ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и
взрослом возрасте 12
1.3. Проблема влияния родительской тревожности на формирование
тревожности у ребенка 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и
взрослом возрасте 12
1.3. Проблема влияния родительской тревожности на формирование
тревожности у ребенка 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
В настоящее время исследователи отмечают, что, в связи с быстрым темпом и ритмом жизни, новое детское поколение отличается беспокойством, неуверенностью, эмоциональными перепадами - общей тревогой. А.М. Прихожан были описаны особенности тревожности в детском возрасте как устойчивого личностного образования, которое сохраняется на протяжении длительного времени, имеет побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении.
Во многом, причинами формирования тревожности в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также индивидуально - личностных особенностей родителей ребенка. У взрослого человека, тревожность может выступать не в качестве ситуативной формы, а в качестве устойчивого личностного образования.
Личностная тревога в целом дезорганизует деятельность человека, с высоким уровнем личностной тревоги, целью человека становится выживание в условиях кажущейся ему потенциальной опасности. В целом личностная тревога характеризует угнетенное психологическое состояние личности. Таким образом, у родителей с высоким уровнем личностной тревоги, семейная обстановка дома характеризуется, как ситуация повышенной опасности, и ребенок воспринимает родительское ощущение мира.
Фактор семейного воспитания в формировании тревожности у дошкольников был выделен С.В. Ковалевым, и А.И. Захаровым. В. С. Мухина, Л.И. Божович, дополняют эти представления тезисами о том, что ребенок подвержен отрицательным воздействиям, и одним из условий формирования тревожности у дошкольника является микроклимат семьи. Однако, большинство авторов склоняются к рассмотрению семьи уже как единого механизма, не изучая влияния отдельно каждого родителя на формирование тревожности ребенка. На наш взгляд, является актуальным расширить представления о данной проблеме, направив исследование не на «семейное воспитание», а на тревожность родителя, как причину, по которой развивается тревожность у дошкольников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Всё вышесказанное послужило основанием для определения его цели, объекта и предмета.
Цель исследования: выявить взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Исходя из поставленной цели, мы обозначили перед собой следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии;
2. Теоретически изучить особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте;
3. Теоретически рассмотреть проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка;
4. Экспериментально изучить показатели тревожности у дошкольников и их родителей;
5. Определить взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Сформулировать полученные выводы.
Объект исследования: тревожность у дошкольников и их родителей.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Гипотеза исследования существует взаимосвязь между уровнем тревожности родителей и уровнем тревожности их детей.
Методологическую основу исследования составили теории тревожности К. Хорни, С. Салливен, З. Фрейд и др. Проявление тревожности у дошкольника и взрослых были рассмотрены нами в работах Э.Г. Абакаровой, С.В. Андерсона, А.М. Прихожан и др.
Влияние родителя и семейного воспитания на формирование тревожности у ребенка изучено в работах И.М. Балинского, Н.В. Мазуровой, Ю.А. Трофимовой, И.В. Иларионовой и др.
Методическую основу исследования составили: методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова, методика «Выбери нужное лицо», Тэммл Р., Дорки М., Амен В, тест Спилбергера-Ханина на эмоциональную и личностную тревожность.
Методы математической статистики: проверка на нормальность распределения Колмогорова-Смирнова, метод корреляционного анализа данных Спирмена.
Практическая значимость исследования - анализ проблемы влияния родительской тревожности на формирование тревожности у дошкольников, позволит при работе тревожными детьми, рассматривать в качестве формирующих факторов личность родителя.
Научная значимость исследования обусловлена систематизацией материалов по проблеме тревожности, и проявлений тревожности у дошкольников и взрослых. А также, формулированием новых теоретических положений, о том, что причиной тревожности дошкольника, выступают тревожность родителя, как его индивидуально-типологическое свойство.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 32 города Екатеринбурга, среди 20 дошкольников (4-5 лет), и их родителей, 20 человек, в возрасте от 28-42 лет. Общая выборка 40 человек.
Во многом, причинами формирования тревожности в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также индивидуально - личностных особенностей родителей ребенка. У взрослого человека, тревожность может выступать не в качестве ситуативной формы, а в качестве устойчивого личностного образования.
Личностная тревога в целом дезорганизует деятельность человека, с высоким уровнем личностной тревоги, целью человека становится выживание в условиях кажущейся ему потенциальной опасности. В целом личностная тревога характеризует угнетенное психологическое состояние личности. Таким образом, у родителей с высоким уровнем личностной тревоги, семейная обстановка дома характеризуется, как ситуация повышенной опасности, и ребенок воспринимает родительское ощущение мира.
Фактор семейного воспитания в формировании тревожности у дошкольников был выделен С.В. Ковалевым, и А.И. Захаровым. В. С. Мухина, Л.И. Божович, дополняют эти представления тезисами о том, что ребенок подвержен отрицательным воздействиям, и одним из условий формирования тревожности у дошкольника является микроклимат семьи. Однако, большинство авторов склоняются к рассмотрению семьи уже как единого механизма, не изучая влияния отдельно каждого родителя на формирование тревожности ребенка. На наш взгляд, является актуальным расширить представления о данной проблеме, направив исследование не на «семейное воспитание», а на тревожность родителя, как причину, по которой развивается тревожность у дошкольников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Всё вышесказанное послужило основанием для определения его цели, объекта и предмета.
Цель исследования: выявить взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Исходя из поставленной цели, мы обозначили перед собой следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии;
2. Теоретически изучить особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте;
3. Теоретически рассмотреть проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка;
4. Экспериментально изучить показатели тревожности у дошкольников и их родителей;
5. Определить взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Сформулировать полученные выводы.
Объект исследования: тревожность у дошкольников и их родителей.
Предмет исследования: взаимосвязь показателей тревожности у дошкольников и их родителей.
Гипотеза исследования существует взаимосвязь между уровнем тревожности родителей и уровнем тревожности их детей.
Методологическую основу исследования составили теории тревожности К. Хорни, С. Салливен, З. Фрейд и др. Проявление тревожности у дошкольника и взрослых были рассмотрены нами в работах Э.Г. Абакаровой, С.В. Андерсона, А.М. Прихожан и др.
Влияние родителя и семейного воспитания на формирование тревожности у ребенка изучено в работах И.М. Балинского, Н.В. Мазуровой, Ю.А. Трофимовой, И.В. Иларионовой и др.
Методическую основу исследования составили: методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова, методика «Выбери нужное лицо», Тэммл Р., Дорки М., Амен В, тест Спилбергера-Ханина на эмоциональную и личностную тревожность.
Методы математической статистики: проверка на нормальность распределения Колмогорова-Смирнова, метод корреляционного анализа данных Спирмена.
Практическая значимость исследования - анализ проблемы влияния родительской тревожности на формирование тревожности у дошкольников, позволит при работе тревожными детьми, рассматривать в качестве формирующих факторов личность родителя.
Научная значимость исследования обусловлена систематизацией материалов по проблеме тревожности, и проявлений тревожности у дошкольников и взрослых. А также, формулированием новых теоретических положений, о том, что причиной тревожности дошкольника, выступают тревожность родителя, как его индивидуально-типологическое свойство.
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 32 города Екатеринбурга, среди 20 дошкольников (4-5 лет), и их родителей, 20 человек, в возрасте от 28-42 лет. Общая выборка 40 человек.
Целью данной работы являлось выявить взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Для достижения этой цели были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что тревожность имеет собственную побудительную силу и постоянные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных механизмов. И как всякое сложное психологическое образование, тревожность может характеризоваться сложным строением, которое включает в себя, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального. Является производной обширного круга семейных нарушений. По мнению ряда авторов, тревожность у детей дошкольного возраста может быть спровоцирована различными факторами. Однако выделяется влияние психологических причин, к которым главным образом относится семейное воспитание, данный фактор включает личностные и психофизиологические особенности родителей, а также социально-психологические причины, которые оказывают значительное влияние на формирование тревожности у дошкольника.
2. На теоретическом уровне рассмотреть особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте. Человек любого возраста переживает тревогу как неприятное, дискомфортное, тягостное состояние. Ребенок дошкольного возраста, переживая тревогу, постоянно ощущает беззащитность, отсутствие почвы под ногами в близком окружении и потому - безысходность и незащищенность. Все это, а также то, что дети запоминают чаще всего негативные моменты жизни, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который непременно увеличивается и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании - тревожности. У взрослого человека тревожность часто перетекает с
физиологически обусловленными реакциями: учащенное сердцебиение, метеоризм, покраснение кожи, частое дыхание, также имеются психологические проявления: рассеянность, боязливость, чувство насыщенности, необъяснимый страх и т.д. Все эти проявления также отражаются на внутрисемейной жизни индивида и стиле его взаимодействия в семье и с социумом.
3. Проанализировать проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка. Наше исследование показывает наличие родительской тревожности как фактора, который оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка. При этом, личностная тревога родителей не является значимым показателем для формирования тревожности у ребенка. Мы предполагаем, что такие выводы исследования образовались в виду того, что качества личности в дошкольном возрасте еще не образуются в характеристики, в виду этого, «качества личности» родителей, такие как тревожность, оказывают лишь косвенное влияние на формирование ребенка. Чаще дошкольник ориентируются на эмоциональные реакции, невербальные показатели - т.е. ситуативные характеристики в коммуникации с родителями. В соответствии с этим, ситуативная тревожность родителя, становится сигналом о тревоге для ребенка.
1. Проанализировать теоретические аспекты представлений о феномене тревожности в зарубежной и отечественной психологии. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что тревожность имеет собственную побудительную силу и постоянные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных механизмов. И как всякое сложное психологическое образование, тревожность может характеризоваться сложным строением, которое включает в себя, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального. Является производной обширного круга семейных нарушений. По мнению ряда авторов, тревожность у детей дошкольного возраста может быть спровоцирована различными факторами. Однако выделяется влияние психологических причин, к которым главным образом относится семейное воспитание, данный фактор включает личностные и психофизиологические особенности родителей, а также социально-психологические причины, которые оказывают значительное влияние на формирование тревожности у дошкольника.
2. На теоретическом уровне рассмотреть особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте и взрослом возрасте. Человек любого возраста переживает тревогу как неприятное, дискомфортное, тягостное состояние. Ребенок дошкольного возраста, переживая тревогу, постоянно ощущает беззащитность, отсутствие почвы под ногами в близком окружении и потому - безысходность и незащищенность. Все это, а также то, что дети запоминают чаще всего негативные моменты жизни, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который непременно увеличивается и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании - тревожности. У взрослого человека тревожность часто перетекает с
физиологически обусловленными реакциями: учащенное сердцебиение, метеоризм, покраснение кожи, частое дыхание, также имеются психологические проявления: рассеянность, боязливость, чувство насыщенности, необъяснимый страх и т.д. Все эти проявления также отражаются на внутрисемейной жизни индивида и стиле его взаимодействия в семье и с социумом.
3. Проанализировать проблему влияния родительской тревожности на формирование тревожности у ребенка. Наше исследование показывает наличие родительской тревожности как фактора, который оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка. При этом, личностная тревога родителей не является значимым показателем для формирования тревожности у ребенка. Мы предполагаем, что такие выводы исследования образовались в виду того, что качества личности в дошкольном возрасте еще не образуются в характеристики, в виду этого, «качества личности» родителей, такие как тревожность, оказывают лишь косвенное влияние на формирование ребенка. Чаще дошкольник ориентируются на эмоциональные реакции, невербальные показатели - т.е. ситуативные характеристики в коммуникации с родителями. В соответствии с этим, ситуативная тревожность родителя, становится сигналом о тревоге для ребенка.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ - СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - АГРЕССИВНОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
К РОДИТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Эмоционально-волевая сфера дошкольников с разным уровнем культурной
конгруэнтности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



