ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровой зависимости
1.1. Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных
авторов 8
1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости
у подростков 19
1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой
зависимости у подростков 30
Выводы по главе 41
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у подростков
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 43
2.2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной
игровой зависимости у подростков 54
2.3. Анализ эффективности реализованной программы профилактики
компьютерной игровой зависимости у подростков 65
Выводы по главе 76
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения
Глава 1. Теоретические основы игровой зависимости
1.1. Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных
авторов 8
1.2. Факторы и механизмы формирования компьютерной игровой зависимости
у подростков 19
1.3. Профилактика как средство предупреждения компьютерной игровой
зависимости у подростков 30
Выводы по главе 41
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной игровой зависимости у подростков
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 43
2.2. Опытно - экспериментальная работа по профилактике компьютерной
игровой зависимости у подростков 54
2.3. Анализ эффективности реализованной программы профилактики
компьютерной игровой зависимости у подростков 65
Выводы по главе 76
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Приложения
В наш век научно - технических революций, бурного и стремительного развития информационных технологий трудно представить себе жизнь без компьютера, интернета, телефона и иных электронных девайсов. Следствием научно - технической революции явилось порождение новой социокультурной среды. Так согласно В. А. Плешакову человек сегодня реализует свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной всем материальной реальности и новой информационной реальности киберпространства. Несомненно, появление компьютера и интернета внесло глубокие изменения во все сферы жизнедеятельности современного человека, произошла смена экзистенциональных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетов. По данным опроса Левада - центра число интернет пользователей за последние два года увеличилось с 73% до 81% граждан, большую часть которых составили дети, подростки и молодежь. Повсеместная компьютеризация объясняется социоантропогенными факторами, легкой доступностью и удобством использования технических инноваций, позволяющих с легкостью совершать покупки, не выходя из дома и что важно в условиях нынешней урбанизации , экономить огромное количество времени, осуществлять профессиональную или учебную деятельность, получать, хранить и обрабатывать гигантские объемы информации, осуществлять взаимодействие и вступать в общение с другими людьми. Безусловно можно долго перечислять все плюсы компьютеризации, но при этом не следует забывать и о негативных последствиях использования информационных технологий.
Привлекательный и захватывающий воображение мир киберсреды породил новый вид аддиктивных способов личностной реализации - компьютерную зависимость, включающую большое количество проблем зависимого поведения и контроля над влечениями. Наиболее распространенной формой компьютерной зависимости является кибераддикция, проявляющаяся в патологически навязчивом желании играть в компьютерные игры. Проблема кибераддикции и ее влияние на социально - психологические аспекты здоровья молодежи, приобрела особенную актуальность в настоящее время, поскольку основную часть играющих составляют подростки и молодежь. Современный подросток находится в группе риска, благодаря специфической ситуации развития, которая является сензитивным периодом для формирования аддиктивных паттернов поведения. Альтернативная реальность затягивает детей вседозволенностью и анонимностью, позволяя уйти от насущных проблем в наиболее привлекательный альтернативный мир киберпространства. Погружаясь в виртуальный мир подросток все больше времени проводит за игрой, отдаляясь от реальности, семьи и друзей, пренебрегая элементарными правилами гигиены и здорового образа жизни, получая взамен суррогат, способствующий максимальному эскапизму и иллюзорному удовлетворению потребностей. Увеличение времени, проводимого в игре, способствует аккумулированию проблем в объективном, уже не привлекательном для подростка мире и вновь толкает его в иммерсивную реальность, что ведет к еще большей депривации и зависимости. Необходимо понимать, что, став виртуальной игра приобрела статус «бесконтрольной» и в совокупности с неустойчивой и легко поддающейся влиянию психикой подростка выступает мощным фактором формирования зависимости. Актуальным вопросом на сегодняшний день остается определение той грани, когда яркий, красочный и увлекательный мир игрового пространства с множеством различных героев, настолько овладевает психикой подростка, что перерастает в кибераддикцию.
Проблемам взаимодействия человека с компьютером посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов (Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, С. И. Ворошилин, M. D. Griffiths, S. E. Caplan, K. Young и т.д.), в результате чего были выделены различные дефиниции, классификации, признаки, стадии и факторы формирования компьютерной зависимости. Так кибераддикцию как форму зависимого поведения рассматривают Е. А. Репринцева, Е. В. Змановская, А. Ю. Егоров, Е. В. Янко, М. С. Иванов и др.; социально - психологические факторы формирования компьютерной зависимости изучались В. М. Москаленко, С. В. Березиным, Н. А. Сирота, В. И. Полтавец, В. М. Ялтонским и т.д.; симптомы и стадии компьютерной зависимости изучены А. Е. Войкунским, Н. И. Алтуховой, К. Ю. Г алкиной, А. В. Котляровой и др.; клинические аспекты, классификации и типологии зависимых представлены В. Д. Менделевичем и В. А. Лоскутовой; поведение пользователей в «сети» изучают А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская; взаимодействие детей и подростков с компьютером отражено в трудах М. Коул, О. Н. Арестова, А. Е. Войскунский, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева и т.д. Однако несмотря на все многообразие работ, посвященных проблемам компьютерной зависимости, на сегодняшний день нет однозначного ответа является ли компьютерная игра объектом аддиктивного поведения или же это альтернативная социализирующая среда для современного ребенка, каковы критерии определения компьютерной зависимости и насколько пагубно влияния компьютерной игры на личность играющего. Проблема компьютерной зависимости является актуальной, относительно молодой и требующей дополнительного изучения областью научного познания. От того как подросток проводит свое время зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей и мотивов, мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. Поэтому очень важно вовремя распознать признаки зависимости и предотвратить ее наступление. Таким образом очевидно, что решение проблемы кроется в грамотно организованной , комплексной, научно обоснованной профилактике аддиктивного поведения, включающей совместную работу всего педагогического сообщества.
Объектом исследования выступает феномен компьютерной игровой зависимости подростков на психологическом и поведенческом уровнях.
Предметом исследования является профилактика компьютерной игровой зависимости у подростков.
Цель: теоретически обосновать, исследовать и реализовать программу профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ аспектов компьютерной игровой зависимости;
2. Раскрыть теоретические основы, определить специфику, механизмы формирования и развития компьютерной игровой зависимости у подростков;
3. Выявить экспериментальным путем и определить степень зависимости в группе подростков;
4. Апробировать программу профилактики игровой зависимости в группе подростков и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что научно - обоснованная, комплексная программа профилактики компьютерной игровой зависимости, являясь важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности подростков, способствует устранению психологических причин и снижению уровня зависимости.
Теоретико - методологической основой выпускной квалификационной работы явились фундаментальные положения психологической теории деятельности, представленные в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Б. Ф. Ломова и д.р.; культурно - историческая концепция развития Л. С. Выготского; теоретические концепции общего развития личности (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович; и др.); положения теорий развития и профилактики стратегий девиантного и аддиктивного поведения (Дж. Б. Уолтер, Р. Джессор, Дж. Ф. Андерсон, К. Янг, Г. Паттерсон, А. Е. Войскунский, Ц. П. Короленко, Н. А. Сирота, В. Д. Менделевич, Ю. Д. Бабаева, А. Бандура, О. М. Овчинников и д.р.); исследования аспектов развития и профилактики компьютерной адцикции (К. Янг, М. Гриффитс, М. Х. Орзак, И. Голдберг, М. Шоттон, А. Е. Войскунский, Л. Н. Юрьева,О. P. Айзберг, А. Ю. Егоров, O. B. Литвиненко и др.); исследования в области профилактики отклоняющегося поведения у подростков (Дж. Самерофф, Н. А. Сирота, Т. В. Волкова, А. Г. Макеева, С.А. Завражин, Л. Д. Старикова и д.р.).
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно - аналитическое и теоретическое исследование научной литературы по вопросу компьютеной игровой зависимости;
- тест Такера на выявление игровой зависимости (в модификации Коныгиной И. А.); тест на интернет - аддикцию для подростков (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров); тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А. В. Котлярова; тест - опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной.
- методы математической статистики (T - критерий Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и систематизации существующих представлений о механизмах, формах, детерминантах и стадиях развития игровой зависимости в подростковой среде; определении индивидуально - психологических характеристик подростков, подверженных игровой зависимости; определении конструктивных и деструктивных аспектов игры на личность зависимого ; определении подходов и методов профилактики кибераддикции у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении научно обоснованной модели профилактики кибераддикции среди подростков, направленной на укрепление личностных ресурсов и развитие эффективных стратегий поведения, препятствующих формированию и развитию зависимости; возможности дальнейшей разработки проблемы игровой зависимости и ее профилактики на основе представленных результатов в процессе профилактической работы;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит библиографию из 62 наименований, 3 приложений. Объем работы составляет 155 страниц. Результаты исследования отражены в 9 диаграммах и 4 таблицах.
Привлекательный и захватывающий воображение мир киберсреды породил новый вид аддиктивных способов личностной реализации - компьютерную зависимость, включающую большое количество проблем зависимого поведения и контроля над влечениями. Наиболее распространенной формой компьютерной зависимости является кибераддикция, проявляющаяся в патологически навязчивом желании играть в компьютерные игры. Проблема кибераддикции и ее влияние на социально - психологические аспекты здоровья молодежи, приобрела особенную актуальность в настоящее время, поскольку основную часть играющих составляют подростки и молодежь. Современный подросток находится в группе риска, благодаря специфической ситуации развития, которая является сензитивным периодом для формирования аддиктивных паттернов поведения. Альтернативная реальность затягивает детей вседозволенностью и анонимностью, позволяя уйти от насущных проблем в наиболее привлекательный альтернативный мир киберпространства. Погружаясь в виртуальный мир подросток все больше времени проводит за игрой, отдаляясь от реальности, семьи и друзей, пренебрегая элементарными правилами гигиены и здорового образа жизни, получая взамен суррогат, способствующий максимальному эскапизму и иллюзорному удовлетворению потребностей. Увеличение времени, проводимого в игре, способствует аккумулированию проблем в объективном, уже не привлекательном для подростка мире и вновь толкает его в иммерсивную реальность, что ведет к еще большей депривации и зависимости. Необходимо понимать, что, став виртуальной игра приобрела статус «бесконтрольной» и в совокупности с неустойчивой и легко поддающейся влиянию психикой подростка выступает мощным фактором формирования зависимости. Актуальным вопросом на сегодняшний день остается определение той грани, когда яркий, красочный и увлекательный мир игрового пространства с множеством различных героев, настолько овладевает психикой подростка, что перерастает в кибераддикцию.
Проблемам взаимодействия человека с компьютером посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов (Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, С. И. Ворошилин, M. D. Griffiths, S. E. Caplan, K. Young и т.д.), в результате чего были выделены различные дефиниции, классификации, признаки, стадии и факторы формирования компьютерной зависимости. Так кибераддикцию как форму зависимого поведения рассматривают Е. А. Репринцева, Е. В. Змановская, А. Ю. Егоров, Е. В. Янко, М. С. Иванов и др.; социально - психологические факторы формирования компьютерной зависимости изучались В. М. Москаленко, С. В. Березиным, Н. А. Сирота, В. И. Полтавец, В. М. Ялтонским и т.д.; симптомы и стадии компьютерной зависимости изучены А. Е. Войкунским, Н. И. Алтуховой, К. Ю. Г алкиной, А. В. Котляровой и др.; клинические аспекты, классификации и типологии зависимых представлены В. Д. Менделевичем и В. А. Лоскутовой; поведение пользователей в «сети» изучают А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская; взаимодействие детей и подростков с компьютером отражено в трудах М. Коул, О. Н. Арестова, А. Е. Войскунский, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева и т.д. Однако несмотря на все многообразие работ, посвященных проблемам компьютерной зависимости, на сегодняшний день нет однозначного ответа является ли компьютерная игра объектом аддиктивного поведения или же это альтернативная социализирующая среда для современного ребенка, каковы критерии определения компьютерной зависимости и насколько пагубно влияния компьютерной игры на личность играющего. Проблема компьютерной зависимости является актуальной, относительно молодой и требующей дополнительного изучения областью научного познания. От того как подросток проводит свое время зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей и мотивов, мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. Поэтому очень важно вовремя распознать признаки зависимости и предотвратить ее наступление. Таким образом очевидно, что решение проблемы кроется в грамотно организованной , комплексной, научно обоснованной профилактике аддиктивного поведения, включающей совместную работу всего педагогического сообщества.
Объектом исследования выступает феномен компьютерной игровой зависимости подростков на психологическом и поведенческом уровнях.
Предметом исследования является профилактика компьютерной игровой зависимости у подростков.
Цель: теоретически обосновать, исследовать и реализовать программу профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ аспектов компьютерной игровой зависимости;
2. Раскрыть теоретические основы, определить специфику, механизмы формирования и развития компьютерной игровой зависимости у подростков;
3. Выявить экспериментальным путем и определить степень зависимости в группе подростков;
4. Апробировать программу профилактики игровой зависимости в группе подростков и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что научно - обоснованная, комплексная программа профилактики компьютерной игровой зависимости, являясь важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности подростков, способствует устранению психологических причин и снижению уровня зависимости.
Теоретико - методологической основой выпускной квалификационной работы явились фундаментальные положения психологической теории деятельности, представленные в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Б. Ф. Ломова и д.р.; культурно - историческая концепция развития Л. С. Выготского; теоретические концепции общего развития личности (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович; и др.); положения теорий развития и профилактики стратегий девиантного и аддиктивного поведения (Дж. Б. Уолтер, Р. Джессор, Дж. Ф. Андерсон, К. Янг, Г. Паттерсон, А. Е. Войскунский, Ц. П. Короленко, Н. А. Сирота, В. Д. Менделевич, Ю. Д. Бабаева, А. Бандура, О. М. Овчинников и д.р.); исследования аспектов развития и профилактики компьютерной адцикции (К. Янг, М. Гриффитс, М. Х. Орзак, И. Голдберг, М. Шоттон, А. Е. Войскунский, Л. Н. Юрьева,О. P. Айзберг, А. Ю. Егоров, O. B. Литвиненко и др.); исследования в области профилактики отклоняющегося поведения у подростков (Дж. Самерофф, Н. А. Сирота, Т. В. Волкова, А. Г. Макеева, С.А. Завражин, Л. Д. Старикова и д.р.).
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно - аналитическое и теоретическое исследование научной литературы по вопросу компьютеной игровой зависимости;
- тест Такера на выявление игровой зависимости (в модификации Коныгиной И. А.); тест на интернет - аддикцию для подростков (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров); тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А. В. Котлярова; тест - опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной.
- методы математической статистики (T - критерий Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и систематизации существующих представлений о механизмах, формах, детерминантах и стадиях развития игровой зависимости в подростковой среде; определении индивидуально - психологических характеристик подростков, подверженных игровой зависимости; определении конструктивных и деструктивных аспектов игры на личность зависимого ; определении подходов и методов профилактики кибераддикции у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении научно обоснованной модели профилактики кибераддикции среди подростков, направленной на укрепление личностных ресурсов и развитие эффективных стратегий поведения, препятствующих формированию и развитию зависимости; возможности дальнейшей разработки проблемы игровой зависимости и ее профилактики на основе представленных результатов в процессе профилактической работы;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит библиографию из 62 наименований, 3 приложений. Объем работы составляет 155 страниц. Результаты исследования отражены в 9 диаграммах и 4 таблицах.
В рамках выпускной квалификационной работы нами была проанализирована проблема кибераддикции и реализована компилятивная программа профилактики зависимости от компьютерных игр у подростков. Проанализировав понятие аддикция, различные виды аддиктивного поведения, выделенные факторы, критерии и механизмы формирования мы пришли к выводу, что кибераддикция, являясь одной из форм компьютерной зависимости, входит в группу не химических аддикций и имеет сложную полифакторную природу, схожую в своем развитии с другими видами зависимостей. Большинство зарубежных и отечественных авторов под кибераддикцией понимают вид деструктивного, девиантного поведения, форму психологической зависимости, проявляющуюся в паталогическом увлечении компьютерными играми, обусловленной склонностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Мы под кибераддикцией вслед за Набойченко Е. С. будем понимать вид деструктивного, девиантного поведения, форму психологической зависимости, проявляющуюся в паталогическом увлечении компьютерными играми, обусловленной склонностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. В результате исследования мы установили, что кибераддикция в своем развитии проходит четыре последовательные стадии, характеризуется наличием физиологических и психологических критериев, определяющих уровень аддиктивной личностной реализации. Также нами проанализированы специфические возрастных и психо - социальных особенности подросткового возраста и факторы формирования зависимости с учетом этих особенностей. В результате научных изысканий мы пришли к выводу, что наиболее подверженными возникновению кибераддикции в силу специфических возрастных особенностей являются подростки. Так в результате теоретического исследования у сформировалась рабочая гипотеза, состоящая в предположении, что научно - обоснованная, комплексная программа профилактики компьютерной игровой зависимости, являясь важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности подростков, способствует устранению психологических причин и снижению уровня зависимости
Исходя из различных теорий и подходов к профилактике кибераддикции у подростков нами была сформирована и реализована компилятивная программа профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Целью которой явилось развитие информационной культуры и формирование в рамках профилактики благоприятных условий для развития социально - адаптивных личностных качеств и повышение уровня самооценки, способствующих коммуникативной компетентности подростков и предупреждению возникновения зависимости. Проведенный по результатам эксперимента качественно - количественный анализ полученных данных позволил сделать вывод о эффективности реализованной компилятивной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Результаты количественного анализа свидетельствуют о снижении аддиктивной составляющей в группе, что проявляется в снижении уровня физиологических и психологических симптомов кибераддикции. Также можно сделать вывод о положительной динамике проведенной работы с родителями испытуемых, направленной на формирование медиаграмотности и психопросвещение в вопросе кибераддикции, что немаловажно, поскольку семья выступает одним из основных факторов формирования зависимости. Результаты статистического анализа также подтверждают количественные показатели и свидетельствуют о снижении уровня зависимости в группе.
Подводя итоги следует сказать о результативности и эффективности реализованной программы профилактики кибераддикции у подростков, а следовательно о подтверждении выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование дает почву для размышлений и возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы профилактики зависимости от компьютерных игр.
Исходя из различных теорий и подходов к профилактике кибераддикции у подростков нами была сформирована и реализована компилятивная программа профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Целью которой явилось развитие информационной культуры и формирование в рамках профилактики благоприятных условий для развития социально - адаптивных личностных качеств и повышение уровня самооценки, способствующих коммуникативной компетентности подростков и предупреждению возникновения зависимости. Проведенный по результатам эксперимента качественно - количественный анализ полученных данных позволил сделать вывод о эффективности реализованной компилятивной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков. Результаты количественного анализа свидетельствуют о снижении аддиктивной составляющей в группе, что проявляется в снижении уровня физиологических и психологических симптомов кибераддикции. Также можно сделать вывод о положительной динамике проведенной работы с родителями испытуемых, направленной на формирование медиаграмотности и психопросвещение в вопросе кибераддикции, что немаловажно, поскольку семья выступает одним из основных факторов формирования зависимости. Результаты статистического анализа также подтверждают количественные показатели и свидетельствуют о снижении уровня зависимости в группе.
Подводя итоги следует сказать о результативности и эффективности реализованной программы профилактики кибераддикции у подростков, а следовательно о подтверждении выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование дает почву для размышлений и возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы профилактики зависимости от компьютерных игр.
Подобные работы
- Профилактика компьютерной зависимости у подростков в условиях центра
семьи и детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У
ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ВЕБ-САЙТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
«ИГРОФИЛАКТИКА»
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Социальный PR - проект «Пропаганда здорового образа жизни среди школьников Красноярского края с целью профилактики табачной зависимости среди подростков»
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



