Активизация словаря у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках по ознакомлению с окружающим миром (на материале имен прилагательных)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных
классов 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением интеллекта 12
1.3. Лингвистическая характеристика имени прилагательного 19
ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 26
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
2.1. Анализ программы 26
2.2. Организация констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОСО 41
3.1 Методы активизации словаря имен прилагательных у
41 обучающихся с нарушением интеллекта
3.2. Организация обучающего эксперимента 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных
классов 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением интеллекта 12
1.3. Лингвистическая характеристика имени прилагательного 19
ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 26
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
2.1. Анализ программы 26
2.2. Организация констатирующего эксперимента 33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ОСО 41
3.1 Методы активизации словаря имен прилагательных у
41 обучающихся с нарушением интеллекта
3.2. Организация обучающего эксперимента 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
Согласно международной классификации умственная отсталость характеризуется как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности).
Овладение словарным запасом родного языка является одним из основных условий умственного развития обучающегося. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений об окружающей действительности, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию обучающегося.
Проблема исследования. В большинстве случаев обучающиеся знакомятся с новым словом, узнают его значение, но в скором времени это слово забывается и не употребляется обучающимися в их речи. Важно, чтобы слово вошло в активный словарь обучающегося. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы обучающиеся привыкли употреблять их в нужных случаях. При активизации словаря важно соблюдать естественность условий, именно поэтому для исследования выбраны уроки по ознакомлению с окружающим миром. Составляемые обучающимися предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом увиденного или услышанного на экскурсии, прогулке или на других уроках. Любые приемы, которые направлены на употребление обучающимися литературной лексики, являются значимыми для развития речи и активизации лексики.
Важными причинами бедности словаря прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта являются уровень их умственного развития, ограниченность сенсорных представлений, несформированность интереса к выявлению признаков предметов и явлений, недостаточность вербальной памяти. Все это свидетельствуют о том, что активизация словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта является актуальной проблемой.
Проблема активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта исследуется давно. Особенности активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта привлекали внимание многих авторов (Г. И. Данилкина, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Н. В. Тарасенко и др.), все они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают определенный отпечаток на формирование пассивного и активного словаря у обучающихся данной категории. Методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных описали в своих трудах А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, М. Р. Львов, В. Г. Петрова и др.
Объект исследования - словарь имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта.
Предмет - процесс активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Цель исследования - определение уровня развития словаря у обучающихся с нарушением интеллекта и его активизация на уроках по ознакомлению с окружающим миром (ОСО) на материале имен прилагательных.
Задачи:
-изучить теоретические основы развития словаря прилагательных обучающихся с нарушением интеллекта;
-проанализировать учебные программы;
-рассмотреть методы активизации словаря имен прилагательных;
-провести констатирующий, обучающий и контрольный этапы экспериментального исследования с их последующим анализом.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и образовательных программ для обучающихся с нарушением интеллекта; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: Казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Готвальда 19а.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Овладение словарным запасом родного языка является одним из основных условий умственного развития обучающегося. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений об окружающей действительности, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию обучающегося.
Проблема исследования. В большинстве случаев обучающиеся знакомятся с новым словом, узнают его значение, но в скором времени это слово забывается и не употребляется обучающимися в их речи. Важно, чтобы слово вошло в активный словарь обучающегося. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы обучающиеся привыкли употреблять их в нужных случаях. При активизации словаря важно соблюдать естественность условий, именно поэтому для исследования выбраны уроки по ознакомлению с окружающим миром. Составляемые обучающимися предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом увиденного или услышанного на экскурсии, прогулке или на других уроках. Любые приемы, которые направлены на употребление обучающимися литературной лексики, являются значимыми для развития речи и активизации лексики.
Важными причинами бедности словаря прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта являются уровень их умственного развития, ограниченность сенсорных представлений, несформированность интереса к выявлению признаков предметов и явлений, недостаточность вербальной памяти. Все это свидетельствуют о том, что активизация словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта является актуальной проблемой.
Проблема активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта исследуется давно. Особенности активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта привлекали внимание многих авторов (Г. И. Данилкина, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Н. В. Тарасенко и др.), все они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают определенный отпечаток на формирование пассивного и активного словаря у обучающихся данной категории. Методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных описали в своих трудах А. К. Аксенова, А. Г. Зикеев, М. Р. Львов, В. Г. Петрова и др.
Объект исследования - словарь имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта.
Предмет - процесс активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Цель исследования - определение уровня развития словаря у обучающихся с нарушением интеллекта и его активизация на уроках по ознакомлению с окружающим миром (ОСО) на материале имен прилагательных.
Задачи:
-изучить теоретические основы развития словаря прилагательных обучающихся с нарушением интеллекта;
-проанализировать учебные программы;
-рассмотреть методы активизации словаря имен прилагательных;
-провести констатирующий, обучающий и контрольный этапы экспериментального исследования с их последующим анализом.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и образовательных программ для обучающихся с нарушением интеллекта; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: Казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Готвальда 19а.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Развитие словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта играет большую роль в их умственном развитии, поскольку обогащение и активизация словаря решает задачу становления содержательной стороны не только речи, но и мышления. В дальнейшем словарь нужно совершенствовать и увеличивать, так как бедность словаря мешает полноценному общению и как следствие общему развитию обучающегося. Применяя различные методы развития речи и обогащения словаря можно добиться ощутимых результатов. Только у обучающегося, обладающего достаточным словарным запасом, может сформироваться грамотная речь, которая позволила бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Из этого следует, что актуальность темы подтверждена.
По данным теоретической литературы была изучена роль словарной работа в развитии речи обучающихся младших классов. Выделены ступени и определены задачи работы по активизации словаря имен прилагательных. Были рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушением интеллекта и изучена лингвистическая характеристика имени прилагательного.
В процессе работы проведено изучение методик активизации словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. Проанализирована программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» В.В.Воронковой. В соответствии с возрастными особенностями были подобраны методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта и методы исследования словаря имен прилагательных у этой категории обучающихся, проведен констатирующий этап экспериментального исследования. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что большинство участников не дифференцируют весенние и осенние признаки, у них недостаточно сформированы навыки и умения к составлению описания природы, ее изменений в то или иное время года, что в определенной мере связано с бедностью словаря имен прилагательных.
Подобранные методы и методики коррекции были апробированы в ходе обучающего этапа экспериментального исследования. Анализ данных контрольного этапа эксперимента позволил определить, что 70% обучающихся показали результат значительно выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Обучающиеся освоили определения, относящиеся к осадкам, характеристикам погоды, научились использовать прилагательные в роли определений при распространении предложений и составлении описаний природы.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность проблемы исследования, а именно, необходимость активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта. Использованные методики коррекции речевого развития обучающихся с нарушение интеллекта доказали эффективность работы по активизации словаря имен прилагательных на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
По данным теоретической литературы была изучена роль словарной работа в развитии речи обучающихся младших классов. Выделены ступени и определены задачи работы по активизации словаря имен прилагательных. Были рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушением интеллекта и изучена лингвистическая характеристика имени прилагательного.
В процессе работы проведено изучение методик активизации словарного запаса у обучающихся с умственной отсталостью. Проанализирована программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» В.В.Воронковой. В соответствии с возрастными особенностями были подобраны методы обогащения и активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта и методы исследования словаря имен прилагательных у этой категории обучающихся, проведен констатирующий этап экспериментального исследования. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что большинство участников не дифференцируют весенние и осенние признаки, у них недостаточно сформированы навыки и умения к составлению описания природы, ее изменений в то или иное время года, что в определенной мере связано с бедностью словаря имен прилагательных.
Подобранные методы и методики коррекции были апробированы в ходе обучающего этапа экспериментального исследования. Анализ данных контрольного этапа эксперимента позволил определить, что 70% обучающихся показали результат значительно выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Обучающиеся освоили определения, относящиеся к осадкам, характеристикам погоды, научились использовать прилагательные в роли определений при распространении предложений и составлении описаний природы.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность проблемы исследования, а именно, необходимость активизации словаря имен прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта. Использованные методики коррекции речевого развития обучающихся с нарушение интеллекта доказали эффективность работы по активизации словаря имен прилагательных на уроках по ознакомлению с окружающим миром.





