Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №97716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Теоретический анализ проблемы социально-психологических
особенностей личности в зарубежной и отечественной литературе 8
1.2 Социально-психологические особенности личности
подросткового возраста 18
1.3 Содержание и виды девиантного поведения в подростковой среде 27
Выводы по первой главе 35
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ 37
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 37
2.2 Социально-психологические особенности личности подростка со
склонностью к девиантному поведению 41
2.3 Практические рекомендации для педагогов по профилактике
девиантного поведения подростков с учетом результатов эмпирического исследования 56
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Приложение 1. Протокол эмпирических данных «Смысложизненные ориентации» 69
Приложение 2. Протокол эмпирических данных «склонность к отклоняющему поведению» 74
Приложение 3. Сводная таблица эмпирических данных «Уровень достижений подростков» 77
Приложение 4 Сводная таблица эмпирических данных «Социально-психологические установки подростков» 78

Социально-экономические изменения, происходящие в России, прогресс в информационных технологиях обуславливают смену жизненных ориентиров и ценностей, оказывают влияние на формирование мировоззрения подростков. Подростковый возраст является периодом формирования нравственного сознания, ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, качеств личности.
В последние месяцы в Свердловской области все чаще поднимается тема подростковой преступности. Появляются сообщения об убийствах, драках и грабежах, которые совершили подростки.
Свежая статистика, собранная властями, свидетельствует о росте подростковой преступности. По данным прокуратуры, за 9 месяцев 2018 года 6.2% всех расследованных преступлений совершили несовершеннолетние. Доля юных преступников составила 6,7% в массе уголовников.
Актуальность данной работы определяется необходимостью понимания особенностей развития социально-психологической сферы подростков, знания факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров.
Сегодняшнему подростку трудно в сложных социально-экономических условиях, а также прогрессу в информационных технологий определить идеалы, жизненные цели и путь.
Наиболее важным и центральным новообразованием в подростковом возрасте является самоопределение, характеризующееся активным процессом понимания самого себя, своего места в мире. В связи с этим принципиально значимым, является изучение и развитие социально-психологических особенностей подростков, поскольку будущее общества неразрывно связано с молодежью и теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственной сфере.
Особенно проблема смысла жизни значима для подростков склонных к девиантному поведению. Система ценностей определяет формирование личности, нарушение которой приводит к появлению у человека отклоняющегося поведения. Подростки, склонные к проявлению девиации, обладают социально-психологическими особенностями в ценностно-смысловой сфере, знание которых позволит улучшить качество проведения профилактических мер.
В аспекте нашего исследования особое внимание уделяется изучению социально-психологических особенностей девиантных подростков, а именно смысложизненные ориентации, установки к социальным достижениям (жизненные цели, интересы, и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией).
Подростковый возраст - это период в становлении человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные содержания (нормы, социальные роли), что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые (вначале на уровне личностных смыслов, далее на уровне более устойчивых смысловых образований - смысловых конструктов и диспозиции). Эти трансформации осуществляются в процессе нормотворчества, социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов, конструирующая самобытность, неповторимость, уникальность личности [1,с.265].
Проблема заключается в том, что в настоящее время, учитывая специфику общественно-социальной ситуации, ее сложность и напряженность, подростки все чаще подвергаются вредным воздействием социальной среды, вызывающие стойкие отклонения как физическом, так и психическом развитии. Несмотря на то, что в психологической науке существует множество подходов и методик, мы считаем, что проблема социально-психологических особенностей слабо изучена, в то время как в обществе формируется тенденция к появлению новых не изученных факторов, влияющих на социально-психологические особенности подростков. А это значит, что изучение социально-психологических особенностей девиантных подростков всегда будет находиться в центре внимания многочисленных теоретических и прикладных исследований, данная проблема вряд ли когда утратит актуальность.
Цель работы: выявить социально-психологические особенности подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования - психологические особенности личности подростка.
Предмет исследования - социально-психологические особенности личности подростка со склонностью к девиантному поведению.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы социально-психологических особенностей личности в зарубежной и отечественной литературе.
2. На теоретическом уровне описать социально-психологические особенности личности подросткового возраста.
3. На основе анализа научной психолого-педагогической
литературы раскрыть содержание и виды девиантного поведения в подростковой среде.
4. На эмпирическом уровне выявить и описать социально - психологические особенности личности подростка со склонностью к девиантному поведению.
5. Разработать практические рекомендации для педагогов по профилактике девиантного поведения подростков с учетом результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют различия социально-психологических особенностей у подростков со склонностью к девиантному поведению, а именно в области смысложизненных ориентаций, установки в мотивационно-потребностной сфере, установки к социальным достижениям (жизненные цели, интересы, и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией).
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Деятельностная теория С.Л. Рубинштейна статья «Принцип творческой самодеятельности» суть изложена в работах П.Л П.Л Гальпериным. Культурно-историческая концепция В. Выготского о развитии высших психических функций построенная на гипотезах: об опосредствовании высших психических сил и о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации. Теория деятельности А.Н. Леонтьева, работы «Проблемы развития психики», «Очерк развития психики», работы Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания», «О проблемах комплексного человекознания», где ставилась задача исследовать связи биологических и социальных достижений личности, новый подход В.И. Мясищева к диагностике и лечению патологий, основа которых, психология отношений, теория установки Д.И. Узнадзе и его работа «Психология ребенка», работа В.С. Мерлин «Очерк интегрального исследования индивидуальности» основанная на теории индивидуальности, работы Дж. Олпорта о понятии «личность». Работы по исследованию социально-психологических особенностей подросткового возраста Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, А.Н. Кротовой, Б.Г. Мосалева, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, И.А. Новиковой, С.Н. Лебедевой. Специальные исследования девиантного поведения и причин его формирования у подростков (Менделевия, С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Тетерский С.В., Шнейдер Л.Б., Холостова Е.И., Терещенко С.В)
Методы исследования: теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования; эмпирические методы: эмпирический психодиагностический метод (тест- опросник «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева), методика диагностики склонности к отклоняющему поведению (тест-опросник СОП А.Н. Орел), методика для оценки потребности в достижении цели (опросник уровня мотивации достижения Ю.М Орлов), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно- потребностной сферы (опросник О.Ф. Потемкиной). Метод математико-статистического анализа эмпирических данных различий по t-критерию Стьюдента).
Практическая значимость исследования состоит в том, что сравнительные данные изучения подростков с девиантным поведением могут быть применены и использоваться в работе педагогами, работающих в старших классах в школах, а также в разработке практических рекомендаций для педагогов по профилактике девиантного поведения подростков с учетом результатов эмпирического исследования.
Апробация проводилась на базе МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Сысерть (Сысертский городской округ, Свердловской обл.). Результаты исследования изложены в Выпускной квалификационной работе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 40 наименований, 4 приложений. Объем работы составляет 79 страниц. В работе результаты исследования отражены в 6 диаграммах, 6 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основании проведенного теоретического анализа проблемы социально-психологических особенностей личности в зарубежной и отечественной литературе было установлено, что в современной психологии нет единого понимания личности, при этом большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
Психологическая практика требует целостного подхода к человеку, к его действиям, отношениям с другими и внешнему миру.
2. На теоретическом уровне были проанализированы социально-психологические особенности личности подросткового возраста, представленные в научной литературе. Так, исследователи Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова выделяют следующие личностные особенности подростка: уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
3. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание и виды девиантного поведения в подростковой среде, а именно поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы, уклонение от работы и учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид.
4. На эмпирическом уровне мы выявили и описали социально-психологические особенности личности подростка со склонностью к девиантному поведению. Очевидна взаимосвязь социально-психологических особенностей и девиантного поведения, а именно в области смысложизненных ориентаций, установки в мотивационно-потребностной сфере, установки к социальным достижениям (жизненные цели, интересы, и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией).
5. По результатам исследования нами были предложены практические рекомендации для педагогов по профилактике девиантного поведения подростков с учетом результатов эмпирического исследования: методы профилактического воздействия, профориентационное воспитание и целенаправленное воздействие педагога с ребенком.
Гипотеза исследования в предположении о том, что существуют различия социально-психологических особенностей у подростков со склонностью к девиантному поведению, а именно в области смысложизненных ориентаций, установки в мотивационно-потребностной сфере, установки к социальным достижениям (жизненные цели, интересы, и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией) подтвердилась.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не исправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственно слабого человека.



1. Александрова Ю.В. Смысл жизни и потенциал нравственно¬
психологического развития/Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V
симпозиумов/Психологический институт Российской Академии образования/Редкол.: Чудновский В.Э. и др. М.: «Ось-89», 2001. 265-270.
2. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения Дубинин С.Н.Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 98-116.
3. А. А. Ощепков. Особенности ценностных ориентаций и
социальных установок подростков. ... Саратов, 2000. 329-529
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М., Изд-во «Смысл» 2008. 1136 с.
5. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972, №2. - С. 114 - 123.
6. Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в
современном обществе: определение понятия и проблем № 12 (64)
Декабрь 2016
7. Девиантные подростки в образовательной среде Богородская Э.И. В сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений. под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. 2016. С. 254.
8. Девиантные подростки: взаимосвязь ценностных ориентаций и
социальных установок А.А. Ощепков. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико¬биологические науки. 2008. Т. 10. № 6-2. С. 163-172.
9. Дюльдина, Ж.Н., Морозова, К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества/Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В.// Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы
международной научно-практической конференции. - Прага, 2013. - С. 67-72.
10. Ефимова О.И., Ощепков А.А. Особенности формирования системы ценностных ориентаций и социальных установок у девиантных подростков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 4. - С. 371-379.
11. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками и на основе сотрудничества с семьей Ахметханов Ж.Ю. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. 2016. С. 35-40.
12. Килина И.А. Теоретические предпосылки исследования проблемы деформации ценностно-смысловой сферы личности как фактора наркозависимости подростков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 410 с
13. Культурно-досуговая деятельность девиантных подростков в условиях
учреждения Кондратьева И.Н. В сборнике: Студенческая наука,
искусство, творчество: от идеи к результату материалы III
Всероссийской студенческой научно-практической конференции.
Краснодарский государственный институт культуры. 2016. С. 143-146.
14. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214
15. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения Панцырь С.Н., Новгородцева А.П. Культурно-историческая психология. 2013. № 2. С. 64-72.
16. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35 - 43.
17. Леонтьев Д.А. Непонятый классик: к 100-летию со дня рождения Джорджа Келли (1905--1967) // Психологический журнал, 2005, т.26, № 6 с. 111-117.
18. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
19. Образ своего будущего у девочек-подростков с девиантным поведением Фоминых Т.О.В сборнике: Наука и образование в XXI веке материалы международной (заочной) научно-практической конференции. 2016. С. 132-136.
20. Одиночество у подростков разной степени асоциальности Котова К.Г. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 18. С. 63-66.
21. Особенности ценностно-смысловой сферы личности девиантных подростков Балакина Е.В. Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 90-91.
22. Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. — М., Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1999. С. 54—58.
23. Ощепков А. А., Калинин И. В. Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011
24. Педагогика и психология: Актуальные проблемы и перспектив
исследований на современном этапе Байбародских И.Н., Беляк Е.Л., Давыдова Н.Н., Дашкевич И.С., Елисеева Е.В., Киселева Н.И.,
Кондратьева Г.А., Курина В.А., Лазарева Н.С., Лескова И.А., Лосева Н.И., Михалёва Г.В., Наумкин Н.И., Нюшенкова М.Л., Овчинникова Ю.Д., Петухова Л.П., Подкопаев О.А., Прищепова И.В., Пяткин Н.П., Рогалева Г.И. и др.Монография / Под ред. Ю.Д. Овчинникова, Р.К. Серёжниковой. Самара, 2016.
25. Проблема развития самооценки у подростков Полищук О.И. В мире научных открытий. 2010. № 4-8. С. 57-59.
26. Психология ценностей Российской молодежи Карпушина Л.В., Капцов А.В.Самарский научный центр РАН; Самарская гуманитарная академия. Самара, 2009.
27. Психологические особенности общения в подростковом возрасте Лебедева Л.А., Ковшова Н.В. Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 119-120.
28. Сайко Э. В. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Э. В. Сайко, Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 2007. —№4(52).С.3—10.
29. Смысложизненные ориентации и оптимальное развитие подростков июношей Попова Т.А.В сборнике: Электронный сборник материалов XXI симпозиума. Под редакцией Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой . 2016. С. 231-234.
30. Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (22.00.04). [Электронный ресурс] / С.Т. Сулейманова // - Пенза, 2006. - 25
31. Суркова, Е.С., Егорова, К.А. / Агрессивное поведение детей и
подростков /Е.С.Суркова, К.А.Егорова// Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно¬
практической конференции.- М: Прометей, 2013. - С. 151-153.
32. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики коллективная монография / Уфа, 2015
33. Формирование делинквентного поведения у подростков: Гендерный аспект Маркова Я.С.В сборнике: Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности материалы II Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска. 2016. С. 174-177.
34. Ценностные ориентации современных подростков
Романова Е.Е. Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2014.№ 1 (15). С. ЮЗ- НО.
35. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор
социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. - М., 2003. - 24 с.
36. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.768с.
37. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448 с.
38. Яницкий М.С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций // Вестник КРАУНЦ. № 2 (18). 2011. - С. 119-131.
39. Шмырева, О. И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Монография / О. И. Шмырева. — Воронеж, 2007.
40. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http: //psyj ournal s .ru/psyandlaw/2013/П2/61028_full. shtml [Особенности
иррациональных установок девиантных подростков - Психология и право - 2013. № 2] 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ