ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Система образования в Российской Федерации 8
1.2 Основные цели и задачи государственной политики в сфере
образования 15
1.3 Формирование государственной политики в сфере образования и
инструменты ее реализации 23
1.4 Система органов управления образованием В Российской Федерации
29 ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ИРБИТ 41
2.1 Общая информация об Управлении образованием муниципального
образования город Ирбит 41
2.2 Анализ результатов реализации государственной политики в сфере
образования в муниципальном образовании город Ирбит 46
2.3 Предложения по совершенствованию деятельности по реализации
государственной политики в сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время человечество поднимается на новую волну научно-технического прогресса, которая опирается на различные достижения в области высоких технологий информатики, микроэлектроники, нанотехнологий, генной инженерии, освоения космического пространства и т.д. Для этого процесса характерны значительные количественные и качественные сдвиги в производстве и науке, что требует повышения требований к качеству всех ресурсов людей и неуклонного роста интеллектуального потенциала стран. В данных условиях сфера образования, которая выступает в качестве поставщика кадров, стала приоритетным направлением государственной экономической социальной высокоразвитых политики стран. Однако поиск соответствующей организационной структуры у учреждений образования, которые смогли бы обеспечить переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» - важнейшая проблема XXI века. Вектором развития системы образования стали стратегические цели развития страны, сформулированные Президентом РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2013 по 2020 год - достижение уровня социального и экономического развития, который соответствует статусу РФ в качестве мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, которая находится на передовых позициях в глобальной экономике и надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав населения и национальную безопасность. Сегодня все образовательное сообщество успешно реализует стратегическую цель государственной политики в области образования, заключающаяся в расширении доступности реализации качественного образования, соответствующего всем современным потребностям общества и гражданина, требованиям у инновационного экономического развития экономики. Активно развивается нормативно-правовая база в области образования: принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Совершенствование системы образования затрагивает все его сферы. Продолжается модернизация региональных систем дошкольного образования. В области среднего общего образования ведется работа по совершенствованию государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов и единого государственного экзамена. Идет поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов, благодаря чему происходит активное обновление содержания образовательного процесса. Разрабатываются концепции учебно- методических комплексов.
В системе профессионального образования приоритет уделяется подготовке высококвалифицированных кадров, ориентированной на потребности рынка труда, а также эффективному взаимодействию работодателей с организациями высшего и среднего профессионального образования. В зоне особого внимания - качество подготовки инженерных кадров. Не менее важным представляется повышение престижа профессий гуманитарной и социальной направленности: филологов, историков, политологов, социологов и других. Проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего профессионального образования [64].
В настоящее время органы исполнительной власти в области образования в муниципалитетах активно работают над реализацией поставленных задач и целей совместно со всеми участниками образовательного сообщества и достигают отличных результатов. От того, как каждый сработает на своих местах, будет зависеть наше общее будущее.
Степень научной разработанности темы. Проблемы формирования и реализации эффективной государственной политики в области образования являются объектом глубокого внимания со стороны научного сообщества.
В современной российской литературе Е. Н. Рудакова, К. К. Корневая, М. Л. Агранович и иные ученые в своих работах анализировали существующие проблемы, связанные с формированием государственной политики в области образования.
Сравнительный анализ реформ образования в условиях глобализации входит в круг научных интересов З. И. Ефремовой, Б. Л. Вульфсона, С. Л. Зарецкой, И. И. Русина, Е. Н. Пасхина, Л. Л. Шпаковской, Е. В. Слесаревой.
Процесс по изучению государственной политики в сфере образования, разработки стратегии, которая обеспечивает увеличение конкурентной способности российской системы образования при изменении различных сфер общественной жизни, подразумевает проведение более глубокого исследования данной проблемы для существующей политической теории, для которой необходима дальнейшая разработка.
Объект исследования - государственная политика в сфере образования.
Предмет исследования - деятельность Управления образованием муниципального образования город Ирбит по реализации государственной политики в сфере образования.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть результаты деятельности по реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования в данном муниципальном образовании, сделать выводы и рекомендовать предложения по совершенствованию работы в данном направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать систему образования РФ;
- сформулировать основные цели и задачи государственной политики в сфере образования, механизм ее формирования и осуществления;
- охарактеризовать органы, исполняющие политику в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать работу органов местного самоуправления в области образования в части осуществление политики государством в сфере образования;
- дать рекомендации по совершенствованию деятельности в данном направлении.
Методы исследования. При написании ВКР для сбора информации мной был использован такой метод как изучение и анализ документов (учебных пособий и монографий, законодательных и нормативно-правовых актов, периодических научных изданий). Для анализа собранной информации был применен системный анализ, структуризация информации, обобщение результатов. Также при написании работы использовала такой метод как опрос и наблюдение.
Практическая значимость исследования определяется наличием конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности по осуществление политики государством в сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит.
Данные рекомендации будут иметь практическое значение для ознакомления и дальнейшего использования в деятельности Управления образованием МО город Ирбит.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена основам формирования и реализации государственной политики в сфере образования.
Раскрыты цели и задачи, нормативно-правовые основы, а также механизм формирования государственной политики в сфере образования.
Во второй главе представлена информация об Управлении образованием МО город Ирбит, проанализированы мероприятия и результаты их работы в процессе реализации государственной политики в данной сфере, разработаны конкретные предложения для эффективности деятельности в данном направлении.
Моя работа была посвящена изучению и анализу деятельности управления образованием МО город Ирбит в вопросах реализации государственной политики в сфере образования.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что система Муниципального образования в городе Ирбит должна обеспечивать необходимые условия для того, чтобы была возможность у каждого человека получить качественное образование. Это образование должно обеспечивать условия, в которых ребенок сможет реализовать себя, оно должно помогать адаптироваться ребенку. Образование должно отвечать требованиям современной экономики, в него необходимо внедрять эффективные экономические механизмы.
Муниципальное образование города Ирбита развивается со временем. Направления его развития можно определяются в соответствии с действующим законодательствам, а именно: Решение Думы
Муниципального образования город Ирбит от 27.10.2016 года № 445 «Об утверждении Программы социально-экономического развития
Муниципального образования город Ирбит на 2017-2020 годы», Федеральный закон от № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства Свердловской области № 1262-11П от 21.10.2013 года «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Во время работы Управление образованием должна реализовывать государственную образовательную политику тем самым, дать возможность любому гражданина на получение доступного, качественного и адаптивного образование, обеспечение полного соответствия образовательных услуг тенденциям развития Свердловской области и социально-экономического комплекса МО город Ирбит.
Сейчас в МО город Ирбит система образования работает стабильно и имеет все необходимые предпосылкам для дальнейшего развития. К таким предпосылкам можно отнести:
о сохранены необходимые организационные и материальные условия, необходимые для обучения, которые со временем улучшаются;
о социальные функции, которые возложены на систему образования выполняются полном объеме;
о осуществляется усиление системы мер, направленные на укрепление и сохранение кадрового потенциала системы образования;
о каждый год из муниципального бюджета выделяются средства, которые идут на заработную плату сотрудников, которая с каждым годом становится все больше.
Рекомендованы мероприятия для использования в дальнейшей работе.
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. - Доступ из
справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10 глава 2) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (ст.89)
[Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [Электронный ресурс]. - Доступ из
справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Закон «Об образовании в Свердловской области» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от
18.04.2018)" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы» №722-р [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Положение о Министерстве образования и науки РФ (утв.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2-13 года № 466)
[Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Порядок проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. №300 «Об
утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно¬
правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «о
мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Указ Президента РФ от 07.05.2012 года «О мерах по осуществление политики государством в сфере образования и науки»
[Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Указ Президента РФ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» от 24.03.2014 г. № 172 [Электронный
ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
15. Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 года №453-УГ о комплексной программе «Уральская инженерная школа»
...