ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 8
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогических
исследованиях 8
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования 15
1.3. Адаптации обучающихся к обучению на уровне основного
общего образования: психолого-педагогические приемы 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Организация и методы эмпирического исследования психолого
педагогических приемов адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования 29
2.2. Внедрение психолого-педагогических приемов адаптации
обучающихся к обучению на уровне основного общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» 40
2.3.Оценка эффективности психолого-педагогических приемов адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы исследования.
Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, обозначающий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам образования в ФГОС сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Важным требованием к реализации ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которое должна обеспечить школа, а именно:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе - особенностей перехода из возраста начального общего образования в подростковый возраст;
- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, педагогов-психологов;
- вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
Переход обучающихся из начальной школы в основную школу традиционно считался и считается одной из наиболее сложных и важных проблем, а период адаптации пятиклассников - одним из сложнейших периодов получения образования. Предметно-кабинетное обучение, новый педагогический состав, усложнение предметного учебного материала, более высокие требования к результатам образования - все это повышает тревожность, снижает работоспособность и вызывает состояние фрустрации у обучающихся.
Также переход обучающихся на уровень основного общего образования совпадает по времени и с началом физиологических изменений в их организме. Все это отражается на качестве образования обучающихся (отличники вдруг начинают получать четверки и тройки, а троечники - становятся хорошистами).
Надо отметить, что проблема адаптации обучающихся очень актуальна. Адаптация - это процесс формирования механизма приспособления обучающегося к новым требованиям и условиям образования. Результатом этого процесса может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и наоборот - неадекватный механизм приспособления обучающегося к обучению (отсутствие познавательной мотивации, нарушение поведения, конфликтные отношения с одноклассниками и взрослыми, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности обучающегося.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические приемы адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
Исходя из обозначенной проблемы, вытекает следующее противоречие: с одной стороны - государству, обществу и личности необходим высокий уровень адаптированности обучающихся к образованию, с другой стороны, отсутствует научно осмысленный, отрефлексированный опыт адаптации обучающихся при переходе на уровень освоения образовательных программ основного общего образования в принципиально новых социально-экономических условиях.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике.
В современной школе достаточно много факторов риска дезадаптации обучающихся. Академик М.М. Безруких [9], считает, что ученическую дезадаптацию можно воспринимать как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».
О сложности и значимости адаптационного периода обучающегося к условиям образовательной среды, отмечено в научных исследованиях, которые были проведены учеными Г.М. Андрееевой [1], Л.И. Божович [13], Т.Л. Ульяновой [54] и др. в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, социологии.
Проблемы, связанные с периодами школьной адаптации и дезадаптации обучающихся, в разное время рассматривались и изучались такими авторами, как Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, Е.А. Осипова, Г.В. Кузнецова, Л.А. Ясюкова, Е.А. Осипова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова и др.
Д.Б. Эльконин [67] связывает явления дезадаптации у обучающихся при переходе в основную школу с совпадением этого периода по времени с началом предподросткового кризиса. Такое совпадение может приводить к возникновению негативных последствий для развития обучающихся.
Г.А. Цукерман [63] отмечает необходимость проектирования новой ступени образования, которая стала бы связующим звеном между начальной и средней школой.
Л.А. Ясюкова [71] связывает трудности при переходе в основную школу главным образом с обучением, отводя социально-психологические причины дезадаптации на второй план.
Е.А.Осипова изучала проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся на уровне среднего общего образования.
А.Г. Асмолов [4] рассматривает процесс адаптации не только как процесс изменения приспосабливающегося к воздействиям среды индивида, но и как процесс трансформации самой среды, соответствующей его особенностям.
Г.В. Кузнецова [27], рассуждая об успешной адаптации обучающихся к школе, предлагает формировать у обучающихся рефлексию, теоретическое мышление, произвольность, овладение структурными компонентами учебной деятельности, способность к саморегуляции.
М.Р. Битянова [10] обращает особое внимание на тот факт, что успешное обучение на уровне среднего общего образования требует значительно более глубоких и побудительных содержательных сил: ориентации на приемы и способы получения знаний, умений, интерес к принципам и закономерностям, понимание смысла учения «для себя».
Обобщив информацию о научных исследованиях указанных авторов, в которых даются определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены разнообразные виды адаптационных процессов. При этом проблема адаптации обучающихся при переходе на уровень освоения образовательных программ основного общего образования не полностью изучена.
Таким образом, выбор темы квалификационной работы «Психолого-педагогическая адаптация обучающихся к обучению на уровне основного общего образования» обусловлен недостаточной научной разработанностью вопросов и проблем адаптации обучающихся к условиям обучения на уровне основного общего образования и её значимостью, так как от успешности адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к новым условиям образования.
Тема исследования: Психолого-педагогическая адаптация обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
Объект исследования - адаптация обучающихся.
Предмет исследования - психолого-педагогические приемы адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать психолого-педагогические приемы адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить психолого-педагогические особенности обучающихся на уровне основного общего образования.
3. Раскрыть психолого-педагогические приемы адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
4. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических приемов адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: теоретические - систематизация, классификация, анализ, обобщение и практические - наблюдение, изучение документов, описание.
Структура ВКР. Работа включает содержание, которое отражает все структурные элементы выпускной квалификационной работы, введение, две главы, каждая из которых содержит параграфы, заключение, список источников и литературы. Каждая глава имеет название, отражающее сущность ее содержания, и взаимосвязанные параграфы.
Процесс психолого-педагогической адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является образовательная организация, где личностные качества обучающегося корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Роль психолого-педагогической адаптации возрастает в условиях изменения образовательной деятельности и социального окружения обучающегося. В ситуации определенной новизны у пятиклассников очень часто возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы влияют на образовательный процесс и усложняют его. В таких условиях переход к обучению на уровне основного общего образования становится сложным, но при правильной организации он способствует психологическому, социальному росту обучающегося, в иной же ситуации - может стать болезненным процессом привыкания, приспособления.
Одним из факторов успешной адаптации обучающихся на уровне основного общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» является использование учителями и педагогом-психологом таких форм, методов и приемов в работе, которые способствуют успешности адаптационных процессов у обучающихся при переходе к обучению на уровень основного общего образования. Обучающиеся владеют универсальными учебными навыками, умеют работать в группе, в паре, выражают свои мысли, высказывают свое мнение, аргументированно доказывают ответ на поставленный вопрос, умеют рефлексировать, работать с текстом.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации на уровне основного общего образования отводится личностным особенностям обучающихся, сформировавшимся на уровне начального общего образования и дошкольного образования: умению устанавливать контакты с другими людьми, владению необходимыми коммуникативными навыками, способности выделить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими людьми.
В связи с этим, смысл адаптационного периода при переходе обучающихся к обучению на уровне основного общего образования, состоит в том, чтобы обеспечить его естественное благополучное протекание и успешные результаты. В этих условиях целью работы педагогов- предметников, классного руководителя и педагога-психолога является создание условий для успешного обучения обучающихся на уровне начального общего образования и основного общего образования, чтобы обеспечить их психологическое благополучие и дальнейшее поступательное развитие и образование.
Мы предположили, что адаптация обучающихся при переходе к обучению на уровень основного общего образования будет эффективна при условии внедрения психолого-педагогических приемов и эффективных форм работы с обучающимися, а также системы методических рекомендаций, предназначенных педагогам-предметникам, классным руководителям и педагогам-психологам по адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования.
По завершению реализации методических рекомендаций, включающих работу с педагогами-предметниками, классными руководителями, педагогом- психологом, родителями (законными представителями) и пятиклассниками, по итогам повторной диагностики, было отмечено:
- снижение школьной тревожности у 100% обучающихся;
• проявление неуверенности, пассивности и низкой общительности лишь у 5% обучающихся;
• адекватная самооценка у 95% обучающихся;
• повышение эмоциональной сплоченности группы обучающихся, как в ходе образовательной деятельности, так и во внеурочной деятельности - 100%;
- преобладание положительных чувств, в целом - у 100% пятиклассников.
Таким образом, работу по преодолению дезадаптации у обучающихся при переходе к обучению на уровень основного общего образования необходимо проводить, начиная на уровне начального общего образования. При этом в педагогической практике должен быть использован полный арсенал психолого-педагогических приемов, методик, форм работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), применение которых обеспечит успешность адаптации обучающихся на уровне основного общего образования.
Представленная работа по адаптации обучающихся показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого обучающегося в большей или в меньшей степени, в зависимости от применения психологопедагогических приемов в работе, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к обучению на уровне основного общего образования.
Практическое применение психолого-педагогических приемов диагностики по тесту Филипса, по тесту «Личностный дифференциал», приемов по выявлению уровня эмоциональной сплоченности обучающихся, а также форм и методов психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации, является, пускай не новыми для педагогики, но эффективными психолого-педагогическими приемами для выявления степени адаптации обучающихся при переходе к обучению на уровень основного общего образования.
Также можно отметить необходимость и эффективность дифференцированного подхода к этой проблеме, то есть осуществление индивидуального подхода или работу с группой обучающихся, чтобы избежать дезадаптации при переходе обучающихся к обучению на уровень основного общего образования.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать психолого-педагогические приемы адаптации обучающихся к обучению на уровне основного общего образования - достигнута. Задачи исследования, стоящие в начале работы, выполнены.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1.230 с. Т.2.288 с.
3. Асмолова Л.А., Караева Е.Л. Социально-педагогические факторы формирования здорового образа жизни // Журнал Валеология, 2003-№4-с.39- 41.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с.
5. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000-416 с.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989 - 92 - 100 с.
8. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
9. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.:Эксмо, 2009. - 464
10. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
11. Битянова М.Р. Четыре игры в помощь пятикласснику, привыкающему к новой жизни / М. Р. Битянова, Т. А. Белова // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3(4). - С. 70-80.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.- 478с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.- 398с.
14. Бурлачук Л.Ф., Моросов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питерком, 1999528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. 8 - 11 с...