ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего
преступника 7
1.2. Особенности преступности несовершеннолетних 11
1.3. Факторы преступности несовершеннолетних 17
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РАМКАХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 28
2.1. Понятие и правовые основы прокурорского надзора за
соблюдением законов в сфере профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних 28
2.2. Надзор за исполнением законов о системе профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 32
2.3. Организация работы органов прокуратуры по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних 38
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ....44
3.1. Задачи и принципы работы органов прокуратуры по профилактике
правонарушений несовершеннолетних 44
3.2. Координация и взаимодействие с КДН в работе прокурора по
предупреждению преступности несовершеннолетних 49
3.3. Методические рекомендации по совместной работе органов
прокуратуры и школы в рамках профилактики 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Противоправное поведение несовершеннолетних всегда носило более дерзкий, непредсказуемый и изощренный характер, нежели чем у взрослых. Детская преступность во все времена была одной из основных целей борьбы государства, поэтому изучение детской преступности и противодействие ей является основной задачей в этом трудоемком процессе.
С момента распада СССР, и впоследствии понижения качества жизни и благосостояния граждан, страну резко захлестнула волна бандитизма, и преступности. Особенностью сложившейся ситуации стало то, что все происходящие процессы отразились как на экономику и власть, так и на более мелкие ячейки общества как отдельные семьи. На фоне вышеперечисленных факторов, большинство населения, не достигшего 18- тилетнего возраста, автоматически оказалось под неосознанным влиянием разрухи и «беззакония», происходивших в государстве на всех уровнях. Постольку, поскольку действия государства в отношении детей были попросту, на тот момент, второсортны и не занимали должного места в политике государства.
На сегодняшний день, день детская преступность в сравнении с концом 20 века и началом «нулевых» значительно снизилась благодаря осознания власти возникшей проблемы. Была подготовлена нормативно-правовая база (Например, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ), налажена система правоохранительных органов осуществляющих профилактические, розыскные и карательные мероприятия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а так же в систему борьбы с детской преступностью были включены и другие организации, такие как образовательные учреждения, органы по делам молодежи, местная власть и т.д. За таким большим вовлечением организаций и такому широкому законодательству основным пунктом становится контроль и координация действий за исполнением законодательства и применению его по отношению к несовершеннолетним, действующим или же потенциальным правонарушителям. Данные функции возложены на такой централизованный орган как прокуратура, в задачи которой как раз таки и входят функции контроля над исполнением законов Российской Федерации во всех сферах жизни общества, а так же соблюдение и защита прав человека. Важно помнить, что органы прокуратуры координируют не только применение и исполнение закона, но и осуществляют контроль за соблюдением прав человека, тем более несовершеннолетних, независимо от их статуса, нахождении его под стражей, в воспитательных учреждениях или даже в местах лишения свободы.
Деятельность органов прокуратуры, в свою очередь, регулируются широкой нормативно-правовой базой, представляющую собой международные нормы, Конституцию РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства, Пленума Верховного Суда РФ и Указы президента РФ.
Актуальность данной дипломной работы подчеркивается стабильным уровнем детской преступности и необходимостью ее предотвращения мерами профилактики, как отдельных органов, так и их совокупностью. Поэтому решение проблемы правонарушений несовершеннолетних является первоочередной задачей власти и уполномоченных органов. Работа органов правопорядка по профилактике требует особого контроля от органов прокуратуры, так как в данной сфере главным объектом становится лицо, не достигшее 18-ти лет. Эффективность проведения комплекса мер профилактики так же зависит и от её координации органами прокуратуры, тем самым приобретая важную роль в данной сфере.
Объектом исследования была выделена деятельность органов прокуратуры по борьбе с детской преступностью.
Предметом исследования являются основные функции органов прокуратуры по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.
Цель исследования: определение роли органов прокуратуры в сфере правонарушений несовершеннолетними.
Объект и предмет исследования определяют следующие задачи:
1) проведение криминологической характеристики правонарушений несовершеннолетними;
2) проанализировать правовую базу и определить сферу деятельности прокурорского надзора за правонарушениями несовершеннолетними;
3) определить меры органов прокуратуры по профилактике правонарушений несовершеннолетними.
В результате проведенного исследования мы выявили роль прокуратуры в борьбе с несовершеннолетними правонарушениями и ознакомились с основными направлениями применения права к несовершеннолетним правонарушителям.
Подводя итог можно сделать несколько основных выводов:
1) факторов, побуждающих несовершеннолетних на противоправные
действия, довольно много, основными можно выделит такие как: проблемы отношения между детьми и родителями, недостаток внимания, нестабильная социально-экономическая ситуация, игнорирование противоправных действий на уроне властей, физическая и психологическая незрелость и другие жизненные неурядицы, которые заставляют часть молодежи становиться на путь совершения уголовно-наказуемых деяний. Основным моментом так же будет являться то, что при изучении и работе с правонарушителями упор должен делаться на личность
несовершеннолетнего
2) на основании закона о профилактике мы узнали, что органы прокуратуры напрямую оказывают свое участие и контроль над остальными организациями, участвующими в профилактике и борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Организация работы предполагает собой межведомственное взаимодействие органов прокуратуры и КДН, так как направление их деятельности схожи по своим задачам и принципам Основная же роль прокуратуры заключается в контроле, координации и осуществлении законов о несовершеннолетних, тем самым являясь гарантом исполнения международных договоров и основных российских законов.
3) ознакомившись с деятельностью прокуратуры по профилактике правонарушений несовершеннолетних, можно сказать, что данный орган в первую очередь осуществляет координационную и контрольную функции. Так же данный орган задействован в выработке комплекса мер по практическому применению профилактики совместно с КДН и другими уполномоченными органами.
Проанализировав практические методы по профилактике органов прокуратуры, можно добавить, что требуется большее вовлечение именно в применение мер профилактики. Исходя из этого, нами предложен примерный план мероприятий по взаимодействию прокуратуры и школы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так же, следует добавить, что детская преступность еще требует должного анализа и изучения, а меры по борьбе с ней должны применяться на ранних этапах работы по борьбе с ней.
Цель работы достигнута, задачи решены.
1) Алексеев А.И. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений?: Научная статья по теме «Государство и право»// Вестник Новгородского государственного Университета, 2008, -5 с.
2) Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Криминалогия XX века: Учедник для юридических ВУЗов, СПбУ МВД России, 1996, -520 с.
3) Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для юридических ВУЗов, Москва, 2001, -240 с.
3) Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен: Научная статья по направлению «Государство и право»// Вестник СПб МВД РФ, 2008, -5 с.
4) Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учебник, Москва, -569 с.
5) Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. Москва, 2007. -368 с.
6) Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб., 2002,-260 с.
7) Долгова А.И. Криминология: Учебник для студентов высших учебных заведений, Москва, 1997. -512 с.
8) Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние престуники. Москва: Учебник для высших учебных заведений, 1999, -186с.
9) Иншаков С.М. Криминология: Курс лекций / Иншаков С.М. СПб., 2002,-284 с.
10) Иншаков С.М. Криминология: Учебник для ВУЗов. Москва, 2002, - 432с.
11) Колчегонова О.П. Психолого-педагогические особенности профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей: Научная статья // Вестник образования, 2005, -7 с.
12) Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е., Сухарев А.Я., Криминология: Учебник для ВУЗов, Москва, 1997, -645 с.
13) Реан А.А. Психология детства. Учебник: Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей, Москва, 2003, -360 с.
14) Рябцев В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Законность. 2008. № 7. С. 23...