Введение 3
Глава 1. Республика Куба на современной международной арене 8
1. 1. Характеристика современной системы международных отношений 8
1. 2. Геополитическое положение Кубы. Государственно-правовое развитие страны 25
1. 3. Динамика развития внешней политики Кубы 1991 -2018 гг 33
Глава 2. Ключевые направления внешней политики Республики Куба:
1991 -2018 гг 41
2. 1. Сотрудничество Республики Куба со странами Северной и Южной
Америки 41 2. 2. Взаимодействие Республики Куба с Китайской Народной Республикой и
Российской Федерацией 48
2. 3. Куба на мировой арене 2018-2023 гг.: ситуационный анализ 59
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Приложения 88
В условиях постоянных изменений в современной системе международных отношений особенно важно проанализировать роль и место государств, сформировавшихся в рамках биполярной модели мироустройства с его идеологическим противостоянием двух сверхдержав. На данный момент Соединенные Штаты уже не являются главной действующей силой в международных отношениях, их мощь значительно снижается на фоне внешнеполитических провалов на Ближнем Востоке и в Азиатско - Тихоокеанском регионе.
Куба-одна из небольших стран латиноамериканского региона, которая является достаточно значимым игроком на международной арене. Она реализует самостоятельную внешнюю политику и отличается специфичностью проводимого курса.
Республика Куба - единственное социалистическое государство в Западном полушарии. Социалистический строй был установлен в 1960-е годы в результате победы массового революционного движения под руководством Ф. Кастро 1 января 1959 г. В ноябре 2016 г. Фидель Кастро умер. Нынешний лидер Рауль Кастро, который является родным братом Фиделя уже заявил, что в 2017 году уйдет в отставку. На данный момент, нет достойного преемника, который бы мог продолжить коммунистический курс.
Барак Обама объявил курс на возобновление отношений с Кубой. Но на данный момент стоит отметить, что политика Дональда Трампа существенно отличается от политики Обамы в отношении "острова свободы". Венесуэла, как надежный союзник, больше не в состоянии предоставить Кубе все, что ей поставлялось ранее. Республика Куба ищет новых инвесторов, и сегодня пытается укрепить связи с Китаем и Россией. Все это обуславливает актуальность и практическую значимость предпринятого исследования.
Объект исследования - Региональные аспекты взаимодействия стран Латинской Америки и Карибского бассейна в современной системе международных отношений.
Предмет исследования - современные внешнеполитические стратегии и приоритеты Кубы в рамках развития постбиполярной модели и перехода к многополярному миру. Данный переход тесно связан с феноменом глобализации, который имеет как положительные, так и отрицательные эффекты.
Территориальные и хронологические рамки исследования.
Республика Куба является государством и крупнейшим островом архипелага больших Антильских островов. Территория Республики Куба (110 861 кв. км) включает в себя, помимо одноименного острова, около 1600 небольших прибрежных островов и остров Ювентуд (бывший Пинос). Столица страны Гавана с населением 2,125 млн человек является одним из крупнейших портов мира. В исследовании рассматривается период нынешнего этапа международных отношений, а именно с 1991 года по настоящее время.
Степень изученности темы. Информация по данной теме достаточно представлена как в отечественных, так и зарубежных изданиях. Теоретический материал по вопросам международных отношений подробно освещен в книгах А.В. Торкунова., Л. Хмылева, П. А. Цыганкова.
Многие ученые уделяли внимание проблемам и развитию биполярности, многополярности в период становления новой системы международных отношений, которая сегодня находится в состоянии активного изучения. Различные аспекты проблемы становления нового мирового порядка отражены в работах А.Д. Богатурова, С.А. Караганова, В.Л. Иноземцева. Однако большинство авторов рассматривают проблему становления нового мирового порядка исключительно с позиций позитивистских теории: реализма, марксизма, либерализма, редко обращаясь к постмодернистским подходам для анализа данного феномена.
В качестве научной литературы были использованы статьи, опубликованные в научном и общественно-политическом журнале РАН «Латинская Америка», статьи научного журнала «Ибероамерика» («ХЬегоашепса»); серия аналитических изданий «Саммит» под названием «Куба: новый этап адаптации».
Информацию о внешней политике Кубы можно найти в трудах Гаджиева К. С., Гриневич Э. А., Гвоздарёва Б., Елбаевой М. В., Емельянов Ю.В., и Кадочникова П.А. Однако освещение данной темы в этих работах рассмотрено с устарелой позиции, где показано безальтернативное будущее внешней политики Республики Куба.
Источниковая база исследования.
Нормативно-правовые документы: Конституция Кубы, Данные
кубинской переписи населения 2015 года Oficina Nacional de Estadisticas, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко), Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1984 г., договор о делимитации морской границы между Кубой и США 2017 г., договор о сотрудничестве в области медицинских исследований между Кубой и США 2016 г., меморандум между МЧС России и МВД Кубы по сотрудничеству в развитии регионального российско-кубинского центра подготовки пожарных и спасателей, межправительственное соглашение о сотрудничестве в международной информационной безопасности, межправительственное соглашение по сотрудничеству в космической сфере 2013 г.
Материалы печатных издательств: «Foreign Affairs», «Мировая экономика и международные отношения», «Granina», «Латинская Америка», «El Universal», «Россия в глобальной политике».
Материалы информационных агентств: РИА Новости, Lenta.ru,
Bloomberg, BBC News, CNN.
Заявления политических лидеров: Ф. Кастро, Р. Кастро, Н. Мадуро, У. Чавеса, Д. Трампа, В.В. Путина, Д.А. Медведева, С.В. Лаврова и многих других.
Одним из видов источников, являются выступления политического руководства, текстовые интерпретации переговоров в рамках двусторонних и многосторонних встреч, а также официальные документы.
Целью исследования - изучить основные направления внешней политики Республики Куба для определения ее роли, места в системе международных отношений и анализа перспектив развития исследуемого государства в 2018 - 2023 гг. Поставленная цель достигается путем решения ряда конкретных задач:
1. Охарактеризовать современную систему международных отношений;
2. Охарактеризовать геополитическое положение Кубы. Государственноправовое развитие страны;
3. Отследить динамику развития внешней политики Кубы 1991-2018 гг.;
4. Проанализировать взаимодействия Республика Куба с ведущими акторами Западного полушария, таким как Соединённые Штаты Америки и странами Латинской Америки и Карибского Бассейна;
5. Проанализировать взаимодействия Республики Куба с ведущими акторами Восточного полушария, такими как Российская Федерация и Китайской Народной Республикой ;
6. Спрогнозировать возможные пути развития внешней политики Республики Куба в период с 2018 по 2023 г.
В работе использованы теоретические методы исследования: исследованиями являются общенаучные методы (анализ, индукция, дедукция, обобщение), а также методы, позволяющие проанализировать исторические и внешнеполитические компоненты исследуемого объекта. Так, для изучения исторической составляющей был использован историко - хронологический и синхронный методы. Помимо этого, основу исследования составили методы контент-анализа (анализ текстов), ивент-анализа (анализ событий), а также децизионный метод (анализ процесса выбора руководством страны той или иной внешней политики) и метод когнитивного картирования. Учитывая экономическое положение Кубы и торгово-экономическую блокаду, введенную против нее, был использован политэкономический метод исследования (анализ взаимосвязи между принимаемыми политическими решениями и экономической обстановкой). Метод ситуационного анализа применяется для практической части работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и использованных источников, и приложения.
Внешняя политика Кубы традиционно строилась в духе борьбы за полную независимость и право называться островом свободы. Куба должна пережить экономическую и торговую блокаду, и главная цель кубинского руководства заключается в налаживании и укреплении политического и экономического сотрудничества с другими международными субъектами в целях смягчения последствий санкций для экономики и общества Кубы. Главным внешнеполитическим успехом Республики Куба является победа над торгово-экономической блокадой, поскольку полностью изолировать Кубу от Соединенных Штатов не удалось. Во времена блокады страна сумела установить и углубить внешнеполитические связи - теперь «остров свободы» поддерживает дипломатические отношения с 184 членами ООН и имеет 148 представительств в 121 стране, извлекает выгоду из различных двусторонних отношений, в которых реализуются стратегические проекты для Кубы.
Во-первых, нынешняя система международных отношений движется в направлении многополярности, которая устраивает нынешнее правительство Кубы. Таким образом, сформировалась система международных отношений, постоянно меняющая свои параметры и трансформирующаяся по сей день. Для этой системы характерны: глобализация, стирание национальных границ, рост влияния наднациональных образований. Процессы глобализации серьезно снижают важность национального суверенитета. Сверхдержавы в настоящее время не являются приоритетными гегемонами в мировом порядке. США больше не могут контролировать Ближний Восток, где влияние России растет через борьбу с Исламским государством. Экономический потенциал Китая создает массу проблем для всей американской экономики и доминирования доллара.
Во-вторых, описывая геополитическое положение Кубы, мы можем сделать вывод о том, что кубинцы сейчас находятся под определенным давлением, с тем чтобы изменить свою политику. Им удалось пережить
падение Советского Союза с некоторым трудом. Сейчас перед ними стоит более острая проблема-неопределенность в Венесуэле. Каракас поставляет нефть на Кубу по очень низким ценам. Трудно сказать, насколько близка кубинская экономика к краю, но нет никаких сомнений в том, что Венесуэльская нефть важна. Правительство президента Венесуэлы Николаса Мадуро сталкивается с растущими беспорядками из -за экономических неудач. Если правительство Венесуэлы падет, Куба потеряет одну из своих структурных опор. Судьба Венесуэлы далека от определенности, но Куба должна столкнуться с возможностью наихудшего сценария и открытия новых возможностей. Открытость для Соединенных Штатов имеет смысл с точки зрения сохранения режима.
Также, Куба является стратегически важной территорией в Западном полушарии, образуя транзитный пункт для судоходных маршрутов из Мексиканского залива в Атлантический и Тихий океаны.
В - третьих, динамикой развития внешней политики Республики Кубы стали принципы уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости каждого государства, недопущения вмешательства во внутренние дела и т.д. Куба осуждает практику дискриминации в международных отношениях, применение военной силы, односторонние принудительные меры и другие проявления агрессивной гегемонии. Еще одной особенностью внешней политики Кубы является ее гибкость, а также успешное использование "мягкой силы" в дипломатии здравоохранения и углубление сотрудничества Юг-Юг.
В-четвертых, приоритеты внешней политики Кубы в отношении Соединенных Штатов Америки заключаются в том, чтобы добиться отмены торгового эмбарго и возвращения базы в Гуантанамо, что на данный момент невозможно. Какая внешняя политика будет выбрана последователем Рауля Кастро, в какой-то степени зависит от того, какую политику будут проводить Дональд Трамп и Конгресс США, снимет ли он экономическую блокаду и вернется ли база в Гуантанамо на Кубу. Для латиноамериканцев восстановление кубинско-американских отношений также является континентальной победой, поскольку на протяжении многих лет государства региона укрепляли свою поддержку отмены блокады и возвращения Кубы в ОАГ. Из вышесказанного можно сказать, что внешняя политика Кубы в Западном полушарии по отношению к США меняется, жесткая риторика перешла на двусторонние попытки найти линии соприкосновения, так как уже есть попытки нормализовать, такие как прибытие Обамы на Кубу, снятие санкций, и ликвидация статуса страны пособницы терроризма.
Внешняя политика Кубы в регионе ЛАКБ основана на взаимовыгодных отношениях в политике, здравоохранении и безопасности всего континента. Правительство Кубы могло бы выступить в качестве посредника в Венесуэльском внутриполитическом конфликте, который уже оказывает негативное воздействие на систему межамериканских отношений, особенно в рамках ОАГ и МЕРКОСУР. Главная причина, по которой Куба должна помочь Венесуэле, заключается в том, что крах режима Мадуро будет означать конец Союза Альба, который защищает суверенитет стран -членов от внешних проникновений в дела Союза.
В-пятых, Китай решительно укрепил свое влияние в регионе лак и непосредственно на Кубе. Новое Кубинское руководство, покинув пост главы государства Рауля Кастро в 2018 году, не изменит прокитайского курса, потому что в отличие от неопределенности, предлагаемой США, и учитывая исторический контекст отношений, для Кубы Китай является более выгодным и надежным партнером, чем Америка.
Внешняя политика Кубы в отношении России в целом эффективна. Создана правовая база для взаимовыгодного российско-кубинского сотрудничества. Куба рассматривает Россию как одного из важных партнеров на международной арене, потому что их взгляды на мировые проблемы очень похожи. Куба может использовать Россию в качестве помощника в перестройке своего нынешнего режима, который сохраняет элементы Советского коммунистического прошлого. Как в направлении развития отношений с Россией, то можно сказать, что Россия не может вести эффективную политику, как США или Китай, потому что не хватает финансовой мощи, а из-за географического расстояния.
В-шестых, наиболее вероятным будет третий сценарий, при котором Республика Куба сохранит социалистический режим, несмотря на смену руководства страны в ближайшем будущем. Куба продолжит свое традиционное политическое и социально-экономическое развитие, опираясь на опыт КНР. Эти страны ежегодно расширяют сотрудничество в области экономики, идеологии, политики, культуры и искусства, что определяет тесное сотрудничество на ближайшее десятилетие. К сожалению, влияние России будет снижаться в регионе, который пока не имеет достаточных сил, чтобы конкурировать с Китаем и США.
1. Алексеева Т.П. Что такое мировая политика? // Международные процессы. 2005. Том 3. № 3. С. 14-20.
2. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира //М.: Европа. - 2007. - Т. 14.
3. Андропов М.Г. Основы геополитики для вузов. М., 2006. 298 с.
4. Арин О.А. Мир без России. Прогнозы, перспективы, предсказания. Серия «История XXI века». М.: ЭКСМО, 2002. 479 с.
5. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993. 135 с.
6. Афонцев С.А., Зегберс К. Мировая политика: повестка дня на завтра. // Полис. 2005. №4. С.71-89.
7. Багиров А. Новые информационные технологии в международных отношениях. // Международная жизнь. 2001. №8. С.90-96.
8. Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира. // МЭМО, 2004. №2. С. 44-51.
9. Барабанов О.Н. Глобальное управление и глобальное сотрудничество. // Глобализация: человеческое измерение. М., 2002. С. 31-53
10. Баталов Э.Я. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа. // Полис. 2003. №5. С.25-37.
11. Баталов Э.Я. Предмет философии международных отношений. // Международные процессы. 2004. Т. 2. № 1. С. 64 - 69.
12. Бородаев В.А. Три главных направления мировой политики Кубы в начале XXI века., Альманах "VIA EVRASIA"№1., 2012г.,стр. 251.
13. Валлерстайн И. После либерализма //М.: Едиториал УРСС. - 2003г. - с. 256.
14. Дабагян Э. Внешняя политика Кубы в начале XXI века: основные направления // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2012г., № 1., стр. 100
15. Давыдов В.М. Куба: от адаптации к переменам? 2017г., стр. 115..