ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Анализ современного образования и инновационных процессов в
нем 7
1.2. Анализ сопротивления персонала в условиях внедрения изменений 14
1.3. Анализ консалтинговой деятельности и рынка консалтинговых
услуг в сфере образования 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСУЛЬТАЦИОНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 34
2.1. Анализ деятельности Екатеринбургской академии современного
искусства и ее готовность к изменениям в условиях инновационных преобразований высшего образования 34
2.2. Консультационный проект для образовательной организации в
условиях инновационных изменений 42
2.3. Обоснование социально-экономической эффективности
управленческого консультирования 56
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы исследования. В конце XX века произошло интенсивное развитие инновационных изменений в сфере высшего образования, как в России, так и во всем мире. В наше время инновационные изменения играют важную роль в достижении конкурентоспособности образовательных организация как в рамках отдельных организаций, так и в рамках государства в целом. Переход в новый век повлиял на смену ценностных приоритетов, изменение условий и способы организации человеческой деятельности. Оценка деятельности страны или организации измеряется ее способностью к полному включению потенциала человека в производственный процесс, поэтому помимо валового национального продукта, продолжительности жизни оценивается и образование. Б.С. Гершунский отмечал, что кризис образовательного процесса состоит в том, что он неэффективен в условиях глобальных проблем цивилизационного масштаба. И только преодолевая это состояние, преобразуя содержание образовательного процесса, его организацию, образование может стать действительным ресурсом развития. Модель образования должна соответствовать всем требованиям современного мира и обладать механизмами саморазвития, то есть обладать инновационностью. Организации необходимо определить стратегические направления инновационной деятельности, поставить цели для каждого направления деятельности. Также организации необходимо выбирать инновционные стратегии развития, которые будут оптимальными для каждого направления, организовать их, и мотивировать участников к инновациям.
Однако многие руководители образовательных организаций не могут эффективно управлять организацией в условиях инновационных изменений. Отсутствие знаний или опыта влияют на переход к новым условиям. Отсюда возникает противоречие.
Проблема исследования: успешное управление образовательной организацией в условиях инновационных изменений невозможно без четкого плана деятельности организации с учетом инноваций.
Целью исследования является разработка консультационного проекта по внедрению изменений в образовательную организацию путем предупреждения сопротивления изменениям со стороны персонала.
Объектом исследования служат инновационные изменения в сфере образования.
Предметом исследования - консультационный проект по внедрению изменений в образовательную организацию.
Гипотеза заключается в предположении, что деятельность консультанта образовательной организации в условиях инновационных изменений окажется результативной, если будет
- рассмотрены причины, формы и методы преодоления сопротивления изменениям;
- теоретически обоснована консультационная деятельность в сфере образования по вопросам внедрения инновационных изменений в образовательную организацию;
- разработан консультационный проект по предупреждению сопротивления изменениям;
- работа консультанта соответствует разработанному проекту;
- доказана эффективность предложенного проекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию управленческого консалтинга в сфере сопровождения инновационных изменений в образовании.
Практическая значимость заключается в разработке консультационного проекта по предупреждению сопротивления изменениям при внедрении нового федерального государственного образовательного стандарта.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управленческое консультирование в сфере изменений образовательной организации - это предоставление интеллектуальной помощи руководителям образовательных организаций, которая представлена в форме советов по внедрению инновационных изменений в сфере образования.
Были проанализированы работы Г.И. Маринко и Н.В. Василенко. Г.И Маринко утверждает [22], что консалтинг представляет собой предпринимательскую деятельность, выполняемую профессиональными консультантами и направленную на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг. Н.В. Василенко в своей работе отмечает признак консалтинга [23], который заключается в оказании помощи посредством предоставления и обмена информацией.
Также были проанализирована работа М. Зильбермана, который определил цель консалтинга [34] - помощь менеджменту в достижении заявленных целей. Исходя из этого, можно сделать вывод, который предложил М. Зильберман, что консалтинг - это любая помощь по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемая внешними консультантами, для решения той или иной проблемы [34].
2 Специфика Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3 + + требует серьезных изменений в организации, связанных с:
- разработкой новых образовательных программ, которые предполагает изменения в предыдущем учебном плане с учетом новых зачетных единиц и новых дисциплин.
- соответствием профессорско-преподавательского состава к требованиям, которые отражены в ФГОС ВО 3 + +.
3. Проект консультирования по предупреждению сопротивления персонала при внедрении организационных изменений на основе модели управления организационными изменениями Л. Грейнера поделен на 6 этапов: давление и побуждение (осознание необходимости изменений), посредничество и переориентация внимания, диагностика, нахождение нового решения, эксперимент и выявление последствий, получение поддержки изменений. Особое внимание уделено формам сопротивления изменениям и методам снижения сопротивления.
Эффективность консультационного проекта рассчитывается путем наблюдения за атмосферой внутри коллектива, контроля скорости и качества задач, которые ставятся перед сотрудниками, мониторинга публикационной активности преподавателей и их участия в научных мероприятиях, а также путем опроса и анализа полученных данных.
Социальная, экономическая, политическая и остальные сферы в XXI веке требуют от системы высшего образования ее модернизацию, направленную на изменение и улучшение структуры, содержания и качества образования, организационно-управленческой сферы, повышения эффективности управления и вхождение в мировое научно-образовательное пространство.
Образовательные программы позволят существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые представляют собой требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. На данный момент действуют два образовательных стандарта - ФГОС ВО 3 + и вступивший в силу с 30 декабря 2017 года ФГОС ВО 3 ++. Принятие новых образовательных стандартов предполагают изменения в документации, методах освоения образовательных программ, предполагают новые требования к персоналу. Любой новый образовательный стандарт предполагает наличие рисков как кадровых, так и организационных.
Любые изменения вызывают сопротивление персонала, что может негативно сказаться на работе организации в целом. О.В. Кожевина определила сопротивление персонала [11], как сознательные действия или бездействие человека, направленные на затягивание принятия и реализации тех или иных решений в организации. Одна из задач консультанта - это помощь руководителю с преодолением сопротивления при внедрении инновационных изменений. Поскольку консалтинг - это любая помощь по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемая внешними консультантами, для решения той или иной проблемы, по определению М. Зильбермана. Конечным продуктом в любой консалтинговой деятельности является определенное изменение.
Специалист, оказывающие консалтинговые услуги, называется консультантом. А тот, кто к нему обращается за интеллектуальной помощью, называется клиентом. Консалтинг предполагает совместную работу консультанта и клиента, результатом которой является разработка проекта изменений.
Анализ степени готовности МБОУ ВО ЕАСИ к изменениям показал, что в организации не ведутся никакие работы по внедрению ФГОС ВО 3 + +. Следовательно, был предложен консультационный проект по эффективному внедрению образовательного стандарта, также предупреждающий сопротивление изменениям среди персонала организации.
Предложенный консультационный проект обладает социальной и экономической эффективностью для организации.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 05.02.2018)
3. ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска. Термины и определения. < http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51897-2011>
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р
5. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн)
6. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.
7. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.И. Мельников. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 128 с.
8. Васильев Ю.В. и др. Риски менеджмента и менеджмент рисков / Васильев Ю.В., Гущина Л.С. // Экономика.- 2012 г. - 244 с.
9. Алымов В.Т. Техногенный риск: Анализ и оценка / В.Т. Алымов, Н.П. Тарасова. - М.:ИКЦ «Академкнига»,2006.- 118с
10. Романов В. С. Классификация рисков: принципы и критерии /
B. С. Романов.- Административно-управленческий портал AUP.Ru.
11. Кожевина О.В. Управление изменениями: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 286 с.
12. Виханский О.С. и др.Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6- е изд., перераб. и доп.. — М. : Магистр : ИНФРАМ, 2015. - 556 с.
13. Сазанов Е.Г. Сопротивление организационным изменениям: диагностика и преодоление / Е.Г. Сазанов // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 6.
14. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник. 3-еизд. / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. 480 с.
15. Эленберг А.Н. Управление сопротивлением изменениями в системе промышленного предприятия //Экономика и управление. 2010. No11.
C. 184.
16. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб.- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с.
...