Публичная дипломатия как инструмент внешней политики в современных международных отношениях
|
Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия в современных международных
отношениях: теоретический аспект 9
1.1. Современные международные отношения и их особенности 9
1.2. История и причины возникновения публичной дипломатии 17
1.3. Публичная дипломатия: цели, инструменты и методы 30
Глава 2. Практика использования публичной дипломатии как инструмента внешней политики США и Российской Федерации 45
2.1. Публичная дипломатия США и ее особенности 45
2.2. Преимущества и недостатки публичной дипломатии РФ 60
2.3. Тенденции развития публичной дипломатии РФ: ситуационный анализ.76
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 101
Приложения 111
Глава 1. Публичная дипломатия в современных международных
отношениях: теоретический аспект 9
1.1. Современные международные отношения и их особенности 9
1.2. История и причины возникновения публичной дипломатии 17
1.3. Публичная дипломатия: цели, инструменты и методы 30
Глава 2. Практика использования публичной дипломатии как инструмента внешней политики США и Российской Федерации 45
2.1. Публичная дипломатия США и ее особенности 45
2.2. Преимущества и недостатки публичной дипломатии РФ 60
2.3. Тенденции развития публичной дипломатии РФ: ситуационный анализ.76
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 101
Приложения 111
В последние десятилетия особенно возросла роль дипломатии, поскольку вопросы внешней политики стали находиться под пристальным вниманием СМИ и вследствие этого под активной вовлеченностью общества. В XXI в. каналы воздействия государства на международные процессы и другие страны расширяются. Если еще недавно чуть ли не главным инструментом внешней политики считалась жесткая сила: военная мощь, экономический и технический потенциал, то сегодня более важным фактором воздействия, чем обладание ядерным оружием и экономический успех является идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны.
Публичная дипломатия в роли основного дополнительного способа реализации внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность с учетом трансформации геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Занимается изучением и информированием зарубежной аудитории, а также установлением контактов с ней [Мкртумян М. Г. 2016. С. 576].
Эффективность осуществления государственной власти в любой стране по большей мере зависит от информационного сопровождения ее деятельности. В наши дни, тяжело представить эффективно функционирующий механизм публичной власти без медиаподдержки всех направлений внутренней и внешней политики государства. К факторам, которые формируют параметры внешней оценки государства (показателем статуса на международной арене) относят: количество, качество и доступность информационных ресурсов.
Публичная дипломатия выступает в форме эффективного инструмента реализации внешнеполитических целей. В последние десятилетия заметно вырос интерес к публичной дипломатии в рамках научных концепций, а также среди государственных, политических деятелей, журналистов и в целом общества. На сегодняшний день страны, претендующие на лидерство на международной арене, уделяют особое внимание выбору инструментов публичной дипломатии.
В последние годы можно отметить активное развитие в России публичной дипломатии. В настоящее время происходит налаживание тесного сотрудничества с зарубежными обществами. Международный имидж Российской Федерации важно и необходимо совершенствовать путем улучшения своих инструментов публичной дипломатии, поскольку на данный момент в мире происходит нарастание экспансии США.
На сегодняшний день, в условиях усложнения информационно- коммуникационных процессов и становления общества более современным и информационным, государственная информационная политика расширяет свой спектр задач. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и внешнеполитических интересов России в числе таких задач И. В. Мещеряков выделяет: формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное поле; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; обеспечение политической стабильности; регулирование и
совершенствование процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизни общества и государства, а равно - процессов коммуникационно-технического обеспечения такого взаимодействия и т. Д [Мещеряков И.В. 2016. С. 553].
Таким образом, публичная дипломатия является достаточно актуальным явлением в мировой политике и вызывает большой интерес со стороны теории и практики на Западе. Также рассматривается как важнейший инструмент формирования общественного мнения, который в свою очередь вносит вклад в развитие успешного государства. Современный мир диктует необходимость и важность применения ее в российской практике.
международных отношений.
Предмет исследования - публичная дипломатия как инструмент внешней политики.
Цель исследования - определить значимость публичной дипломатии в введении внешней политики государства и проанализировать перспективы развития публичной дипломатии в РФ.
Поставленная цель достигается путем решения ряда определенных задач:
1. Охарактеризовать особенности современных международных отношений.
2. Проанализировать историю и причины возникновения публичной дипломатии.
3. Определить понятие, цели, инструменты и методы публичной дипломатии.
4. Провести сравнительный анализ опыта использования публичной дипломатии во внешней политике США и РФ.
5. Выявить преимущества и недостатки публичной дипломатии России.
6. Сделать вывод о тенденциях и перспективах развития публичной дипломатии России.
Степень научной разработанности исследования заключается в том, что к публичной дипломатии и их особенностям, в разное время обращались многие ученые, такие как: Г. Никольсон, А.В. Лукин, О.А. Манжулина, А.В. Долинский, Д.А. Звягина и др. Наиболее точно описаны цели и особенности публичной дипломатии в работах Мейлоун Г. На сегодняшний день, публичная дипломатия активно изучается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. К примеру, в коллективной монографии Д.Н Барышникова, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко «Эффективность дипломатии» подробно рассмотрена роль современной публичной дипломатии. В работе также были использованы труды, в которых переплетаются понятия «публичная дипломатия» и «мягкая сила». В частности, были использованы работы Цветковой Н.А., в которых раскрывалась теоретическая составляющая публичной дипломатии, а именно: определение, особенности и цели ПД. Также в работах Мещерякова Т.В., Никифоровой Г.Ю., Окольнишниковой И.Ю. была проведена аналогия ПД с пропагандой, были рассмотрены их отличительные черты. Касательно современных тенденций в области публичной дипломатии в частности в РФ были использованы труды А. Торкунова, М. Макарычева, Н.Бурлинова...
Публичная дипломатия в роли основного дополнительного способа реализации внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность с учетом трансформации геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Занимается изучением и информированием зарубежной аудитории, а также установлением контактов с ней [Мкртумян М. Г. 2016. С. 576].
Эффективность осуществления государственной власти в любой стране по большей мере зависит от информационного сопровождения ее деятельности. В наши дни, тяжело представить эффективно функционирующий механизм публичной власти без медиаподдержки всех направлений внутренней и внешней политики государства. К факторам, которые формируют параметры внешней оценки государства (показателем статуса на международной арене) относят: количество, качество и доступность информационных ресурсов.
Публичная дипломатия выступает в форме эффективного инструмента реализации внешнеполитических целей. В последние десятилетия заметно вырос интерес к публичной дипломатии в рамках научных концепций, а также среди государственных, политических деятелей, журналистов и в целом общества. На сегодняшний день страны, претендующие на лидерство на международной арене, уделяют особое внимание выбору инструментов публичной дипломатии.
В последние годы можно отметить активное развитие в России публичной дипломатии. В настоящее время происходит налаживание тесного сотрудничества с зарубежными обществами. Международный имидж Российской Федерации важно и необходимо совершенствовать путем улучшения своих инструментов публичной дипломатии, поскольку на данный момент в мире происходит нарастание экспансии США.
На сегодняшний день, в условиях усложнения информационно- коммуникационных процессов и становления общества более современным и информационным, государственная информационная политика расширяет свой спектр задач. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и внешнеполитических интересов России в числе таких задач И. В. Мещеряков выделяет: формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное поле; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; обеспечение политической стабильности; регулирование и
совершенствование процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизни общества и государства, а равно - процессов коммуникационно-технического обеспечения такого взаимодействия и т. Д [Мещеряков И.В. 2016. С. 553].
Таким образом, публичная дипломатия является достаточно актуальным явлением в мировой политике и вызывает большой интерес со стороны теории и практики на Западе. Также рассматривается как важнейший инструмент формирования общественного мнения, который в свою очередь вносит вклад в развитие успешного государства. Современный мир диктует необходимость и важность применения ее в российской практике.
международных отношений.
Предмет исследования - публичная дипломатия как инструмент внешней политики.
Цель исследования - определить значимость публичной дипломатии в введении внешней политики государства и проанализировать перспективы развития публичной дипломатии в РФ.
Поставленная цель достигается путем решения ряда определенных задач:
1. Охарактеризовать особенности современных международных отношений.
2. Проанализировать историю и причины возникновения публичной дипломатии.
3. Определить понятие, цели, инструменты и методы публичной дипломатии.
4. Провести сравнительный анализ опыта использования публичной дипломатии во внешней политике США и РФ.
5. Выявить преимущества и недостатки публичной дипломатии России.
6. Сделать вывод о тенденциях и перспективах развития публичной дипломатии России.
Степень научной разработанности исследования заключается в том, что к публичной дипломатии и их особенностям, в разное время обращались многие ученые, такие как: Г. Никольсон, А.В. Лукин, О.А. Манжулина, А.В. Долинский, Д.А. Звягина и др. Наиболее точно описаны цели и особенности публичной дипломатии в работах Мейлоун Г. На сегодняшний день, публичная дипломатия активно изучается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. К примеру, в коллективной монографии Д.Н Барышникова, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко «Эффективность дипломатии» подробно рассмотрена роль современной публичной дипломатии. В работе также были использованы труды, в которых переплетаются понятия «публичная дипломатия» и «мягкая сила». В частности, были использованы работы Цветковой Н.А., в которых раскрывалась теоретическая составляющая публичной дипломатии, а именно: определение, особенности и цели ПД. Также в работах Мещерякова Т.В., Никифоровой Г.Ю., Окольнишниковой И.Ю. была проведена аналогия ПД с пропагандой, были рассмотрены их отличительные черты. Касательно современных тенденций в области публичной дипломатии в частности в РФ были использованы труды А. Торкунова, М. Макарычева, Н.Бурлинова...
Одним из актуальных явлений наших дней является публичная дипломатия, которая предполагает активную работу с общественным мнением и поддержанием с зарубежными целевыми аудиториями постоянного диалога. Такой формат общения невозможен без использования новых коммуникационных технологий.
В XXI в. публичная дипломатия стала значимым фактором в международной жизни для большинство развитых стран. Трансформация мировой системы, изменения в международной коммуникации способствовали к переосмыслению роли имиджа государств в реализации их национальных интересов. В связи с этим повысилась роль публичной дипломатии во внешнеполитической деятельности государств.
В условиях современных реалий, публичную дипломатию можно трактовать как процесс коммуникации с зарубежной общественностью посредствам государственных и негосударственных игроков для осуществления косвенного влияния на общественное мнение и процессы принятия внешнеполитических решений в ином государстве. На протяжении веков прослеживалось применение государствами методов и приемов публичной дипломатии во внешней политике. Но лишь в XX в. происходили изменения в сторону осознанной государственной политики, которая имела обширную теоретическую, законодательную и материальную базы.
Таким образом, проведя исследование, можно утверждать, что публичная дипломатия - это только один из механизмов «мягкой силы», который в современном мире выступает важным и результативным инструментом внешней политики государства с одной стороны, и возможностью для гражданского общества скорректировать внешнюю политику и придать «человеческое лицо» официальной форме дипломатии - с другой. Публичная дипломатия также является ресурсом, площадкой для создания и распространения конструктивных идей, которые впоследствии могут с успехом быть взяты на вооружение на официальном государственном уровне.
Основная характеристика современного мирового процесса - глобализация, которая внесла существенные изменения в сферу международных отношений. В глобализирующемся мире публичная дипломатия превратилась в важнейший инструмент внешней политики страны.
Акторы международных отношений все больше внимания уделяют построению имиджа своей страны, так как вместе с экономической и военной мощью, положительный имидж является одним из важных критерий успеха государства в мировой политике.
Важно отметить, что публичная дипломатия осуществляется при помощи средства массовой информации и коммуникации, которые функционируют при государственной поддержке (полной или частичной). К ним можно отнести информационные программы, которые затрагивают принятие важных решений в сфере внутренней и внешней политики государства и формируют благоприятное общественное мнение и положительный образ страны за рубежом [Шершнев И. Л. 2009, с.4].
В исследовании установлены различные цели публичной дипломатии, главной из которых является продвижение национальных интересов того или иного государства.
Можно утверждать, что на сегодняшний день, публичная дипломатия - это весьма значимая коммуникационная дисциплина, поскольку обладает возможностью преобразования мира и применение внешней политики без военных действий, достигая поставленных целей благодаря диалогу.
С целью наращивания мягкой власти в России следует организовать структуру публичной дипломатии, которая могла бы комбинировать традиционные принципы и новые маркетинговые подходы для влияния на зарубежную аудиторию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
На данный момент, Россия имеет своих сторонников в вопросах политической идеологии и продвигаемых принципов на мировой арене. К ним относятся не только страны СНГ, а также с недавнего времени- Китай и другие страны БРИКС. Преимущественно, в данных регионах стала активно продвигаться мягкая сила РФ. Рассмотрим несколько аспектов политики, проводимой США, которые могли бы быть применены в российской публичной дипломатии. В первую очередь, это - привлечение неформальных акторов в систему реализации мягкой силы. То есть, представители российской культуры и СМИ должны лучше поощряться со стороны государства при распространении продуктов творчества на внешний рынок. Во-вторых, критика американской мягкой силы при Дж. Буше младшем основывалась на сглаживании ее результатов за счет участия США в вооруженных конфликтах. Итак, Россия должна применять на практике концепцию «умной силы», при которой «мягкие» и «жесткие» методы не противоречат гармоничной внешней политике государства. В-третьих, постепенное увеличение радиуса государств-объектов российской мягкой силы, что приведет к некой унификации ее принципов и добавление элементов «массовости»; однако в этом случае важно придерживаться выбранных консолидирующих идей и не обращаться к «агрессивной» мягкой силе, угнетающей коренную культуру государств.
В рамках данной работы было проведено исследование, посвящённое активности ведущих политических деятелей РФ и США, которое показало, что российских политики отстают от американских в плане количества подписчиков, количества публикуемых постов в день, кроме того значительная часть не имеет даже собственной официальной страницы в социальных сетях.
Современная российская публичная дипломатия оптимизирована под решение тактических задач. При сегодняшнем уровне концептуализации целей и развития институтов стратегические задачи она решать не способна. Для успеха на этом уровне необходимы меры, направленные на систематизацию и институционализацию этого направления государственной политики:
1) углубленное систематическое изучение отношения к России;
2) создание института, координирующего публичную дипломатию государственных структур, деятельность НПО и делового сообщества;
3) развитие действующих и создание новых программ публичной дипломатии, ориентированных, в первую очередь, на долгосрочное действие.
Развитие России требует сочетания различных ресурсов внешнеполитического влияния, а также требуется применение мягкой власти государства одновременно с военным и экономическим потенциалом. Сейчас российское руководство занимается активизацией и развитием публичной дипломатии наряду с работой по воссозданию вооруженных сил и стимулированию экономического роста. Инвестиции в РИА-Новости, создание зарубежного телевещания Russia Today, контракт с западным пиар- агентством Ketchum, создание фонда «Русский мир», борьба за Олимпийские Игры в Сочи и т.д. - все это последовательные шаги Москвы по усилению «мягкой власти». Оглядываясь назад, перечисленные выше меры можно назвать относительно успешными, однако сегодня представляется, что российская политика на этом направлении нуждается в концептуальной основе и системном подходе, позволяющем видеть как единое целое объекты публичной дипломатии (аудитории), субъекты (задействованные государственные и негосударственные институты), цель (усиление мягкой власти) и средства (инструменты публичной дипломатии) [Долинский А.В. 2010].
Таким образом, цель, поставленная в данном исследовании, была реализована путем решения ряда задач, но на этом оно не исчерпывается, так как существуют дальнейшие перспективы развития данной проблемы.
В XXI в. публичная дипломатия стала значимым фактором в международной жизни для большинство развитых стран. Трансформация мировой системы, изменения в международной коммуникации способствовали к переосмыслению роли имиджа государств в реализации их национальных интересов. В связи с этим повысилась роль публичной дипломатии во внешнеполитической деятельности государств.
В условиях современных реалий, публичную дипломатию можно трактовать как процесс коммуникации с зарубежной общественностью посредствам государственных и негосударственных игроков для осуществления косвенного влияния на общественное мнение и процессы принятия внешнеполитических решений в ином государстве. На протяжении веков прослеживалось применение государствами методов и приемов публичной дипломатии во внешней политике. Но лишь в XX в. происходили изменения в сторону осознанной государственной политики, которая имела обширную теоретическую, законодательную и материальную базы.
Таким образом, проведя исследование, можно утверждать, что публичная дипломатия - это только один из механизмов «мягкой силы», который в современном мире выступает важным и результативным инструментом внешней политики государства с одной стороны, и возможностью для гражданского общества скорректировать внешнюю политику и придать «человеческое лицо» официальной форме дипломатии - с другой. Публичная дипломатия также является ресурсом, площадкой для создания и распространения конструктивных идей, которые впоследствии могут с успехом быть взяты на вооружение на официальном государственном уровне.
Основная характеристика современного мирового процесса - глобализация, которая внесла существенные изменения в сферу международных отношений. В глобализирующемся мире публичная дипломатия превратилась в важнейший инструмент внешней политики страны.
Акторы международных отношений все больше внимания уделяют построению имиджа своей страны, так как вместе с экономической и военной мощью, положительный имидж является одним из важных критерий успеха государства в мировой политике.
Важно отметить, что публичная дипломатия осуществляется при помощи средства массовой информации и коммуникации, которые функционируют при государственной поддержке (полной или частичной). К ним можно отнести информационные программы, которые затрагивают принятие важных решений в сфере внутренней и внешней политики государства и формируют благоприятное общественное мнение и положительный образ страны за рубежом [Шершнев И. Л. 2009, с.4].
В исследовании установлены различные цели публичной дипломатии, главной из которых является продвижение национальных интересов того или иного государства.
Можно утверждать, что на сегодняшний день, публичная дипломатия - это весьма значимая коммуникационная дисциплина, поскольку обладает возможностью преобразования мира и применение внешней политики без военных действий, достигая поставленных целей благодаря диалогу.
С целью наращивания мягкой власти в России следует организовать структуру публичной дипломатии, которая могла бы комбинировать традиционные принципы и новые маркетинговые подходы для влияния на зарубежную аудиторию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
На данный момент, Россия имеет своих сторонников в вопросах политической идеологии и продвигаемых принципов на мировой арене. К ним относятся не только страны СНГ, а также с недавнего времени- Китай и другие страны БРИКС. Преимущественно, в данных регионах стала активно продвигаться мягкая сила РФ. Рассмотрим несколько аспектов политики, проводимой США, которые могли бы быть применены в российской публичной дипломатии. В первую очередь, это - привлечение неформальных акторов в систему реализации мягкой силы. То есть, представители российской культуры и СМИ должны лучше поощряться со стороны государства при распространении продуктов творчества на внешний рынок. Во-вторых, критика американской мягкой силы при Дж. Буше младшем основывалась на сглаживании ее результатов за счет участия США в вооруженных конфликтах. Итак, Россия должна применять на практике концепцию «умной силы», при которой «мягкие» и «жесткие» методы не противоречат гармоничной внешней политике государства. В-третьих, постепенное увеличение радиуса государств-объектов российской мягкой силы, что приведет к некой унификации ее принципов и добавление элементов «массовости»; однако в этом случае важно придерживаться выбранных консолидирующих идей и не обращаться к «агрессивной» мягкой силе, угнетающей коренную культуру государств.
В рамках данной работы было проведено исследование, посвящённое активности ведущих политических деятелей РФ и США, которое показало, что российских политики отстают от американских в плане количества подписчиков, количества публикуемых постов в день, кроме того значительная часть не имеет даже собственной официальной страницы в социальных сетях.
Современная российская публичная дипломатия оптимизирована под решение тактических задач. При сегодняшнем уровне концептуализации целей и развития институтов стратегические задачи она решать не способна. Для успеха на этом уровне необходимы меры, направленные на систематизацию и институционализацию этого направления государственной политики:
1) углубленное систематическое изучение отношения к России;
2) создание института, координирующего публичную дипломатию государственных структур, деятельность НПО и делового сообщества;
3) развитие действующих и создание новых программ публичной дипломатии, ориентированных, в первую очередь, на долгосрочное действие.
Развитие России требует сочетания различных ресурсов внешнеполитического влияния, а также требуется применение мягкой власти государства одновременно с военным и экономическим потенциалом. Сейчас российское руководство занимается активизацией и развитием публичной дипломатии наряду с работой по воссозданию вооруженных сил и стимулированию экономического роста. Инвестиции в РИА-Новости, создание зарубежного телевещания Russia Today, контракт с западным пиар- агентством Ketchum, создание фонда «Русский мир», борьба за Олимпийские Игры в Сочи и т.д. - все это последовательные шаги Москвы по усилению «мягкой власти». Оглядываясь назад, перечисленные выше меры можно назвать относительно успешными, однако сегодня представляется, что российская политика на этом направлении нуждается в концептуальной основе и системном подходе, позволяющем видеть как единое целое объекты публичной дипломатии (аудитории), субъекты (задействованные государственные и негосударственные институты), цель (усиление мягкой власти) и средства (инструменты публичной дипломатии) [Долинский А.В. 2010].
Таким образом, цель, поставленная в данном исследовании, была реализована путем решения ряда задач, но на этом оно не исчерпывается, так как существуют дальнейшие перспективы развития данной проблемы.
Подобные работы
- Публичная дипломатия как инструмент внешней политики РФ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Публичная дипломатия как инструмент внешней политики РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США. THE ROLE OF INTERNATIONAL NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE PUBLIC DIPLOMACY OF THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - КИТАЙСКИЕ ДИАСПОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Публичная дипломатия Швеции в период с 1945 по 2017 гг.: тенденции, факторы, перспективы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Участие публичной дипломатии США в политических процессах зарубежных государств
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительный анализ публичной дипломатии России и Великобритании
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В 2000-е ГОДЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016





