Управленческое консультирование по совершенствованию подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Свердловской области
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 8
1.1. Понятие и общая характеристика управленческого
консультирования 8
1.2. Государственная экономическая поддержка подготовки и
закрепления кадров в сельском хозяйстве на основе целевых программ 15
1.3 Особенности закрепления кадров на сельскохозяйственных предприятиях 24
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ, ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ ДЛЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ 28
2.1 Характеристика системы АПК Свердловской области 28
2.2 Состояние кадрового обеспечения организаций АПК
Свердловской области 40
2.3 Программа подготовки кадров для АПК, алгоритм действий
консультанта и разработка положения об агроклассах 47
Выводы по 2 главе 68
70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 8
1.1. Понятие и общая характеристика управленческого
консультирования 8
1.2. Государственная экономическая поддержка подготовки и
закрепления кадров в сельском хозяйстве на основе целевых программ 15
1.3 Особенности закрепления кадров на сельскохозяйственных предприятиях 24
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ, ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ КАДРОВ ДЛЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ 28
2.1 Характеристика системы АПК Свердловской области 28
2.2 Состояние кадрового обеспечения организаций АПК
Свердловской области 40
2.3 Программа подготовки кадров для АПК, алгоритм действий
консультанта и разработка положения об агроклассах 47
Выводы по 2 главе 68
70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
Агропромышленный комплекс (АПК) является совокупностью отраслей, связанных между собой экономическими отношениями по производству, распределению, обмену и потреблению сельскохозяйственной продукции. АПК основной адресат развития аграрного образования, он обладает мощнейшим потенциалом для развития. Вопрос кадрового обеспечения АПК имеет огромную значимость и является одним из важнейших вопросов в настоящее время. Аграрная сфера нуждается в специалистах, обладающих навыками, соответствующими всему производственному циклу. Задачи импортозамещения объективно требуют рост объема производимой сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, что напрямую влияет на увеличение численности сельскохозяйственных предприятий. Этот фактор напрямую обостряет нуждаемость АПК в квалифицированных кадрах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в сельскохозяйственных организациях по причине старения работников обостряется проблема обеспечения производства квалифицированными кадрами специалистов. В то же время задачи обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения объективно востребует значительного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, что напрямую будет влиять на увеличение численности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этот фактор так же обостряет проблему обеспечения кадрами специалистов сельскохозяйственных организаций и предприятий.
Теоретические основа исследования базируется на материале отечественных публикаций, касающихся вопросов управленческого консультирования в условиях образовательной организации: А.Я. Кибанова, В.М. Масловой, Н.А. Александровой, Б.А. Воронина, Н.Б. Фатеевой.
Противоречие: кадровый потенциал предприятий АПК оценивается, прежде всего, формальным образовательным уровнем специалистов и руководителей. Однако дальнейшая модернизация сельского хозяйства напрямую зависит от привлечения молодых высококвалифицированных специалистов на предприятия АПК.
Проблема: отток молодежи из сельской местности в города выступает ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему выпускной квалификационной работы: «Управленческое консультирование по совершенствованию подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Свердловской области».
В последние годы осуществляются определенные меры по стабилизации и наращиванию кадровой базы в отрасли: принимаются законодательные акты для закрепления специалистов и руководителей на предприятиях АПК путем осуществления всевозможного рода доплат. Предпринятые меры позволяют снизить только остроту кадрового вопроса в отрасли. В общем же, вопрос остается нерешенным, вследствие чего АПК страны все больше уступает в конкурентной борьбе зарубежным сельскохтоваропроизводителям, снижая тем самым продовольственную безопасность России. Текучесть управленческого персонала в сельскохозяйственной отрасли не столь велика по сравнению с производственным персоналам. В связи с множествами сокращений работников, повышением цен на продукты питания, урезанием заработной платы, снижается число работников и в аграрной сфере тоже.
Наличие эффективной системы обеспечения предприятий АПК высококвалифицированными кадрами является одним из основных условий развития аграрного сектора. Именно поэтому закрепление кадров в аграрной сфере имеет общегосударственное значение и относится к числу особо актуальных задач.
Цель данной работы: разработка алгоритма действий консультанта по формированию мероприятий по обучению и привлечению молодых специалистов в АПК Свердловской области.
Объектом исследования является управленческое консультирование в системе кадрового обеспечения АПК Свердловской области.
Предметом исследования является алгоритм деятельности консультанта по совершенствованию подготовки и закрепления кадров для АПК Свердловской области.
Задачи:
- изучение теоретических основ обучения и закрепления работников на предприятии;
- изучение кадрового потенциала среди молодых специалистов на примере Свердловской области;
- исследование причин влияющих на отток молодого населения из сельской местности;
- анализ факторов влияющих на выбор аграрной профессии.
Научная новизна рассматриваемой работы заключается в комплексном подходе к анализу состоянию обеспечения и подготовки кадров для АПК Свердловской области и составление алгоритма действий консультанта.
Методы исследования, использованные в работе:
- теоретические - изучение источников литературы: учебники, статьи;
- практические - экономико-статистический, сравнительный, расчетный;
- графический метод.
Исследовательская база - Министерство АПК и продовольствия Свердловской области, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, предприятия АПК Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы из 59 источников. Текст работы проиллюстрирован 29 рисунками, 1 таблицами, 2 приложениями.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проект «Агроклассы» - привлечение молодежи на село через ориентацию на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе в нашем регионе.
Проект позволит студентам ознакомиться с наилучшим национальным опытом в области АПК, с аграрным законодательством и основами управления окружающей средой в рамках производства конкурентоспособных экологически чистых технологий и продуктов питания. В рамках курса студенты изучат основы маркетинга и организации коммерческой деятельности в различных правовых и организационных формах, в частности функционирования малых форм современной экономики и технологий. Целевая подготовка - это целевая контрактная подготовка специалистов, представляющая собой прием абитуриентов в рамках плана набора по отдельному конкурсу.
Основная задача целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее именуется - целевая контрактная подготовка специалистов) - удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов.
На современном этапе развития перед нами стоит важнейшая задача - необходимость повышения уровня качества общественного производства и конкурентоспособности экономики. Это напрямую зависит от улучшения качества труда работников, то есть роста их квалифицированности. В первую очередь это требование относится к руководящим управленческим кадрам, которые организуют труд своих сотрудников.
Все регионы России сталкиваются с нехваткой кадрового потенциала на селе. Проблема в обеспечении высококвалифицированными кадрами стоит остро в аграрной сфере, сфере экономики и многих других.
Актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в сельскохозяйственных организациях по причине старения работников обостряется проблема обеспечения производства квалифицированными кадрами специалистов. В то же время задачи обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения объективно востребует значительного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, что напрямую будет влиять на увеличение численности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Этот фактор так же обостряет проблему обеспечения кадрами специалистов сельскохозяйственных организаций и предприятий.
Теоретические основа исследования базируется на материале отечественных публикаций, касающихся вопросов управленческого консультирования в условиях образовательной организации: А.Я. Кибанова, В.М. Масловой, Н.А. Александровой, Б.А. Воронина, Н.Б. Фатеевой.
Противоречие: кадровый потенциал предприятий АПК оценивается, прежде всего, формальным образовательным уровнем специалистов и руководителей. Однако дальнейшая модернизация сельского хозяйства напрямую зависит от привлечения молодых высококвалифицированных специалистов на предприятия АПК.
Проблема: отток молодежи из сельской местности в города выступает ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему выпускной квалификационной работы: «Управленческое консультирование по совершенствованию подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Свердловской области».
В последние годы осуществляются определенные меры по стабилизации и наращиванию кадровой базы в отрасли: принимаются законодательные акты для закрепления специалистов и руководителей на предприятиях АПК путем осуществления всевозможного рода доплат. Предпринятые меры позволяют снизить только остроту кадрового вопроса в отрасли. В общем же, вопрос остается нерешенным, вследствие чего АПК страны все больше уступает в конкурентной борьбе зарубежным сельскохтоваропроизводителям, снижая тем самым продовольственную безопасность России. Текучесть управленческого персонала в сельскохозяйственной отрасли не столь велика по сравнению с производственным персоналам. В связи с множествами сокращений работников, повышением цен на продукты питания, урезанием заработной платы, снижается число работников и в аграрной сфере тоже.
Наличие эффективной системы обеспечения предприятий АПК высококвалифицированными кадрами является одним из основных условий развития аграрного сектора. Именно поэтому закрепление кадров в аграрной сфере имеет общегосударственное значение и относится к числу особо актуальных задач.
Цель данной работы: разработка алгоритма действий консультанта по формированию мероприятий по обучению и привлечению молодых специалистов в АПК Свердловской области.
Объектом исследования является управленческое консультирование в системе кадрового обеспечения АПК Свердловской области.
Предметом исследования является алгоритм деятельности консультанта по совершенствованию подготовки и закрепления кадров для АПК Свердловской области.
Задачи:
- изучение теоретических основ обучения и закрепления работников на предприятии;
- изучение кадрового потенциала среди молодых специалистов на примере Свердловской области;
- исследование причин влияющих на отток молодого населения из сельской местности;
- анализ факторов влияющих на выбор аграрной профессии.
Научная новизна рассматриваемой работы заключается в комплексном подходе к анализу состоянию обеспечения и подготовки кадров для АПК Свердловской области и составление алгоритма действий консультанта.
Методы исследования, использованные в работе:
- теоретические - изучение источников литературы: учебники, статьи;
- практические - экономико-статистический, сравнительный, расчетный;
- графический метод.
Исследовательская база - Министерство АПК и продовольствия Свердловской области, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, предприятия АПК Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы из 59 источников. Текст работы проиллюстрирован 29 рисунками, 1 таблицами, 2 приложениями.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проект «Агроклассы» - привлечение молодежи на село через ориентацию на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе в нашем регионе.
Проект позволит студентам ознакомиться с наилучшим национальным опытом в области АПК, с аграрным законодательством и основами управления окружающей средой в рамках производства конкурентоспособных экологически чистых технологий и продуктов питания. В рамках курса студенты изучат основы маркетинга и организации коммерческой деятельности в различных правовых и организационных формах, в частности функционирования малых форм современной экономики и технологий. Целевая подготовка - это целевая контрактная подготовка специалистов, представляющая собой прием абитуриентов в рамках плана набора по отдельному конкурсу.
Основная задача целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее именуется - целевая контрактная подготовка специалистов) - удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов.
На современном этапе развития перед нами стоит важнейшая задача - необходимость повышения уровня качества общественного производства и конкурентоспособности экономики. Это напрямую зависит от улучшения качества труда работников, то есть роста их квалифицированности. В первую очередь это требование относится к руководящим управленческим кадрам, которые организуют труд своих сотрудников.
Все регионы России сталкиваются с нехваткой кадрового потенциала на селе. Проблема в обеспечении высококвалифицированными кадрами стоит остро в аграрной сфере, сфере экономики и многих других.
Качественно новый уровень развития экономики и, в частности, конкретной организации не может быть, достигнут без эффективного использования персонала.
Значение правильного выбора персонала исключительно важно для любой организации. Высококлассный персонал повышает эффективность функционирования организации, значительно увеличивая прибыль и уменьшая вероятность неудач.
Целью настоящего исследования была разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов обучения, привлечения и закрепления молодых специалистов в АПК.
В процессе работы над реализацией цели были решены следующие задачи:
- Изучение теоретических основ обучения и закрепления работников на предприятии;
- Изучение кадрового потенциала среди молодых специалистов на примере Свердловской области;
- Исследование причин влияющих на отток молодого населения из сельской местности;
- Анализ факторов влияющих на выбор аграрной профессии.
В ежегодно меняющихся условиях на рынке труда нашей страны каждый обучающийся рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Им порой недостает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе.
Основная цель проекта «Агроклассы» - привлечение молодежи на село через ориентацию на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе в нашем регионе.
Ключевыми направлениями работы профильных агроклассов будет являться изучение старшеклассниками основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно - деятельностных играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты, бизнес-планы, учащиеся профильных агроклассов познакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.
Работа агроклассов - это инновационная форма работы с обучающимися общеобразовательных организаций, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших и средних учебных заведений, научных учреждений, центров труда и занятости населения.
Профильные агроклассы профессионально сориентируют и подготовят старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности. В этом отношении они станут настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе.
Проект позволит обучающимся познакомиться с лучшим отечественным опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентно способных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса обучающиеся изучат основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно¬правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.
Программа будет иметь четко выраженную практическую направленность, поможет обучающимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскроет их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы поспособствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в Университет, зарождение интереса к сельскому хозяйству и предпринимательской деятельности.
Значение правильного выбора персонала исключительно важно для любой организации. Высококлассный персонал повышает эффективность функционирования организации, значительно увеличивая прибыль и уменьшая вероятность неудач.
Целью настоящего исследования была разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов обучения, привлечения и закрепления молодых специалистов в АПК.
В процессе работы над реализацией цели были решены следующие задачи:
- Изучение теоретических основ обучения и закрепления работников на предприятии;
- Изучение кадрового потенциала среди молодых специалистов на примере Свердловской области;
- Исследование причин влияющих на отток молодого населения из сельской местности;
- Анализ факторов влияющих на выбор аграрной профессии.
В ежегодно меняющихся условиях на рынке труда нашей страны каждый обучающийся рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Им порой недостает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе.
Основная цель проекта «Агроклассы» - привлечение молодежи на село через ориентацию на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе в нашем регионе.
Ключевыми направлениями работы профильных агроклассов будет являться изучение старшеклассниками основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно - деятельностных играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты, бизнес-планы, учащиеся профильных агроклассов познакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.
Работа агроклассов - это инновационная форма работы с обучающимися общеобразовательных организаций, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших и средних учебных заведений, научных учреждений, центров труда и занятости населения.
Профильные агроклассы профессионально сориентируют и подготовят старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности. В этом отношении они станут настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и исследовательской работе.
Проект позволит обучающимся познакомиться с лучшим отечественным опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентно способных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса обучающиеся изучат основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно¬правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.
Программа будет иметь четко выраженную практическую направленность, поможет обучающимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскроет их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы поспособствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в Университет, зарождение интереса к сельскому хозяйству и предпринимательской деятельности.





