Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания дошкольников средствами игровой деятельности

Работа №97605

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средство развития внимания у дошкольников 6
1.1 Феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов . 6
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста 14
1.3. Возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников . .. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания дошкольников
игровыми средствами 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Программа развития внимания дошкольников игровыми средствами .. 42
2.3. Апробация программы развития внимания у дошкольников игровыми
средствами 44
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1

Огромное количество информации, рост темпа жизни, расширение социальных контактов, формирование многообразных форм массовой культуры, приводят к повышению объема знаний нужных для жизни социума в 21 веке. Все эти модификации в социуме оказали колоссальное влияние и на развитие детей, из чего были выдвинуты новые требования в целом.
Вопреки тому, что внимание в психологии изучается с момента зарождения ее как науки, споры по поводу его сущности, природы, законов развития не прекращаются.
Внимание имеет немалую значимость в жизни каждого из нас. Ведь психические процессы становятся полноценными лишь благодаря вниманию. Оно обладает немалым значением для всякой деятельности, в особенности для обучения.
Необходимо развивать внимание ребенка с детства. Так как, сюжетно-ролевая играя - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, поэтому развивать внимание ребенка можно игровыми методами.
В науке собрано немалое количество общих рекомендаций и приемов для активного развития внимания дошкольников с помощью игр. Тем не менее, значительное количество проблем, связанных с развитие внимания у детей, вызывают беспокойство у родителей, у воспитателей, и у детских психологов.
Сформированное произвольное внимание является одним из главных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Вследствие этого нужно сформировывать и использовать в процессе воспитания детей дошкольного возраста оптимальные средства, развивающие произвольное внимание.
По этой причине бесспорна актуальность использования игровой деятельности как оптимального средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: апробация программы развития внимания детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Объект исследования: внимание дошкольников.
Предмет исследования: динамика внимания дошкольников в процессе реализации психолого-педагогической программы средствами игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Изучить психологическую характеристику дошкольников;
3. Рассмотреть возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников;
4. Исследовать особенности развития внимания детей дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать программу развития внимания детей дошкольного возраста игровыми средствами;
Гипотезой исследования стало предположение о том, что применение игровых методов в коррекционных занятиях способствуют повышению уровня внимания у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составили труды Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин (исследования проблем внимания), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов (теории развития внимания),Р.С. Немов, Л.С. Выготский (психолого-педагогические исследования особенностей внимания), О.Ю. Ермолаев (исследования в области влияние индивидуальных личностных особенностей ребенка на уровень развития внимания), С.С. Левитина (теории поэтапного формирования умственных действий), И.В. Дубровина (констатирует стихийный характер формирования внимания в учебной деятельности), И.Л. Баскакова (изучение возрастной динамики развития внимания), С.Л. Рубинштейн (осмыслении роли личности в собственном психическом развитии).
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования, как: анализ периодической, методической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Структура ВКР: введение, глава 1 (теоретическая), глава 2 (эмпирическая), заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная ВКР была направлена на исследование развития внимания дошкольников средствами игровой деятельности. В результате которого были получены следующие умозаключения:
1. Феномен внимания остается одной из актуальных проблем в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологической школе внимание рассматривали как установку (Д. Узнадзе), в культурно-исторической концепции Л.С. Выготский установил значимость речи в развитии внимания, а П.Я. Гальперин говорил о внимании как об автоматизированном действие контроля, а Н.Н. Ланге развил свою моторную теорию внимания. В зарубежной психологии одним из первых кто стал изучать внимание, был В. Вундт, он рассматривал внимание как апперцепцию, как часть сознания. К классическим теориям внимания стали концепции У. Джеймса, Э. Титченера. Моторно-эмоциональную теорию создал ученый Т. Рибо.
2. Дошкольный возраст приходиться на период от 3 до 7 лет, делиться на три фазы: младший, средний и старший. Для данного возрастного периода характерно развитие личности во всех сферах жизнедеятельности. Особый скачок происходит в когнитивном развитии: формирование образного мышления, овладение понятиями, формирование разговорной связанной речи, внимание становиться произвольным, увеличивается его объем и устойчивость. В эмоционально-мотивационной сфере зарождаются новые формы сопереживания, проявляется соподчинение мотивов. Главной ведущей деятельностью становиться сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок учиться брать на себя роль.
3. Игры с правилами способствуют развитию произвольной формы внимания. Ребенок соблюдает правила игры, подчиняет свое поведение, тем самым сознательно управляет своим вниманием. Игры помогают формировать представления ребенка о жизни и деятельности взрослых людей, об их переживаниях, обязанностях, мыслях и отношениях. Итогом игровой деятельности являются формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. Также в игре развиваются память и наблюдательность, мышление и внимание, воля и творческое воображение.
4. Диагностика внимания детей дошкольного возраста показало, что у 18 % (11 респондентов) дошкольников низкий уровень развития внимания, у 8% (5 дошкольников) - высокий, у оставшихся 74% (44 детей) - средний уровень. При низком уровне внимания респонденту трудно сконцентрироваться на задании, при этом, не отвлекаясь на посторонние помехи. Также низкая переключаемость создает трудности при смене одного вида деятельности на другой, а при плохом распределении внимания ребенок не может эффективно и безошибочно выполнять одновременно несколько разных заданий.
5. На основании полученных результатов была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с применением игровых методов для детей с низким и средним уровнем внимания. Эффективность данной программы была доказана в результате вторичной диагностики внимания детей контрольной группы. Использовался T-критерию Вилкоксона, который показал, что в обоих методиках значение Тэмп попадает в зону значимости, таким образом, это подтверждает гипотезу исследования, об эффективности игровых методов в психологической коррекции внимания детей дошкольного возраста.



1. Абкович А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и
концентрации за рубежом // Коррекционная педагогика: теория и
практика. - 2015. № 1 (63). - С. 34-45.
2. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в россии и за рубежом Педагогика и психология образования. - 2015. № 1. - С. 99-104.
3. Ахметова З.А., Веселова Н.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 10. - С. 7-11.
4. Балакина Т., Ипполитова Н.В.
Развитие внимания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры// В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее материалы межрегиональной интернет-конференции. Шадринский государственный педагогический институт; Центр "Непрерывное педагогическое образование". - 2011. - С. 31-36.
5. Барышникова Е.В., Родикова Ю.В. Особенности свойств внимания у дошкольников // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 92-98.
6. Белых В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. - 817 с.
7. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1020-1022.
8. Бортникова Е. Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е. Бортникова. - М.: КнигоМир, 2011. - 407 с.
9. Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Э. Бурман. - М.: ERGO, Издательство Удмуртского университета, 2006. - 288 с.
10. Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И.,
Мишенева Л.Н. особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников// В сборнике: Современные научные исследования: теория и
практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018.- С. 442-447.
11. Власова М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (10).- С. 139-141.
12. Выготский Л.С. высших форм в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию.- М., 2006.- 186 с.
13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38.
14. Гонина О.О., Чернявская Е.Е. Развитие произвольного внимания
дошкольников с помощью дидактических игр // в сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития материалы III региональной научно-практической конференции. 2016. С. 4-6.
15. Грэйс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи / Н. Грэйс. - М.: Питер, 2008. - 192 с.
16. Грюнинг Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий / Х.Грюнинг. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 192 с.
17. Добрынин Н. Ф. Особенности внимания в значимой [Текст] / Н. Ф. Добрынин, И.Л. // Вопросы психологии деятельности. — М., 2010.- С.23¬29.
18. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 409-412.
19. Кельцинова А.В., Андреева Л.Д. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-9. - С. 1323-1326.
20. Кочергина В.Н. Психолого - педагогическая работа по развитию свойств внимания старших дошкольников // В сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях.- 2017. - С. 137-140.
21. Кравцова О. Е., Жирнова М. А. Игра - как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 30-33.
22. Кривоногова О.В., Шустова Т.М. Значимость фактора семейного воспитания в процессе развития произвольного внимания у старших дошкольников //
23. Куйбагаров Р.И., Уварова Л.Н. Особенности развития внимания у дошкольников // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч.. - 2017. - С. 115-117.
24. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
25. Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 55-56.
26. Кутнеева Л.М. Развитие произвольного внимания старших дошкольников в системе игр // В сборнике: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 62-64.
27. Лебедева М.А. Особенности психологического консультирования
воспитателей ДОУ по развитию внимания у дошкольников // в сборнике: Образование и педагогические науки в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 328-330.
28. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2008. - 320 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
30. Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития
произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 120¬122.
31. Нартова-Бочавер С. К. Введение в психологию развития / С.К. Нартова- Бочавер А.В. Потапова. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 216 с.
32. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 с.
33. Нищева Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 982 с.
34.Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 22-24.
35. Павленко Э. В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания / Э.В. Павленко. - М.: Стрекоза, 2010. - 808 с.
36. Петрова Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 323-325.
37. Рахманова Е. М. Игры и упражнения на развитие внимания / Е.М. Рахманова. - М.: Литера, 2012. - 507 с.
38. РымчукН. С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2009. - 256 с.
39. Рубанова Н.А. Внимание у старших дошкольников: экспериментальное
исследование// Традиционные национально-культурные и духовные
ценности как фундамент инновационного развития России. - 2017. -
№ 2 (12). - С. 55-57.
40. Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1032-1036.
41. Сиваков В.И., Сибагатуллин А.Р. Методика воспитания внимания у старших дошкольников игровым методом // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. - 2015. - С. 124¬126.
42. Слизкова Е. В., Соколова Л. А. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 105-107.
43. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. - М.: Академия Развития, Харвест, 2011. - 192 с.
44. Тарасова О.В., Яббарова Р.А. Развитие произвольного внимания у дошкольников // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно¬практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 246-248.
45. Умерова М.Я. Роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника // Мировая наука. - 2018. - № 5 (14). - С. 398-401
46. Федяинова Г.Н. Когнитивные технологии как средство развития
слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы// Молодой ученый. - 2018. - № 26 (212). - С. 187-189.
47. Феоктистова Т., Оконешникова А.В. Гиперактивность с дефицитом
внимания у дошкольников и младших школьников// В
сборнике: Развитие науки и образования в современном мире Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО "АР-Консалт". - 2015. - С. 50-51.
48. Царева Е.В., Осипова Н.Ю. Особенности развития внимания старших дошкольников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - № 1. - С. 268-273.
49.Чаткина С.Н., Саттарова Р.Ф. Развитие внимания дошкольников в игре // В сборнике: Интеграция науки и образования в xxi веке: психология, педагогика, дефектология Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. С. 326-330.
50.Чернявская Е.Е. Роль дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников // Актуальные проблемы психолого¬педагогического сопровождения детей дошкольного возраста Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ред. О.О. Гонина.- 2016. - С. 9-11.
51.Чуляева М.В. Дидактическая игра и ее влияние на развитие внимания старшего дошкольника // в сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Б. Широких. - 2017. - С. 384-388.
52.Яббарова Р.А., Ключникова С.А. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе дидактических игр// в сборнике: Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. -
С. 101-103.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ