ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 9
1.1. Психологические теории в развитии учебной мотивации 9
1.2. Особенности развития учебной мотивации младших школьников 12
1.3. Условия формирования учебной мотивации и мотивов 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ 26
2.1. Описание этапов исследования и характеристика выборки 26
2.2. Описание методик исследования 33
2.3. Результаты диагностики мотивации учения младших школьников 35
2.4. Модель развития мотивации учения 53
2.5. Рекомендации педагогам и родителям по развитию учебной
мотивации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
В психологии теория становления мотивации школьника разработана достаточно основательно. Выделены и исследованы особенности мотивации учения, определены виды мотивов, сформулированы общие принципы становления мотивационной сферы учения. В методической литературе описывают методы развивающего мотивационного учения, учебный процесс, как занимательно развивающие занятия, характер заданий в виде научных проектов, заданий для эрудиции и т.д. Делая упор на создание значимых и действенных мотивов учения, формируя интерес к содержанию знания, понимание роли знаний как средства познания себя и мира.
Развитие мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Развивая и формируя у ученика положительные мотивы, позволяем ему проявлять активность. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.
Создание положительной учебной мотивации в процессе обучения, затрагивают многие ученые-исследователи, в результате психологические исследования мотивации учения в практику школы внедрены недостаточно.
Таким образом, создается противоречие между созданием и развитием мотивации учения и недостаточно методологических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обуславливает актуальность выбранной темы исследования: «Развитие учебной мотивации учащихся начальных классов».
Актуальность темы
В современном обществе существует актуальная задача в развитии и формировании мотивации учения в начальной школе, повышение эффективности учебной деятельности, которую необходимо перевести в статус ведущей деятельности, и придать устойчивую мотивационную форму в образовательном процессе, при формировании учащихся активной жизненной позиции.
Учебная мотивация обусловлена, обновлением обучения, постановкой цели и задач, формирование приемов самостоятельного приобретения знаний и развития. Эта тема сохраняет свою актуальность очень давно, поскольку остро встает вопрос в учебной деятельности о резком снижении учебной мотивации. В современном образовательном процессе обучения и воспитания, необходимо формировать мотивацию через группу мотивов. Виды мотивов учения: познавательные, социальные, внутренние, внешние, мотив достижения успеха, мотив избегания неудач.
В работах А.Н. Леонтьева показано, как определенный результат, полученный в процессе активности физической и умственной деятельности, проявляет смысл самой деятельности. Процессуальная сторона мотивации играет особую роль в значении мотивации учащихся. Мотив лежит в самом ее процессе, а не в результате. Мотивированные ученики стремятся преодолеть препятствия в ходе учебной деятельности и испытать свои способности.
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и, который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». Выделяет две функции мотивов: функция побуждения и смысл в образовании.
Мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащиеся реализуются в учебный процесс, и оценочными процессами тоже. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности. Мотивационная система выделяет виды деятельности, и область желательного, в дальнейшей перспективе развития. Проблема мотивации, актуальна, в методологическом, теоретическом и в практическом отношении. Многие психологи все реже и реже мотивацию учения оценивают как простое побуждение или как состояние (желания, интерес, склонность), которая определяет направленность учащихся на освоение учебного содержания.
Мотивация является «запускным механизмом» способным вызывать целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, а питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация постепенно угасает, и это отрицательно сказывается на всем процессе обучения учащихся.
Научная проблема
Представляется важным рассмотреть, при каких условиях успешно формируется учебная мотивация школьника.
Проблема учебной мотивации на данный момент актуальна (является центральной в современной школе), как в отечественной, так и в зарубежной психологии, одна из основных в психологии. Её значимость в современной психологии связана с активностью человека, побудительных желаний и его поведения. Мотивация в психологии рассматривается, как многоуровневый регулятор жизни человека. Одно из направлений является развитие учебной мотивации.
Проблема учебной мотивации или падение интереса к учению, весьма разнообразна, характерна сложность и многоаспектность, которая заключается в множестве подходов к пониманию - мотивов, сущности, природы, структуры и методам изучения.
В множественном подходе мотивации, заключается ее многогранности:
> как системе отношений человека (В.Н. Мясищев);
> как соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев);
> как интеграцию побуждений и их смысловой контекст (С.Л.
Рубинштейн);
> как направленность личности и динамику его поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский);
> как ориентировку в деятельности (П.Я. Гальперин).
Важность исследования учебной мотивации в младшем школьном возрасте заключается в том, чтобы сформировать и развить мотивацию, как основное условие успешного обучения школьников, учитель устанавливает связь с помощью наблюдения и беседы.
При исследовании мотивации, часто причиной низкой мотивации учения может быть неумение учиться. Как следствие, школьник плохо понимает школьный материал, появляется неудовлетворенность результатом учебы и в итоге к низкой оценке, занижается самооценке.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет: формирование учебной мотивации учащихся в начальной школе.
Цель исследования разработать и внедрить модель развития учебной мотивации у учащихся начальной школы.
Задачи:
> проанализировать мотивацию как научную проблему;
> исследовать способы повышения мотивации учащихся в зависимости от доминирующего у них мотива учения;
> экспериментально подтвердить эффективность модели формирования мотивации учащихся начальной школы;
> разработать рекомендации для педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование учебной мотивации учащихся даст положительные результаты, если: образовательный процесс строится, как комплексная модель применения методов, приемов и средств, сочетание индивидуальных и групповых форм работы, обучения с учебной информацией, организовывается учебное пространство класс для больших возможностей достижения.
Методологическую основу исследования составляют:
> психолого-педагогические концепции развития личности (Л.В. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.).
> теория личностно-ориентированного подхода в образовании (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, И.С. Якимовская, Ш.А. Амонашвили,);
> теория мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.И.Ковалев, А.К. Макарова, В.П. Мясищев, В.М. Матюхина, Г. Розенфельд, В. Хеннинг, П.М. Якобсон).
Методы исследования: в данной работе отражаются различные методы научного исследования. В теоретической части - исследуется комплексный анализ психологической проблемы, анализ основных понятий. Эмпирической части - сравнительный анализ методик, исследуется уровень развития мотивации учащихся, анкетирование, беседа с учителем. В итоге обобщение теоретических и практических результатов по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Во- первых, мотивация определяется, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, направленность и активность. Во-вторых, выявлены возможности развития и ограничения учебной мотивации учащихся.
Практическая значимость исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по развитию учебной мотивации учащихся начальных классов, с учетом принципов психологических методов, нами была применена программа развития регуляторных умений младших школьников. А также практические рекомендации педагогам, ведущие учебные занятия с учащимися. Участие в современной образовательной методике, то есть метод активного обучения на основе реальной проблемной ситуации (в России принято говорить метод ситуационного анализа), позволило применить полученные знания и умения на практике. Данная методика позволяет развить у учеников мышление, умения слушать и учитывать альтернативную точку зрения и аргументированно высказывать свою. Именно в возрасте 7-11 лет эти технологии обучения позволяют сформировать у учеников высокую мотивацию к учебе.
Формирование выборки в психолого-педагогическом эксперименте, как правило, проходит в учебном классе, и объем выборки ограничивается количеством испытуемых. Обычно 20-25 учеников. То есть мы имеем малую выборку (п < 30). В данном случае эксперименте участвуют, экспериментальная и контрольная группы - независимые выборки.
U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественного признака и-критерий Манна-Уитни является непараметрическим критерием.
Т-критерий Вилкоксона используется для оценки различий между двумя рядами измерений, выполненных для одной и той же совокупности исследуемых, но в разных условиях или в разное время.
Выводы и результаты этой работы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных учреждений.
Учебная мотивация как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Образовательная система осуществляется в образовательном учреждении, особенностями обучения, является интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие учащихся между собой и учителями.
На сегодняшний день общество развивается очень стремительно, экономике требуются человек новой формации, активный, умный, быстро адаптирующийся к новым условиям жизни. В неопределенных ситуациях, находить оптимальные решения в сложных вопросах, проявлять гибкость и уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Мотивация является основным в структуре личности, движущей силой поведения и деятельности. Мотивационная сфера определяет область желаемого, развивает в перспективе виды деятельности, которые характерную для человека. Проблематика мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом направлении.
Анализ научной литературы показал, что существует много подходов к изучению мотивов и мотивации. Мотив рассматривается как побуждение, намерения, помыслы, установки. Но все ученые, сходятся на том, что мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, а мотивация определяет направленность личности в целом. Многие зарубежные и отечественные психологи уделяли внимание проблеме мотивации. Тем не менее, в психологической науке не сформировано единого понятия «мотивация учебной деятельности», к изучению мотивации применяются различные методы. Влияние мотивации на широкую сферу мотивов и направлений человека, раскрывает возможность усвоений знаний, умений и навыков.
Огромное влияние на учебную мотивацию у учителя на ученика, через призму его компетентности, умения заинтересовать увлечь предметом, профессиональные качества учителя, как чуткость и справедливость. Эмоциональное благополучие школьника зависит от оценки его учебной деятельности учителем и родителями. Учебная мотивация формируется через мотивы познавательные, социальные, коммуникативные, а также мотивы достижения саморазвития и самооценки.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., 1976.
2. Адлер А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер / пер. Е. А. Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.
3. Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К. А. Альбуханова- Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - с. 10-14.
4. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова // под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005. - 192 с.
5. Битянова М.Р. «Как и почему учатся разные люди»// Материалы XIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2015
6. Битянова Н. Р. Психология личностного роста [Текст] / Н. Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995, 64с.
7. Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем: Учебно-методическое пособие.- М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2013.-48с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.:
Просвещение, 2002. - с. 187.
9. Букаяс Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - с 28 - 39.
10. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. - 2002. - № 12. - с.3-6
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
12. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. Психологические исследования. М.: 1959
13. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа». - 2009. - № 1. С. 8 - 12.
14. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». - 2004. - №11. - с.
15. Давыдова В.В. Психическое развитие младших школьников / Под ред. - М., 1990.
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / [Текст] // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. - с.102-103.
17. ЗахароваЛ.Н.«Современный преподаватель: Психолого¬
педагогические основы профессионального мастерства». Раздел. «Психология»: Учебно-методическое пособие Н.Новгород: ННГУ. 2008. - 43с
18. Захарова А.В., Худобина Б.Ю., Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: 1990. -№1. -с. 3.
19. Зейгарник Б. Ф. Индивидуальная психология А. Адлера [Текст] / Б. Ф. Зейгарник // Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Издательство Моск. Университета, 1982. - 128с.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004
21. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 1983. - с 4 - 11.
22. Леонтьев Д.А., Величковского Б.М. СПб.: Питер-пресс; М.: Смысл, 2003.
23. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - №1. - с 15 - 25.
24. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов}. - М.: «Ось-89», 2006.
25. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь [Текст] / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - с. 156 - 172.
26. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. □ М., 2004.
27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., Формирование мотивации учения. - М., 1990
28. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград : Б. и., 1983. - 72 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е издание - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - с. 681.
30. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
31. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. В. Овчарова - М.: Изд. центр “Академия”, 2005. - 368с.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996
33. Павлюшина А. А. Самооценка и отношение учащегося к ошибкам учебной деятельности [Текст] / А. А. Павлюшина // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Т. 2. - М.: Просвещение, 1975. - С. 125 - 134.
34. Реан А.А., Коломинская Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2001. -с. 312.
35. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2003. - 544 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1998
37. Стернберг Р., «Мотивация достижения» 1996, р. 251
38. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной
деятельности учащихся. - М., 1983
39. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. / Под ред. 2003
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974