Приёмы и формы коррекционной работы по развитию
наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов по
проблеме мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с
задержкой психического развития 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
экспериментальной группы с задержкой психического развития 23
2.2 Методики проведения констатирующего этапа эксперимента 27
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 37
3.1 Методики развития наглядно-образного мышления 37
3.2 Формирующий этап 41
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 89
Дошкольный возраст - это один из важнейших периодов жизни человека, поскольку именно в это время происходит наиболее активное развитие всех психических процессов и личности человека. Исследования в области коррекционной педагогики показывают, что немалую долю дошкольников составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Одна из их особенностей - отставание в познавательном развитии. Это означает, что к моменту поступления в школу у детей не достаточно сформированы все виды мышления, что может привести к дальнейшей неуспеваемости. Это обуславливает то, что родителям и педагогам стоит обращать внимание на развитие данного процесса. Помимо обычных занятий это можно делать с помощью интересной для дошкольников изобразительной деятельности, состоящей из трёх направлений: рисования, лепки и аппликации. Это будет способствовать расширению кругозора и развитию воображения ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дадут толчок сенсорному развитию ребёнка, дальнейшему формированию его моторной сферы, пространственному восприятию, это поможет ребёнку подготовиться к обучению в школе. Всё это обусловливает актуальность выбранной темы.
Изучением развития мышления занимались многие психологи. Например, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и другие. Они показали, что мышление - это сложный процесс, который отражает результаты восприятия окружающего мира, преобразованные под воздействием личностных особенностей и имеющегося опыта. Исследования процессов мышления, их закономерностей и особенностей развития и проявления в различных видах деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку в дошкольном возрасте мышление развивается наиболее активно.
Особое значение в коррекционной педагогике и психологии имеет вопрос развития мышления у детей с ЗПР. Эти вопросы в своих работах освещали такие ученыё как Н. Ю. Борякова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер и другие. Они показали, что мышление таких детей развивается на основе недостаточных познавательных интересов, что ведёт к несовершенству мыслительных процессов.
Объектом исследования является наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются способы формирования нагляднообразного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования является определение форм и приёмов коррекционной работы, которые позволят развивать наглядно-образное мышление у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности.
Так же была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленная педагогическая работа в области изобразительной деятельности является одним из возможных условий для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
• выделение закономерностей и условий развития нагляднообразного мышления у детей дошкольного возраста на основе анализа литературных источников;
• подбор и апробация методик изучения степени развития
наглядно-образного мышления;
• подбор и апробация приёмов развития наглядно-образного
мышления;
• проверка эффективности проделанной работы.
Для достижения цели исследования в работе использовались теоретические, эмпирические и практические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, изучение и анализ методической литературы и педагогический эксперимент. Констатирующий и контрольный этапы эксперимента проводились на основе трёх диагностических пособий: М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко, Н. Л. Белопольской. Формирующий этап эксперимента проводился на основе методических пособий Е. А. Стребелевой, А. А. Катаевой и Л. А. Венгера.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения - детского сада компенсирующего вида № 49 по адресу: 620142 город Екатеринбург, улица Цвиллинга 15.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мышление является важным психическим процессом, отражающим чувственный опыт человека при взаимодействии с окружающим миром. Оно активно развивается в дошкольном детстве, переходя от наглядно-действенного к наглядно-образному и основам словесно-логического. Каждый вид мышления является основой для формирования последующего, что являет собой целостную систему, в которой элементы не заменяют, но дополняют друг друга. Это подтверждается как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Наглядно-образное мышление представляется как оперирование в уме имеющимися образами-представлениями, полученными в процессе взаимодействия с внешним миром.
У детей с ЗПР эта система нарушена, в первую очередь из-за недостатка познавательной мотивации. Это отражается в несформированности образов-представлений, трудностях применения имеющегося жизненного опыта, полученного при взаимодействии с тем или иным объектом, трудностях понимания предложенного задания, недостатках речевого развития и игровой деятельности.
Исследование состояло из трёх последовательных частей: констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Подобранный комплекс диагностических методик, представленных детям на констатирующем этапе, позволил определить уровень их нагляднообразного мышления. Это дало возможность наметить направления будущей коррекционной работы: закрепление образов-представлений и развитие мыслительных процессов.
Анализ разработанных пособий, направленных на развитие мышления у дошкольников, позволил отобрать наиболее подходящие приёмы для проведения формирующего этапа эксперимента, реализуемого через изобразительную деятельность. Основная часть работы была направлена за закрепление образов-представлений и умение их мысленного преобразования.
Контрольный этап эксперимента показал, что отобранный комплекс заданий повысил уровень развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР. Сравнение результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов, выявили качественное улучшение при выполнении предложенного диагностического комплекса, что подтверждает эффективность проведённой работы.
Таким образом, в ходе проведённого исследования выполнены поставленные раннее цель и задачи, а также подтверждена выдвинутая гипотеза.
Полученные в ходе исследования данные подтверждают и дополняют уже имеющийся теоретический и практический материал и будут полезны как для работников дошкольных учреждений, так и для родителей.
1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89. - 1997. - 224 с.
2. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвёртый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика. Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Белопольская. — М. : 2009. - 53 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1988. - 398 с.
4. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И.Божович. - М. : Просвещение, 1978. - 304 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Педагогика, 1999. - 64 с.
6. Будницкая, И. И. Ребенок идет в школу [Текст] / И. И. Будницкая, А. А. Катаева. - М. : Педагогика, 1989. - 160 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говрилова,
Л. И. Цеханская, сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
8. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология.- 1975.- №6 - С. 8-16.
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер.- М. : Просвещение, 1973.- 278 с.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1986. - 640 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - [Текст] / Л. С. Выготский, под ред. А. В. Запорожца М. : 1983.
Т. 3: Проблемы развития психики. - 1983. - 368 с.
12. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1973. - 152 с.
13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В.Запорожец, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - М. : Педагогика, 1986.
Т. 1 : Психическое развитие ребёнка - 278 с.
14. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. [Текст] /
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.
15. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Педагогика, 1998. - 208 с...