МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к мотивации учебной деятельности
1.2. Психологическая характеристика младших школьников
1.3. Описание стилей детско-родительских отношений
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.3 Статистические результаты исследования
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к мотивации учебной деятельности
1.2. Психологическая характеристика младших школьников
1.3. Описание стилей детско-родительских отношений
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.3 Статистические результаты исследования
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Главным институтом воспитания, является семья. Всё то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обоснована тем, что в ней ребенок располагается в направление значимой части собственной жизни и по продолжительности собственного влияния на личность ни один из институтов воспитания не имеет возможность сравниться с семьей. В ней закладывается «почвы» личности ребенка, и к поступлению в среднее учебно е заведение он больше чем наполовину сложился как личность
Становление личности, как и психическое развитие младшего школьника, опосредовано взаимодействием с близким общественным окружением ребенка, которое осознает и воспринимает малыша таким, какой он есть. Это взаимодействие исполняется в семье. Как раз в семье удовлетворяются необходимости малыша в принятии, признании, обороне, психологической помощи. В семье формируется конкретный морально психологический климат. Для младшего школьника это 1 навык общественного и чувственного взаимодействия, первая школа общения с людьми. Данный навык станет воздействовать на все последующее мировосприятие человека как отдельной личности.
В исследовательских работах А.Я. Варга, О. А. Карабановой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллер замечено, что данная вначале положительная для становления ребенка палитра эмоций имеет возможность стать как положительны, например и негативным моментом воспитания. Недополучивший родительской любви малыш имеет возможность вырасти черствым и дерзким человеком, грубым, неуживчивым в коллективе сверстников, а временами закрытым и излишне робок. Человек, выросший в переизбытке любви, имеет возможность вырасти эгоистичным, двуличным, изнеженным, избалованным.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Изучением этих проблем занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др. [1, 217c.]
Необходимым нюансом предоставленной проблемы считается вопрос о воздействии стиля детско-родительских отношений на различные сферы учебной деятельности учеников, а в частности на их мотивацию учения. Таким образом, актуальность трудности и ее недостающая научная разработанность предназначили тему
Объект: Мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности младших школьников и детско-родительских отношений
Цель: Выявить особенности мотивации учебной деятельности при разном стиле детско-родительскими отношениями.
Гипотеза исследования включает следующее предположение: Предполагаем, что существует связь между типом родительского отношения и мотивацией учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить мотивы учения младших школьников.
3. Выявить стили детско-родительского отношения у родителей имеющих детей младшего школьного возраста.
4. Выявить взаимосвязь мотивации учебной деятельности и стиля детско-родительских отношений.
Методологическую основу исследования составили: теория мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, К. Вепсяляйнен, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.П. Мясищев, М.В. Матюхина, Г. Розенфельд, В. Хенниг, П.М. Якобсон), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер)
В исследовании приняли участие 35 учеников двух 2-х классов основной общеобразовательной школы посёлка Большой Исток. 2А класс: 10 девочек, 8 мальчиков. 2Б класс: 9 девочек, 7 мальчиков.
Методы исследования. Для нахождения решение исследовательских задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы.
2. Психодиагностические методы (Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО)). Я.А, Варга, В.В. Столин; Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова; Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга.
3. Методы математической статистики (Корреляционный анализ по критерию Стьюдента; Метод описательно статистики).
4. Интерпретационный (структурный) метод.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырёх приложений.
Становление личности, как и психическое развитие младшего школьника, опосредовано взаимодействием с близким общественным окружением ребенка, которое осознает и воспринимает малыша таким, какой он есть. Это взаимодействие исполняется в семье. Как раз в семье удовлетворяются необходимости малыша в принятии, признании, обороне, психологической помощи. В семье формируется конкретный морально психологический климат. Для младшего школьника это 1 навык общественного и чувственного взаимодействия, первая школа общения с людьми. Данный навык станет воздействовать на все последующее мировосприятие человека как отдельной личности.
В исследовательских работах А.Я. Варга, О. А. Карабановой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллер замечено, что данная вначале положительная для становления ребенка палитра эмоций имеет возможность стать как положительны, например и негативным моментом воспитания. Недополучивший родительской любви малыш имеет возможность вырасти черствым и дерзким человеком, грубым, неуживчивым в коллективе сверстников, а временами закрытым и излишне робок. Человек, выросший в переизбытке любви, имеет возможность вырасти эгоистичным, двуличным, изнеженным, избалованным.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Изучением этих проблем занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др. [1, 217c.]
Необходимым нюансом предоставленной проблемы считается вопрос о воздействии стиля детско-родительских отношений на различные сферы учебной деятельности учеников, а в частности на их мотивацию учения. Таким образом, актуальность трудности и ее недостающая научная разработанность предназначили тему
Объект: Мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности младших школьников и детско-родительских отношений
Цель: Выявить особенности мотивации учебной деятельности при разном стиле детско-родительскими отношениями.
Гипотеза исследования включает следующее предположение: Предполагаем, что существует связь между типом родительского отношения и мотивацией учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить мотивы учения младших школьников.
3. Выявить стили детско-родительского отношения у родителей имеющих детей младшего школьного возраста.
4. Выявить взаимосвязь мотивации учебной деятельности и стиля детско-родительских отношений.
Методологическую основу исследования составили: теория мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, К. Вепсяляйнен, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.П. Мясищев, М.В. Матюхина, Г. Розенфельд, В. Хенниг, П.М. Якобсон), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер)
В исследовании приняли участие 35 учеников двух 2-х классов основной общеобразовательной школы посёлка Большой Исток. 2А класс: 10 девочек, 8 мальчиков. 2Б класс: 9 девочек, 7 мальчиков.
Методы исследования. Для нахождения решение исследовательских задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы.
2. Психодиагностические методы (Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО)). Я.А, Варга, В.В. Столин; Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова; Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга.
3. Методы математической статистики (Корреляционный анализ по критерию Стьюдента; Метод описательно статистики).
4. Интерпретационный (структурный) метод.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырёх приложений.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становиться учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной, по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становиться специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.
В исследовании приняли участие два класса, 18 человек в 2А (10 девочек, 8 мальчиков), 17 человек в 2Б (9 девочек, 8 мальчиков)
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО). Я.А, Варга, В.В. Столин;
2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова;
3. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга
В семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Полученные общие данные говорят о том, что в семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным.
Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Внешний мотив обратно коррелирует с такой переменной, как Принятие-Отвержение, с коэффициентом, 303. Также Принятие- Отвержение прямо коррелирует с переменной 7. Игровой мотив,355.
Мотив получения отметки прямо коррелируют с Симбиоз,319.
Социальный мотив прямо коррелируют с «Инфантилизация» (инвалидизация) 0,616.
Позиционный мотив прямо коррелирует с Кооперацией,316.
Учебный мотив прямо коррелируют с Контроль, 719.
Здесь мы наблюдаем, что наибольшее количество связей концентрирует контроль при неудаче, при этом она имеет только отрицательные связи.
При этом все наблюдающиеся связи достаточно сильные.
Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становиться учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной, по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становиться специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.
В исследовании приняли участие два класса, 18 человек в 2А (10 девочек, 8 мальчиков), 17 человек в 2Б (9 девочек, 8 мальчиков)
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения (Методика ОРО). Я.А, Варга, В.В. Столин;
2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Н.Г. Лусканова;
3. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников». М.Р. Гинзбурга
В семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Полученные общие данные говорят о том, что в семьях, родители стремятся к симбиотическому отношению с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным.
Также возможны проявления в родительском отношении стремления приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Внешний мотив обратно коррелирует с такой переменной, как Принятие-Отвержение, с коэффициентом, 303. Также Принятие- Отвержение прямо коррелирует с переменной 7. Игровой мотив,355.
Мотив получения отметки прямо коррелируют с Симбиоз,319.
Социальный мотив прямо коррелируют с «Инфантилизация» (инвалидизация) 0,616.
Позиционный мотив прямо коррелирует с Кооперацией,316.
Учебный мотив прямо коррелируют с Контроль, 719.
Здесь мы наблюдаем, что наибольшее количество связей концентрирует контроль при неудаче, при этом она имеет только отрицательные связи.
При этом все наблюдающиеся связи достаточно сильные.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебной мотивации у школьников 7-8 классов с разными типами детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психология учебной мотивации младших школьников в связи с
разным стилем родительского отношения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Различия в показателях мотивации младших школьников из семей с
разным стилем семейного воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Влияние детско-родительских отношений на
адаптацию первоклассников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Формирование мотивов учения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



