Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС

Работа №97702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ И ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ 9
1.1 Теоретический анализ психологических исследований стресса: факторы и
условия 9
1.2 Психологический анализ копинг-стратегий личности 16
1.3 Психология возрастного кризиса личности 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Количественный и качественный анализ данных 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

В современном мире каждый человек постоянно сталкивается с различными жизненными трудностями и стремится справиться с этими трудностями разнообразными способами. Современному миру присуще высокий динамизм, интенсивность взаимодействия между людьми в социальной среде, увеличение интенсивности и масштабности которых формируют разнообразные для людей стрессогенные факторы (аварии, катастрофы, военные действия, насилие и прочее).
Возникающие проблемы на жизненном пути человека могут превышать свое негативное влияние на ресурсы индивида, тем самым приводя его к стрессу, который может повлечь за собой снижение психологического благополучия индивида и ухудшение выполнение им какого-либо вида деятельности. В работах ряда авторов, например в работах Д. Брайтона и Ф. Джонса, можно обнаружить тенденцию распространения стресса в современном мире несмотря на значительное улучшение качества жизни и ее продолжительности.
В связи с этим многие психологи, такие как Е. В. Александрова, Л. И. Анцыферова, Н. О. Белорукова, Е. В. Битюцкая, В. А. Бодров, Н. Е. Водопьянова, Т. В. Гущина, К. И. Корнев, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, И. М. Никольская, Р. М. Грановская, Е. А. Шепелева и другие, изучают когнитивные конструкты и личностные характеристики человека, способствующие адекватному восприятию меняющихся условий жизни и устойчивой адаптации в них. Для решения жизненных запросов человек использует копинг-стратегии, которые включают в себя как эмоциональные, так и когнитивно-поведенческие личностные особенности.
Феномен копинг стратегий является на сегодняшний день не достаточно изученным жизнетворческим фактором личности, являющийся конструктивно направленным на жизненные ситуации и саму личность и преобразующий человеческую активность. Совладающее поведение со стрессом или с трудной жизненной ситуацией имеет связь с комплексом целеполагающих действий, а также с прогнозированием конечного результата и творческим созиданием новых и необыкновенным выходов и решений из трудной ситуации. Однако далеко не всегда копинг стратегии определяются однозначно. Имеется большое количество исследований в данной области и на сегодняшний день наиболее дискуссионным и сложным вопросом остается существование различных стратегий совладающего поведения.
Для преодоления трудных жизненных ситуаций личность применяет комплекс активных (копинг-стратегии) и пассивных (защитные механизмы) стратегий, которые, в свою очередь, представляются важнейшими формами адаптационных процессов. Психологическое благополучие личности зависит от ее индивидуального предпочтения стратегий совладающего поведения. Благополучное совладание человека с экзистенциальными задачами обеспечивает довольствие человека самим собой, достигнутыми им результатами, а также благоприятное освоение мира и гармоничное развитие самого человека. И в связи с этим изучение копинг стратегий личности является одной из актуальных жизненных и научных проблем.
В отечественной психологии изучение копинг-стратегий началось в 90¬х годах XX столетия и в связи с этим имеется обширный ряд исследований на данную тематику. Исследованиями совладающего поведения занимались такие ученые, как Л. И. Анцыферова, Н. О. Белорукова, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, Т. Л. Крюкова, Е. В. Либина, Л. М. Махнач, К. Муздыбаев, С. К. Нортова-Бочавер, и другие.
Многие отечественные исследователи, например Т. Л. Крюкова, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, Е. А. Сергиенко и другие, совладающее поведение определяли как вид социального поведения личности, которое обеспечивает или разрушает личностное благополучие. Такое поведение позволяет человеку преодолевать стрессовое состояние или трудные жизненные ситуации при помощи осознанных действий, направленное на активное взаимодействие с возникающими ситуациями для дальнейшего их изменения или же правильной адаптации к ним.
Данное понимание основывается на концепции С. Л. Рубинштейн, который определял личность как активного субъекта, поддерживающего и изменяющего свою деятельность в соответствии с собственными убеждениями и взглядами. Определение личности как активного субъекта, и тем самым ответственной за свою деятельность связано с такими индивидуальными внутренними процессами, влияющими на стиль поведения как мотивация, установки, стратегии выхода из сложной жизненной ситуации и противоречия. Оптимальный стиль совладающего поведения происходит за счет стремления личности изменить восприятие данной ситуации и включиться в процесс ее решения, не только адаптироваться к ней, но и преобразовать, увидеть с другой стороны, оптимизируя и свои ресурсы для активного вмешательства в изменение трудной жизненной ситуации. В периоды возрастного кризиса у человека отмечается высокая тревога, сопровождающаяся стрессом из-за различения между тем, что ценно и что доступно на данный момент, в этом случае важно уметь использовать конструктивные и позитивные копинг-стратегии поведения.
Виленская, Никольская, Грановская и др. изучали копинг-стратегии поведения личности в разных возрастных периодах, от детства до зрелости. Также большинство психологов, таких как Белорукова, Подобина и др. занимались анализом копинг-стратегий людей, принадлежащих разным гендерным группам.
Для решения задач, связанных с акмеологией, которая предполагает интегрированное изучение человека при вступлении его в период взрослости (30-35 лет), необходимо проанализировать копинг-стратегии поведения личности, а то есть его способы принятия, совладания с трудными проблемами, ситуациями, конфликтами, и личностные особенности, играющие существенную роль в использовании той или иной стратегии.
В этот период происходит метаморфоз личности, его внутренняя перестройка взглядов, ценностей, идей, изменение понимание самой жизни и своего собственного бытия, появляется переживание экзистенциального кризиса личности, именно поэтому данная возрастная категория занимает важное место в структуре личностном развитии человека.
Экзистенциальный кризис характеризуется в поиске смысла, апатии, в новом взгляде и оценке на свою жизнедеятельность, возможном разочаровании в своей личной, профессиональной сферах, а также создаваемых идеалах и моделях поведения. Переживание между несоответствием своего «Я- реального» и «Я-идеального», и вместе с этим страх неудачи и отставания от своих друзей, повышенная рефлексия, критичность зачастую может сопровождаться потребностью в уединении, разрываем социальных контактов, воспоминаниями о прошлом, фантазиями и непринятием, даже отрицанием реальности, что приводит к дезадаптации и деструктивным способам совладания.
Для оптимального выхода из экзистенциального кризиса важно использовать конструктивные, адаптивные способы совладающего поведения, помогающие рассматривать проблему с разных сторон, искать и видеть не только положительный фон в сложившейся ситуации, но и принимать отрицательный как стимул для активности личности при переосмыслении жизни и собственных взглядов.
Объект исследования - совладающее поведение (копинг) личности периода ранней взрослости.
Предмет исследования - особенности копинг-стратегии личности, переживающей возрастной кризис.
Цель данной работы - выявить особенности предпочитаемых копинг- стратегий взрослой личности, переживающей возрастной кризис.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют различия в применении копинг стратегий личности периода ранней взрослости в зависимости от степени выраженности переживания возрастного кризиса, а именно для личности, переживающей возрастной кризис характерны неоптимальный копинг-стратегии.
Задачи данной работы: На основе теоретического анализа психологических исследований выделить и описать факторы и условия переживания личностью стресса.
1. Провести теоретический анализ проблемы совладающего
поведения в научной психологической литературе.
2. На теоретическом уровне описать содержание возрастного кризиса личности.
3. Выявить и описать ценности и переживания личности в ситуации возрастного кризиса.
4. На эмпирическом уровне выявить различия в копинг-стратегиях у взрослых, переживающих возрастной кризис.
5. На основе полученных эмпирических данных разработать рекомендации по нивелированию негативных копинг стратегий личности, переживающей возрастной кризис.
Теоретико-методологическая основа исследования
1. Теория смыслового развития сознания (Л. С. Выготский, Б.С. Братусь, А. Н. Леонтьев)
2. Теория стресса (Р. Лазарус, С. Фолкман)
3. Теория смысла (Ф. Феникс, С. Мадди)
Методы исследования.
1. Теоретический аспект работы с информацией такой как анализ, обобщение, систематизация
2. Практический аспект работы, который основывается на
тестировании.
Психодиагностический инструментарий:
• Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова);
• Опросник «Способы совладающего поведения» ( Р. Лазарус);
• Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев),
3. Аспект обработки полученных данных, Критерий математической статистики:
• U-критерий Манна Уитни.
Практическая и теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что анализ факторов и личностных особенностей, способствующих использованию конкретной копинг-стратегии человеком поможет определить переживания людей ранней взрослости в период экзистенциального кризиса. С помощью анализа психологической литературы мы обобщили ранее написанные материалы на тему совладающего поведения и изучили механизм и особенности преодоления трудной жизненной ситуации. А также наша работа систематизирует и дополнит информацию по «возрастной психологии», «акмеологии», «дифференциальной психологии» и «психологии стресса».
Практическая значимость нашего исследования заключается в то, что данные знания можно использовать в тренингах и как базу для разработки психологической программ по личностному росту, уверенности в себе, повышению уровня адаптивности и самооценки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В данной работе мы провели теоретический анализ проблемы совладающего поведения в научной психологической литературе. В теоретической части нашего научного исследования, мы проанализировали факторы и условия проявления стресса. Для этого мы рассмотрели различные концепции и теории стресса (Г. Селье, Д. Меканик, Т. Кокс, И. Джейнс, Р. Лазаргус, Н. Эндлер, Д. Бродбент, Р. Хокки, А. Марселл, П. Варры). Разные определения понятия стресса были даны этими учеными, но в психологии существует ключевое понятие стресса, данное Г. Селье, как специфической, означающего индивидуально опосредованной реакции адаптации на возникшие фрустрационные случаи. Далее в нашей работе раскрыт психологический анализ копинг-стратегий с точки зрения различных психологов (Л. Мерфи, Р. Лазаргус, З. Фрейд, Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Дж. Р. Эдвардс). Здесь мы выделили общее понятие, от которого отталкиваются другие теории, для понимания копинг-сратегий. Копинг- стратегии - это действия личности, направленные на разрешение стрессовой ситуации, которые включают в себя когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты.
2. На теоретическом уровне мы описали содержание возрастного кризиса личности. Раскрыли понятие возрастного кризиса, рассмотрели более подробно кризисы ранней взрослости с точки зрения различных психологов (Б. Ливехуд, Г. Шихи, Э. Эриксон, К. Юнг, Г. Абрамова, В. Слободчиковой). Для этого мы выделили общее понятие ранней взрослости и раскрыли концепции различных психологов к пониманию возрастного кризиса, а именно ранней взрослости. В отечественную психологию впервые термин возрастной кризис ввел Л. С. Выготский, и был им охарактеризован как целостное изменение личности ребенка, при постоянно изменяющейся смене стабильных периодов. Кризис ранней взрослости считается нормативным кризисом, и его возникновение является неизбежным и закономерным в жизни практически каждого человека, тем самым являющимся необходимым для развития и становления взрослой личности (П. Ниемеля, Э. Эриксон).
3. Выявили и описали ценности и переживания личности в ситуации возрастного кризиса. Начало в изучении кризиса ранней взрослости имеет свое начало в работах зарубежных авторов, таких как Б. Ливехуда, Г. Шихи и Э. Эриксона, и было продолжено отечественными авторами, такими как Г. Абрамовой, В. Слободчиковой и другими. Основой кризиса ранней взрослости, по мнению К. Юнга, является возникновение перед индивидом неоптимальных требований реального мира, далеко не всегда имеющих схожесть с представлениями самого индивида. Иногда это может быть связанно с неадекватными ожиданиями, с необоснованной оценкой внешних проблем и трудностей, с чрезмерным оптимизмом или же негативизмом, и в этом момент начинает происходить упадок детского оптимизма и чувства веры. Субъективно это переживается в виде удовлетворения и довольствия самим собой и собственной жизнью, возникновению повышенного интереса к жизни и нахождение жизненного удовольствия, а также преодоление собственных страхов. Происходят изменения в отношениях с окружающими, пропадает желание их изменять, а наоборот возникает желание принимать их такими, какие они уже есть, также возникает интерес не только к собственному внутреннему миру, но и к внутреннему миру окружающих людей. Так же здесь можно добавить, что его основной целью является поиск индивида самого себя и своего места в окружающем мире посредством взятия на себя роли полноценно взрослого человека.
4. На эмпирическом уровне мы выявили различия в копинг- стратегиях у взрослых, переживающих возрастной кризис. В нашем исследовании, котором участвовало 80 человек, испытуемые были разделенных на две группы с высоким и низким уровнем дезинтеграции. Далее были проведены методики для выявления копинов, с целью изучить стратегии поведения в периоде ранней взрослости. Испытуемые с высоким уровнем дезинтеграции в период кризиса в большей степени предпочитают использовать такие копинг - стратегии как конфронтация, дистанция и избегание. Испытуемые с низким показателем дезинтеграции используют такие копинги, как решение проблем, переоценка, поддержка, самоуверенность и самопринятие. Затем мы предложили рекомендации по нивелированию негативных копинг-стратегий личности, которые будут полезны в применении испытуемым с высоким уровнем дезинтеграции.
5. На основе полученных эмпирических данных мы разработали рекомендации по нивелированию негативных копинг стратегий личности, переживающей возрастной кризис. Такие как: осуществить анализ переживаний и их причин на факт позитивных и негативных последствий в конкретной ситуации («не загонять себя в угол!»); не обвинять себя и окружающих, а рационально определить уровень достигнутого и возможного на конкретном этапе жизни; полюбить и принять имеющееся (созданное), если нельзя его изменить; сменить или найти и увлечься таким видом деятельности, которое дает положительные эмоции и позволяет забыть отрицательный опыт жизни, развитие своих способностей, повышение уровня мастерства.



1. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов/ Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы московской научно-практической конференции. Кострома. 2010.
2. Столин В. В. Самосознание личности. МГУ; 1983
3. Малкина - Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе. Московский психологический журнал; 2007
4. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб; 2006
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб; 2006
6. Солатова Е. Л., Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ; 2007
7. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психососматических и невротических расстройствах. Автореферат. Казань; 2007
8. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения/ Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. Москва; 2008
9. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. Москва; 1993
10. Шелехов И. Л. Особенности совладающего поведения студентов университета. Вестник ТПГУ; 2009
11. Хазова С. А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова; 2013
12. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. Сборник статей. Москва; 2008
13. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Наука, 1998
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва; 2004
15. Головей Л.А., Манукян В.Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периодаразвития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003
16. Головей Л.А., Петраш М.Д. К проблеме развития субъекта деятельности / Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб., 2007.
17. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
18. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии.Москва., 1981.
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.
20. Томе Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии / Под. ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
21. Шахновская Е.Л. Гендерные особенности переживания кризиса 30 лет // Психология зрелости и старения. 2007
22. Шихи Г. Возрастные кризисы - ступени личностного роста. СПб., 1999.
23. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. Инт-т. Психологии РАН 1995
24. Герасимов И.В. Стресс: психологические основы и методы снятия Журнал «Психология, социология и педагогика» Февраль, 2013
25. Селье Г. «Стресс без дистресса» - Прогресс 1982
26. Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» Питер СПБ 2012
27. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональных стресс /Под ред. Л.Лева. - Л., 1970.
28. Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.
29. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб.: «Речь», 2010
30. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2011


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ