ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА С ПОМОЩЬЮ МОНОЛОГА-
ОПИСАНИЯ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 класса с
точки зрения иностранным языкам среднего этапа общеобразовательной школы 6
1.2 Методика формирования коммуникативных универсальных учебных
действий на уроке английского языка 13
1.3 Методика обучению монологу описанию на уроке английского языка в средней школе 19
Вывод по главе 33
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА С ПОМОЩЬЮ МОНОЛОГА-ОПИСАНИЯ 34
2.1 Описание комплекса упражнений на формирование
коммуникативных универсальных учебных действий на уроке английского языка в 5 классе с помощью монолога- описания 34
2.2 Анализ результатов апробации комплекса упражнений на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке
английского языка 5 класса с помощью монолога-описания 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, которые учитывают государственные, социальные, личностные потребности и интересы.
И поэтому формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться [Асмолов 2011: 3].
Эти требования содержат все современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по иностранному языку. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности - он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Таким образом, происходит формирование универсальных учебных действий у школьников, осваивающих
иностранный язык. Исходя из актуальности данных вопросов, мы можем сформулировать проблему нашего исследования: Поиск наиболее
эффективных методов и приемов развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках английского языка.
Таким образом, темой нашего исследования является «Комплекс упражнений на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе на основе монолога описания».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий при помощи монолога-описания в средней школе.
Предмет исследования - использование монолога-описания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку.
Цель нашего исследования: Выявить условия эффективного использования монолога-описания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся 5 класса.
2. Изучить методику обучения монолога-описания на уроке английского языка в средней школе.
3. Описать комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий при помощи монолога описания.
4. Апробировать и проанализировать результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе при помощи монолога-описания.
Для осуществления ряда задач мы используем следующие методы исследования: теоретические - анализ методической и психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение; практические (эмпирические) - наблюдение, моделирование, пробное обучение, тестирование.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующее: современное общество требует формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности и потому от школьного образования требуется развитие у обучающихся способностей ставить самостоятельно учебные цели, проектировать пути их реализации. Как мы уже отмечали, эти требования содержат и учебные программы по иностранному языку.
В работе мы рассмотрели развитие личности в системе образования через формирование УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Обращено особое внимание на поиск эффективных методов и приемов развития коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся 5 класса на уроках английского языка. Мы исследовали развитие монологической речи обучающихся английскому языку, которая способствует формированию коммуникативной УУД.
Для этого была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика младшего подростка. Именно в данном возрасте для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности, как деятельности по самообразованию.
В ходе работы была изучена методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся на уроках английского языка. Оба метода обучения «сверху вниз» и «снизу-вверх» можно использовать как при подготовленной, так и при неподготовленной речи, т.е. с использованием опор или без них.
В ходе исследования рассмотрены этапы обучения монологической речи, разновидности, функции монологической речи.
Определили, что у учащихся в процессе изучения иностранного языка формируется коммуникативное ядро, которое включает различные языковые средства, с помощью которых учащиеся имеют возможность выражать одну и ту же мысль разными способами на иностранном языке. Они логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагают свои мысли в устной форме.
Итак, специфика предмета «иностранный язык», заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, что и обуславливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.
В связи с этим были проведены входная и выходная диагностики для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на основе монолога-описания на уроках английского языка в 5 классе. При использовании данного комплекса упражнений были выявлены условия эффективного использования монолога-описания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель работы достигнута.
1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 136с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью - М.: Просвещение, 2001. - 334 с.
3. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и
социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I
Международной научно-практической конференции. - М., 2004. - 208с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе - М.: Просвещение, 2010. - 267с.
5. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. - С 69-73
6. Баранова Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения // Начальная школа. - 2016. - №2. - С. 46-49.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М., 2011. - 340 с.
8. Биболетова М.З. Английский с удовольствием: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2015. - 208с.
9. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе - М.: Просвещение, 2001- с.278.
10. Ваулина Ю.Е. Английский язык 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М: Просвещение, 2012. - 164с.
11. Верещагина И.Н. Английский язык: рабочие программы. - М.:
Просвещение, 2012. - 96с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: АРКТИ. 2000. - 192с.
13. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 336с.
14. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. - М, 2010. - 244с.
15. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 49-57.
16.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4. - С.44-49.
...