ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1Понятие и роль коммуникаций в коммерческой организации 10
1.2Проблемы коммуникаций в организации и способы их решения 27
1.3Особенности консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АНИМЕ-МАГАЗИНА «АКИБА» 60
2.1Выявление особенностей аниме-магазина «Акиба» 60
2.2Алгоритм деятельности консультанта по управлению коммуникациями в аниме-магазине «Акиба» 71
В инструкциях прописать: как правильно общаться сотрудникам между собой; как правильно доносить, передавать и обменивать информацию в организации; как решать возникшие проблемы недопонимания и неправильной интерпретации информации между сотрудниками и между сотрудниками и руководством 77
2.3Экономическая эффективность мероприятий по управлению коммуникациями в аниме-магазине «Акиба» 80
Вывод по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Коммуникации в любой организации, в том числе и в коммерческой включают в себя различного рода взаимодействия между людьми. Общение, обмен информацией, работа в группе, все это не только составная часть жизнедеятельности любого работника, но и организации в целом. Коммуникации в организациях или организационные коммуникации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают и поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций. Коммуникации в организации помогают достигать наибольшей функциональности и эффективности этой организации, при выполнении определенных задач или выполнении различных планов и проектов.
Однако в России существуют организации, в том числе и коммерческие организации, в которых происходят проблемы коммуникации и управления коммуникациями. Эти проблемы возникают из-за неправильного подхода руководителя к управлению коммуникациями сотрудников, недопонимания или неправильной интерпретации информации, слишком большого количества неподтвержденной официально и сомнительной точности и достоверности информации, плохой координации коммуникации, неосведомленности сотрудников о планах и перспективах организации. А это в свою очередь приводит к тому что, ухудшаются отношения не только руководителя с подчиненными, но и между всеми сотрудниками и что самое главное, из-за этих проблем ухудшаются функциональность, эффективность и прибыльность организации.
Поэтому для решения возникших проблем коммуникации и управления коммуникациями в организации необходимо консультирование по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
Актуальность темы проявляется в том, что для нормализации и контроля коммуникации между работниками и между работником и руководителем в организации необходима консультация по данной проблеме и готовность руководителя организации к изменениям в управлении персоналом и организацией в целом для обеспечения высокой эффективности и прибыльности предприятия.
При анализе рынка консультационных услуг потенциальных клиентов было выявлено, что эта сфера не достаточно развита и не имеет полной информационной базы для предоставления данных услуг в коммерческой организации.
Теоретические установки, положенные в основу работы базируются на материале отечественных публикаций, касающихся вопросов коммуникаций и консультирования по управлению коммуникациями: В.А. Агишин, Р. Бландел, Е.А. Борисова, Л.Г. Викулова, В.Я. Горфиндель, В.С. Торопцов, и другими.
Проведенный анализ научных и методических работ свидетельствует о том, что консультационная деятельность применительно к проблемам управления коммуникациями в коммерческой организации авторами исследована недостаточно. Теоретическая и практическая не разработанность консультационных услуг в области коммуникаций в коммерческой организации не позволяет эффективно обновлять содержание и технологии управления коммуникациями в коммерческой организации.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
- на социально-управленческом уровне: между возрастающей проблематикой коммуникации между работниками и между работником и руководством и недостаточной отдачи и внимания решения данной проблематики со стороны руководителей организаций;
- на научно-управленческом уровне: между потребностью руководителей коммерческих организаций в консультировании по проблемам управления коммуникациями в коммерческой организации и недостаточным теоретическим обоснованием консультационной деятельности в данной сфере.
- на научно-методическом уровне: между необходимостью организовывать консультирование руководителей коммерческих организаций по проблемам управления коммуникациями в коммерческой организации и не разработанностью проекта консультирования в данной проблемной области.
С этими противоречиями связана основная проблема исследования, которая заключатся в разработке и описании проекта консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему магистерской диссертации: «Консультирование по управлению коммуникациями в коммерческой организации».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка проекта консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
Объект исследования - коммуникации в коммерческой организации.
Предмет исследования - содержание деятельности консультанта по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
Гипотеза исследования
Деятельность консультанта по проблемам управления коммуникациями в коммерческой организации будет результативной, если:
- уточнено понятие "коммуникация в организации";
- теоретически обоснована консультационная деятельность в коммерческой организации по проблемам управления коммуникациями, выделены особенности консультирования по проблемам управления коммуникациями;
- разработано содержание и проект деятельности консультанта в данной проблемной области, которое включает в себя аналитическую часть, а так же часть планирования и реализации плана мероприятий по решению проблемы управления коммуникациями в коммерческой организации.
В соответствии с целью было необходимо решить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и роль коммуникации в организации;
2) проанализировать проблемы коммуникации в организации;
3) рассмотреть управление коммуникациями в организации;
4) провести исследование в аниме-магазине «Акиба»;
5) разработать и описать проект консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации;
6) прописать алгоритм деятельности консультанта.
Программа исследования была реализована при использовании следующих методов: теоретических (сравнительный анализ, анализ исследований, выполненных в области коммуникаций в организации и управления коммуникациями), практических (анкетирование).
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало два этапа.
На первом этапе был проведен анализ литературных источников по теме «Консультирование по управлению коммуникациями в коммерческой организации», уточнена структура работы, написана первая глава «Теоретические основы консультирования по управлению коммуникациями в
коммерческой организации».
Второй этап включает в себя анализ проблем коммуникаций в коммерческой организации, варианты решения данных проблем, разработку проекта по работе на заданную тему в коммерческой организации, изложение обобщений и выводов по теме работы, оформление работы, представление научному руководителю материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие: «Коммуникация организации - это процесс правильного понимания и успешного обмена информации между работниками и между работником и руководством, который впоследствии позволит организации стать более сфокусированной, эффективной и прибыльной».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации, на основе анализа выделены причины проблем коммуникаций в коммерческой организации, предложены варианты решения данных проблем, описан проект управления коммуникациями в коммерческой организации с привлечением консультанта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы был разработан и реализован проект консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации, который может быть реализован в коммерческой организации, у которой наблюдаются проблемы коммуникации и управления коммуникациями.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в консультировании коммерческих организаций и процессе повышения квалификации консультантов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Коммуникация в организации - это процесс правильного понимания и успешного обмена информации между работниками и между работником и руководством, который впоследствии позволит организации стать более сфокусированной, эффективной и прибыльной.
2) Алгоритм деятельности консультанта через этапы консультирования:
1. Подготовка;
2. Диагностика;
3. Планирование;
4. Внедрение;
5. Завершение.
3) Проект консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации включает следующие этапы:
1. выявление особенностей организации, посредством анализа основных документов организации;
2. анализ проблем коммуникаций между работниками и между работником и руководителем в коммерческой организации;
3. выявление и формулирование вариантов управления коммуникациями;
4. разработка плана мероприятий по управлению коммуникациями в коммерческой организации;
5. внедрение плана мероприятий в коммерческую организацию;
6. контроль результатов консультационной деятельности.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 75 источников.
Во введении обоснованы актуальность, выявлена проблема, сформулированы цель и задачи исследования, а также положения гипотезы.
В первой главе представлен теоретический анализ аспектов консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
Вторая глава посвящена анализу практического опыта реализации проекта консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации.
В заключении представлены выводы исследования.
На тему представленной работы опубликовано две статьи.
1. Название статьи: «Проблемы коммуникаций в организации». Статья опубликована в номере 6-4 (21) 2018 года электронного научного журнала «Вестник современных исследований» (ISSN 2541-8300). Научный центр «ОРКА» Россия, 644116, г. Омск, ул. Герцена, 65/1.
2. Название статьи: «Управление конфликтами в организации». Статья опубликована в номере 6-4 (21) 2018 года электронного научного журнала «Вестник современных исследований» (ISSN 2541-8300). Научный центр «ОРКА» Россия, 644116, г. Омск, ул. Герцена, 65/1.
Коммуникации в коммерческой организации, включают в себя различного рода взаимодействия между людьми, такие как: общение, обмен информацией, переговоры, беседы, работа в группе. Все это неотъемлемая часть жизнедеятельности не только любого сотрудника, но и всей организации в целом. Хорошо функционирующие коммуникации между сотрудниками и между сотрудником и руководителем позволяют получать
наибольшую эффективность, функциональность и прибыльность коммерческой организации, при выполнении определенных задач и реализации различных планов и проектов.
Важность темы исследования подчеркивается тем, что, чтобы добиться эффективного управления организацией, необходимо, помимо применения других мер, организовывать, координировать и совершенствовать все виды и способы коммуникации, которые имеются в организации, а также управлять всеми коммуникационными потоками и процессами.
Теоретический анализ показал, что коммуникация - общение, обмен информацией, обмен сведениями, идеями, мыслями между индивидами с помощью общей системы символов; может осуществляться невербальными и вербальными средствами. Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и внешней средой, тем, что происходит вокруг организации (изменения в экономике, политике, социальной жизни). Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями организации (деловые переговоры, беседы, совещания и т.д.).
Также коммуникации являются одной из главных составляющей в деятельности самого руководителя, потому что коммуникации - это обмен информацией между людьми. А без обмена информацией, они не смогут вместе работать, ставить цели, формулировать задачи и решать их. Коммуникации - важнейший элемент обеспечения эффективности управления организацией.
Практический анализ показал, что в одной конкретной коммерческой организации, на данный момент, существуют несколько проблем коммуникации и управления коммуникациями. Чтобы решить выявленные и проанализированные проблемы, был разработан проект консультирования по управлению коммуникациями в коммерческой организации и алгоритм деятельности консультанта по решению проблем коммуникации и управления коммуникациями.
1. Агишин, В. А. Конфликты в организации: как свести их на нет / В.А. Агишин // Генеральный директор. - Омск, 2017. № 6. - С. 15-23.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2015. - 304 c.
3. Балан, В. П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан,
А.В. Душкин, В. И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c.
4. Бландел, Р. Эффективные бизнес - коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации / Р. Бландел. - СПб.: Питер, 2016. - 384 с.
5. Богатырева, Н. Конфликтогены, или Как себя вести в конфликте / Н. Богатырева // Секретарское дело. - Москва, 2016. № 10. - С. 50-55.
6. Борисова, Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е.А. Борисова.
- СПб.: Питер, 2015. - 208 с.
7. Веснин, В. Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп /
В. Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 504 с.
8. Викулова, Л. Г., Шарунов, А. И. Основы теории коммуникации.
Практикум / Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. - М.: АСТ, АСТ Москва, Восток- Запад, 2017. - 320 с.
9. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: Учебник / А. Я. Кибанов, И. Е.
Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; Под ред. А. Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 301 c
10. Галло, К. 10 простых секретов лучших мастеров деловой коммуникации / К. Галло. - М.: Калидос Паблишинг, 2017. - 320 с.
11. Горфинкель, В. Я., Торопцов, В. С., Швандар, В. А. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель, В. С. Торопцов,
B. А. Швандар. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2015. - 128 с.
12. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик.
- М.: Издательство Гуманитарный центр, 2017. - 188 с.
13. Дорофеев, В. Д., Шмелева, А. Н., Частухина, Ю. Ю. Организационное поведение: Учеб. Пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Ю. Ю. Частухина. - Пенза: Изд-во ун-та, 2015. - 142 с.
14. Дубов, К. П. 5 способов разрешить конфликт между отделами /
К. П. Дубов // Генеральный директор. - Омск, 2015. № 11. - С. 33-40.
15. Жуков, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Жуков // Новый менеджмент. - Москва, 2016. № 8. - С. 33-39.
16. Зеленков, М. Ю. Конфликтология: Учебник / М. Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
...