ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Теоретико-правовые аспекты явлений: «миграция», «миграционный
процесс», «миграционная политика» 8
1.2. Правовое положение детей мигрантов по законодательству Российской
Федерации (нормативно-правовая база) 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ 22
2.1. Защита образовательных прав детей мигрантов 22
2.2. Защита права детей мигрантов на получение медицинской помощи .... 26
2.3. Защита жилищных прав детей мигрантов 31
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ) 35
3.1. Пояснительная записка 35
3.2. Условия реализации намеченных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
В истории цивилизации на протяжении многих тысячелетий осуществлялись массовые переселения. Миграция являлась неотделимой частью составной жизни народов, способом приспособления человека к меняющейся действительности. Человек еще на ранних стадиях развития осуществлял географические перемещения в целях выживания. Миграция различных народов привела к смещению на новые местности, образованию новых этносов, созданию новых государств на стыках различных эпох.
Последующие этапы глобальных перемещений народов были связаны с кровавыми войнами, которые нередко сопровождались массовым уничтожением коренного населения захватываемых территорий и их колонизацией. В основе своей данные события происходили в период Великих географических открытий (XV-XVII вв.). Позднее основным стимулом массовых перемещений становится экономическая заинтересованность в привлечении мигрантов в страны, где происходившая промышленная революция привлекала большие потоки рабочей силы (XIX в). В новой истории можно также заметить, что миграционные процессы продолжались как результат двух кровавых мировых войн, нехваткой рабочей силы в разрушенных войнами странах и восстановлением численности населения, понесшего большие потери. В настоящее время поток мигрантов связан по большей мере развязыванием войн в ряде регионов мира, низким уровнем жизни населения и другими факторами.
Важно отметить, что одним из главных факторов демографической динамики, наряду с рождаемостью и смертностью, является миграция. Миграция представляет из себя один из способов приспособления человека к изменяющимся процессам в мире, реагирующий на социально-экономические, политические и другие изменения в обществе. Иммиграция - ценнейший и вполне реальный демографический ресурс, только им надо уметь пользоваться.
Что же представляет из себя миграция?
Единого юридического определения не существует, однако ООН определяет мигранта как «лицо, проживающее в чужой стране в течение более одного года, независимо от причин миграции (добровольных или недобровольных) и методов миграции (легальных или нелегальных)».
В различных справочниках и словарях существует множество определений термину «мигрант»:
«Мигрант - от лат. migrantis - переселяющийся) - лицо, совершающее миграцию, т.е. пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
В широкой трактовке данного понятия мигрантом является каждый, кто либо совершает эпизодические поездки в другие населенные пункты или местности в туристических, рекреационных и деловых целях, либо регулярно (ежедневно, еженедельно) перемещается челночно между двумя поселениями, либо на различные сроки (месяц и более) покидает свое место жительства для временной работы в других местностях, либо переселяется на постоянное место жительства. В узком его определении мигрантом является переселенец в другую местность (населенный пункт), меняющий место постоянного жительства.
Выезд мигранта из населенного пункта прежнего проживания сопровождается снятием его с регистрации, а прибытие на новое постоянное место жительства - регистрацией в органах внутренних дел (советский институт прописки был признан недействующим Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года)1 2. В первом случае заполняется листок убытия, а во втором - прибытия. Используя эти листки, статистические органы получают сводные данные по стране и субъектам Российской Федерации о численности и структуре миграционных потоков».
«Мигранты в социологическом понимании - это социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности».
«Иммигрант - иностранец, поселившийся в какой-либо стране на постоянное жительство, а также тот человек, который пересекает государственную границу с целью постоянного проживания в другой стране».
Миграция существовала во все времена. И во всех определениях термин «мигрант» обозначает иностранца, который въезжает в чужую страну с определенной целью, которую мы можем характеризовать по продолжительности как краткосрочную или долгосрочную миграцию.
Приоритетным для меня в данной работе будет рассмотрение вопросов жизни детей мигрантов и их семей, въезжающих в Российскую Федерацию в зависимости от причин миграции (добровольных или недобровольных) и методов миграции (легальных или нелегальных). А также важно рассмотреть процесс адаптации, интеграции и аккультурации в российском обществе мигрантов и их детей.
Актуальность: Вопросы социальной адаптации мигрантов стоят сегодня достаточно остро. Все убыстряющий темп изменений (политических, экономических, культурных, социальных и т.д.) требует от индивида совершенного владения стратегиями адаптации. В свою очередь, динамика развития общества сегодня такова, что миграционные процессы получают все более широкое значение с каждым днем во всем мире и, в частности, в России.
Институт миграции, существовавший в советский период, оказался неадекватным тем миграционным процессам, которые произошли после распада СССР. В Советском союзе поток нерегулируемой миграции был очень небольшим. Существовала практика распределения специалистов, институт прописки, очень жесткая, можно даже сказать запретительная, политика по отношению к внешней миграции. Поэтому после-перестроечная либерализация и демократизация общества, процессы обособления и самоопределения в бывших советских республиках вызвали к жизни новые, непривычные в до перестроечной страны виды миграционных процессов. Сейчас происходит становление института миграции нового времени, поэтому актуальность исследования проблем, связанных с миграцией, достаточно очевидна.
Проблема защиты прав детей из семей мигрантов является одной из наиболее сложных, проблемных. Мигранты - это группа населения, которая переместилась в границах одной страны или между государствами, в связи с чем затруднен их доступ к получению многих социальных услуг, а также есть риск потери социокультурной идентичности. Проблему социализации детей мигрантов изучали многие ученые, например, доктор социологических наук, профессор УрФУ Шуклина Е.А. исследует проблемы обучения детей мигрантов в российских школах в своей монографии: «К проблеме исследования обучения детей мигрантов». В сборнике «Образовательные и адаптационные практики детей мигрантов в условиях межнациональной интолерантности» раскрываются проблемы обучения и социокультурной адаптации детей мигрантов в сложных условиях межнациональных отношений. Еще одним специалистом в области трудовой миграции, нелегальной миграции и миграционной мобильности является старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Флоринская Ю.Ф.
рассматривает вопросы правового положения мигрантов и защиты их прав в своем исследовании: «Практика реализации нового законодательства и нарушение прав трудовых мигрантов».
Объект исследования: права детей мигрантов.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы избрана защита прав детей мигрантов, а также проблема адаптации мигрантов в современной России, представленных в современной периодике.
Цель исследования: выявить проблемы, связанные с защитой прав детей мигрантов.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:
• охарактеризовать специфику правового статуса детей мигрантов;
• правовое регулирование защиты прав детей мигрантов;
• проанализировать особенности адаптации детей мигрантов.
В процессе исследования были использованы: метод обобщения, анализа и синтеза, системно-структурный метод, анализ научно-методической литературы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
После распада СССР Россия столкнулась с валом проблем, раньше ей не испытываемых. Распад державы уничтожил казавшиеся непоколебимыми социальные, экономические и политические связи, государство оказалось между несколькими десятками новых независимых государств. Помимо всего, некоторые из них не очень доброжелательно смотрели на ранее связывавшие их государственные узы.
Взаимоотношения приходилось выстраивать снова, но уже в более сложной обстановке. Вылезли на поверхность такие проблемы, как политические беспорядки 90-х годов, недостаток правовой базы, отсутствие элементарного понимания, происходящего и недостаток специалистов. Ко всему прочему, довелось пожинать плоды легкомысленной национальной политики.
В 1991 году в Беловежской Пуще главы республик подписали Соглашение, которое привело к развалу СССР. Распад повлек за собой парад суверенитетов и всплеск национализма, этнические конфликты, мучавшие Союз с конца 1980-х годов. Все это привело к массовым переселениям народов, большому потоку беженцев и вынужденных переселенцев, здесь же приобрел важное положение в политике фактор образования диаспор.
Существовала огромная потребность в решении сложившихся обстоятельств, но прежде всего требовался четкий анализ и переосмысление в условиях новой реальности национальных интересов государства, а также возможных угроз и возможностей.
Но современные российские миграционные законы были сформированы за сравнительно короткий период времени, наряду с этим в начале 1990-х годов развитие было связано главным образом с регулированием потока вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев)
В последнее время перед российским обществом встают множество проблем. Остро волнующими являются проблемы связанные с миграцией населения. В противоположность отечественной экономике, ощущающей нехватку трудовых ресурсов и восполняющей эту брешь за счет приезжих мигрантов, стоят проблемы мигрантов, как групп населения, для которых затруднен доступ к получению многих социальных услуг и права которых оказываются ущемлены.
Уязвимость мигрантов и их семей является результатом действия многих факторов.
Во-первых, многие из них оказывается в другой этнокультурной и языковой среде, что приводит к психологическим трудностям, отчуждению мигрантов в принимающем сообществе, формировании фобий.
Во-вторых, оторванность иммигрантов от привычного социального окружения - знакомых, друзей родных, отсутствие в стране въезда устойчивых социальных связей также ограничивают возможности адаптации, препятствуют решению актуальных проблем и удовлетворению жизненных потребностей. Роль таких неформальных социальных связей особенно велика в постсоветском транзитивном социуме, где они часто заменяют несовершенные законы, государственные институты и неразвитое гражданское общество.
В-третьих, социальный статус многих иммигрантов резко понижен по сравнению с тем, который они занимали в своих странах. На российском рынке труда иммигранты занимают в основном низко квалифицированные рабочие места, на которые редко претендует местное население, что является серьезным фактором дезадаптации.
В-четвертых, осуществляемая в России и отдельных ее регионах миграционная и социальная политика, существующее жилищное законодательство, нормы, регулирующие приобретение гражданства и правовой статус иностранцев на территории России, де-юре ставят многих мигрантов вне закона. Де-факто приводят к массовым нарушениям прав человека, закрепленных в Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
В-пятых, стремительная глобализация миграционных потоков, заметное изменение этнического состава населения в ряде регионов России в результате значительной иммиграции вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего в местах наибольшего притока мигрантов. «Формирующаяся ситуация отторжения, неприятия, изоляции приводит к росту социальной напряженности и преступности в принимающем обществе, нивелирует социально-экономические и демографические эффекты миграции»1.
В этой связи появляются социальные вопросы, от разрешения которых зависит шанс достижения социального согласия в российском обществе и перспектива его устойчивого развития.
Названные явления существенно препятствуют адаптации и ассимиляции мигрантов в России. Новое место жительство, поиск работы, столкновение со стеной непонимания и «не гостеприимства» коренного населения начинается для переселенцев с проблем адаптации, а позже уже ассимиляции, если «временный гость» решит остаться на длительный срок.
Таким образом, проблемы адаптации и интеграции остро стоят перед российским обществом. Важнейшие условия успешной интеграции мигрантов в новую политическую, социально-экономическую среду - создание в стране пребывания благоприятной обстановки для приема и обустройства мигрантов, формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, свободная регистрация, более либеральные требования к гражданству и предоставлению вида на жительство.
Адаптация и интеграция - процессы двусторонние, накладывающие серьезные обязательства и на принимающее общество, и на самих мигрантов. Кроме того, необходимо помнить, что успешная интеграция мигрантов в принимающий социум может иметь место только там, где обеспечено равенство всех перед законом.
Иностранные граждане, равно как и местное население, должны быть уверены, что любое правонарушение или преступление получит должную общественную оценку, а наказание, предусмотренное законом, будет неотвратимым для всех.
По данной теме весьма активно ведутся научные исследования, изучающие процессы адаптации детей мигрантов. Россия не единственная страна, столкнувшаяся с большим потоком иностранцев. Европейские страны также ощутили на себе наплыв иностранцев из восточных стран и уже имеют большой опыт адаптации детей и взрослых в этой сфере.
Инновационной формой работы с детьми из семей мигрантов является опыт Голландии. В этой стране создан институт этнического воспитания, где работают отбираются представители этнических меньшинств, закончившие образовательные учреждения и успешно адаптировавшиеся к местной системе образования. Германия также реализует свой вариант этнического воспитания, посредством проекта «Образовательная поддержка детей и молодежи с мигрантскими корнями». Здесь воспитателями выступают студенты педагогических вузов, являющиеся также выходцами из семей мигрантов. Российский опыт в данной сфере довольно мал. Но, уже в городе Нижний Тагил был реализован проект Центра культурно-речевой адаптации семей мигрантов «ЭТНОдом», где дети совместно с родителями изучали язык и знакомились с русской культурой. Подобные успешные проекты были реализованы в Воронежской, Оренбургской и Ростовской областях...
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon. shtml
(дата обращения: 30.04.2018 г.)
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 N 101-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120807 (дата обращения: 02.05.2018 г.)
3. Концепция государственной миграционной политики российской федерации
на период до 2025 года (Утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)
[Электронный ресурс]. - Президент России. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 02.05.2018 г.)
4. Программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2015/420/ (дата обращения: 02.05.2018 г.)
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 12.05.2018 г.)
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. - Образование. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 01.05.2018 г.)
Иностранная литература
7. Arowolo O. Return migration and the problem of reintegration // International Migration. 2014. Vol. 38. №5. P.71-78.
8. Joly D. Some structural effects of migration on receiving and sending countries // International Migration. 2014. Vol. 38. №5. P.25-40.
9. Zolberg A R. The Next Waves: Migration Theory for a Changing World // International Migration Review.2013. №3. P.65-67.
Книга одного автора
10. Бритвина И.Б. Мигранты как объект социальной работы. Учебное пособие. Курган: Курганский гос. ун-т., 2013. 117 с.
11. Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2013. 169 с.
12. Ибрагимова Р. А. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 15 апреля 2016 г.: в 2 ч. Казань, 2016. Ч. 2. 92 с.
13. Ковтунова А.Н. Глоссарий терминов и понятий, используемых специалистом по социальной работе с мигрантами / автор-составитель А.Н. Ковтунова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. -57 с.
14. Петрова Л. Е. Мигранты о здравоохранении: доступность и качество медицинской помощи по результатам интервью в разных этнических группах / Л. Е. Петрова // Международная междисциплинарная конференция «Идентичность и миграция в меняющемся мире: методология, опыт эмпирического исследования», [г. Екатеринбург, 10-11 апреля 2015 г.]. - Екатеринбург: [УрФУ], 2015. 274 с.
15. Мельникова А. С. Современные подходы к организации мониторинга трудовых миграций / А. С. Мельникова // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Екатеринбург, 17-19 ноября 2016 г.: сборник докладов. — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2016. — Ч. 1. — 367 с...