимым требованиям и не противоречат тактике проведения обследования. Методики направленны на изучение умения устанавливать межличностные контакты, умения вести диалог и умения отличать и принимать чужую точку зрения.
Результаты проведенного исследования показали, что лишь один обучающийся из экспериментальной группы владеет коммуникативными навыками на высоком уровне. Обучающимся с умственной отсталостью необходима работа по коррекции коммуникативных навыков, уместнее всего проводить ее на уроках литературного чтения.
Был разработан коррекционно-развивающий курс «Коммуникативные навыки» для 3 класса, для образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Была выдвинута гипотеза - уровень коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталость младших классов повысится, если на уроках литературного чтения будет реализовываться программа коррекционного курса, которая докажет свою эффективность при её применении. На базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на уроках литературного чтения был внедрен элемент коррекционноразвивающего курса «Коммуникативные навыки» (3 класс). Анализ полученных данных итогового эксперимента свидетельствует, что реализация разделов коррекционно-развивающего курса «Умею отвечать», «Умею говорить, показывать, узнавать» на уроках литературного чтения доказала свою эффективность. У всех обучающихся в той или иной мере повысился уровень развития коммуникативных навыков. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.
Кроме того были составлены методические рекомендации для педагогов по повышению уровня развития коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов.
Данная работа может не ограничиваться рамками начальной школы и может быть продолжена в последующих классах.
1. Амасьянц, Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов - М., «Просвещение» - 2008. - 123 с.
3. Бим - Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим - Бад - М., 2002. - 528 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] : избранные
психологические труды / А. А. Бодалев - М. : Международная
педагогическая академия, 1995. - 328 с.
5. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков - СПб, 2005. - 288 с.
6. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов - М. : Академический Проект, 2005. - 352 с.
7. Вопрос-ответ. Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй? [Электронный ресурс] - URL : http://outfund.ru/socialnye-istorii-dlya- detej-s-autizmom/ (дата обращения: 23.04.2018).
8. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы [Текст] / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Смысл, 2005. - 1136 с.
10. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников [Текст] / С. В. Гавриш - М., 2005. - 100 с.
11. Глизерина, Н. Д. Текст на уроках грамматики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / Н. Д. Глизерина // Начальная школа, 2015. - №1. - С. 32-34.
12. Грибенко, Е. А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка [Текст] / Е. А. Грибенко - М., 2004. - 67 с.
13. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно - личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст] / Е. Е. Дмитриева - М., 2005. - 56 с.
14. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина - М., «Просвещение», 1991. - 23 с.
15. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И. А. Емельянова - Екатеринбург, 2009. - 123 с...