ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных
классов 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением интеллекта 12
1.3. Лингвистическая характеристика имени прилагательного 19
ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 26
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
2.1. Анализ программы 26
2.2. Организация констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОСО 41
3.1 Методы активизации словаря имен прилагательных у
41 обучающихся с нарушением интеллекта
3.2. Организация обучающего эксперимента 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
Согласно международной классификации умственная отсталость характеризуется как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности).
Овладение словарным запасом родного языка является одним из основных условий умственного развития обучающегося. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений об окружающей действительности, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию обучающегося.
Проблема исследования. В большинстве случаев обучающиеся знакомятся с новым словом, узнают его значение, но в скором времени это слово забывается и не употребляется обучающимися в их речи. Важно, чтобы слово вошло в активный словарь обучающегося. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы обучающиеся привыкли употреблять их в нужных случаях. При активизации словаря важно соблюдать естественность условий, именно поэтому для исследования выбраны уроки по ознакомлению с окружающим миром. Составляемые обучающимися предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом увиденного или услышанного на экскурсии, прогулке или на других уроках. Любые приемы, которые направлены на употребление обучающимися литературной лексики, являются значимыми для развития речи и активизации лексики.
Важными причинами бедности словаря прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта являются уровень их умственного развития, ограниченность сенсорных представлений, несформированность интереса к выявлению признаков предметов и явлений, недостаточность вербальной памяти. Все это свидетельствуют о том, что активизация словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта является актуальной проблемой.
Проблема активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта исследуется давно. Особенности активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта привлекали внимание многих авторов (Г. И. Данилкина, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Н. В. Тарасенко и др.), все они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают определенный отпечаток на формирование пассивного и активного словаря у обучающихся данной категории. Методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных описали в своих трудах А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, М. Р. Львов, В. Г. Петрова и др.
Объект исследования - словарь имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта.
Предмет - процесс активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Цель исследования - определение уровня развития словаря у обучающихся с нарушением интеллекта и его активизация на уроках по ознакомлению с окружающим миром (ОСО) на материале имен прилагательных.
Задачи:
-изучить теоретические основы развития словаря прилагательных обучающихся с нарушением интеллекта;
-проанализировать учебные программы;
-рассмотреть методы активизации словаря имен прилагательных;
-провести констатирующий, обучающий и контрольный этапы экспериментального исследования с их последующим анализом.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и образовательных программ для обучающихся с нарушением интеллекта; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: Казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Готвальда 19а.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Развитие словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта играет большую роль в их умственном развитии, поскольку обогащение и активизация словаря решает задачу становления содержательной стороны не только речи, но и мышления. В дальнейшем словарь нужно совершенствовать и увеличивать, так как бедность словаря мешает полноценному общению и как следствие общему развитию обучающегося. Применяя различные методы развития речи и обогащения словаря можно добиться ощутимых результатов. Только у обучающегося, обладающего достаточным словарным запасом, может сформироваться грамотная речь, которая позволила бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Из этого следует, что актуальность темы подтверждена.
По данным теоретической литературы была изучена роль словарной работа в развитии речи обучающихся младших классов. Выделены ступени и определены задачи работы по активизации словаря имен прилагательных. Были рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушением интеллекта и изучена лингвистическая характеристика имени прилагательного.
В процессе работы проведено изучение методик активизации словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. Проанализирована программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» В.В.Воронковой. В соответствии с возрастными особенностями были подобраны методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта и методы исследования словаря имен прилагательных у этой категории обучающихся, проведен констатирующий этап экспериментального исследования. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что большинство участников не дифференцируют весенние и осенние признаки, у них недостаточно сформированы навыки и умения к составлению описания природы, ее изменений в то или иное время года, что в определенной мере связано с бедностью словаря имен прилагательных.
Подобранные методы и методики коррекции были апробированы в ходе обучающего этапа экспериментального исследования. Анализ данных контрольного этапа эксперимента позволил определить, что 70% обучающихся показали результат значительно выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Обучающиеся освоили определения, относящиеся к осадкам, характеристикам погоды, научились использовать прилагательные в роли определений при распространении предложений и составлении описаний природы.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность проблемы исследования, а именно, необходимость активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта. Использованные методики коррекции речевого развития обучающихся с нарушение интеллекта доказали эффективность работы по активизации словаря имен прилагательных на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Аксёнова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А. К. Аксенова,
Э. В. Якубовская // Дефектология, 1987. - №6. - с. 32
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007. - №4.- С. 45 - 55.
5. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / И. М. Бгажнокова. - М., 1987. - 352 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
7. Бутон, Ш. П. Развитие речи [Текст] / Ш. П. Бутон // Психолингвистика : сб. ст. / под общ. ред. А. М. Шахнаровича - М.: Прогресс, 1984. - 327 с.
8. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст] : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2002. — 528 с.
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. — 174 с.
10. Воронкова, В. В. Олигофренопедагогика [Текст] / В. В. Воронкова, А. А. Дмитриев, И. А. Горшенков. - М.: Дрофа, 2009. - 267 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] : учебники для вузов. Специальная литература / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - 351с.
13. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М : АРКТИ, 1999.
14. Дульнев, Г. М. Учебно—воспитательная работа во
вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей / Г. М. Дульнев. ; Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
15. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] : учеб. пособие. / Н. С. Жукова. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 128 с...