Введение 3
1. Теоретико-методологические основы развития навыков
самопрезентации обучающихся 8
1.1. Исследование феномена самопрезентации в зарубежной и
отечественной науке 8
1.2. Характеристика компонентов самопрезентации 19
1.3. Анализ подходов к развитию навыков самопрезентации 32
Выводы по первой главе 39
2. Эмпирическое исследование навыков самопрезентации у
обучающихся в учреждениях дополнительного образования 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования особенностей самопрезентации у
обучающихся ДШИ 44
2.3. Связь успешности самопрезентации у обучающихся ДШИ
с уровнем развития навыков самопрезентации 49
Выводы по второй главе 51
3. Апробация программы развития навыков самопрезентации у
обучающихся в учреждениях дополнительного образования 53
3.1. Программа развития навыков самопрезентации у обучающихся в
учреждениях дополнительного образования 53
3.2. Анализ результатов апробации программы 62
Выводы по третьей главе 69
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 78
Приложение 2 89
Приложение 3 105
Современные требования к системе дополнительного образования, подходы к обучению и воспитанию подразумевают развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организацию их свободного времени. Важная роль в этом процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые обеспечивают не только профессиональную ориентацию обучающихся, но, главным образом, адаптацию детей к жизни в обществе. В новых социальных требованиях к уровню дополнительного образования детей, одной из задач модернизации дополнительного образования является также совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей [20].
В условиях проектной, концертной и конкурсной деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования важной психолого-педагогической задачей становится развитие навыков самопрезентации как умения обучающегося успешно осуществлять свои творческие намерения. Результатом освоения предпрофессиональных образовательных программ в области «Музыкальное искусство» является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в предметной области, а также навыков публичного выступления. В реальной образовательной практике, кроме непосредственного опыта публичного выступления, развитию навыков успешной самопрезентации уделяется недостаточно внимания. Педагоги, работающие с детьми в учреждениях дополнительного образования, говорят о необходимости проведения специальных занятий по психологической подготовке детей-исполнителей к выступлению.
В связи с этим возникает необходимость уже на начальных этапах подготовки обучающихся к концертной деятельности формировать компетенции, связанные с самопрезентацией и самопредъявлением как значимых компонентов личностных конструктов, обеспечивающих умение общаться с другими людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать себя на публике, справляться со стрессовыми ситуациями.
Самопрезентация - довольно новая предметная область психологической теории и практики. И в нашей стране мало изучена. Основная часть теоретических и практических разработок принадлежит зарубежным ученым.
Современная психология располагает широким спектром теоретических подходов (И. Гофман, М. Снайдер, Р. Чалдини, И. Джонс, Т. Питтман, Е.А. Доценко, Г.В. Бороздина, Ю.М. Жуков, Н.А. Федорова и др.) к пониманию самопрезентации однако, как показывает анализ, большинство авторов направляли усилия на поиски ответа на вопрос что такое самопрезентация, почти исключая из рассмотрения вопрос о том, как осуществляется этот процесс, и соответственно, каким образом можно было бы им управлять. Начиная с 2000 года, в отечественной научной литературе появляются исследования, посвященные практической стороне этого вопроса (Е.Н. Михайлова, О.А. Пикулева, И.Б. Захарова и др.). Тем не менее, анализ различных подходов, известных на данный момент, позволяет увидеть, что имеющиеся программы и тренинги являются либо узкопрофильными и специфичными, либо нацелены на взрослый возраст обучающегося. Универсальные программы, в свою очередь, отличаются узостью условий развития навыков самопрезентации - акцентируют внимание в обучении в основном на развитии вербальной части самопрезентации или неполно интегрированы в существующую систему образования.
Учитывая опыт проведенных исследований, специфику деятельности учреждений дополнительного образования детей и возраст обучающихся, мы считаем, что успешное решение проблемы развития навыков самопрезентации у детей-исполнителей определяется внедрением в процесс образования актерских тренингов. Таким образом, возникает необходимость в разработке соответствующих тренинговых программ.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически апробировать программу развития навыков самопрезентации у обучающихся ДШИ.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению феномена самопрезентации личности в зарубежной и отечественной науке.
2. Раскрыть содержание основных компонентов самопрезентации (стратегий, тактик и техник).
3. Проанализировать подходы к развитию навыков самопрезентации.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей
самопрезентации у обучающихся ДШИ и определить связь ее успешности с уровнем развития навыков самопрезентации.
5. Разработать и апробировать программу развития навыков самопрезентации обучающихся ДШИ.
Объект исследования - самопрезентация.
Предмет исследования - навыки самопрезентации и их развитие у обучающихся в учреждениях дополнительного образования .
Гипотеза исследования:
Успешность самопрезентации обучающихся в учреждениях дополнительного образования связана с уровнем развития навыков самопрезентации. Разработанная нами программа, включающая комплекс психологических мероприятий, направленных на развитие навыка невербального общения, навыка саморегуляции эмоционального состояния, позволяет развить навыки самопрезентации у обучающихся ДШИ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы психологии: развития, системности, единства сознания и деятельности; положения субъектно-деятельностного подхода, разработанного Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым; концепция «социальной драматургии» И. Гофмана; понимание форм самопрезентации через стратегии и тактики (С.Дж. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А.Корбетт, Дж. Тедески, Е.А. Соколова-Бауш, Е.В.Михайлова, О.А. Пикулева, Н.А. Федорова и др.); теоретические принципы и практические наработки обучения мастерству актера К.С. Станиславского, М.А. Чехова, С.В. Гиппиуса; теоретические разработки в области активных тренинговых методов (Е.В. Михайлова, М. Кипнис, Е.В. Сидоренко, Л.В. Грачева).
Для достижения цели и реализации поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования, анализ, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме; эмпирические: опросные методы - опросник «Шкала тактик самопрезентации» (С.Ли, Б. Куигли, модификация О.А.Пикулевой), опросник «Стили саморегуляции» (В.И. Моросанова), наблюдение, психолого-педагогический эксперимент; методы математической статистики: вычисление средних значений и процентных соотношений ; корреляционный анализ, проведенный с помощью критерия Спирмена; сравнительный анализ, выполненный с помощью критерия Т Вилкоксона.
Опытно-экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся в Екатеринбургской детской школе искусств № 10 на отделении «Музыкальное искусство». База исследования расположена по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 20 А.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы психологами и педагогами при работе с детьми в учреждениях дополнительного образования при подготовке их к публичному выступлению. Данную программу также можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий в учреждениях основного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, трех приложений. Объем работы составляет 118 страниц. Список литературы из 58 источников. Текст сопровождается диаграммами, таблицами и рисунками.
Роль самопрезентации в современном обществе неуклонно возрастает. В условиях проектной, концертной и конкурсной деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования важной психолого - педагогической задачей становится развитие навыков самопрезентации как умения обучающегося успешно осуществлять свои творческие намерения. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание созданию психолого - педагогических условий, способствующих развитию навыков самопрезентации. Решение проблемы развития навыков самопрезентации связано с конкретизацией научного понятия «Самопрезентация». В узком смысле самопрезентация рассматривается как осознаваемая и целенаправленная деятельность и выражается в умении эффективно подать себя значимой аудитории.
Подводя итог всему выше написанному, можно заключить, что задачи, поставленные во введении данной работы, были решены. А именно:
1. На основании теоретического анализа феномена «самопрезентация» были выявлены компоненты самопрезентации. Навыки самопрезентации в рамках данного исследования рассматриваются нами как совокупность определенных умений, навыков, а именно:
- навык невербальной коммуникации;
- навык саморегуляции;
2. Психолого-педагогическими условиями для развития навыков самопрезентации обучающихся ДШИ может выступать актерский тренинг.
3. Программа, включающая комплекс психологических мероприятий, направленных на развитие навыка невербального общения, навыка саморегуляции эмоционального состояния, позволяет развить навыки самопрезентации у обучающихся ДШИ.
4. Результаты повторного психодиагностического исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии навыков самопрезентации. Апробация разработанной программы по развитию навыков самопрезентации у обучающихся ДШИ показала ее высокую эффективность. Следовательно, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.
Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы развития навыков самопрезентации, но не исчерпывает всех ее аспектов. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать: разработка новых методов, технологий, условий развития навыков самопрезентации с ориентацией на различные возрастные группы.
1. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб.: Питер. 2006. 176 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. 244 с.
3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: «Питер». 1997. 176 с.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. с. 122 - 127.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ. 2006. 528 с.
6. Большая советская энциклопедия. Статья «Мимика». М.: 3-е изд., том 16. 1974. 791 с. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Мимика (дата обращения: 18.09.2018)
7. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]: URL: https://books.google.ru/books?id=qJhROlNg9u4C&pg=PA433#v=onepage&q&f=false(дата обращения: 21.10.2018)
8. Братчикова Ю.В. Пискунов А.В. // Формирование у старшеклассников навыков самопрезентации во внеурочной деятельности. Личность в современном мире: сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург. 2016. с. 27-32
9. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства. СПб.: Издательство «Веды». 2010. 378 с.
10. Горянина В. А. Психология общения. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 416 с.
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 304 с.
12. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПБ.: Речь. 2003. 168 с.
13. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. СПб.: Речь. 2004. 120с.
14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в
психологию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат. 1989. 319 с.
15. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. Самара: БАХРАТ-М. 2007. с. 637-703.
16. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. доктора психол. наук. М. 2003. 38 с.
17. Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. № 8. 2012. с. 20-25
18. Захарова И.Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: дис.канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск. 2003. 221 с.
19. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89. 2004. 128с.
20. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
21. Корягина Н.А. Обучение навыкам саморегуляции поведения с использованием техник самопрезентации // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists «Science of future», the 8th of August, 2014, Geneva (Switzerland).,V. 3, p. p. 154-162
22. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. 96с.
23. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
24. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009. 344 с.
25. Ландрева К.С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении // Современная психология: материалы международной научной конференции, г. Пермь, июнь 2012г. Пермь: Меркурий, 2012. с.51-55 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25831907(дата обращения 16.08.2018)
26. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Владос. 2001. 245 с.
27. Луговская М. Ю. Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых // Молодой ученый. 2015. №11. с. 1752-1755.
28. Лучинина О. Психология сценической деятельности музыканта.
Астрахань. Проект «LENOLIUS». 2017. URL:
http://samlib.ru/l/luchinina_o/scene.shtml(дата обращения 20.08.2018)
29. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб: ПитерКом, 2007. 794 с.
30. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издат. дом «Сентябрь». 2001. 260 с.
31. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь. 2001. 256 с.
32. Мид Дж. Избранное: Сб. переводов /Сост. и пер. В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: РАН ИНИОН. 2009. 290 с.
33. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования,
тренинг. СПб.: Речь. 2007. 223 с.
34. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр. 2015. 304 с.
35. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя. 2000. 224 с.
36. Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А.Ребера. 2002 г. URL:https://vocabulary.ru/termin/samoprezentacija.html(дата обращения 17.09.2018)
37. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М. Изд-во Института Психотерапии. 2001. 352 с.
38. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс. 2002.223 с.
39. Пиз А. Язык телодвижений как часть мысли других людей по их жестам. Кострома: «Ай Кью». 1992. 341 с.
40. Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания // Социальная психология и общество. 2013. № 2. с. 21 -34.
41. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности:
Монография / О.А. Пикулева. М.: НИЦ ИНФРА-М. 2017. 320 с. URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=559224(дата обращения: 29.08.2018)
42. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учебное пособие для вузов. М., Владос. 2001.181 с.
43. Пугачева О.В. Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционально-волевой регуляции поведения артиста балета в ситуации сценического выступления // Ученые записки РГСУ. 2013. № 2. т.1.с.141-145.
44. Резапкина Г.В. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии». М.: Генезис. 2013. URL: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2(дата обращения: 29.08.2018)
45. Ретуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Питер. 2008. 208 с.
46. Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 2001. 24с.
47. Савин В.А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на- Дону. 2013. 149 с.
48. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь». 2007. 349 с.
49. Смирнова Н.И. Невербальные аспекты коммуникации (на материале русского и английского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М. 1973. 32 с.
50. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. 1999.
№3. с. 17-29.
51. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Артист. Режиссер. Театр. 2002. 370 с.
52. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС. 2001. 288 с.
53. Филин С.А. К вопросу обучения самопрезентации // Практическая психология в действии / Под ред проф. С.М Джакупова. Алматы-ТОО «Стека». 2001. с. 81-87.
54. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: автореф. дисс. . канд. психол. наук. СПб., 2001.
55. Чехов М.А. О технике актера. М: «Артист. Режиссер. Театр». 2007. 490 с.
56. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореферат дис. ... док. психол. наук : 19.00.05, 19.00.01. Ярославль. 2007. 42 с.
57. Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М. 1986. 493 с.
58. Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 2. 13с.