ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 9
1.1. Международные правовые акты о противодействии экстремизму 9
1.2. Нормативная основа профилактики экстремизма по законодательству
Российской Федерации 13
1.3. Причины и условия формирования молодежного экстремизма 18
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА 23
2.1. Проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде 23
2.2. Противодействие экстремизму в средствах массовой информации 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 43
3.1. Оценка предрасположенности личности к противоправному поведению и
экстремизму 43
3.2. Социологическое сопровождение действий по предупреждению
конфликтных отношений и экстремистских проявлений среди студентов в условиях образовательной миграции 47
3.3. Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов, учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в процессе освоения культурных практик 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Экстремизм как явление начал проявляться еще с древних эпох, с тех времен, когда власть и деление на различные социальные слои стала приносить определенную материальную выгоду. При этом нарушались моральные барьеры, традиции, общепринятые правила поведения, интересы других людей. Цель оправдывала средства, и лица, жаждущие власти, не останавливались перед применением самых жестоких и крайних мер, включая устранение, открытое насилие, убийства. Сегодня серьезную опасность для мирового сообщества представляет терроризм как реакции на современные процессы глобализации, которые обусловливают целую систему перемен и во внешнем, и во внутреннем мире человека. Изменяется Картина Мира, мировоззрение и жизненные позиции личности, групп и целых сообществ. Это усложняет совмещение личностно привычного с новациями, изменяющими мир. Не-совместимость порождает террор и ответный антитеррор как силовой диалог, вместо интеллектуального; ведет к эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проявлениям регионального сепаратизма.
Логическая цепочка возникновения и развития экстремизма и терроризма такова, что идеология экстремизма может привести к организации террористической деятельности и в итоге к сепаратизму, т.е. посягательству на территориальную целостность государства.
Под родовым термином «экстремизм» следует понимать: нетерпимость к иным социальным группам (ксенофобия); установление над ними превосходства (расизм); стремление к полному их уничтожению (геноцид). Крайней формой экстремизма является терроризм.
Терроризм как асоциальное явление мирового масштаба прошел дли-тельный исторический путь. До XX века объекты терроризма тщательно отбирались. Но в наше время терроризм становится «безадресным», в результате чего страдают десятки тысяч ни в чем неповинных людей. «Благодаря» идеологам фашизма и «всеохватывающей» политике США терроризм, со-вмещенный со стремлением к экспансии, приобретает глобальный характер и начинает угрожать миллионам граждан.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента России от 10 января 2000 г. № 24) определяет такие приоритетные национальные интересы во внутриполитической сфере, как: сохранение стабильности конституционного строя, обеспечение гражданского мира и национального согласия, правопорядка, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Актуальность: Обладая многоплановостью, формы и методы экстремизма и терроризма в современных условиях постоянно изменяются. Прямые и косвенные последствия этих проявлений затрагивают все сферы общественной жизни - культурную, политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию работы по профилактике экстремистских тенденций и террористических проявлений.
Особа актуальна профилактика экстремизма и терроризма в образовательной среде, так как в нашей стране почти 4,3 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населениях. Тем более, «лапы» экстремистов «тянутся» именно к молодежи, в том числе к ее обучающейся части. Поэтому профилактика экстремизма в высших учебных заведениях весьма актуальна на данный момент.
Особенностью современности является то, что мировой экстремизм все больше организуется, интернационализуется и становится международным, против которого сплачиваются десятки государств в крупных дорогостоящих совместных военных и других действиях. В то же время растет уверенность в том, что абсолютно бессмысленно бороться с экстремизмом и террором методами самого же экстремизма и военно-государственного террора, ибо, как свидетельствует история, это порождает взаимное ожесточение, что загоняет проблему в тупик.
Все более очевидным в настоящее время становится тот факт, что силовыми методами решить проблему экстремизма и терроризма невозможно. Эффективным средством профилактики идеологии экстремизма может быть воспитание нравственной личности. Какими бы не были мотивы, экстремизм и терроризм, в основе своей — есть нравственно-мировоззренческая проблема: никакая «высшая» цель или жестокая обида не могут служить оправданием посягательствам на жизнь людей. Это выдвигает на первый план работу с подрастающим поколением, молодежью как основной «целевой группы» экстремисских эмиссаров.
Проблемой профилактики экстремизма в молодежной среде озадачены множество ученых, одной из них является кандидат педагогических наук, профессор ПГУ Кондракова Эльвира Дмитриевна, в своей работе «Противодействие экстремизму на территории образовательной организации» рассказывает о своем опыте профилактической работы не только в вузе, но и в студенческом общежитии. Другие авторы Дивиденко К.В. и Демченко Н.В. в своем совместном научном труде «Предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети интернет» рассматриваются фундаментальные направления предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет. Также в темой профилактики экстремизма активно занимался аспирант и начальник службы безопасности БГУ Неверов Александр Петрович. Его статья «Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях» содержит анализ существующих проблем противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях Российской Федерации. Особое внимание акцентируется на необходимости создания комплексной системы противодействия.
В последнее десятилетие в Российской Федерации, ее регионах и ряде республик бывшего Советского Союза сложилась ситуация, указывающая на то, что деструктивная роль экстремизма оказалась явно недооцененными в обществе. Обстоятельства, содержащие выраженные действия, направленные на ущемление культурных и гражданских прав определенных лиц, на подрыв социальных отношений, при которых стали возможны серии трагических событий с участием молодых людей, свидетельствуют о наличии в современной России, ее регионах, определенной социальной базы для создания и функционирования молодежных группировок криминального толка; боевых террористических организаций. В качестве идеологической основы в этих организациях выступают расовая, национальная или религиозная ненависть, вражда. Проникновение в молодежную среду идеология насилия тесно связано с повышением уровня преступности с их участием, негативной социализацией молодых людей, социальной напряженностью в обществе.
Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм, плохо представляют последствия своих поступков. Проявления экстремизма, закрепляясь в сознании, имеют пролонгированные негативные последствия. Это актуализирует проблему предупреждения и преодоления молодежного экстремизма как общественно значимой.
Профилактика экстремизма в современных условиях имеет многоуровневый характер; определяет задачи не только общенационального и между-народного масштаба, но и регионального, где содержатся специфические условия, детерминирующее поведение молодежи; требует активизации всех институтов, осуществляющих правовую поддержку, образование, молодежную политику, просвещение и других.
Превентивные меры противодействия терроризму позволят если не уничтожить, то хотя бы снизить процент молодых людей, примыкающих к экстремистским организациям, ограничить и исключить распространение экстремизма и терроризма в обществе.
Представленные методические рекомендации содержат практические материалы, которые могут быть использованы органами и организациями различных сфер и направлений деятельности в целях развития правовых, психологических и образовательных средств по предупреждению (противодействию) распространения экстремизма и терроризма среди молодежи.
Объект исследования: профилактика экстремизма в вузе.
В качестве предмета способы предупреждения проявлений экстремизма среди студентов высших учебных заведений и проблемы, с которыми сталкивается педагогический состав при осуществлении мер по профилактике экстремизма.
Цель: выявить проблемы, связанные с профилактикой экстремизма в вузе.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:
- охарактеризовать специфику противодействия экстремизма в вузе;
- профилактика экстремизма в информационном пространстве;
- проанализировать особенности борьбы с экстремистскими идеологиями и влияния террористических организаций.
В процессе исследования были использованы: метод обобщения, анализа и синтеза, системно-структурный метод, анализ научно-методической литературы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Исходя из того исследования, которое было проведено, нужно переосмыслить то, каким образом происходит наше общение в рамках такого социального института, как образование. Предупреждение отрицательных событий, которые могут негативно повлиять на жизнь обучающейся молодежи должны быть предотвращены знаниями и навыками благодаря, которым они смогут противостоять воздействию со стороны различных факторов.
Есть компетентные органы, которые знают, какие меры необходимо предпринимать, как нужно выходить из сложившейся ситуации и какие пути решения существуют. Система образования тоже в состоянии принимать решения и знает, когда и в какой период необходимо заниматься гражданско- патриотическим просвещением. Такого рода просвещение очень сильно за-висит от компетентности и профессионализма преподавателя, от возрастной категории обучающихся, от региона, страны и условий жизни определенного случая. Если знания, умения и навыки будут выданы обучающимся в верной форме то и в дальнейшем в жизни эти обучающиеся смогут верно применять свои знания в реальной ситуации.
Когда речь идет о Российской Федерации, то перед глазами сразу пред-стает огромная территория нашей страны, населенная различными народами с богатой самобытной культурой, в которую входят и манеры общения, и традиции, и конфессиональная принадлежность. Молодым людям из разных регионов нашей страны важно владеть набором определенных навыков, знаний и понятий, чтобы при встрече с представителями других рас, этносов и культур беспрепятственно уметь находить общий язык. Чаще всего столкновения с представителями других этносов и культур происходит в высших учебных заведениях. Здесь еще вчерашние школьники проявляют тот набор компетенций, который получили в процессе своего обучения в школе и из опыта личной жизни.
Школы имеют не мало важную роль в процессе обучения. Некоторые педагоги считают, что необходимо создавать квалифицированные курсы для родителей, т.к. родителя - это первоисточник для транслирования идей, знаний и отношения к окружающим. Родителям необходимо давать глубокие знания и информации, методов и способов борьбы с влиянием экстремизма. Домашняя обстановка, беседы с родителями — это те факторы, влияющие на принятие мер ребенком для решения сложившихся у него проблем. И в сложных жизненных ситуациях человек, видевший пример того, что из любой ситуации можно найти выход, не будет вовлечен в сомнительные мероприятия.
Обсуждение тем, подобного рода необходимы для всего общества в целом, это помогает формированию нашей гражданственности и государственности в российском обществе. В образовательных учреждениях приветствуется создание научных конференций и форумов для разбора ситуации, имеющейся на данный момент в стране и в мире. Как противостоять экстремизму и какие меры необходимо применять для борьбы с ним для обеспечения безопасности в образовательной среде. В конечном счете, все эти знания будут способствовать усилению противостояния экстремистским идеологиям и укреплению сознания нашего общества и государства.
Профилактика экстремизма - это системный вопрос. Нужно знать, что чтобы все звенья в цепочке профилактических работ были действенны нужно подходить к это моменту достаточно структурно. Поэтому профилактическая работа должна вестись не только в направлении обучающихся, родителей, но и преподавателей всех уровней образования.
Правоохранительные органы и средства массовой информации должны всегда оперативно реагировать на ситуацию в обществе и доносить всю не-обходимую информацию до студентов, их родителей и преподавателей.
В Российской Федерации русский язык имеет большое значение и вы-ступает объединяющим факторами важным культурным кодом развития всего государства и общества. Вот почему так важно развивать и укреплять знания по межнациональному общению, укреплять культурный код, ведь от этого зависит безопасность молодежи и всего общества.
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 41 г. Москва "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"
2. Программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/fcp/viewfcp/view/2015/420/(дата обращения: 02.12.2018 г.)
3. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон: принят Гос. Думой РФ 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ//Гарант. URL:
http: //base.garant.ru/12127578/#friends#ixzz43dvDl6xg[Дата обращения 22.12.2018]
4. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон: принят Гос. Думой РФ 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ//Гарант. URL:
http: //base.garant.ru/12127578/#friends#ixzz43dvDl6xg[Дата обращения 22.12.2018]
5. Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 06.03.2006, № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму»
7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/(дата обращения: 12.12.2018 г.)
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 01.012.2018 г.)
Иностранная литература
7. Arowolo O. Return migration and the problem of reintegration // Interna-tional Migration. 2014. Vol. 38. №5. P.71-78.
8. Joly D. Some structural effects of migration on receiving and sending coun-tries // International Migration. 2014. Vol. 38. №5. P.25-40.
9. Zolberg A R. The Next Waves: Migration Theory for a Changing World // International Migration Review.2013. №3. P.65-67.
Книга одного автора
10. Пумполева Д.В. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIX между- нар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf(дата обращения: 10.02.2019)
11. Беляков Б.Л., Шинкевич В.Е. Проявление экстремизма в молодежной среде как социальное политическое явление, отражение проблем современного социума // Современные системы безопасности - Антитеррор: материалы конгрессной части Х специализированного форума (28-29 мая 2014 г.) / Красноярск; СибЮИ ФСКН России, 2014 - c. 203-209.
Андрианова, Р. Комплексная поддержка детей мигрантов - ресурс профессионализации социально-педагогической деятельности / Р. Андрианова // Социальная педагогика в России. - 2013. - № 2. - С. 36-44
12. Бритвина И.Б. Мигранты как объект социальной работы. Учебное пособие. Курган: Курганский гос. ун-т., 2012. C.17.
13. Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2013. С. 169;
13. Ибрагимова Р. А. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 15 апреля 2016 г.: в 2 ч. Казань, 2016. Ч. 2. С.92
14. Ковтунова А.Н. Глоссарий терминов и понятий, используемых специалистом по социальной работе с мигрантами / автор-составитель А.Н. Ковтунова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - C. 57.
15. Петрова Л. Е. Мигранты о здравоохранении: доступность и качество медицинской помощи по результатам интервью в разных этнических группах / Л. Е. Петрова // Международная междисциплинарная конференция «Идентичность и миграция в меняющемся мире: методология, опыт эмпирического исследования», [г. Екатеринбург, 10-11 апреля 2015 г.]. - Екатеринбург: [Ур-ФУ], 2015. С. 261-274.
16. Мельникова А. С. Современные подходы к организации мониторинга трудовых миграций / А. С. Мельникова // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Екатеринбург, 17-19 ноября 2016 г.: сборник докладов. — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2016. — Ч. 1. — С. 360-367.
17. Попова Э. Ю. Лингвистические особенности преподавания русского языка детям-мигрантам / Э. Ю. Попова // Русский язык: человек, культура, коммуникация: сб. ст. -Екатеринбург, 2008. - С.78-80.
18. Смирнова, Н. Л. Социально-культурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде образовательных учреждений: методический материал / Н. Л. Смирнова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра филологического образования. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2015. - 32 с.- Библиогр.: С. 32.
19. Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия: учеб. пособие. М., 2017. С.74
20. Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев. Науковая думка, 2013. С.65
21. Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. С. 209.
Книга нескольких авторов
22. Антонова Н. Л. Медицинское обслуживание иностранной рабочей силы в России: проблемы и противоречия / Н. Л. Антонова, М. В. Клейменов // Международная междисциплинарная конференция «Идентичность и миграция в меняющемся мире: методология, опыт эмпирического исследования», [г. Екатеринбург, 10-11 апреля 2015 г.]. - Екатеринбург: [УрФУ], 2015. - С. 26-33.
23. Валиев, И. Х., Рычков, С. Ю. Роль образования детей в интеграции мигрантов в социокультурное пространство России // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г.: в 7 ч /Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. - Часть VI. С.8-12
24. Вандышев, М. Н. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов в Свердловской области/ М. Н. Вандышев, Е. В. Прямикова, А. П. Чудинов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 26-31
25. Волкова, Т. Как слово наше отзовется: особенности работы с билингвами / Татьяна Волкова, Екатерина Кудрявцева // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. - 2013. - № 10 (133). - С. 14-16
26. Голуб, Г. Интеграция детей-мигрантов в образовательное пространство полиэтнической школы //Справочник руководителя образовательного учреждения. -2015. - №7. С.37-44
27. Карасова Ю.В., Березовский Д.П., Бутенко О.С. Правовые основы оказания медицинской помощи гражданам, временно находящимся на территории РФ // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. №12. С.89
28. Организация образования детей мигрантов: (информац.-метод. мате-риалы) / М-вообщ. и проф. образования Свердл. обл., ГОУ ДПО «Ин-т развития регион. Образования Свердл. обл.»; авт.-сост. Л. В. Узлова, Л. И. Дени-сенко, Д. И. Архарова, Н. М. Кислякова. -Екатеринбург: ИРРО, 2007. - 72 с. - Библиогр.: С. 69-70
29. Халиуллина А. И., Шагиева Л. А. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 45
Авторефераты, диссертации, монографии
30. Бедрина Е.Б., М.Н. Вандышев, Е.А. Илинбаева. Комплексная оценка влияния трудовой миграции на социально-экономическое развитие принимающей территории в вопросах формирования региональной миграционной политики: кол. моногр. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. - С. 22- 25.
31. Бедрина Е.Б., М.Н. Вандышев, Н.Л. Струин Современные подходы к оценке влияния потоков трудовых миграций на социально-экономическое благополучие принимающей территории: кол. моногр. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. — С. 99- 105.
32. Жукова И. А. Социальная адаптация мигрантов в социокультурном пространстве региона: автореферат дисс. канд. соц. наук. - М., 2017. С. 26.
33. Коморникова О. М. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: автореф. дис. канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2013.
34. Матвеевская А. С. Социальная адаптация иммигрантов в Швеции: автореф. дис. ... канд. географ. наук. СПб., 2013. С.87
35. Ситникова Е. Л. Социальная адаптация трудовых мигрантов: дис. ... канд. социолог. наук. Н. Новгород, 2013. С. 99
Статья из журнала
36. Арсенян А.З. Национальная и международная безопасность: понятие, особенности, правовые основы обеспечения // Юриспруденция. - М.; Изд-во РГГУ, 2013. - № 3. - 7-17 с.
37. Дюжакова, М. В. Педагогическая поддержка детей-мигрантов / М. Дюжакова // Сельская школа. - 2014. - № 1. - 57-62 с.
38. Есаян, К. Программа по развитию речи детей 6 лет с неродным русским языком / К. Есаян // Учитель. - 2014. - № 6. - 74-79 с.
39. Желудкова, Н. В. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н. В. Желудкова, Г. В. Мамонтова, Н. Н. Минина // Начальная школа. - 2014. - № 9. 18-19 с.
40. Затулин К.Ф. Сущность, политическое содержание и соотношение явлений «миграция», «миграционный процесс» // Постсоветский материк: научно-аналитический журнал. №4(12). М., 2016. 48 с.
41. Кононов Л.А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения // Аналитические обзоры Института научных исследований и ин-формации при Президенте РФ (открытая серия). 2010. № 4. 105 с.
42. Конькина, Е. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов к «новой Родине» / Е. В. Конькина, Ю. Н. Егорова // Образование и общество. - 2014. - № 2 (85). - 35-38 с.
43. Маликова, В. А. Динамика социального положения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации (на примере младших школьников) / В. А. Маликова // Образование и общество. - 2014. - № 3 (86). - 61 с.
44. Мищур С. В. Россия в процессах международной трудовой миграции // Молодой ученый. 2016. № 8. 35 с.
45. Пуляева, Е. Правовой статус детей-мигрантов //Справочник руководи-теля образовательного учреждения. 2015. -№7. 15-24 с.
46. Рудакова О. В. Формирование региональной программы повышения занятости населения в Курской области // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2014. - № 1 (2). 72- 75 с.
47. Серегина, И. Дети-мигранты в школе: что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать / И. Серегина // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 7. - 105-114 с.
48. Суровцова, Е. И. Социально-педагогическое сопровождение детей- мигрантов в школе Е. И. Суровцова // Педагогическое образование в России.
- 2014. - №12. - 184-188 с.Акопян О.А. Противодействие терроризму. Зарубежный опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru(дата обращения: 13.07.2016).