ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ 6
1.1 Понятия и сущность финансовых рисков 6
1.2 Основные виды финансовых рисков 12
1.3 Методические подходы к управлению финансовыми рисками на
предприятии малого бизнеса 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «МАРТ» 27
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 27
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 31
2.3 Оценка финансовых рисков предприятия 63
2.4 Мероприятия по совершенствованию финансовых рисков на
предприятии 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
Актуальность темы. При современном темпе развития нашей экономики для успеха необходимы творческие подходы, мобильность, готовность внедрять новшества как технические, так и технологические, а это тесно связано с финансовым риском. В наше время финансовый риск - неотъемлемая часть бизнеса.
Малый бизнес наиболее динамично осваивает новые виды экономической деятельности, развивается в отраслях не привлекательных для крупного бизнеса. И здесь, важной областью малого бизнеса является обширная сфера услуг, которая в силу влияния объективных и субъективных факторов является весьма привлекательной для малого бизнеса, что позволяет говорить о постоянно увеличивающейся численности малых предприятий в данном отраслевом конгломерате.
С данной точки зрения актуальность исследования связана с тем, что во внешней среде происходят изменения, которые обусловлены активным развитием рыночных отношений и ужесточением конкурентной среды. В связи с этим, современная экономическая ситуация, вынуждает предпринимателей искать и использовать прогрессивные формы, модели и инструменты, способствующие эффективной организации бизнеса в масштабе малого предприятия и облегчающих его внедрение в струю рыночных отношений. Одним из таких инструментов является бизнес- планирование, которое позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события. Финансовым риском принято считать вероятность возникновения события, связанного с потерей капитала в результате предпринимательской или инвестиционной деятельности. Финансовые риски, как правило, возникают при формировании денежных взаимоотношений следующих групп: продавца и покупателя, инвестора и эмитента, экспортера и импортера. Риск представляет собой некую вероятность получения нежелательных результатов в виде потери прибыли и образования убытков в результате определенных нежелательных изменений внешнего и внутреннего характера (к примеру, неплатежи по выданным кредитам, сокращение базы ресурсов, оплата забалансовых операций), которые основательно влияют на показатели деятельности конкретных субъектов финансового сектора. Присутствие ситуаций, связанных с риском, а также их контролирование и оптимизация - это одни из самых важных частей анализа деятельности субъектов, определения их эффективности.
Снижение показателей финансового риска зависит, во-первых, от поиска и внедрения новых услуг, продуктов, технологий, производство которых гарантированно не повлечет за собой увеличение риска. Во-вторых, оно допустимо в ходе управления риском, основывающегося на его прямом выявлении и оценке, а также применении управленческих процедур и методов, снижающих вероятные риски. В условиях неопределенной бизнес- среды, финансовые риски на предприятиях связаны с принятием управленческих решений. Ведь от того как высшие менеджеры понимают процессы предприятия, которыми они должны управлять, от знаний как бороться с рисками, а так же модели управления зависит результат управления рисками предприятии. Наиболее эффективным управление рисками на уровне фирмы будет тогда, когда будут выделены определенные риски, к которым правильным будет применение конкретных процедур и методов управления.
Объект исследования: финансовые риски предприятия ООО «МАРТ».
Предмет исследования: управление финансовыми рисками
предприятия малого бизнеса.
Цель исследования: анализ финансовой среды предприятия малого бизнеса и разработка мероприятий по совершенствованию финансовых рисков.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность финансовых рисков на предприятии малого бизнеса.
2. Определить основные виды финансовых рисков в малом бизнесе.
3. Описать методические подходы к управлению финансовыми рисками на предприятии малого бизнеса.
4. Изучить деятельность предприятия ООО «МАРТ».
5. Проанализировать финансовую деятельность ООО «МАРТ».
6. Разработать мероприятия по совершенствованию финансовых рисков в ООО «МАРТ» и оценить их эффективность.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ и изучение источников литературы по исследуемой теме, анализ документов организации; эмпирические - методы сравнительного анализа, моделирование, экономико-математические расчеты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 42 источников. Текст работы проиллюстрирован 6 рисунками, 23 таблицами, 2 приложениями.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:
1. Изучена сущность финансовых рисков на предприятии малого бизнеса. Финансовый риск - это уровень неопределенной ситуации организации, связанный с комплексом собственных и заемных средств, которые используются с целью финансирования организации, то есть, чем больше объем заемных средств, тем выше вероятность появления финансового риска.
2. Определены основные виды финансовых рисков в малом бизнесе:
снижения финансовой устойчивости, неплатежеспособности предприятия, инвестиционный, инфляционный, процентный, валютный, депозитный, кредитный, налоговый, структурный, криминогенный, отдельной
финансовой операции, различных видов финансовой деятельности, финансовой деятельности предприятия в целом, индивидуальный, портфельный, простой, сложный, внешний, систематический или рыночный, внутренний, несистематический или специфический, влекущий только экономические потери, влекущий упущенную выгоду, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы, постоянный, временный, допустимый, критический, катастрофический, прогнозируемый, непрогнозируемый, страхуемый, нестрахуемый.
3. Описаны методологические подходы к управлению финансовыми рисками на предприятии малого бизнеса. К методам оценки финансовых рисков относят: модель Альтмана, модель Р. Таффлера, модель Р. Лиса.
4. Изучена деятельность предприятия ООО «МАРТ». ООО «МАРТ» - юридическое наименование Интернет-магазина мягкой и корпусной мебели «Дом диванов». Магазин основан в апреле 2012 года. Основная продукция интернет-магазина - это диваны, кресла, кровати, спальные гарнитуры, комоды, трюмо, матрасы, детская мебель, а также уголок школьника, детские диваны, корпусная мебель, в том числе шкафы, столы.
5. Проанализирована финансовая деятельность ООО «МАРТ». Анализ основных финансово-экономических показателей показал, что за период с 2015-2017 гг. объем реализации продукции растет из года в год и в целом увеличился на 47144 тыс. руб. или 48,2%. К 2017 году произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 7,3%, т. к. значительно увеличилась обновляемость основных средств (в 2 раза по сравнению с 2015 годом). В 2016 году наблюдается небольшое снижение себестоимости на 5,9%, а в 2017 году произошло увеличение на 21,4%. При этом предприятие все три года сработало с убытком, но так как в 2017 году налоговая нагрузка на предприятие снизилась, убыток по сравнению с 2016 годом уменьшился в 2 раза. Финансовое состояние ООО «МАРТ» являлось в 2015-2017 гг. действительно неудовлетворительным, но при правильном управлении финансами имеется тенденция к увеличению прибыли.
6. Разработаны мероприятия по совершенствованию управления рисками в ООО «МАРТ» и оценена их эффективность. Для совершенствования управления финансовыми рисками нужно провести ряд мероприятий: сокращение дебиторской задолженности, сокращение уровня запасов, снижение уровня кредиторской задолженности.
При реализации предложенных мероприятий, ООО «МАРТ» сэкономит 132 387 тыс. руб. План мероприятий по совершенствованию управления финансовыми рисками в ООО «МАРТ», способствует более эффективному проведению финансовой стратегии предприятия и предупреждения финансовых рисков, поскольку правильно выбранная и четко сформулированная цель мероприятия, совершенствует финансовую деятельность, улучшает имидж фирмы, стабилизирует сбыт и, наконец, приносит дополнительную прибыль.
1. Антонов Г.Д. Управление рисками организации / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. М.: Инфра-М, 2015. - 154 с.
2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Е. Басовский. М.: Инфра-М, 2017. - 272 с.
3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент / Л.Е. Басовский. М.: Инфра-М, 2017. - 240 с.
4. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и
моделирование / П.Г. Белов. М.: Юрайт, 2016. - 272 с.
7. Васин С.М. Управление рисками на предприятии / С.М. Васин, В.С. Шутов. М.: КноРус, 2018. - 304 с.
8. Верхорубова Н.А. Основные методы управления финансовыми рисками предприятия / Н.А. Верхорубова // Экономика, социология и право,
2017. № 3. - С. 24-27.
9. Веснин В.Р. Теория организации в схемах / В.Р. Веснин. М.: Проспект . - 50 с.
10. Воронцовский А.В. Оценка рисков / А.В. Воронцовский. М.: Юрайт, 2017. - 180 с.
11. Воронцовский А.В. Управление рисками / А.В. Воронцовский. М.: Юрайт, 2017. - 416 с.
12. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ф.В. Маевский. М.: Юрайт, 2016. - 354 с.
13. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / В.Д. Герасимова, Л.Р. Туктарова, О.А. Черняева. М.: КноРус, 2018. - 512 с.
14. Грибов В.Д. Финансовая среда и предпринимательские риски / В.Д. Грибов. М.: КноРус, 2015. - 304 с.
15. Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат / В.Н. Дорман. М.: Юрайт, 2017. - 110 с...