Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ЮНОШЕЙ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Работа №97610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы 8
1.1. Понятие «жизнестойкость» как психологический феномен в зарубежной и
отечественной литературе 8
1.2. Структура жизнестойкости и ее влияние на личностные характеристики .. 15
1.3. Особенности формирования жизнестойкости у юношей в период
прохождения военной службы 25
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию жизнестойкости у
юношей в период прохождения военной службы 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Выявление показателей жизнестойкости у юношей в период прохождения
военной службы 34
2.3 Программа формирования жизнестойкости у юношей в период
прохождения военной службы 44
2.4 Эффективность программы по формированию жизнестойкости у юношей в
период прохождения военной службы 44
Заключение 54
Список литературы 57


Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования обусловлена возрастающими внешними вызовами и угрозами суверенитету и национальной безопасности нашего государства, а также масштабными реформами в Вооруженных Силах РФ на современном этапе, призванных дать гарантированный отпор любому внешнему проявлению агрессии. Действительная служба в рядах Вооруженных сил Российской армии является конституционным долгом каждого молодого человека страны [12]. Вместе с тем известно, что резкая смена жизненных условий, социального окружения, новый вид деятельности являются факторами, обусловливающими кризис адаптации молодого воина, который проявляется в растущей тревожности, в сложности установления новых социальных контактов, в формировании в отдельных случаях так называемого виктимного поведения [4; 6].
Одно из приоритетных направлений в деятельности офицерского состава связано с сохранением и укреплением психического здоровья военнослужащих, проходящих службу по призыву. Практика свидетельствует о недостаточности принимаемых в этом направлении мер, необходимости поиска и реализации неиспользованных ранее резервов. Это связано с противоречием между психическим здоровьем юношей, призываемых в Вооруженные Силы, в ряде случаев недостаточным для преодоления трудных ситуаций воинской жизнедеятельности и характером воинской службы, содержащей потенциально высокие риски для его сохранения и укрепления [14].
В этих условиях немаловажным критерием психического здоровья юношей является наличие у них жизнестойкости, рассматриваемой в виде набора личностных свойств и поведенческих реакций, способствующих в непростых условиях военной службы мобилизации внутренних ресурсов военнослужащих по призыву и позволяющих конструктивно преодолевать трудности профессиональной деятельности [4].
Состояние научной разработанности проблемы. Социальное развитие личности, процесс и механизмы влияния окружающей среды на социальное становление личности находятся в центре внимания в трудах Г.М. Андреевой, В.Г. Бочаровой, Л.С. Выготского, Л.В. Лысенко, Л.Е. Пробст, Л.И. Столярчук и др. Особое внимание многих ученых (К.А. Абульханова- Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, Н.П. Гурьянова, А.И. Лактионова, С. Мадди, А.В. Махнач, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.) направлена на изучение внутренних потенциалов человека, которые помогают ей противостоять тяжелым жизненным условиям, сохранять свою человеческую сущность, целостность и идентичность. По мнению психологов, такой способностью может быть особая «жизненная способность» или жизнеспособность. Существенное значение при работе над данным исследованием имеют работы зарубежных авторов: американских психологов А.Х. Маслоу и К.Г. Роджерса с их теорией самоактуализации личности. Наиболее целостно феноменология жизнестойкости личности как адаптивного ресурса организма обоснована С. Мадди. Определению ее составляющих, механизмов и форм проявления посвящены научные наработки как зарубежных, так и отечественных авторов (Л.А. Александрова, Б.Г. Ананьев, С.А. Богомаз, Т.А. Ларина, Д.А. Леонтьев, М.В. Логинова, К. Роджерс, Т.М. Титаренко, Т.А. Ларина, Т. Лукьянова, А.М. Фоминова и др.). Анализ подходов к озвученной проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты психологической работы с военнослужащими (Т.В. Наливайко, Н.П. Татьянченко с соавт. и др.).
Современное состояние развития психологической науки характеризуется распространением интереса исследователей к формированию жизнестойкости у юношей в условиях военной службы. Эта ситуация с одной стороны, может объясняться общей необходимостью решения реальных практических проблем саморегуляции личности, форм ее взаимодействия с социальной средой, а с другой - развитием самой психологии, наличием теоретико-методологической базы, и отсюда ее возможностями для плодотворного изучения жизнестойкости личности.
Поэтому актуальность рассмотрения проблем формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы является приоритетной не только в научных кругах, но и на общегосударственном уровне. Высокая практическая значимость и настоятельная потребность дальнейшего развития психологической проблематики укрепления психического здоровья военнослужащих по призыву и их жизнестойкости в частности обусловили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования: жизнестойкость у юношей в период прохождения военной службы.
Предмет исследования: особенности формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация программы формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к проблеме
жизнестойкости в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Проанализировать особенности формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
3. Провести эмпирическое исследование показателей уровня
жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы .
4. Составить и апробировать программу формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность программы формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
Гипотеза: предполагается, что специально составленная программа формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы, построенная на концепции жизнестойкости С.Мадди, является эффективным средством формирования компонентов жизнестойкости, так как будет способствовать развитию основных ее критериев:
- адаптации юношей к условиям армейской службы;
- принятие роли военнослужащего;
- выработка нового стиля жизнедеятельности;
- сформированность мотивов и ценностей ориентирующих молодых людей на ответственное выполнение воинского долга;
- осознание социальной значимости службы в рядах Вооруженных сил РФ;
- синхронизация временных перспектив (прошлое, настоящее, будущее)
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция жизнестойкости (С. Мадди)
- концептуальное положение о стиле жизни (А. Адлер, Н. Вебер, Г. Олпорт);
- концепция индивидуального стиля деятельности (Е. Климов);
- психологические подходы к анализу жизненного пути личности (Б. Ананьев, К. Альбуханова-Славская);
- положения о направленности личности (Л. Божович, В. Семиченко).
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа формирования жизнестойкости может быть использована педагогами и психологами при работе с юношами в период прохождения военной службы с целью формирования мотивов и ценностей ориентирующих молодых людей на ответственное выполнение воинского долга, осознание социальной значимости службы в рядах Вооруженных сил РФ, выработка нового стиля жизнедеятельности, адаптации юношей к условиям армейской службы.
База исследования: исследование проводилось на базе 42-й ракетной дивизии, расположенной по адресу: Свердловская обл., ЗАТО Свободный, ул. Ленина, 32, в/ч 34103.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа представлена двумя главами - одна теоретическая, одна практическая. Объем работы составляет 63 страницы. Список литературы включает 54 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования и развития жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы в настоящее время является очень актуальной. Все это связано с трудностями, имеющимися в социально-экономической, политической, демографической и иных сферах жизни современного общества. Данные трудности у служащих по призыву вызваны в первую очередь необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной, бытовой и межличностной сфер жизнедеятельности, овладением новой социальной ролью служащего, что предполагает проявление самостоятельности и ответственности за свое поведение, качество выполненной работы и свою жизнь в целом. В период военной службы юноши сталкиваются со множеством ситуаций оценивания своих способностей и личностных качеств, вызывающих стресс. Для конструктивного выхода из стрессового состояния юношам необходимо обладать соответствующими личностными ресурсами. Стоит отметить, что далеко не все юноши обладают достаточным набором таких ресурсов и даже если обладают, то не всегда знают о них и применяют на практике. Именно такие служащие по призыву, как правило, склонны воспринимать трудные жизненные ситуации как неразрешимые. В данном случае именно жизнестойкость является одним из ключевых качеств, помогающих юношам справляться со стрессовыми ситуациями, видеть выход из имеющихся проблем, проявлять активность по их разрешению и осознавать смысл и ценность собственной жизни.
Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы с целью разработки программы по формированию жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
В вязи с чем перед нами был поставлен ряд задач, в процессе выполнения которых мы пришли к следующим выводам:
1. Было проанализировано состояние изученности жизнестойкости, проблемы формирования жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы в психологической теории и практике. В процессе чего было выявлено, что если человек не находит способов борьбы со стрессом, то у него возникает напряжение, которое может привести к деформации его здоровья (физического и психического), поведения. Жизнестойкость предполагает признания человеком своих реальных возможностей, принятие реальности собственной уязвимости. Жизнестойкость - это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.
2. Для выявления уровня жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы был подобран ряд методик. В программу диагностики были включены такие методики, как: тест исследование тревожности по методике Спилбергера - Ханина, тест жизнестойкости (Методика С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. С помощью подобранных методик была реализована экспериментальная проверка сформированности жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы. Было выявлено, что среди испытуемых наблюдается повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, снижен уровень общей жизнестойкости. Причем эти показатели коррелируют между собой.
3. На основе выявленных проблем была разработана и апробирована программа по формированию жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы.
4. После апробации разработанной программы нами было проведено повторное исследование уровня жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы по ранее отобранному комплекту диагностических методик.
Проведенный анализ полученных данных экспериментальной работы показал, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
На основе полученных данных можно сформулировать ряд практических рекомендаций:
1. При определении уровня развития жизнестойкости может осуществляться прогноз пригодности и социальной успешности в тех сферах деятельности, где имеется социальная напряженность, риск, экстремальные или околоэкстремальные ситуации, в том числе и военной службы.
2. Необходимо проводить оценку психологического состояния военнослужащих, в том числе уровня сформированности их жизнестойкости.
3. Реализация программы по формированию жизнестойкости у юношей в период прохождения военной службы требует контроля изменения эмоционального состояния в динамике. Такой контроль позволяет корректировать задачи программы развития, методы психологического воздействия с учетом индивидуальных особенностей.



1. Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л. А. Александрова // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 16-21.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. С.384
4. Бабаян Э. А. Проблема психической дезадаптации и механизмы
психологической защиты у военнослужащих / Э. А. Бабаян // 2-я
Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 204-207.
5. Басов А. В. История и современное состояние изучения психологического здоровья человека: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Басов Алексей Вячеславович. Ярославль, 2000. С. 39 .
6. Белозерова Н. Н. Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Белозерова Наталья Николаевна. Сочи, 2005. С. 21.
7. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 30-35.
8. Битюцкая Е. В. Опросник способов копинга: методическое пособие. / Е. В. Битюцкая - М.: ИИУ МГОУ, 2015. С. 80 .
9. Богомаз С. А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С. А. Богомаз, Д. Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 32. С. 23-28.
10. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Здоровье нации - основа процветания России : мат-лы науч.-практ. конгрессов IV Всероссийского форума. Т. 2. М. : КСП, 2008. С. 122-124.
11. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. / И. Бонивелл М.: Время, 2009. С.192.
12. Булка А. П. Система организации психофизиологических мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 19.00.02; 14.02.03 / Булка Александр Павлович. СПб., 2011. С. 46.
13. Диденко И. В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно¬боевой деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.02 / Диденко Ирина Валерьевна. Ростов-на-Дону, 2007. С. 23.
14. Евенко С. Л. Диагностика и профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих: монография / С.Л. Евенко, А.М. Жуков. // Под общ. ред. А.Г. Караяни. - М.: ВУ, 2009. С. 235 .
15. Егоров Р. С. Расстройства адаптации у военнослужащих срочной службы: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18 / Егоров Роман Сергеевич. - Оренбург, 2007. С. 23.
16. Махнач А. В. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты /А. В. Махнач ; отв. редакторы А. В. Махнач, Л. Г. Дикая ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2016. С. 753.
17. Звездина Г. П. Ценностная оценка современными призывниками основных категорий бытия / Г. П. Звездина, Е. Н. Приймак // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 4. С. 32-39.
18. Кабанченко Е. А. Феномен жизнестойкости в отечественных исследованиях / Е. А. Кабанченко // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(13). М. : Изд. «МЦНО», 2017. С. 103-106.
19. Казенных В. В. Клинико-динамические и социально¬психологические аспекты психического здоровья военнослужащих: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18 / Казенных Владислав Валерьевич. Томск, 2005. С.25.
20. Калачинская О. А. Особенности личностной устойчивости военнослужащих в условиях повышенной боевой готовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук:19.00.13 / Калачинская Ольга Андреевна. Ростов-на- Дону, 2012. С.22 .
21. Конюхова Т. В. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6 С. 110-116.
22. Кривцова С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. / С. В. Кривцова М.: Генезис, 2002. С. 129 .
23. Купченко В. Е. Возрастные особенности жизнестойкости у лиц с различными типами жизненной стратегии / В. Е. Купченко // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 17-23.
24. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как объект изучения / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 2011. С.128.
25. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. М. : Смысл, 2006. С. 63.
26. Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учебное пособие / Н. Д. Линде М. : Аспект Пресс, 2010. С.256.
27. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М. В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19-22.
28. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16 - 24.
29. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу СПб. : Питер, 2003. С.351.
30. Микуц О. В. Внутренний мир жизнестойких людей / О. В. Микуц // Перспективы Науки и Образования, №5(11) 2014. С. 18-21.
31. Микуц О. В. Три составляющие жизнестойкости / О. В. Микуц // Международный научно-исследовательский журнал № 5-3 (36) 2015. С. 121¬122.
32. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности / Т.В. Наливайко: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Челябинск, 2006. С. 175.
33. Наливайко Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости / Т. В. Наливайко // Вестник интегративной психологии.
2006. № 4. С. 45-54.
34. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. / А.Д. Наследов СПб. : Речь, 2005. С.389.
35. Неяскин Ю. Ю. Специфика взаимосвязи личностных ресурсов и параметров субъективной оценки качества жизни у военнослужащих срочной службы / Ю. Ю. Неяскин // Гуманитарный вектор № 1 (41). 2015. С. 12-16.
36. Никитина Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция,
современные взгляды и исследования / Е. В. Никитина // Academy. № 4(19), 2017. С. 22-26.
37. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. С. 736.
38. Петрова Т. Н. Изучение особенностей стилевой саморегуляции у военнослужащих с разным уровнем жизнестойкости / Т.Н. Петрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 29 / 2013. С. 14-17.
39. Петрова Т. Н. Копинг-стратегии в системе организации жизнестойкого поведения личности военнослужащих / Т.Н. Петрова //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 29 / 2013. С. 22-24.
40. Погодин Н. А. Институт армии в формировании идентичности молодежи российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. / Н. А. Погодин. Краснодар, 2011. С. 28 .
41. Приймак Е. Н. Психологическое сопровождение
военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооруженных сил: методические рекомендации / Е.Н. Приймак. М. : Изд-во «КРЕДО», 2014. С.24 .
42. Ральникова И. А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути / И. А. Ральникова // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 36¬44.
43. Совкова И. Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности / И. Ю. Совкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. №1 (19), 2003. С. 21-24.
44. Сотниченко Д. М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии / Д. М. Сотниченко // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №8. С. 104 - 107.
45. Стецишин Р. И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование. / Р. И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 7. С. 35-47.
46. Татьянченко Н. П. Изучение особенностей стилевой саморегуляции у военнослужащих с разным уровнем жизнестойкости / Н.П. Татьянченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 29. С. 66-76.
47. Татьянченко Н. П. Копинг-стратегии в системе организации жизнестойкого поведения личности военнослужащих / Н.П. Татьянченко, О.Н. Аксенова, И.Г. Санина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 29. С. 77-84.
48. Татьянченко Н. П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих / Н.П. Татьянченко: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Сочи, 2008. С. 26 .
49. Татьянченко Н. П. Психологическое содержание жизнестойкости военнослужащих / Н. П. Татьянченко, под ред. Т. М. Краснянской. М., «Издательство РИТМ», 2013. С.98 .
50. Татьянченко Н. П. Развитие психологических знаний о феномене жизнестойкости в трудах отечественных и зарубежных авторов / Н.П. Татьянченко // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 240-241.
51. Татьянченко Н. П. Роль жизнестойкости в преодолении военнослужащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности / Н.П. Татьянченко // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 3. С. 106-108.
52. Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости / А. Н. Фоминова // Концепт. 2012. № 8 (август). С. 44-48.
53. Чулкова М. А. Смысложизненные ориентации и особенности их
проявления в юношеском возраст / М. А. Чулкова // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2012. С. 126-129.
54. Maddi, S. R. Resilience at work: how to succeed no matter what life throws at you. [Text] / Maddi S.R., Koshaba D.M. - NY: AMACOM, 2005. - 213 P.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ