Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы оптимизации самооценки обучающихся, испытывающих сложности при освоении основной образовательной программы 7
1.1 Особенности самооценки обучающихся, испытывающих сложности
при освоении основной образовательной программы 7
1.2 Самооценка как детерминанта трудностей обучения подростков 13
1.3 Формы, методы и приёмы оптимизации самооценки обучающихся с
трудностями освоения образовательной программы 20
Глава 2 Изучение самооценки обучающихся, испытывающих сложности при освоении основной образовательной программы 27
2.1 Комплексная диагностика самооценки подростков с трудностями в
обучении 27
2.2 Оптимизация самооценки подростков с трудностями в обучении 33
2.3 Эффективность программы оптимизации самооценки обучающихся, испытывающих сложности при освоении основной образовательной программы 39
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 53
Самооценка обучающегося, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательное отношением к себе и низкая самооценка во многом определяют неудовлетворительную успеваемость, низкую мотивацию незаинтересованность в учебе, а также плохое поведение.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет старшекласснику примеривать свои силы к задачам и требованиям образовательной среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Являясь важным компонентом в регулировании поведения школьника самооценка присутствует в каждом акте поведения. Обучающиеся с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики незаинтересованных, безынициативных, неактивных, у них наблюдается угасание интереса к школьным дисциплинам. Подросткам с высокой оценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, глубина и прочность знаний, самостоятельность в анализе изучаемого материала.
Таким образом, период старшего школьного возраста является наиболее уязвимым в плане формирования самосознания, так как опорой для развития адекватной самооценки являются оценка коллектива и преподавателя.
В отечественной психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Серебряковой, Л.С. Славиной и др. Среди зарубежных психологов понятие «самооценка» в основном рассматривается как равновесие личности с окружающей средой. Такой подход характерен для З. Фрейда и его последователей Э. Фромма, К. Хорни и др. Также интересна точка зрения К. Роджерса, уделявшего самооценке центральную роль в формировании личности.
Проблема оптимизации самооценки рассматривается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Р.Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Т. Лири, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Обозова, и Ф. Эмери, совместные работы Т. Хустона и Г Левингера и других.
Если обратиться к словарю по психологии ,самооценка в нем определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. С этой точки зрения были проанализировали труды выше обозначенных авторов.
Целью работы является: разработка и обоснование программы оптимизации самооценки обучающихся старших классов, имеющих сложности в усвоении образовательной программы .
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме ВКР.
2. Выявить особенности самооценки подростков.
3. Разработать программу по оптимизации самооценки в старшем школьном возрасте.
4. Выявить эффективность разработанной программы.
Объект: самооценка в старшем школьном возрасте.
Предмет: оптимизация самооценки обучающихся, неуспевающих по образовательной программе.
Гипотеза:
Успешная работа по оптимизации самооценки неуспевающих по школьной программе старшеклассников возможна при условии реализации коррекционно - развивающей программы, направленной на формирование внутреннего «Я», снятие внутреннего конфликта, повышение уверенности в себе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и контрольный); тестирование по методикам:
• методика исследования самооценки С. А. Будасси;
• диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
• методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»
3. Метод математической обработки данных:
• критерий Т - Вилконсона
Методологическую основу исследования составили системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы к познанию и проектированию педагогических процессов и явлений, принцип детерминизма и развития.
Теоретической базой исследования стали: отечественные и зарубежные концепции развития работ личности и её самооценки (Б. Г. Ананьев, Н. А. Батурин, Р. Берне, Л. И. Божович, У. Джеймс, И. С. Кон, А.И.Липкина), культурно-историческая первая концепция Л.С. Выготского о развитии ребенка, концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, А.А. Кузнецов, В. С. Леднёв, Н. Д. Никандров, В. А. Поляков, М. В. Рыжаков, В. В. Фирсов).
При рассмотрении личностных теорий мы опирались на основные положения теорий личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон); принципы чертографического подхода Г. Оллпорта и Р. Кеттела.
Самооценка является одной из главных составляющих жизни старшеклассников. Самооценка - оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, своей деятельности. Проблемы с самооценкой приводят к проблемам во всех сферах жизни старшего школьника - в семейной жизни, на работе, во взаимоотношениях с окружающими.
Тема особенностей самооценки старших школьников является особенно актуальной, так как именно в этом возрасте происходит ее окончательное формирование. В старшем школьном возрасте также заканчивается формирование всех психических новообразований личности и физических свойств индивида. Данные факторы могут оказывать влияние на самоотношение старшеклассника, а также к выбору стратегий межличностного взаимодействия.
Правильная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Для оптимизации адекватной самооценки были предложены разработанные на основе изучения и наблюдения особенностей подросткового возраста
. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 45 мин. Занятия проводились 1 раз в неделю. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты в сторону формирования адекватной самооценки и развития позитивной «Я - концепции».
Проведенное нами исследование позволило изучить динамику взаимосвязи успешности обучения и самооценки в старшем школьном возрасте. Теоретический анализ работ Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, Дж. Брунер, позволил определить категориальный аппарат работы и концептуальную основу эмпирического исследования. Результаты эмпирической части исследования показали, что влияние самооценки подростков на их успешность в усвоении образовательной программы, несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки.
На основе полученных результатов первичной диагностики мы разработали психолого- педагогическую программу по формированию у детей адекватной самооценки. После проведения коррекционных мероприятий у обучающихся, испытывающих сложности в освоении образовательной программы, было проведено контрольное исследование по тем же методикам.
У большинства испытуемых подростков наблюдается повышение уровня самооценки.
Таким образом, использование психолого-коррекционной программы, корректное поведение учителя, его правильный подход к организации учебного процесса, а также дружелюбная атмосфера в классе являются основоположными факторами формирования
адекватной самооценки обучающихся.
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 2009. - 68 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2.- М.: мпси, 2009. - 134 с.
3. Антонова Г.П. Типические особенности умственной деятельности старших школьников.- М.: Академия, 2010. - 97 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности.- М.: Педагогическое общество России, 2009. - 269 с.
5. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека.- СПб.: Питер, 2010. - 457 с.
6. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2015. - 431 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2010. - 502 с.
8. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания.- М.: «Прогресс», 2012. -167 с.
9. Блонский П. П. Школьная успеваемость. Избранные педагогические произведения.-М.: Питер Бук, 2010. - 184 с.
10. Божович Л. С. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение,2012. - 352 с.
11. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.: Гардарики, 2012. -274 с.
12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер Ком, 2009. - 528 с.
13. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / под. ред.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.,- М.: Педагогическое общество России,2009. - 236 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.:Академия, 2010. - 320 с.
16. Дубровина В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред.
Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2002. - 156 с.
17. Волков Б. С. Старший школьник: как помочь ему учиться.- М.:
Академический проект, 2014. - 142 с.
18. Волков Б.С. Психология школьника: учебное пособие для
вузов.- М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2015. - 208 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М.: мпси, 2010. - 374 с.
57
20. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе. Сборник статей.- М.: Харвест, 2009. - 154 с.
21. Горбачева В. А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. - М.: Академия, 2009. - 86 с.
22. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 288 с.
23. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 264 с.
24. Долгова В.И., Шумакова 0.А.. Инновационные технологии
деятельности: психолого-педагогический учебник. - М.: кду, 2009. - 96 с.
25. Дубровина И. В. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АСТ, 2010. - 164 с.
27. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:
Проспект, 2009. - 560 с.
28. Захарова А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности. - М.: Дрофа, 2009. - 74 с.
29. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 214 с.
30. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии, 2009. С.61-78
31. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Гардарики, 2009. - 176 с.
32. Кондратьева С. В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 2010. - 212 с.
33. Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. -М.: Аркти, 2008. - 114 с.
34. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: унии ргу, 2002. - 146 с.
35. Леонтьев А. Н. О диагностических методах психологического исследования школьников. - М.: Астрель, 2005. - 67 с.
36. Липкина А. И. Самооценка школьника - М.: Знание, 1999. - 64 с.
37. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -
М.: Наука, 2001. - 157 с. 58
38. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Феникс, 2009. -256 с.
39. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
40. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. - М.: Харвест, 2010. - 83 с.
41. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: владосс, 2009. - 573 с.
42. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 374 с.
43. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.
44. Пантелеева С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М.: Изд-во МГУ, 2001.- 110 с.
45. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология.- 2-е изд. -
М.: Академия, 2009. - 234 с.
46. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Академия,2009. - 179 с.
47. Платонов К.К. Практикум по возрастной психологии / под ред.: Л.А.
Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2010. - 688с.
48. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. -
СПб.: Питер, 2013. - 412 с.
49. Психологический словарь / Ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. -
М., Прайм-Еврознак, 2009. -672 с.
50. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.:Академия, 2009. - 320 с.
51. Реан А. Д. Психология и психодиагностика личности. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2009. - 253 с.
52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: владосс, 2009.- 529 с.
53. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. -186с.
54. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Речь; 2009. -256 с.59
55. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 54 с.
56. Сантагостино П. Как воспитать уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку. - М.: Диля, 2015. - 112 с.
57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2009. - 250 с.
58. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 113 с.
59. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Покров, 2014. - 143 с.
60. Соболева А. Е. Специфические особенности зависимости успеваемости по основным школьным предметам от состояния ВПФ у детей //Психологическая наука и образование. - 2009. - № 2. - С. 76-81
61. Спиркин А.Г. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 214 с.
62. Строганов Л. В. Поощрение и самооценка школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 87 с.
63. Фридман Л. И. Психологический справочник учителя. - М.: Эксмо, 2009. - 161 с.
64. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. - М.: Феникс, 2009.- 816 с.
65. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и
возрастная психология). - М.: Гардарики, 2009. - 349 с.
69. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной
деятельности в старшем школьном возрасте //Семенюк, Л.М.
Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: МПСИ, 2009. - 304 с.
70. Ядов В.А. Социальная психология личности // Социология и современность. Т. 1. М.: Омега-Л, 2003. С. 84