ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Понятие организационное поведение. Факторы, влияющие на
организационное поведение 9
1.2 Основные концепции и модели организационного поведения персонала в
образовательной организации 15
1.3 Особенности консультационной деятельности по проблемам управления
организационным поведением в образовательной организации 20
1.4 Анализ консультационных услуг по управлению организационным
поведением в системе образования 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АДАПТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ-НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УРГПУ 38
2.1 Общая характеристика Информационно-интеллектуального центра - Научной библиотеки УрГПУ и анализ организационного поведения
персонала 38
2.2 Технология деятельности консультанта по управлению организационным поведением персонала в Информационно-интеллектуальном центре - Научной библиотеки УрГПУ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛОСАРИЙ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
В настоящее время управление персоналом является одним из стратегических направлений деятельности организаций, которое нацелено на обеспечение организации квалифицированными и хорошо мотивированными сотрудниками, на формирование творческого трудового коллектива, который был бы способен к изменениям, развитию.
В современной образовательной организации организационное поведение персонала зачастую формируется стихийно, а не является продуктом целенаправленных усилий руководства по работе с персоналом. В результате у персонала образовательных организаций может присутствовать разнообразное понимание целей своей профессионально-трудовой деятельности. В этой связи, в условиях реформирования системы российского образования весьма актуально теоретическое обоснование и практическая разработка новых способов повышения эффективности профессионально-трудовой деятельности персонала образовательных организаций, на основе управления организационным поведением и поиске новых методов, технологий работы с ними. Всё это и определяет интерес руководителей, менеджеров в образовании к организационному поведению, как к инструменту управления, который в дальнейшем может обеспечить появление определенных преимуществ, необходимых для успешного осуществления деятельности организации и её конкурентоспособности.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретическую основу исследования составляют работы Ю.Д. Красовского, Л.В.
Картановой, А.К. Мункоева, С.Г. Михайлова, Т.В. Румянцевой, О.Н. Громовой, Г.Р. Латфулиной, К.Э. Оксинойда, Ф. Лютеса, Ньюстром Дж.В., Девиса К., Д. Ханта, Г.Р. Джоунса и др. исследователей проблематики управления организационным поведением персонала, а так же работы В.И. Алешникова, А.М. Карякина, А.П. Посадского, А. И. Пригожина, Р.Р. Сидорчука, Н. О. Токмаковой, и др. исследователей проблематики управленческого консультирования.
Проведенный анализ научных и методических работ свидетельствует о том, что в настоящее время консультационная деятельность применительно к проблемам управления организационным поведением персонала в образовательной организации авторами исследована недостаточно. Теоретическая и практическая не разработанность консультационных услуг в области образования не позволяет эффективно обновлять содержание и технологии управления образовательной организацией.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
• на социально-управленческом уровне: между возросшими нормативными требованиями системы образования к качеству управления образовательной организацией и недостаточным уровнем подготовки руководителей организаций к осуществлению деятельности в новых условиях;
• на научно-управленческом уровне: между потребностью руководителей образовательных организаций в консультировании по проблемам управления организационным поведением персонала и недостаточным теоретическим обоснованием консультационной деятельности в данной сфере;
• на научно-методическом уровне: между необходимостью организовывать консультирование руководителей образовательных организаций по проблемам управления организационным поведением персонала и не разработанностью процесса консультирования в данной проблемной области.
С этими противоречиями связана основная проблема исследования, которая заключатся в необходимости использования адаптированной технологии деятельности консультанта в области организационного поведения персонала образовательной организации.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему магистерской диссертации: «Деятельность консультанта в образовательной организации по управлению организационным поведением».
Цель исследования: теоретическое обоснование и адаптация технологии деятельности консультанта по управлению организационным поведением в образовательной организации.
Объект исследования: организационное поведение в образовательной организации.
Предмет исследования: технология деятельности консультанта по управлению организационным поведением персонала в образовательной организации.
Гипотеза исследования. Деятельность консультанта по управлению организационным поведением в образовательной организации будет результативной, если:
• определено понятие «организационное поведение персонала», определены его виды и влияющие на него факторы внешней и внутренней среды;
• теоретически обоснована консультационная деятельность в сфере образования по управлению организационным поведением персонала, выделены особенности консультирования по управлению организационным поведением в образовательной организации;
• адаптирована технология деятельности консультанта в данной проблемной области, которая включает в себя предконтрактную (предпроектную), контрактную (проектную) и послеконтрактную (послепроектная) стадии.
В соответствии с целью было необходимо решить следующие задачи исследования:
1) на основе изученной научной литературы дать характеристику понятию «организационное поведение персонала» и рассмотреть теоретические аспекты организационного поведения;
2) исследовать основные концепции и модели управления организационным поведением персонала образовательной организации;
3) провести анализ организационного поведения персонала в образовательной организации;
4) адаптировать и описать технологию деятельности консультанта по управлению организационным поведением персонала в образовательной организации.
Программа исследования была реализована при использовании следующих методов: теоретических (анализ исследований, выполненных в области образования и управленческого консультирования, анализ нормативных документов), эмпирических (метод опроса).
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало два этапа.
На первом этапе был проведен анализ литературных источников по теме «Деятельность консультанта по управлению организационным поведением в образовательной организации», уточнена структура работы, написана первая глава «Теоретические аспекты консультационной деятельности по управлению организационным поведением в образовательной организации».
Второй этап включает в себя адаптирование и описание технологии деятельности консультанта на заданную тему в образовательной организации, изложение обобщений и выводов по теме работы, оформление работы, представление научному руководителю материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнено понятие консультирование по управлению организационным поведениемв образовательной организации.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что оно расширяет теорию управленческого консультирования в сфере образования, на основе анализа адаптирована и описана технология управления привлечением консультанта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы была адаптирована и практически обоснована технология консультирования в образовательной организации по управлению организационным поведением персонала в образовательной организации.
Материалы данного исследования могут быть использованы в консультировании образовательных организаций и процессе повышения квалификации менеджеров-консультантов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Уточнено понятие консультирование по управлению организационным поведением в образовательной организации. Консультирование по управлению организационным поведением в образовательной организации - деятельность консультанта по оказанию независимых профессиональных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих в реализации организационных целей, профессиональных задач путем разрешения управленческих и профессиональных проблем, выявления и использования новых возможностей, при которой консультант не решает задачу самостоятельно, а оказывает помощь клиенту в её выполнении.
2) Определена специфика консультирования по управлению организационным поведением персонала образовательной организации, заключающаяся.
3) При консультировании образовательной организации по управлению организационным поведением, нужно учитывать, как специфику образовательной организации, так и специфику самой проблемы. Консультирование по управлению организационным поведением персонала в образовательной организации включает в себя следующие этапы:
Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования были представлены в научно-практическом журнале «Вестник социально-гуманитарного образования и науки» № 4 за 2017 год (издательство Уральского государственного педагогического университета). На ККТКмеждународной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», проводимой на базе Центра перспективных научных публикаций города Москвы, проблема управления организационным поведением персонала поднималась в коллективе Информационно-интеллектуального центра - Научная библиотека УрГПУ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы из источников, приложений. Работа иллюстрирована диаграммами и таблицами.
Во введении обоснованы актуальность, выявлена проблема, сформулированы цель и задачи исследования, а также положения гипотезы.
В первой главе представлен теоретический анализ аспектов консультирования по управлению организационным поведением персонала в образовательной организации.
Вторая глава посвящена опытно-поисковой работе по адаптированию технологии деятельности консультанта по управлению организационным поведением в Информационно-интеллектуальном центре - Научная библиотека УрГПУ.
Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которой он работает. Соответственно возможности успешного включения человека в организационное окружение, научение поведению зависят в равной мере от характеристик, как этого окружения, так и его личности.
Всё это приводит к тому, что возникает необходимость консультационной деятельности на уровне образовательной организации по адаптации и реализации технологии деятельности консультанта по управлению организационным поведением.
В процессе работы над темой мы определили и выполнили задачи, которые привели нас к достижению цели работы, то есть теоретически обосновали и адаптировали технологию деятельности консультанта по управлению организационным поведением в образовательной организации на основе теоретического анализа экономической, психолого-педагогической и методической литературы.
В рамках работы над первой задачей исследования был осуществлен анализ экономической, психолого-педагогической и методической литературы, результатов исследований, по вопросам управления организационным поведением персонала образовательных организаций. В результате было установлено, что организационное поведение персонала образовательной организации - это совокупность индивидуальных или коллективных объективно осознаваемых социальных действий, определяемых внешней и внутренней средой организации, которые совершает персонал в процессе трудовой деятельности для достижения личных, групповых и организационных целей.
В ходе работы над третьей задачей исследования был проведен анализ организационного поведения персонала образовательной организации на примере структурного подразделения ИИЦ - Научая библиотека УрГПУ. Была дана краткая характеристика центру, персоналу. В результате проведенного SWOT-анализа ИИЦ - Научной библиотеки УрГПУ были выявлены его слабые и сильные стороны, разработаны рекомендации для дальнейшего динамичного развития организации.
На основе анализа теоретического материала, а также проделанной работы по анализу проблем образовательной организации на примере ИИЦ - Научная библиотека УрГПУ была адаптирована и описана технология деятельности консультанта по управлению организационным поведением персонала образовательной организации. В ходе работы было определено, что технология деятельности консультанта по управлению организационным поведением персонала образовательной организации - это система действий консультанта, включающая в себя предпроектную, проектную и послепроектную стадию консультирования в результате прохождения которых руководитель получает инструмент управления организационным поведением.
1. Андреева, Т. Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях/ Т. Е. Андреева // Российский журнал менеджмента.
-2006. - Т.4, №2. - С. 25 - 48.
2. Антонов, В. Г. Теория организации и организационное поведение [Текст]: учебное пособие / В. Г. Антонов, Н. В. Бобылева, О. Н. Громова, Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко, А. Е. Ростовская, Е. В. Свешникова. - Москва: Юрайт, 2016. - 471 с.
3. Афанасьева, Т. П. Технологии развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы [Текст]: практическое пособие. / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева. - М.: АРКТИ, 2007. - 168 с.
4. Баксанский, О. Е. Методология организационного поведения [Текст]: учебное пособие / О. Е. Баксанский. - Москва: Московский технологический университет, 2015. - 101 с.
5. Бакурадзе, А. Б. Ценность человека и удовлетворенность трудом педагога [Текст] / А. Б. Бакурадзе. // Вестник алтайской науки. - 2009. - №3(6). - С. 7-14.
6. Бакурадзе, А. Б. Четыре типа организационного поведения: как они проявляются в работе и во взаимоотношениях [Текст] / А. Б. Бакурадзе. // Директор школы. - 2000. - № 7. - С. 46.
7. Бардасова, Э. В. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие для слушателей магистратуры / Э. В. Бардасова, Е. А. Сергеева; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ 2013. - 104 с.
8. Бас, В. Н. Управление организационным поведением / В. Н. Бас // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2009. - № 146. - С. 41 - 49.
9. Басенко, В. П. Организационное поведение [Текст]: учебное пособие / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. - Москва: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 381 с.
10. Беляев, Д. А. Службы управления экономическими процессами в вузе и применение информационных систем, автоматизирующих их деятельность / А. Д. Беляев // Университетское управление. - 2006. - № 1. - С. 99 - 105.
11. Березова, Ф. А. Анализ моделей организационного поведения и их динамика [Текст] / Ф. А. Березова, К. А. Козаева // Организационная динамика: факторы и направления. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 24-26.
12. Брукс, Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация. / Я. Брукс. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 464 с.
13. Головин, А. А. Мотивация и организационное поведение персонала организации / А. А. Головин, М. А. Порхомчук, Д. И. Дорошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - Т.1, № 1. - С. 11 - 14.
14. Голубкова, О. А. Организационное поведение: теория и практика [Текст]: учебное пособие / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова; Санкт- Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2013. - 224с.
15. Гончарова, М. Н. Система управления персоналом образовательного учреждения [Текст] / М. Н. Гончарова // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 69-71.
...