Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты создания рекламного продукта для образовательного учреждения 6
1.1. Общая характеристика образовательной организации: понятие,
типы и виды, цели и функции деятельности, оказываемые услуги и направления 6
1.2. Рекламная деятельность образовательной организации 14
Глава 2. Разработка рекламных продуктов для подразделения УрГПУ кафедры рекламы и связейс общественностью 36
2.1. Характеристика деятельности кафедры рекламы и связей с
общественностью (РиСО) в УрГПУ 36
2.2. Анализ рекламных продуктов кафедры РиСО по продвижению
образовательных услуг 45
2.3. Этапы и специфика разработки рекламной листовки для
кафедры РиСО УрГПУ 52
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 70
Актуальность. Изменения во всех областях общественной жизни всегда приводят к значительным переменам в высшем образовании. Поэтому, неудивительно, что при переходе России к рыночным отношениям образовательные услуги, стали частью рынка и поэтому как и любая услуга нуждаются в эффективном продвижении. Поэтому, по словам Е.А. Кавериной, «продуманное построение системы рекламных кампаний вуза, организация позитивного диалога с целевыми аудиториями, создание специальных отделов в структуре вуза или организация сотрудничества с коммуникационными агентствами - сегодня залог успешного развития вуза» [Каверина Е. А., 2007, с. 6]. Эта консолидация усилий объясняется
следующим. Во-первых, рынок образовательных услуг сегодня существует в условиях жесткой конкуренции. В Уральском регионе и в Екатеринбурге местные вузы сосуществуют со множеством филиалов государственных и негосударственных образовательных учреждений. Во-вторых, многие вузы предоставляют образовательные услуги по смежным или идентичным специальностям, что ведет к еще большей конкуренции и стиранию различий в имидже образовательных учреждений. «Необходимость продвижения своих услуг на рынке в условиях жесткой конкуренции стимулирует вузы искать и применять более эффективные способы передачи информации.
Поэтому изучение образовательной деятельности кафедры РиСО УрГПУ «будет способствовать выбору более результативных способов доведения информации до целевых аудиторий» [Информированность целевых аудиторий о вузах: источники и результаты. URL:
http://www.ulstu.ru/main/view/article/9890 (дата обращения 30.05.2018)]. В- третьих, арсенал коммуникативных и рекламных средств в Екатеринбурге представлен достаточно широко и функционируют разные рекламные каналы распространения информации,. Однако эти возможности в процессе проведения рекламных кампаний образовательных услуг используются зачастую не в полной мере, а порой полностью игнорируются. В-четвертых, изучение рекламной деятельности поможет вузам более результативно расходовать средства на ее осуществление.
Разработанность проблемы в науке. Поэтому неудивительно, что специфике рекламной деятельности вузов на сегодняшний день посвящено немало исследований (Каверина Е. А., Сарсенова Э. А., Хамзин С.Н., Царегородцев Е.И. и др.).
В связи с этим объектом данного исследования становится рекламная деятельность образовательной организации, а предметом - рекламный продукт по продвижению услуг кафедры РиСО УрГПУ.
Цель: проанализировать рекламную деятельность кафедры РиСО УрГПУ и разработать рекламно-информационный флаер.
В связи с этим в исследовании поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику образовательных организаций, их типов, видов, целей и функций, образовательных услуг, а также направлений деятельности;
2) изучить технологию разработки рекламного продукта для образовательной организации;
3) охарактеристеризовать деятельность кафедры рекламы и связей с общественностью (РиСО) в УрГПУ;
4) проанализировать рекламные продукты кафедры РиСО по продвижению образовательных услуг;
5) проанализировать этапы и специфику разработки рекламной листовки для кафедры РиСО УрГПУ.
На основе поставленной цели и задач данное исследование будет состоять из введения, двух глав и заключения.
Во введении прописаны актуальность, сформулированы объект, предмет, цель и задачи работы.
В первой главе первый параграф освещает специфику рекламы образовательного учреждения, а второй - анализирует технологию разработки рекламного продукта для вуза.
Во второй главе первый параграф посвящен общей характеристике деятельности кафедры рекламы и связей с общественностью (РиСО) в УрГПУ, во втором параграфе проводится анализ рекламных продуктов кафедры РиСО по продвижению образовательных услуг, а третий параграф освещает этапы и специфику разработки рекламной листовки для кафедры РиСО УрГПУ.
В заключении сформулированы основные выводы по теме исследования.
За последние годы сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг. В этой сфере активно действуют законы рыночной экономики, поэтому существенно изменились требования и ожидания целевых аудиторий. Все эти факторы диктуют необходимость организации и ведения активной маркетинговой и рекламной деятельности образовательными учреждениями.
В связи с этим в данном исследовании был проведен анализ рекламной деятельности и рекламных продуктов кафедры рекламы и связей с общественностью (РиСО) в УрГПУ.
В процессе анализа сначала были рассмотрены теоретические аспекты создания рекламного продукта для образовательного учреждения. Проведенный анализ показал, что реклама образовательных организаций является, с одной стороны, традиционной рекламой, которая функционирует по всем характерным для обычной рекламы законам. С другой стороны, реклама в образовательной сфере имеет множество особенностей, вытекающих из специфики деятельности, своеобразия предоставляемых услуг, особенностей целевой аудитории потребителей и иных факторов. Кроме того, было доказано, что реклама образовательных учреждений является особым видом рекламы, поскольку на ее характер накладывает отпечаток как специфика работы самих образовательных организаций, так и характер спроса на образовательные услуги среди целевой аудитории. В рекламе вузов сегодня используется множество форматов рекламы, которые не применяются в других сферах, например, частой формой рекламы услуг вузов являются Дни открытых дверей. Разработка рекламных продуктов для вузов должна осуществляться с учетом специфики самих образовательных услуг, целей, стоящих перед вузом в рекламном продвижении в конкретный период времени, характера рекламной кампании вуза и иных факторов. При разработке рекламных продуктов вуза должны соблюдаться все ключевые этапы, в том числе этап анализа, тестирования и контроля эффективности рекламных материалов.
Вторая часть исследования посвящена характеристике рекламной деятельности кафедры «Реклама и связи с общественностью» УрГПУ.В данной части было отмечено, что кафедра РиСО УрГПУ пока проигрывает конкурентам из УрФУ, ГУ, ИМС по многим показателям по своей привлекательности для абитуриентов. В связи с этим задача формирования и поддержания положительного имиджа кафедры на внутривузовском, региональном и общероссийском уровне является одной из основных для администрации кафедры.
Поэтому неудивительно, что администрация и преподавательский состав кафедры стремятся достаточно активно «продвигать» кафедру в том числе при помощи различных рекламных и PR-технологий. В этом направлении деятельности представители кафедры развивают традиционные (Дни открытых дверей, олимпиады, полиграфическая продукция рекламного и информационного содержания и пр.) и инновационные (фестивали, организация и участие в выставках презентующих образовательные услуги в Уральском регионе и не только) рекламные и PR методы и формы и ведет достаточно активную рекламную деятельность, поддерживая и развивая интерес к своему направлению у целевой аудитории. То есть кафедра РиСО является постоянным участником общевузовских мероприятий информационного, образовательного и рекламного характера, а также сама выступает инициатором проведения ряда мероприятий, положительно влияющих на имидж и статус УрГПУ и кафедры в частности. Кроме того, она занимается постоянным продвижением своих образовательных услуг на региональном, межрегиональном и международном уровне.
Для одной из рекламных компаний (проводимой в преддверии нового набора абитуриентов) в рамках данной работы был разработан макет рекламно-информационного флаера кафедры РиСО УрГПУ. Таким образом, конечным продуктом работы стал вертикальный флаер А5 формата и плакат А4, печать полноцветная (4+0), отражающий основную необходимую для потенциального абитуриента информацию и являющийся составной частью рекламной и PR-компании факультета и кафедры, нацеленной на расширение целевой аудитории накануне очередного набора абитуриентов на обучение по специальностям кафедры.
1. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 650 (ред. От 31.03,2007) «Об утверждении Типового положение об учреждении начального профессионального образования.
2. Бондаренко В. Стратегии рекламирования вуза (на примере
Северо-Кавказского Федерального университета). URL:
http://www.ncfu.ru/uploads/doc/bondarenko_konfmt.pdf (дата обращения
29.05.2018)
3. Васильева М. Г. Основы дизайна печатной продукции: Электронный учебник [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые и граф. дан. Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. URL: https://studfiles.net/preview/3568259/ (дата обращения 5.06.2018)
4. Власов М.В., Попов Е.В. Оптимизация процесса управления новыми знаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 13-16.
5. Выставка - уникальный инструмент маркетинга . URL:
http ://www.plam.ru/bislit/vystavka_tehnika_i_tehnologija_uspeha/p2.php (дата
обращения 29.05.2018)
6. Гугнина Е.В., Самсонова Е.В., Самсонова М.В. Технологии
продвижения образовательных услуг на рынок. [Электронный ресурс] Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 2. Ч. 1. 2015. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=20636 (дата обращения 29.05.2018)
7. Дизайн листовок. Принципы разработки URL:
http://fb.ru/article/244756/dizayn-listovok-printsipyi-razrabotki (дата обращения 5.06.2018)
8. Дизайн полиграфии. Правила и ошибки. URL: https://expert- polygraphy.com/dizajn-poligrafii-pravila-i-oshibki/ (дата обращения 4.06.2018)
9. Иванов А.А. Мастер-класс «Реклама в бизнесе». Комсомольск-на- Амуре, 2013.
10. Земли уральской самородки VIII: олимпиада. URL:
https://vk.com/zus.uspu (дата обращения 28.05.2018)
11. Зотов В.Н. Современная реклама образовательных услуг в системе образования // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. 2012. №1.
12. Каверина Е. А. Организация рекламной деятельности вуза: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 184 с.
13. Кадочникова Д., Теребенина Е., Чуркина А. Жизнь в стиле NON STOP. URL: https://uspu.ru/institutes/isobr/novaya-stranitsa.php (дата обращения 30.05.2018)
14. Какие виды вузов бывают? URL: http://edugid.ru/poleznie-
statii/1046-kakie-vidy-vuzov-suschestvuyut (дата обращения 26.05.2018)
15. Организация рекламы на образовательном рынке URL
http://www.adload.ru/page/mark2_355.htm (дата обращения 15.05.2018)...