Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа олигофренопедагога по развитию устной диалогической речи умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора

Работа №97768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы255
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых
обучающихся младших классов 10
1.2. Особенности развития устной речи умственно отсталых
обучающихся младших классов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками 19
1.3. Диалогическая речь и особенности ее формирования у
умственно отсталых обучающихся младших классов 25
1.4. Фольклор как средство развития устной диалогической речи
умственно отсталых обучающихся младших классов 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 42
2.1. Параметры уровня развития устной диалогической речи
умственно отсталых обучающихся младших классов 42
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента по исследованию
развития устной диалогической речи умственно отсталых обучающихся младших классов 49
2.3. Методы и методики, задействованные в экспериментальном
исследовании, по выявлению уровня развития устной диалогической речи умственно отсталых обучающихся младших классов 55
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования по
выявлению уровня развития устной диалогической речи умственно отсталых обучающихся младших классов 60
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 72
3.1. Обзор существующих методик по развитию устной
диалогической речи у умственно отсталых обучающихся 72
3.2. Организация и методика работы по развитию устной
диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора 78
3.3. Анализ эффективности работы по развитию устной
диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора 99
3.4. Методические рекомендации по развитию устной диалогической
речи умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 126
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема исследования заключается в определении возможности использования малых жанров фольклора для повышения эффективности коррекционного воздействия при развитии устной диалогической речи умственно отсталых обучающихся младших классов.
Актуальность темы. Данное исследование посвящено изучению развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Речь как высшая психическая функция является не только условием развития памяти, мышления, но и средством коммуникации, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Она создает условия для коррекции познавательной сферы обучающегося. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Преодоление недоразвития речи у умственно отст алых обучающихся является одной из сложных проблем. Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевое недоразвитие у умственно отсталых обучающихся носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями таких авторов, как А. Д. Виноградова [13], Р И. Лалаева [31, 32, 33], В. Г. Петрова [50, 51], С. Я. Рубинштейн [58] и другие.
Поиск новых форм работы по развитию речи у умственно отсталых обучающихся связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-образовательного процесса. В настоящее время разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимодействии с творческими способами усвоения культурного опыта.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что для экспериментального исследования важна диалогическая речь как наиболее распространенная и социально значимая форма общения. С этой точки зрения для педагогов наибольший интерес вызывает изучение умения управлять диалогом (четкость задаваемых вопросов, умение слушать ответ и давать ответную реакцию на него и при необходимости изменять формулировку вопроса и т. д.). А для обучающихся диалогическая речь является базовой ступенью для формирования связной устной речи, которая преследует цель социализации обучающегося в обществе.
Диалогическая речь умственно отсталых обучающихся проходит те же этапы, что и диалогическая речь нормально развивающегося обучающегося, но имеет ряд недостатков и развивается в более пролонгированные сроки. Несмотря на имеющиеся недостатки, диалогическая речь умственно отсталых обучающихся представляет большие возможности для ее коррекции и развития, что является доказательством необходимости целенаправленного развития диалогической речи у таких обучающихся в процессе их обучения в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Использование в коррекционной работе по развитию устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся малых жанров фольклора является эффективным. Это обусловлено спецификой содержания малых жанров фольклора. Их использование способствует более быстрому и качественному освоению системы родного языка, расширению возможностей распространять высказывание, логически обосновывать и доказывать собственные мысли. Таким образом, использование малых жанров фольклора во взаимодействии с умственно отсталыми обучающимися повышает эффективность коррекционной работы.
Вышеизложенное доказывает, что проблема развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся требует тщательного рассмотрения и изучения для выявления особенностей развития такой речи у них при изучении малых жанров фольклора в младших классах образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Это обусловливает необходимость и актуальность темы.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
Тема развития речи у обучающихся общеобразовательных организаций представлена в работах многих педагогов и психологов: М. М. Алексеевой, Б. И. Яшиной [2], А. М. Бородич [9], В. П. Глухова [19], А. А. Леонтьева [49], О. К. Соловьевой [63], Н. А. Стародубовой [66], Ф. А. Сохина [56], О. С. Ушаковой [69], Т Б. Филичевой [72] и другие.
Вопросами развития устной диалогической речи обучающихся общеобразовательных организаций занимались такие ученые как О. А. Бизикова [8], Н. Н. Важенина [11], Т. Г. Винокур [14], Т. Слама- Казаку [62], Л. В. Ступак [67], М. В. Чеканова [76], Л. П. Якубинский [82], C. Garvey [83], J. Newson [85], K. Richardson [86] и другие. Все перечисленные ученые в той или иной степени затрагивали проблему развития речи.
Вопросам изучения малых жанров фольклора в целях развития речи уделяли внимание такие исследователи: В. П. Аникин [3], Н. Гавриш, М. Загрутдинова [17], С. Гин [18], Л. Г. Журавлева [24] Ю. Г. Илларионова [25], Г. Клименко [26], Л. Г. Лященко [36], М. Н. Мельников [38], А. А. Нестеренко [40], В. И. Чичеров [77] и другие.
В работах М. А. Солодкиной [64] рассматриваются вопросы развития устной диалогической речи у обучающихся при изучении малых жанров фольклора.
Проблема развития речи у умственно отсталых обучающихся является важной и рассматривается в работах следующих педагогов и психологов, занимающихся вопросами обучения и воспитания умственно отсталых обучающихся: Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» [16], А. Р Лурия - «Язык и сознание» [35], Ж. Пиаже - «Речь и мышление ребенка» [52], а также многих других авторов. Назовем их: А. Д. Виноградова [13], В. В. Воронкова [15], Р И. Лалаева [31, 32, 33], В. Г. Петрова [50, 51], С. Я. Рубинштейн [58], О. А. Савельева, Н. В. Черепкова [60], Т. В. Хисанова [75], I. W Karlin [84] и др.
Особенности устной диалогической речи умств енно от сталых обучающихся были описаны в работах В. Г. Петровой [50, 51], О. В. Коровяковой [28] А. В. Кубасова [29], В. И. Нодельман, И. О. Поздняковой [43], Е. И. Разуван [57], П. О. Омаровой [47], М. И. Шишковой [81] и других. Однако большинство исследований направлены в основном на обучающихся дошкольного возраста.
Вопросами изучения малых жанров фольклора в процессе обучения умственно отсталых обучающихся занимались следующие исследователи: А. Д. Вильшанская [12], Г. В. Кудрявцева [30], Е. С. Никифорова [42], З. А. Сироткина [61] и другие...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся является актуальной. Это подтверждают многие ученые, которые исследуют данную проблему в своих работах.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования показал, что нарушение устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся является сложным дефектом и охватывает практически все уровни речевой деятельности. Речевое развитие умственно отсталых обучающихся осуществляется своеобразно и с большим опозданием. Помимо этого, нарушение речи у умственно отсталых обучающихся носит системный характер, то есть нарушенными оказываются все компоненты речи (фонематический слух, звукопроизношение, лексический строй, грамматический строй и связная речь).
Недостатки и отставание становления устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся приводят к трудностям овладения всей программой образовательной организации, затрудняют коммуникацию обучающихся и отрицательно влияют на развитие личностных качеств, поэтому важно проводить коррекционно-развивающую работу по развитию устной диалогической речи. А чтобы работа была эффективнее, можно использовать малые жанры фольклора.
При рассмотрении проблемы развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора, учитывались исследования таких авторов, как В. П. Аникин [3], А. М. Бородич [9], Т. Г. Винокур [14], Л. С. Выготский [16], Н. Гавриш, М. Загрутдинова [17], Ю. Г. Илларионова [25], Г. Клименко [26], А. В. Кубасов [29], А. Р. Лурия [35], Ж. Пиаже [52], Т Б. Филичева [72], В. И. Чичеров [77] Л. П. Якубинский [82] и другие. Проанализировав источники и литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора.
К сожалению, полностью рассмотреть в выпускной квалификационной работе можно только некоторые аспекты данной темы, но, опираясь на поставленные задачи, удалось выявить особенности формирования и развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов, составить и реализовать проект программы коррекционно­развивающего курса с использованием малых жанров фольклора, направленный на развитие устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов. Таким образом, цель исследовательской работы достигнута.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие основные задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая, психолингвистическая, методическая литература по проблеме исследования.
2. Выявлен уровень развития устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся.
3. Составлен и реализован на практике проект программы коррекционно-развивающего курса с использованием малых жанров фольклора, направленный на развитие устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов.
4. Проанализированы результаты, полученные в процессе реализации проекта программы коррекционно-развивающего курса с использованием малых жанров фольклора, направленного на развитие устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод, что развитие устной диалогической речи у умственно отсталых обучающихся младших классов при изучении малых жанров фольклора может быть эффективно, так как позволяет обогащать речь обучающегося, корректировать недостатки фонематического слуха, развивать лексический и грамматический строй речи.


1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Икар, 2009. - 448 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор [Текст] : пособие для учителя / В. П. Аникин. - М. : Учпедгиз, 1957. - 240 с.
4. Арушанова, А. Г. Истоки диалога. Книга для воспитателей [Текст] / А. Г. Арушанова [и др.] ; под ред. А. Г. Арушановой. - М. : Мозаика-синтез, 2003. - 220 с.
5. Баенская, Е. Р Научитесь общаться с младенцем [Текст] / Е. Р Баенская, Е. А. Выродова, Ю. А. Разенкова. - М. : Просвещение, 2008. - 128 с.
6. Баскакова, И. Л. Практикум по психолингвистике [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. и гум. Вузов / И. Л. Баскакова, В. П. Глухов. - М. : АСТ: Астрель, 2009. - 163 с.
7. Бережная, О. Н. Дошкольное учреждение в системе работы по
развитию речи старшего дошкольника [Электронный ресурс] : инф. помощь студентам / О. Н. Бережная. - М., 2011. - URL :
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=918 (дата обращения: 05.10.2017).
8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. - М. : Скрипторий 2003, 2008. - 136 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич.
- М. : Просвещение, 1981. - 256
10. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов фак. дошк. воспит. и раб. дет. садов / С. С. Бухвостова. - Курск : Кур. гос. пед. ин-т, 1976. - 58 с.
11. Важенина, Н. Н. Развитие диалогической речи у детей [Текст] / Н. Н. Важенина // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. , Чита, октябрь 2013 г. / Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 93-95.
12. Вильшанская, А. Д. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №6. - С. 22-32.
13. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т Матасов, И. П. Ушакова ; под ред.. А. Д. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Винокур, Т Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] / Т Г. Винокур // Исследования по грамматике русского языка : сб. статей / Изд-во АН СССР. - М. , 1955. - С. 342-355.
15. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа- Пресс, 1994. - 416 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ