Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №97623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5516
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и
взрослом возрасте 12
1.3. Проблема влияния родительской тревожности на формирование
тревожности у ребенка 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50


В настоящее время исследователи отмечают, что, в связи с быстрым темпом и ритмом жизни, новое детское поколение отличается беспокойством, неуверенностью, эмоциональными перепадами - общей тревогой. А.М. Прихожан были описаны особенности тревожности в детском возрасте как устойчивого личностного образования, которое сохраняется на протяжении длительного времени, имеет побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении.
Во многом, причинами формирования тревожности в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также индивидуально - личностных особенностей родителей ребенка. У взрослого человека, тревожность может выступать не в качестве ситуативной формы, а в качестве устойчивого личностного образования.
Личностная тревога в целом дезорганизует деятельность человека, с высоким уровнем личностной тревоги, целью человека становится выживание в условиях кажущейся ему потенциальной опасности. В целом личностная тревога характеризует угнетенное психологическое состояние личности. Таким образом, у родителей с высоким уровнем личностной тревоги, семейная обстановка дома характеризуется, как ситуация повышенной опасности, и ребенок воспринимает родительское ощущение мира.
Фактор семейного воспитания в формировании тревожности у дошкольников был выделен С.В. Ковалевым, и А.И. Захаровым. В. С. Мухина, Л.И. Божович, дополняют эти представления тезисами о том, что ребенок подвержен отрицательным воздействиям, и одним из условий формирования тревожности у дошкольника является микроклимат семьи. Однако, большинство авторов склоняются к рассмотрению семьи уже как единого механизма, не изучая влияния отдельно каждого родителя на формирование тревожности ребенка. На наш взгляд, является актуальным расширить представления о данной проблеме, направив исследование не на «семейное воспитание», а на тревожность родителя, как причину, по которой развивается тревожность у дошкольников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Всё вышесказанное послужило основанием для определения его цели, объекта и предмета.
Цель исследования: выявить взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Исходя из поставленной цели, мы обозначили перед собой следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии;
2. Теоретически изучить особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте;
3. Теоретически рассмотреть проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка;
4. Экспериментально изучить показатели тревожности у дошкольников и их родителей;
5. Определить взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Сформулировать полученные выводы.
Объект исследования: тревожность у дошкольников и их родителей.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Гипотеза исследования существует взаимосвязь между уровнем тревожности родителей и уровнем тревожности их детей.
Методологическую основу исследования составили теории тревожности К. Хорни, С. Салливен, З. Фрейд и др. Проявление тревожности у дошкольника и взрослых были рассмотрены нами в работах Э.Г. Абакаровой, С.В. Андерсона, А.М. Прихожан и др.
Влияние родителя и семейного воспитания на формирование тревожности у ребенка изучено в работах И.М. Балинского, Н.В. Мазуровой, Ю.А. Трофимовой, И.В. Иларионовой и др.
Методическую основу исследования составили: методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова, методика «Выбери нужное лицо», Тэммл Р., Дорки М., Амен В, тест Спилбергера-Ханина на эмоциональную и личностную тревожность.
Методы математической статистики: проверка на нормальность распределения Колмогорова-Смирнова, метод корреляционного анализа данных Спирмена.
Практическая значимость исследования - анализ проблемы влияния родительской тревожности на формирование тревожности у дошкольников, позволит при работе тревожными детьми, рассматривать в качестве формирующих факторов личность родителя.
Научная значимость исследования обусловлена систематизацией материалов по проблеме тревожности, и проявлений тревожности у дошкольников и взрослых. А также, формулированием новых теоретических положений, о том, что причиной тревожности дошкольника, выступают тревожность родителя, как его индивидуально-типологическое свойство.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 32 города Екатеринбурга, среди 20 дошкольников (4-5 лет), и их родителей, 20 человек, в возрасте от 28-42 лет. Общая выборка 40 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы являлось выявить взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Для достижения этой цели были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что тревожность имеет собственную побудительную силу и постоянные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных механизмов. И как всякое сложное психологическое образование, тревожность может характеризоваться сложным строением, которое включает в себя, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального. Является производной обширного круга семейных нарушений. По мнению ряда авторов, тревожность у детей дошкольного возраста может быть спровоцирована различными факторами. Однако выделяется влияние психологических причин, к которым главным образом относится семейное воспитание, данный фактор включает личностные и психофизиологические особенности родителей, а также социально-психологические причины, которые оказывают значительное влияние на формирование тревожности у дошкольника.
2. На теоретическом уровне рассмотреть особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте. Человек любого возраста переживает тревогу как неприятное, дискомфортное, тягостное состояние. Ребенок дошкольного возраста, переживая тревогу, постоянно ощущает беззащитность, отсутствие почвы под ногами в близком окружении и потому - безысходность и незащищенность. Все это, а также то, что дети запоминают чаще всего негативные моменты жизни, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который непременно увеличивается и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании - тревожности. У взрослого человека тревожность часто перетекает с
физиологически обусловленными реакциями: учащенное сердцебиение, метеоризм, покраснение кожи, частое дыхание, также имеются психологические проявления: рассеянность, боязливость, чувство насыщенности, необъяснимый страх и т.д. Все эти проявления также отражаются на внутрисемейной жизни индивида и стиле его взаимодействия в семье и с социумом.
3. Проанализировать проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка. Наше исследование показывает наличие родительской тревожности как фактора, который оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка. При этом, личностная тревога родителей не является значимым показателем для формирования тревожности у ребенка. Мы предполагаем, что такие выводы исследования образовались в виду того, что качества личности в дошкольном возрасте еще не образуются в характеристики, в виду этого, «качества личности» родителей, такие как тревожность, оказывают лишь косвенное влияние на формирование ребенка. Чаще дошкольник ориентируются на эмоциональные реакции, невербальные показатели - т.е. ситуативные характеристики в коммуникации с родителями. В соответствии с этим, ситуативная тревожность родителя, становится сигналом о тревоге для ребенка.



1. Абакарова Э.Г. /канд.диссерт. «Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения»/ Ставрополь,2013. - 310 с.
2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога и тревожность /Под ред.В.М. Астапова, переиздание. - СПб.: Питер, 2015. - 247 с.
3. Андерсон С. В. «Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста»// Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 2-5.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014.
5. Билецкая М.П., Купреничева Т.В. «Патологизирующий стиль воспитания и семейная тревога в семьях детей, больных гастродуоденитом»// Научный журнал «ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России 2 ГБСКОУ школа-интернат № 9 Калининского района г. Санкт-Петербурга/ том III №4 2013,- c.13-14
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 112 с.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2015. - 150 с.
8. Иванова Е. С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий //Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №. 11 (057). - С 55-69.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2016. - 412 с.
10. Иларионова И.В. «Особенности проявления тревожности у детей 4¬7 лет»//вестник Вятского государственного университета, №2 ,-2014г-, с. 152¬155
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2017. - 752 с.
12. Исаев Д.Н. «Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей». - СПб.: Речь, 2015. - 400 с.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: "Наука", 2017. - 341 с.
14. Ковалев С.В.,/Мы родом из страшного детства//,-Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,2016 -224с.
15. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 - 2014.- С. 34-44.
16. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2013. -198 с.
17. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2013. - 211 с.
18. Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2016.
19. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 2017. - №1 - С. 9 - 11.
20. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. - 2014.
21. Мазурова Н. В.,. Трофимова Ю. А, «Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания», текст научной статьи по специальности «Педиатрия», журнал «Вопросы современной педиатрии», том 12, №3,2013г.-с.82-88
22. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука. - 2015. - №2. - С. 87-99.
23. Монография «Современная московская молодая семья// Автор: Коллектив авторов, составитель: Дмитрий Сороков, М: Изд: Litres,- 2017 - 205с.
24. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. - М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 2015. - 318 с.
25. Парукова Л.В. «специфика психологической природы тревожности у детей дошкольного возраста» // Фундаментальные исследования. - 2015, № 1. - с. 88-89
26. Петровский А.В. О психологии личности - М.: ВЛАДОС, 2017. - 428 с.
27. Полина А. В. //научный журнал «Вестник» Ярославского государственного университета им. Демидова, серия гуманитарные науки, №2, 2012 год- 212с. //статья «Доверие к миру как условие полноценного развития личности»,2013г- с.107-110.
28. Практикум по психологии состояний / под ред. А. О. Прохорова, - СПб.: Речь, 2014. - 480 с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МСПИ, 2016. - 304 с.
30. Тревога и тревожность. Хрестоматия / под ред. В.М.Астапова, - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
31. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: «Академия», 2016. - 264 с.
32. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В.,. Юстицкий В. В, «Психология и психотерапия семьи», СПб: издательство «Питер», 2014г- с.672
33. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях / под ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука., - Гродно: ГрГУ, 2013. - 494 с.
34. Эриксон, Э. /Детство и общество: пер. и научный ред. А. А. Алексеев/М: «Наука»,2015-992с.
35. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / - СПб.: «Пресс», 2015. - 225 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ