Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Публичная дипломатия как инструмент внешней политики в современных международных отношениях

Работа №97694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы137
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия в современных международных
отношениях: теоретический аспект 9
1.1. Современные международные отношения и их особенности 9
1.2. История и причины возникновения публичной дипломатии 17
1.3. Публичная дипломатия: цели, инструменты и методы 30
Глава 2. Практика использования публичной дипломатии как инструмента внешней политики США и Российской Федерации 45
2.1. Публичная дипломатия США и ее особенности 45
2.2. Преимущества и недостатки публичной дипломатии РФ 60
2.3. Тенденции развития публичной дипломатии РФ: ситуационный анализ.76
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 101
Приложения 111

В последние десятилетия особенно возросла роль дипломатии, поскольку вопросы внешней политики стали находиться под пристальным вниманием СМИ и вследствие этого под активной вовлеченностью общества. В XXI в. каналы воздействия государства на международные процессы и другие страны расширяются. Если еще недавно чуть ли не главным инструментом внешней политики считалась жесткая сила: военная мощь, экономический и технический потенциал, то сегодня более важным фактором воздействия, чем обладание ядерным оружием и экономический успех является идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны.
Публичная дипломатия в роли основного дополнительного способа реализации внешнеполитических целей государства приобретает особую актуальность с учетом трансформации геополитической картины мира под воздействием глобальных процессов. Занимается изучением и информированием зарубежной аудитории, а также установлением контактов с ней [Мкртумян М. Г. 2016. С. 576].
Эффективность осуществления государственной власти в любой стране по большей мере зависит от информационного сопровождения ее деятельности. В наши дни, тяжело представить эффективно функционирующий механизм публичной власти без медиаподдержки всех направлений внутренней и внешней политики государства. К факторам, которые формируют параметры внешней оценки государства (показателем статуса на международной арене) относят: количество, качество и доступность информационных ресурсов.
Публичная дипломатия выступает в форме эффективного инструмента реализации внешнеполитических целей. В последние десятилетия заметно вырос интерес к публичной дипломатии в рамках научных концепций, а также среди государственных, политических деятелей, журналистов и в целом общества. На сегодняшний день страны, претендующие на лидерство на международной арене, уделяют особое внимание выбору инструментов публичной дипломатии.
В последние годы можно отметить активное развитие в России публичной дипломатии. В настоящее время происходит налаживание тесного сотрудничества с зарубежными обществами. Международный имидж Российской Федерации важно и необходимо совершенствовать путем улучшения своих инструментов публичной дипломатии, поскольку на данный момент в мире происходит нарастание экспансии США.
На сегодняшний день, в условиях усложнения информационно- коммуникационных процессов и становления общества более современным и информационным, государственная информационная политика расширяет свой спектр задач. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и внешнеполитических интересов России в числе таких задач И. В. Мещеряков выделяет: формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное поле; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; обеспечение политической стабильности; регулирование и
совершенствование процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизни общества и государства, а равно - процессов коммуникационно-технического обеспечения такого взаимодействия и т. Д [Мещеряков И.В. 2016. С. 553].
Таким образом, публичная дипломатия является достаточно актуальным явлением в мировой политике и вызывает большой интерес со стороны теории и практики на Западе. Также рассматривается как важнейший инструмент формирования общественного мнения, который в свою очередь вносит вклад в развитие успешного государства. Современный мир диктует необходимость и важность применения ее в российской практике.

международных отношений.
Предмет исследования - публичная дипломатия как инструмент внешней политики.
Цель исследования - определить значимость публичной дипломатии в введении внешней политики государства и проанализировать перспективы развития публичной дипломатии в РФ.
Поставленная цель достигается путем решения ряда определенных задач:
1. Охарактеризовать особенности современных международных отношений.
2. Проанализировать историю и причины возникновения публичной дипломатии.
3. Определить понятие, цели, инструменты и методы публичной дипломатии.
4. Провести сравнительный анализ опыта использования публичной дипломатии во внешней политике США и РФ.
5. Выявить преимущества и недостатки публичной дипломатии России.
6. Сделать вывод о тенденциях и перспективах развития публичной дипломатии России.
Степень научной разработанности исследования заключается в том, что к публичной дипломатии и их особенностям, в разное время обращались многие ученые, такие как: Г. Никольсон, А.В. Лукин, О.А. Манжулина, А.В. Долинский, Д.А. Звягина и др. Наиболее точно описаны цели и особенности публичной дипломатии в работах Мейлоун Г. На сегодняшний день, публичная дипломатия активно изучается как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. К примеру, в коллективной монографии Д.Н Барышникова, Р.В. Костюк, С.Л. Ткаченко «Эффективность дипломатии» подробно рассмотрена роль современной публичной дипломатии. В работе также были использованы труды, в которых переплетаются понятия «публичная дипломатия» и «мягкая сила». В частности, были использованы работы Цветковой Н.А., в которых раскрывалась теоретическая составляющая публичной дипломатии, а именно: определение, особенности и цели ПД. Также в работах Мещерякова Т.В., Никифоровой Г.Ю., Окольнишниковой И.Ю. была проведена аналогия ПД с пропагандой, были рассмотрены их отличительные черты. Касательно современных тенденций в области публичной дипломатии в частности в РФ были использованы труды А. Торкунова, М. Макарычева, Н.Бурлинова...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из актуальных явлений наших дней является публичная дипломатия, которая предполагает активную работу с общественным мнением и поддержанием с зарубежными целевыми аудиториями постоянного диалога. Такой формат общения невозможен без использования новых коммуникационных технологий.
В XXI в. публичная дипломатия стала значимым фактором в международной жизни для большинство развитых стран. Трансформация мировой системы, изменения в международной коммуникации способствовали к переосмыслению роли имиджа государств в реализации их национальных интересов. В связи с этим повысилась роль публичной дипломатии во внешнеполитической деятельности государств.
В условиях современных реалий, публичную дипломатию можно трактовать как процесс коммуникации с зарубежной общественностью посредствам государственных и негосударственных игроков для осуществления косвенного влияния на общественное мнение и процессы принятия внешнеполитических решений в ином государстве. На протяжении веков прослеживалось применение государствами методов и приемов публичной дипломатии во внешней политике. Но лишь в XX в. происходили изменения в сторону осознанной государственной политики, которая имела обширную теоретическую, законодательную и материальную базы.
Таким образом, проведя исследование, можно утверждать, что публичная дипломатия - это только один из механизмов «мягкой силы», который в современном мире выступает важным и результативным инструментом внешней политики государства с одной стороны, и возможностью для гражданского общества скорректировать внешнюю политику и придать «человеческое лицо» официальной форме дипломатии - с другой. Публичная дипломатия также является ресурсом, площадкой для создания и распространения конструктивных идей, которые впоследствии могут с успехом быть взяты на вооружение на официальном государственном уровне.
Основная характеристика современного мирового процесса - глобализация, которая внесла существенные изменения в сферу международных отношений. В глобализирующемся мире публичная дипломатия превратилась в важнейший инструмент внешней политики страны.
Акторы международных отношений все больше внимания уделяют построению имиджа своей страны, так как вместе с экономической и военной мощью, положительный имидж является одним из важных критерий успеха государства в мировой политике.
Важно отметить, что публичная дипломатия осуществляется при помощи средства массовой информации и коммуникации, которые функционируют при государственной поддержке (полной или частичной). К ним можно отнести информационные программы, которые затрагивают принятие важных решений в сфере внутренней и внешней политики государства и формируют благоприятное общественное мнение и положительный образ страны за рубежом [Шершнев И. Л. 2009, с.4].
В исследовании установлены различные цели публичной дипломатии, главной из которых является продвижение национальных интересов того или иного государства.
Можно утверждать, что на сегодняшний день, публичная дипломатия - это весьма значимая коммуникационная дисциплина, поскольку обладает возможностью преобразования мира и применение внешней политики без военных действий, достигая поставленных целей благодаря диалогу.
С целью наращивания мягкой власти в России следует организовать структуру публичной дипломатии, которая могла бы комбинировать традиционные принципы и новые маркетинговые подходы для влияния на зарубежную аудиторию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
На данный момент, Россия имеет своих сторонников в вопросах политической идеологии и продвигаемых принципов на мировой арене. К ним относятся не только страны СНГ, а также с недавнего времени- Китай и другие страны БРИКС. Преимущественно, в данных регионах стала активно продвигаться мягкая сила РФ. Рассмотрим несколько аспектов политики, проводимой США, которые могли бы быть применены в российской публичной дипломатии. В первую очередь, это - привлечение неформальных акторов в систему реализации мягкой силы. То есть, представители российской культуры и СМИ должны лучше поощряться со стороны государства при распространении продуктов творчества на внешний рынок. Во-вторых, критика американской мягкой силы при Дж. Буше младшем основывалась на сглаживании ее результатов за счет участия США в вооруженных конфликтах. Итак, Россия должна применять на практике концепцию «умной силы», при которой «мягкие» и «жесткие» методы не противоречат гармоничной внешней политике государства. В-третьих, постепенное увеличение радиуса государств-объектов российской мягкой силы, что приведет к некой унификации ее принципов и добавление элементов «массовости»; однако в этом случае важно придерживаться выбранных консолидирующих идей и не обращаться к «агрессивной» мягкой силе, угнетающей коренную культуру государств.
В рамках данной работы было проведено исследование, посвящённое активности ведущих политических деятелей РФ и США, которое показало, что российских политики отстают от американских в плане количества подписчиков, количества публикуемых постов в день, кроме того значительная часть не имеет даже собственной официальной страницы в социальных сетях.
Современная российская публичная дипломатия оптимизирована под решение тактических задач. При сегодняшнем уровне концептуализации целей и развития институтов стратегические задачи она решать не способна. Для успеха на этом уровне необходимы меры, направленные на систематизацию и институционализацию этого направления государственной политики:
1) углубленное систематическое изучение отношения к России;
2) создание института, координирующего публичную дипломатию государственных структур, деятельность НПО и делового сообщества;
3) развитие действующих и создание новых программ публичной дипломатии, ориентированных, в первую очередь, на долгосрочное действие.
Развитие России требует сочетания различных ресурсов внешнеполитического влияния, а также требуется применение мягкой власти государства одновременно с военным и экономическим потенциалом. Сейчас российское руководство занимается активизацией и развитием публичной дипломатии наряду с работой по воссозданию вооруженных сил и стимулированию экономического роста. Инвестиции в РИА-Новости, создание зарубежного телевещания Russia Today, контракт с западным пиар- агентством Ketchum, создание фонда «Русский мир», борьба за Олимпийские Игры в Сочи и т.д. - все это последовательные шаги Москвы по усилению «мягкой власти». Оглядываясь назад, перечисленные выше меры можно назвать относительно успешными, однако сегодня представляется, что российская политика на этом направлении нуждается в концептуальной основе и системном подходе, позволяющем видеть как единое целое объекты публичной дипломатии (аудитории), субъекты (задействованные государственные и негосударственные институты), цель (усиление мягкой власти) и средства (инструменты публичной дипломатии) [Долинский А.В. 2010].
Таким образом, цель, поставленная в данном исследовании, была реализована путем решения ряда задач, но на этом оно не исчерпывается, так как существуют дальнейшие перспективы развития данной проблемы.


1. Большой Энциклопедический словарь., 2000, с. 1456
2. ВКонтакте напомнили о мерах безопасности своим пользователем в Турции» 2016. URL: https://tjoumal.ru/31429-vkontakte-i-odnoklassniki- napomnili-o-merah-bezopasnosti-svoim-polzovatelyam-v-turcii-i-nicce (дата обращения: 09.02.18)
3. Выступление В.В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России // Официальный сайт Президента России.2004. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/07/74399 (дата обращения:18.01.18)
4. Гегель Г.В.Ф., Философия права, 1990, с. 352
5. Дмитрий Медведев провёл встречу с сотрудниками Министерства
иностранных дел. 2012. URL:
http: //www.kremlin.ru/events/president/news/14470 (дата обращения:
17.01.18)
6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 2000 // Официальный сайт Совета безопасности РФ/URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html (дата обращения: 13.05.18)
7. Закон РФ «О государственной тайне». ст. 13, 1993. URL:
http://fzrf. su/zakon/o-gosudarstvennoj-tajne-n-5485-1/st-13.php (дата
обращения: 12.12.17)
8. Запуск новых стикеров на канале МИД РФ в @Telegram по случаю
Дня дипломата. 2016. URL:
https://twitter.com/MID RF/status/830010068687003651 (дата обращения: 16.04.18)
9. Имидж России подправят печатью. Коммерсант.ги. 2006. URL: http://www.kommersant.ru/doc/714165 (дата обращения: 11.12.17)
10. Интервью статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г. Б. Карасина журналу «Свободная мысль» № 12, 2010 г. URL:
http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/6a5f93a9%206aa86373c3256f6d00540 599/25c601b45628acd4c3257824002b6fe4!OpenDocument (дата
обращения: 20.12.2017)
11. Каналы RT на YouTube набрали рекордные два миллиарда
просмотров// РИА Новости. 2014.
URL:http://ria.ru/society/20141216/.html (дата обращения: 01.04.18)
12. Конституция Российской Федерации, 2016, гл. 2, ст.29
13. Конституция Российской Федерации// Закон РФ о Средствах массовой информации, 2016, ст. 47-48
14. Концепция внешней политики 2008г. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 18.04.18)
15. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт МИД России 2000. URL: http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh (дата обращения: 26.34.18)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ