ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ
ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Теоретический анализ проблемы тревожности в подростковом возрасте 7
1.2 Теоретические подходы к коррекции тревожности 12
1.3 Рационально - эмотивная терапия как средство коррекции тревожности
подростков 15
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ 24
2.1 Методика организации исследования 24
2.2 Особенности эмоциональной сферы (тревожности) у подростков 27
2.3 Разработка и апробация программы коррекции тревожности подростков посредством
рационально - эмотивной терапии 32
2.4 Описание эффективности коррекции тревожности подростков посредством
рационально - эмотивной терапии 37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Актуальность изучаемой проблемы обуславливается тем, что в современных условиях жизни в России предъявляются высокие требования к эмоциональной сфере человека. Повышение уровня стресса в повседневной жизни, социально-экономическое неравенство, ухудшение экологии, постоянная необходимость саморазвития и отстаивания своего «места под солнцем», быстрый темп роста модернизаций, недостаток личного общения людей приводит к снижению стрессоустойчивости, к снижению защитных свойств эмоциональной сферы людей, в том числе подростков. Дети в подростковом возрасте испытывают колоссальные эмоциональные перегрузки, что проявляется в виде частой перемены настроений, подавленности, тревожности, предъявлении протеста окружающим.
Тревожность - определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
Благополучие эмоциональной сферы подростка связано в первую очередь, с самооценкой подростка, его коммуникативными навыками, а так же с социально-нравственными установками, полученными в семье.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в изучение эмоциональной сферы внесли работы таких авторов, как: Л.И. Бажович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, К.Левин, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, А.М. Прихожан, Э.Г. Эйдемиллер.
Исследования тревожности подростков проводились в разных аспектах, таких как: влияние тревожности на социальную адаптацию подростка, школьная тревожность подростков, влияние тревожности на общительность подростка, тревожность подростков как показатель семейного воспитания, тревожность подростков оставшихся без попечения родителей, и нашли свои отражения в работах авторов: Р.Т. Кокоева, А.Ю.Тихонова, И.В. Полякова, М.И. Головко, П.М. Машерова, Г.Н. Селезнева, Д.М. Саенко.
Существуют следующие программы психологической коррекции тревожности подростков: коррекция личностной тревожности подростков посредством Арт - терапии (Е.М. Ковалан), Коррекция тревожности подростков с помощью Игро - терапии (Л.И. Еремина), Сказкотерапия тревожности у подростков (Ю.А. Баженова, Т.А. Никитенко), Коррекция тревожности подростков посредством телесно - ориентированной терапии (В.С. Забродина, О.Г. Хайбуллина).
Одним из наиболее эффективных способов коррекции, сочетающий в себе формирование адаптивных форм поведения и адекватной реальности систем установок является Рационально - эмотивная терапия, предложенная А.Эллисом в 1955 г. Его программы коррекции в основном были ориентированы на семейную психотерапию, индивидуальную и групповую психотерапию для взрослых людей.
Проблема исследования заключается в том, что есть тревожность у подростов, есть разнообразные коррекционные программы тревожности подростков в разных подходах, но нет программы коррекции тревожности подростков в подходе рационально - эмотивной терапии.
Объект исследования: тревожность подростков.
Предмет исследования: коррекция тревожности у подростков.
Цель исследования: коррекции тревожности у подростков посредством рационально-эмотивной терапии.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
2. На теоретическом уровне описать особенности, факторы и условия проявления тревожности у подростков.
3. Провести анализ теоретических подходов к коррекции тревожности подростков.
4. Провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков.
5. Разработать и апробировать программу коррекции тревожности подростков в подходе рационально-эмотивной терапии.
6. Определить эффективность коррекции тревожности подростков посредством рационально-эмотивной терапии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что рационально-эмотивная терапия способствует коррекции тревожности и оптимизации эмоционального состояния подростков при следующих условиях: оптимизации уровня самооценки; снижения уровня ситуативной и личностной тревожности; оптимизации показателей психологического благополучия школьника в разных сферах жизни.
Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (А.И. Захаров, И.В. Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Бажович, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов); концепция возрастного развития Д.Б. Эльконин; подход к коррекции эмоциональной сферы Рационально - эмотивная терапия (А.Эллис).
Методы исследования: анализ научной литературы, диагностические методики, формирующий эксперимент, методы математической статистики. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: Опросник «психологическое благополучия школьника» С.А. Водяха, Исследование самооценки по методике Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина.
Научная новизна данного исследования заключается в разработке программы коррекции тревожности в подходе рационально - эмотивной терапии для подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные об эффективности коррекции тревожности подростков посредством рационально-эмотивной терапии могут использоваться педагогами, психологами в коррекции эмоциональной сферы подростков. Материалы исследования могут быть использованы при обучении студентов - психологов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложения с диагностическими данными подростков. Первая глава посвящена анализу теоретических и эмпирических подходов к изучению тревожности у подростков, а так же анализу способов и программ коррекции тревожности подростков в разных подходах и техниках. Во второй главе описывается эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков, формирующий эксперимент, программа коррекции тревожности подростов в подходе РЭТ. В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы.
В ходе теоретического исследования, на основании изучения научной литературы мы пришли к выводу о том, что в подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому подростковый возраст является условным стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Самые значительные изменения происходят в личностной сфере. Эти изменения касаются формирования черт взрослости, чувства зрелости и самосознания.
Кроме того стоит отметить, что подростковый возраст - особый период психологического и эмоционального взросления ребенка. Эмоциональная сфера подростков - это вероятность одновременного сосуществования эмоций и чувств обратной направленности. Подростки могут и любить, и ненавидеть кого-либо одновременно, и при этом амбивалентность нормальна, а противоположные друг другу чувства искренни.
Проанализировав проблему коррекции тревожности подростков, мы установили, что единого определения тревожности в науке нет. Тревожность подростков зависит от удовлетворения потребностей возрастного психического развития ребенка, влияющего на приобретение новообразований.
Сделали вывод о том, что коррекция негативных состояний эффективна в случае сочетания формирования адаптивных форм поведения и адекватной реальности систем установок.
Подробно рассмотрели Рационально - эмотивную терапию, ее структуру, техники, и сделали вывод, что РЭТ является эффективным способом выявления иррациональных установок, мыслей, которые наносят человеку больший вред, чем само негативное событие. Так же мы сделали вывод о том, что РЭТ является сочетанной формой терапии, которая включает в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую направленность.
В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностическая процедура с целью выявления особенностей эмоциональной сферы подростков. Была сформирована выборка подростков с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, всего выборка составила 20 человек; методом рандомизации данная выборка подростков была разделена на две группы: экспериментальную и контрольную, каждая из которых составила по 10 человек.
Далее разработалась и осуществилась в экспериментальной группе специальная программа коррекции тревожности подростков в подходе рационально-эмотивной терапии.
И на завершающем этапе эмпирического исследования была проведена повторная психодиагностика экспериментальной и контрольной группы.
По результатам анализа полученных данных, с уверенностью можно сказать, что при проведении программы коррекции тревожности подростков посредством рационально-эмотивной терапии в экспериментальной группе произошли существенные изменения. В контрольной группе сдвиги недостоверны, изменений не произошло.
Таким образом, данные, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют нам сделать вывод о том, что выявление иррациональных установок и замена их на рационально - позитивное мышление способствует снижению тревожности как ситуативной, так и личностной, повышению самооценки, а так же оптимизации психологического благополучия подростков в наиболее важных для него сферах жизни. Это, несомненно, способствует личностному самоопределению подростка, социально-нравственному развитию.
Поэтому, мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что рационально-эмотивная терапия способствует снижению ситуативной и личностной тревожности, а также повышению самооценки и психологического благополучия подростков нашла эмпирическое подтверждение.
Цель и задачи, поставленные в начале работы выполнены в полном объеме. Проведен анализ проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии. На теоретическом уровне описаны особенности проявления тревожности у подростков. Проведен анализ теоретических подходов к коррекции тревожности подростков. Проведено эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков. Разработана и апробирована программа коррекции тревожности подростков в подходе рационально - эмотивной терапии. Оценена эффективность коррекции тревожности подростков посредством рационально - эмотивной терапии.
Данные об эффективности коррекции тревожности подростков посредством рационально-эмотивной терапии могут использоваться педагогами, психологами в коррекции эмоциональной сферы подростков. Материалы исследования могут быть использованы при обучении студентов - психологов.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 312 с.
2. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Просвещение, 2001. - 278 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей: М.:ПЕР СЭ, 2008. - 160с.
4. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги - Психологический журнал, 1992, № 5, с. 111-120.
5. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение, 2001. - 327 с.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. - 312 с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ - М.: Просвещение, 2005. 316 с.
8. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Просвещение, 1984. - 516 с.
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Просвещение, 2001. - 356 с.
10. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2000. - 448 с.
11. Зеньковский В.В. Психология детства / Ответственный ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Москва - Харьков - Минск, 2001. - 752с.
13. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.- М.: Прогресс, 2006. - 378 с.
14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 429 с.
15. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. - 1990. - № 5. - С. 38-42.
16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. - М.: МЕДпресс. - 2001. - 327 с.
17. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте - М.: Педагогика, 2001. - 248 с.
18. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - С. 178 - 186.
19. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. - 392с.
20. Немов Р.С. Психология развития. - М.: Просвещение, 2001. - 416 с.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Изд. «Роспедагенство», 2003.
- 419 с.
22. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). - СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
23. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т.
- М.; Воронеж, 2000. - 304 с. - (Библиотека педагога-практика).
24. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. - М.: - 2004. - 176 с.
25. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ - СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально педагогическая психология. - - Прайм-Еврознак, СПб., 2008. - 576 с.
27. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 456 с.
28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 477 с.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Просвещение, 2005. - 312 с.
30. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся- подростков.- СПб., 2002. - 278 с.
31. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 178 с.
32. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ - М: Аспект Пресс,2003.- 475 с.
33. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. - 216 с.
34. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М. Педагогика,
2004.- 316 с.
35. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 122 с.
36. Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. - 156 с.
37. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.- СПб.: Питер, 2003. - 812 с.
38. Ермолаева, М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения [Электронный ресурс] / М. В. Ермолаева. - Режим доступа: Ййрз://медпортал.сош/уо7газ1пауа- psihologiya_783Zepigeneticheskaya-teoriya-razvitiya-lichnosti-42009.html. Дата обращения 23. 12. 2017.
39. Зинченко, В. П. Психологический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В. П. Зинченко. - Москва : АСТ, 1996. - 56 с.
40. Альберт Эллис, Уинди Драйден «Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии». 2 изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной - СПб.: Издательство «Речь», 2002.