Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика мотивации достижения успеха подростков
1.1 Проблема мотивации достижения и ее место в структуре личности 5
1.2 Особенности онтогенетического развития мотивации достижения успеха
у детей и подростков 16
1.3 Формы и методы развития мотивации достижения успеха у подростков.26
Глава 2. Исследование развития мотивации достижения успеха у подростков
2.1 Организация и методики исследования 31
2.2 Программа исследования 33
2.3 Анализ и интерпретация результатов 35
Заключение 62
Список литературы
Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших проблем в современной психологии является проблема мотивации достижения успеха. Ее актуальность обуславливается совершенствованием системы образования, необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно получать знания, имеющих активную жизненную позиция. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации достижения успеха. В современном мире личностная составляющая является важным условием жизнеустойчивости человека, а федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам личностного развития обучающихся.
Проблема мотивации достижения изучается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (А.Н. Леонтьев, В.Г. Авсеев, И.А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминов, Ю.М. Орлов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, С.А. Беличева, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, В.С. Собкин, А.Г. Лидерс, Т.В. Корнилова, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, В.К. Вилюнас и др.).
Объектом исследования является мотивация достижения.
Предметом исследования является программа развития мотивации достижения успеха у подростков 14 летнего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать программу развития мотивации достижения успеха у подростков 14 летнего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение проблемы мотивации достижения и ее места в структуре личности в работах отечественных и зарубежных ученых.
2. Определение онтогенетических особенностей развития мотивации достижения у детей и подростков.
3. Эмпирическое исследование развития мотивации достижения успеха у подростков.
Гипотеза исследования: представленная программа позволит развить мотивацию достижения успеха у подростков.
Методологическую основу исследования составили: принципы системности, единства сознания и деятельности, развития, психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.)
Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на развитие мотивации достижения успеха у подростков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения.
В работе были исследованы и сопоставлены взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему мотивации достижения успеха и ее место в структуре личности человека. Были проанализированы особенности онтогенетического развития мотивации достижения успеха у детей и подростков. Изучены формы и методы развития мотивации достижения успеха у подростков.
Было проведено эмпирическое исследование развития мотивации достижения у подростков. В ходе исследования были на практике использованы формы и методы развития мотивации достижения у подростков, такие как сопровождение деятельности положительными эмоциями, создание благоприятного психологического климата и доброжелательной атмосферы, групповая работа и дискуссии, проектная деятельность, развитие оценочной самостоятельности, работа по осознанию мотивов, выбор деятельности интересной для подростков. Данные формы и методы показали свою эффективность согласно результатам подобранных диагностических методик. У подростков возрос уровень мотивации к достижению успеха и снизился уровень мотивации к избеганию неудач.
Данное исследование способствует разрешению проблемы мотивации достижения успеха у подростков, так как экспериментально подтверждает эффективность теоретической базы, разработанной зарубежными и отечественными учеными. В ходе исследования нашла очередное подтверждение эффективность деятельностного подхода в психологии.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Для зарубежных ученых в исследовании проблемы мотивации достижения успеха более характерно опираться на свободу выбора личности, в то время как отечественные ученые опираются на социальную составляющую человеческой жизнедеятельности.
2. В основе многих форм и методов развития мотивации достижения успеха у подростков лежит вовлечение их в деятельность и придание ей положительной эмоциональной окраски.
3. Комплексное воздействие различными формами и методами развития мотивации достижения успеха показало свою эффективность на 14 летних подростках.
4. Развитие уровня мотивации достижения успеха у подростков сопровождается снижением уровня мотивации к избеганию неудач.
1. Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности
и конфликты // Вестник Удмуртского университета. Серия “Философия. Психология. Педагогика” 2016. URL:
https:ZZcyberleniHka.ru/articleZH/odareHHost-motivatsiya-uspevaemost-trudnosti-i-konflikty(дата обращения: 17.12.2018).
2. Андреева Ю.В. Дидактика оптимизма ZZ Образовательные
технологии и общество 2018. URL:
https:ZZcyberleniнka.ruZarticleZн/didaktika-optimizma(дата обращения: 01.01.2019).
3. Багандова Г.Х., Ахмедпашаева К.А., Ибрагимова Л.А. Особенности
развития мотивации достижения подростков сирот ZZ Известия Дагестанского государственного университета. Психолого-педагогические науки 2015. URL:
https:ZZcyberleniнka.ruZarticleZн/osobeннosti-razvitiya-motivatsii-dostizheniya-podrostkov-sirot(дата обращения 16.09.2018).
4. Бондарева А.Н. Основные факторы и условия формирования субъектности у современного подростка ZZ Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета 2014. URL:https:ZZcyberleniнka.ruZarticleZн/osnovnye-faktory-i-usloviya-formirovaniya-subektnosti-u-sovremennogo-podrostka(дата обращения 06.07.2018).
5. Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях
подростков о жизненном успехе ZZ Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016. URL:
https:ZZcyberleniнka.ruZarticleZн/uspeshнost-v-professii-v-predstavleniyah-podrostkov-o-zhizneннom-uspehe(дата обращения 25.04.2018)
6. Водяха С.А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков ZZ
Педагогическое образование в России 2014. URL:
https: //cyberleninka. ru/article/n/vnutrennyaya-motivatsiya-kak-prediktor-psihologicheskogo-blagopoluchiya-sovremennyh-podrostkov (дата
обращения 22.08.2018).
7. Водяха С.А. Особенности мотивации учебной деятельности
креативных старшеклассников // Педагогическое образование в России 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-kreativnyh-starsheklassnikov(дата обращения 26.08.2018).
8. Волкова С.В. Описание методики использования активных методов обучения для повышения уровня мотивации при обучении биологии // Символ науки 2017. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-metodiki-ispolzovaniya-aktivnyh-metodov-obucheniya-dlya-povysheniya-urovnya-motivatsii-pri-obuchenii-biologii(дата обращения 05.05.2018)
9. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета 2017. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-sredstvami-uchebnyh-tekstov(дата обращения 18.06.2018).
10. Глазырина Л.Г., Шеркевич В.С. К вопросу о причинах хронической
неуспешности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2017. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prichinah-hronicheskoy-neuspeshnosti-sovremennyh-podrostkov(дата обращения 20.07.2018).
11. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика,
практические рекомендации // Сибирский психологический журнал
2016. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-novye-podhody-diagnostika-prakticheskie-rekomendatsii(дата обращения 11.08.2018).
12. Гордеева Т.О., Лункина М.В. Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенностью жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposob-podderzhaniya-samouvazheniya-kak-prediktor-udovletvorennosti-zhiznyu-uchebnoy-motivatsii-i-nastoychivosti-podrostkov(дата обращения 06.09.2018).
13. Гужова С.И., Буянова В.В. Особенности уровня притязаний
учащихся с разной академической успеваемостью // International scientific review 2017. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-urovnya-prityazaniy-uchaschihsya-s-raznoy-akademicheskoy-uspevaemostyu (дата
обращения 27.09.2018).
14. Домбровскис В., Гусева С., Чапулис С. Взаимосвязь
эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-urovnya-uchebnoy-motivatsii-u-podrostkov (дата обращения
06.18.2018).
15. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-shkolnoy-motivatsii-u-podrostkov(дата обращения 29.04.2018).
16. Жамалова А.Р., Маслак А.А. Измерение латентной переменной “мотивация к успеху” // Концепт 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-latentnoy-peremennoy-motivatsiya-k-uspehu(дата обращения 07.11.2018).
17. Зевина И.В. Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований ФГОС // Вестник Таганрогского института
имена А.П. Чехова 2017. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektnaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-kak-sredstvo-realizatsii-trebovaniy-fgos (дата
обращения 14.06.2018).
18. Зобков В.А. Пассивность как характеристика неуверенности
человека в себе ZZ Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика 2017. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/passivnost-kak-harakteristika-
neuverennosti-cheloveka-v-sebe(дата обращения 20.12.2018).
19. Ибрагимова Е.Н., Попов Л.М., Полухина Е.А. Внутренняя
мотивация личности в развитии одаренных подростков ZZ Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки 2015. URL: https: ZZcyberleninka. ruZarticleZnZvnutrennyaya-motivatsiya-
lichnosti-v-razvitii-odarennosti-podrostkov (дата обращения
02.11.2018).
20. Каленов А.А. Обеспечение непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы ZZ Балтийский гуманитарный журнал
2017. URL:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/obespechenie-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-monitoringa-kak-osnovy-formirovaniya-subektnosti-starsheklassnikov-posredstvom(дата обращения 15.08.2018).
21. Карпова Е.В. Акцентуации характера в структуре мотивационной
сферы личности школьников ZZ Ярославский педагогический вестник 2017. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/aktsentuatsii-
haraktera-v-strukture-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-shkolnikov(дата обращения 24.09.2018).
22. Кленова М.А. Самоотношение как фактор готовности к риску ZZ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-kak-faktor-gotovnosti-k-risku(дата обращения 01.11.2018).
23. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость
подростков // Концепт 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-podrostkov(дата обращения 14.12.2018).
24. Косолапов А.Н. Мотивация достижения как основа
профессионально-ценностной установки // Историческая и социально-образовательная мысль 2014. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-kak-osnova-professionalno-tsennostnoy-ustanovki(дата обращения 03.06.2018).
25. Кузьмина Е.И., Кузьмина З.В. Соотношение самооценки, уровня
притязаний и ценностных ориентаций личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования Психология развития 2018. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-samootsenki-urovnya-prityazaniy-i-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti (дата обращения
09.01.2019).
26. Курочкина В.Е. Психологические предпосылки формирования
образовательной самостоятельности старшеклассников // Инновационная наука 2016. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-formirovaniya-obrazovatelnoy-samostoyatelnosti-starsheklassnikov(дата обращения 16.05.2018).
27. Лазарев М.А. Роль возрастных особенностей в формировании
школьного коллектива // Педагогика. Вопросы теории и практики
2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vozrastnyh-
osobennostey-v-formirovanii-shkolnogo-kollektiva(дата обращения 19.01.2019).
28. Ларионова И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений
сотрудничества между учителем и учащимся // Педагогическое образование в России 2014. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/situatsiya-uspeha-v-protsesse-razvitiya-otnosheniy-sotrudnichestva-mezhdu-uchitelem-i-uchaschimisya(дата обращения 25.06.2018).
29. Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Интернет-журнал Науковедение 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обращения 07.07.2018).
30. Маеркина Е.В. Влияние информационного пространства на мотивацию достижения современных подростков // Вестник Оренбургского государственного университета 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnogo-prostranstva-na-motivatsiyu-dostizheniya-sovremennyh-podrostkov(дата обращения 12.07.2018).
31. Малахова В.Р., Самойличенко А.К. Самораскрытие способоностей учащегося в средней школе старших классов: психологические предпосылки // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2017. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/samoraskrytie-sposobnostey-uchaschegosya-v-sredney-shkole-starshih-klassov-psihologicheskie-predposylki(дата обращения 23.05.2018).
32. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 352с.
33. Мочалова Е.А., Морозова Н.В. Формирование мотивации достижения успеха у подростков 11-14 лет на уроках музыки с использованием квест-технологии // Вестник кафедры ЮНЕСКО “Музыкальное искусство и образование” 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-dostizheniya-uspeha-u-podrostkov-11-14-let-na-urokah-muzyki-s-ispolzovaniem-kvest-tehnologii(дата обращения 15.08.2018).
34. Орешкин В.Г. Категория “успех” в контексте современного образования // Непрерывное образование: XXI век 2016. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kategoriya-uspeh-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya(дата обращения 17.11.2018).
35. Разварина И.Н., Кондакова Н.А. Семья как социальный институт
развития личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте // Проблемы развития территории 2014. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-sotsialnyy-institut-razvitiya-lichnosti-rebenka-v-podrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата
обращения 08.09.2018).
36. Расковалова О.С. Компонентностный состав успешности в
обучении // Дискуссия 2017. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/komponentnostnyy-sostav-uspeshnosti-v-obuchenii(дата обращения 13.11.2018).
37. Рослякова С.В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников // Историческая и социально-образовательная мысль 2014. URL:https: //cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-ob-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-sovremennyh-shkolnikov(дата обращения: 17.04.2018).
38. Савинова Т.В., Алибаева Я.О. Психолого-педагогическая профилактика снижения мотивации учебной деятельности у подростков // Казанский педагогический журнал 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-snizheniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-podrostkov(дата обращения 10.06.2018).
39. Сафронова М.В., Сахарова Е.В. Факторы учебной мотивации школьников в условиях дифференцированного образования // Вестник Кемеровского государственного университета 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uchebnoy-motivatsii-shkolnikov-v-usloviyah-differentsirovannogo-obrazovaniya(дата обращения 15.01.2019).
40. Серкова А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки
старших подростков // Концепт 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-samootsenki-starshih-podrostkov (дата обращения 12.07.2018).
41. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем
и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniy-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom-na-akademicheskie-dostizheniya-uchaschihsya (дата
обращения 03.11.2018).
42. Суворова Л.Б., Шимлина (Рябцева) И.В. Изучение мотивации подростков к обучению в процессе школьного географического образования // Педагогическое образование в России 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-podrostkov-k-obucheniyu-v-protsesse-shkolnogo-geograficheskogo-obrazovaniya(дата обращения 16.06.2018).
43. Техтелева Н.В. Особенности субъектности старшеклассников с различной степенью выраженности мотивации достижения успеха // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине: сборник научных статей / под ред. Г.П. Котельникова. Самара, 2015. С. 303-305.
44. Ткаченко Л.М. Моделирование процессов формирования учебной
мотивации подростков // Концепт 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessov-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii-podrostkov(дата обращения 22.10.2018).
45. Фокеева Н.Н. Метод проектов как средство развития творческого потенциала обучающегося // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык 2018. URL:https: //cyberleninka. ru/article/n/metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-obuchayuschegosya(дата обращения 27.01.2019).
46. Хапачева С.М. Формирование мотивации учения в период
адаптации подростков ко второй системе обучения // Концепт 2014. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-ucheniya-v-period-adaptatsii-podrostkov-ko-vtoroy-stupeni-obucheniya (дата
обращения 01.05.2018).
47. Хомутинникова Л.В. Мотивация как проблема образовательного
процесса в колледже // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-problema-obrazovatelnogo-protsessa-v-kolledzhe(дата обращения 18.09.2018).
48. Шаяхметова В.К. Исследование формирования самооценки
младших подростков // Концепт 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-samootsenki-mladshih-podrostkov(дата обращения 11.09.2018).
49. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших
подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-ucheniya-u-starshih-podrostkov-s-raznym-urovnem-internalnosti-i-eksternalnosti (дата
обращения 24.06.2018).
50. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности
обучения учащихся // Научные ведомости Белгородского
государственного университета. Серия: Гуманитарные науки 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-i-
pokazatelyah-uspeshnosti-obucheniya-uchaschihsya(дата обращения 07.10.2018).
51. Peters R.S. The concept of motivation 2015. URL:
https://www.taylorfrancis.com/books/9781317496137(дата обращения 06.05.2018).