Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №97622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к мотивации учебной деятельности
1.2. Психологическая характеристика младших школьников
1.3. Описание стилей детско-родительских отношений
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.3 Статистические результаты исследования
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Главным институтом воспитания, является семья. Всё то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обоснована тем, что в ней ребенок располагается в направление значимой части собственной жизни и по продолжительности собственного влияния на личность ни один из институтов воспитания не имеет возможность сравниться с семьей. В ней закладывается «почвы» личности ребенка, и к поступлению в среднее учебно е заведение он больше чем наполовину сложился как личность
Становление личности, как и психическое развитие младшего школьника, опосредовано взаимодействием с близким общественным окружением ребенка, которое осознает и воспринимает малыша таким, какой он есть. Это взаимодействие исполняется в семье. Как раз в семье удовлетворяются необходимости малыша в принятии, признании, обороне, психологической помощи. В семье формируется конкретный морально психологический климат. Для младшего школьника это 1 навык общественного и чувственного взаимодействия, первая школа общения с людьми. Данный навык станет воздействовать на все последующее мировосприятие человека как отдельной личности.
В исследовательских работах А.Я. Варга, О. А. Карабановой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллер замечено, что данная вначале положительная для становления ребенка палитра эмоций имеет возможность стать как положительны, например и негативным моментом воспитания. Недополучивший родительской любви малыш имеет возможность вырасти черствым и дерзким человеком, грубым, неуживчивым в коллективе сверстников, а временами закрытым и излишне робок. Человек, выросший в переизбытке любви, имеет возможность вырасти эгоистичным, двуличным, изнеженным, избалованным.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Изучением этих проблем занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др. [1, 217c.]
Необходимым нюансом предоставленной проблемы считается вопрос о воздействии стиля детско-родительских отношений на различные сферы учебной деятельности учеников, а в частности на их мотивацию учения. Таким образом, актуальность трудности и ее недостающая научная разработанность предназначили тему
Объект: Мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности младших школьников и детско-родительских отношений
Цель: Выявить особенности мотивации учебной деятельности при разном стиле детско-родительскими отношениями.
Гипотеза исследования включает следующее предположение: Предполагаем, что существует связь между типом родительского отношения и мотивацией учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить мотивы учения младших школьников.
3. Выявить стили детско-родительского отношения у родителей имеющих детей младшего школьного возраста.
4. Выявить взаимосвязь мотивации учебной деятельности и стиля детско-родительских отношений.
Методологическую основу исследования составили: теория мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, К. Вепсяляйнен, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.П. Мясищев, М.В. Матюхина, Г. Розенфельд, В. Хенниг, П.М. Якобсон), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер)
В исследовании приняли участие 35 учеников двух 2-х классов основной общеобразовательной школы посёлка Большой Исток. 2А класс: 10 девочек, 8 мальчиков. 2Б класс: 9 девочек, 7 мальчиков.
Методы исследования. Для нахождения решение исследовательских задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы.
2. Психодиагностические методы (Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО)). Я.А, Варга, В.В. Столин; Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова; Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга.
3. Методы математической статистики (Корреляционный анализ по критерию Стьюдента; Метод описательно статистики).
4. Интерпретационный (структурный) метод.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырёх приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становиться учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной, по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становиться специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.
В исследовании приняли участие два класса, 18 человек в 2А (10 девочек, 8 мальчиков), 17 человек в 2Б (9 девочек, 8 мальчиков)
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО). Я.А, Варга, В.В. Столин;
2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова;
3. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга
В семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Полученные общие данные говорят о том, что в семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным.
Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Внешний мотив обратно коррелирует с такой переменной, как Принятие-Отвержение, с коэффициентом, 303. Также Принятие- Отвержение прямо коррелирует с переменной 7. Игровой мотив,355.
Мотив получения отметки прямо коррелируют с Симбиоз,319.
Социальный мотив прямо коррелируют с «Инфантилизация» (инвалидизация) 0,616.
Позиционный мотив прямо коррелирует с Кооперацией,316.
Учебный мотив прямо коррелируют с Контроль, 719.
Здесь мы наблюдаем, что наибольшее количество связей концентрирует контроль при неудаче, при этом она имеет только отрицательные связи.
При этом все наблюдающиеся связи достаточно сильные.



1. Абаленская З.В. Взаимосвязь стиля родительского отношения и учебной мотивации младших школьников / Современное образование: гипотезы и апробация результатов Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ "Поволжская научная корпорация".
2016. С. 26-31.
2. Абаленская З.В. Взаимосвязь стиля родительского отношения и учебной мотивации младших школьников / Современное образование: гипотезы и апробация результатов Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ "Поволжская научная корпорация".
2016. С. 26-31.
3. Аверина Ю.С., Кирилова Н.А. Особенности учебной мотивации младших школьников в связи с типами детско-родительских отношений / Ярмарка научно-практических инициатив студентов "ЯНПИС" материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии. 2016. С. 38-40.
4. Аверьянова И.С., Александрова Е.В.А.А.В., Бочкова Е.А., Булыгина К.А., Бурец Т.А., Бурлакова М.К., Бушуева А.А., Быстрова Е.А., Войнова В.А., Владимиров К.М., Гассан Н.Н., Гашимова Р.Ш., Гнусина А.А., Гончарова А.А., Гусева О.В., Зимина Д.И., Змеева В.С., Зотеева И.В., Зуева Д.М., Ибрагимова Х.С. и др. Электронный сборник материалов всероссийской студенческой научно-методической конференции "актуальные проблемы образования в период детства" с международным участием / Навигатор в мире науки и образования.
2017. № 2 (35). С. 5.
1. Арифуллина Г.Ш. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника / Молодой ученый. 2018. № 5 (191). С. 160-162.
2. Арифуллина Г.Ш. Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей / Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 301-303.
3. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияние стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников / Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 (72). С. 797-800.
4. Белогай К.Н., Сербиненко Н.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной мотивации младших подростков / Психолого - педагогические исследования в Сибири сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Омск, 2016. С. 18-21.
5. Белозерова Л.А., Брагина Е.А. Стилевые особенности воспитания и родительское отношение матерей гиперактивных детей / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 4. С. 157-171.
6. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма / Педагогическое образование в России. 2015. №
11. С. 138-144.
7. Гагай В.В., Феденкова Т.В. Детско-родительские отношения как фактор формирования выученной беспомощности младших школьников / Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2018. С. 57-61.
8. Данченкова С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 261-263.
9. Жигинас Н.В., Сухачёва Н.И. Социально-педагогические условия детской агрессии / Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 34-39.
10. Зацепина М.Б. Проектная деятельность в процессе музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 131-135.
11. Иванова В.А. К проблеме развития эстетических компонентов креативности у младших школьников в дизайн -деятельности / Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2015. Т. 1. № 1. С. 86-91.
12. Истомина И.П., Мехдиева И.Д. Современные тенденции семейного воспитания в развитии личности детей 7-11 лет / Православие. Наука. Образование. 2016. № 1. С. 57-60.
13. Кабанова А.С. Влияние деструктивных стилей детско-родительских отношений на эмоционально-волевую сферу младших школьников / Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 67-71.
14. Ковалева Н.А., Ионова М.С. Эмоционально-личностное развитие детей младшего школьного возраста: проблема оптимального формирования стиля родительского отношения / Современные тенденции и перспективы профессионального развития психолога2014. С. 46-48.
19. Ковалева Н.А., Чернова Е.Н. Взаимосвязь стиля родительских отношений и эмоционально-личностных характеристик младшего школьника / Огарёв-Online. 2014. № 1 (15). С. 2.
20. Константинова Н.И. Отношение родителей к ребенку-
первогруппанику / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 58. С. 95-99.
21. Лацепов А.В., Николаев Е.В. Психологические особенности проявления тревожности младших школьников в зависимости от стилей их семейного воспитания / Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. С. 108.
22. Максимова К.Ю. Особенности копинг-стиля и детско-родительские отношения в семьях, имеющих глухих детей младшего школьного возраста / Логопедия. 2014. № 1 (3). С. 65-70.
23. Небыкова С.В. Особенности отцовского отношения к сыновьям с высоким уровнем агрессии / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-10. С. 98-101.
24. Небыкова С.В. Специфика родительского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии / Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 10. С. 107-110.
25. Орехова Н.В. Мотивация как личностно регулирующий механизм мыслительных способностей младших школьников, зависящий от стиля детско-родительских отношений / Школа будущего. 2016. № 3. С. 23-29.
26. Офицерова С.В., Лукьянов А.С. Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 6 (63). С. 223-230.
27. Панкратова Т.М. Стили отношения родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста / Человеческий фактор: Социальный психолог. 2017. № 2 (34). С. 71-76.
28. Панюкова И.А., Макаров В.В. Супружеская терапия в контексте изменяющихся брачных отношений / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 808.
29. Первитская А.М. Изучение связи стилей семейного воспитания и
мотивационной сферы младшего школьника, занимающегося
творческой деятельностью / Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2015. № 1 (20). С. 245-247.
30. Плетнева Т.Г., Дроздовский Ю.В. Школьная дезадаптация и пограничные психические расстройства у детей и подростков (клиническая динамика, качество жизни, реабилитация и профилактика) / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 231.
31. Протопопова М.В. Ближайшее окружение как значимый фактор в проявлениях психологических характеристик детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 2 (42). С. 145-153.
32. Самбикина О.С. Взаимосвязь характера детско-родительских отношений со стилем учебной деятельности младших школьников разного пола / Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2. № 2. С. 190-195.
33. Самбикина О.С. Влияние характера детско-родительских отношений на стиль учебной деятельности младших школьников / безопасное детство как правовой и социально-педагогический концептматериалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ. 2017. С. 163-165.
34. Сачкова Л.Е., Кулагина И.Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 889-891.
35. Семенова Л.Э., Росина Н.Л., Логинова Н.В. Особенности восприятия себя как родителя мужчин-отчимов и мужчин - биологических отцов с разными стилями родительского отношения / Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 16.
36. Сорокина Т.М., Пец О.И. Специфика формирования детско- родительского взаимодействия в контексте социальной ситуации развития младшего школьника / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 308-315.
37. Суворова О.В., Сингина И.А., Подоплелова Н.М. Субъектно ориентированное общение родителей как фактор социально-личностного развития младшего школьника в зависимости от структуры семьи / Современные проблемы науки и образования.
2016. № 3. С. 330.
38. Федоренко А.Л., Писаревская М.А. Тревожность детей младшего школьного возраста и особенности детско-родительских отношений /: Наука и знание: конкурентоспособность общества, науки и бизнеса в условиях мировых интеграционных процессов Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. 2017. С. 182-184.
39. Фомина Ю.И. Особенности проявлений этнической толерантности в младшем школьном возрасте / В мире научных открытий. 2014. № 11-12 (59). С. 4727-4751.
40. Хатуева М.М., Швалева Н.М. Поддержка субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений как условие развития психологического здоровья младших школьников / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 213-223.
41. Холодкова О.Г. Ценностное отношение к семье у младших школьников из семей с различными стилями воспитания / Образование и общество. 2015. № 4 (93). С. 92-96.
42. Христолюбова Е.А. Взаимосвязь родительской уверенности с уровнем школьной адаптации младших школьников / инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 158¬160.
43. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. Сер. Психология личности
44. Эхаева Р.М., Масаева З.В., Юсупова Р.Я. Психическое развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Казанская наука. 2014. № 6. С. 229-235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ