Развитие внимания дошкольников средствами игровой деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средство развития внимания у дошкольников 6
1.1 Феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов . 6
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста 14
1.3. Возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников . .. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания дошкольников
игровыми средствами 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Программа развития внимания дошкольников игровыми средствами .. 42
2.3. Апробация программы развития внимания у дошкольников игровыми
средствами 44
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1
Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средство развития внимания у дошкольников 6
1.1 Феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов . 6
1.2 Психологическая характеристика дошкольного возраста 14
1.3. Возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников . .. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания дошкольников
игровыми средствами 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Программа развития внимания дошкольников игровыми средствами .. 42
2.3. Апробация программы развития внимания у дошкольников игровыми
средствами 44
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1
Огромное количество информации, рост темпа жизни, расширение социальных контактов, формирование многообразных форм массовой культуры, приводят к повышению объема знаний нужных для жизни социума в 21 веке. Все эти модификации в социуме оказали колоссальное влияние и на развитие детей, из чего были выдвинуты новые требования в целом.
Вопреки тому, что внимание в психологии изучается с момента зарождения ее как науки, споры по поводу его сущности, природы, законов развития не прекращаются.
Внимание имеет немалую значимость в жизни каждого из нас. Ведь психические процессы становятся полноценными лишь благодаря вниманию. Оно обладает немалым значением для всякой деятельности, в особенности для обучения.
Необходимо развивать внимание ребенка с детства. Так как, сюжетно-ролевая играя - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, поэтому развивать внимание ребенка можно игровыми методами.
В науке собрано немалое количество общих рекомендаций и приемов для активного развития внимания дошкольников с помощью игр. Тем не менее, значительное количество проблем, связанных с развитие внимания у детей, вызывают беспокойство у родителей, у воспитателей, и у детских психологов.
Сформированное произвольное внимание является одним из главных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Вследствие этого нужно сформировывать и использовать в процессе воспитания детей дошкольного возраста оптимальные средства, развивающие произвольное внимание.
По этой причине бесспорна актуальность использования игровой деятельности как оптимального средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: апробация программы развития внимания детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Объект исследования: внимание дошкольников.
Предмет исследования: динамика внимания дошкольников в процессе реализации психолого-педагогической программы средствами игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Изучить психологическую характеристику дошкольников;
3. Рассмотреть возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников;
4. Исследовать особенности развития внимания детей дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать программу развития внимания детей дошкольного возраста игровыми средствами;
Гипотезой исследования стало предположение о том, что применение игровых методов в коррекционных занятиях способствуют повышению уровня внимания у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составили труды Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин (исследования проблем внимания), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов (теории развития внимания),Р.С. Немов, Л.С. Выготский (психолого-педагогические исследования особенностей внимания), О.Ю. Ермолаев (исследования в области влияние индивидуальных личностных особенностей ребенка на уровень развития внимания), С.С. Левитина (теории поэтапного формирования умственных действий), И.В. Дубровина (констатирует стихийный характер формирования внимания в учебной деятельности), И.Л. Баскакова (изучение возрастной динамики развития внимания), С.Л. Рубинштейн (осмыслении роли личности в собственном психическом развитии).
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования, как: анализ периодической, методической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Структура ВКР: введение, глава 1 (теоретическая), глава 2 (эмпирическая), заключение, список литературы, приложения.
Вопреки тому, что внимание в психологии изучается с момента зарождения ее как науки, споры по поводу его сущности, природы, законов развития не прекращаются.
Внимание имеет немалую значимость в жизни каждого из нас. Ведь психические процессы становятся полноценными лишь благодаря вниманию. Оно обладает немалым значением для всякой деятельности, в особенности для обучения.
Необходимо развивать внимание ребенка с детства. Так как, сюжетно-ролевая играя - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, поэтому развивать внимание ребенка можно игровыми методами.
В науке собрано немалое количество общих рекомендаций и приемов для активного развития внимания дошкольников с помощью игр. Тем не менее, значительное количество проблем, связанных с развитие внимания у детей, вызывают беспокойство у родителей, у воспитателей, и у детских психологов.
Сформированное произвольное внимание является одним из главных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Вследствие этого нужно сформировывать и использовать в процессе воспитания детей дошкольного возраста оптимальные средства, развивающие произвольное внимание.
По этой причине бесспорна актуальность использования игровой деятельности как оптимального средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: апробация программы развития внимания детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Объект исследования: внимание дошкольников.
Предмет исследования: динамика внимания дошкольников в процессе реализации психолого-педагогической программы средствами игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Изучить психологическую характеристику дошкольников;
3. Рассмотреть возможности игровых средств в развитии внимания дошкольников;
4. Исследовать особенности развития внимания детей дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать программу развития внимания детей дошкольного возраста игровыми средствами;
Гипотезой исследования стало предположение о том, что применение игровых методов в коррекционных занятиях способствуют повышению уровня внимания у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составили труды Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин (исследования проблем внимания), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов (теории развития внимания),Р.С. Немов, Л.С. Выготский (психолого-педагогические исследования особенностей внимания), О.Ю. Ермолаев (исследования в области влияние индивидуальных личностных особенностей ребенка на уровень развития внимания), С.С. Левитина (теории поэтапного формирования умственных действий), И.В. Дубровина (констатирует стихийный характер формирования внимания в учебной деятельности), И.Л. Баскакова (изучение возрастной динамики развития внимания), С.Л. Рубинштейн (осмыслении роли личности в собственном психическом развитии).
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования, как: анализ периодической, методической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Структура ВКР: введение, глава 1 (теоретическая), глава 2 (эмпирическая), заключение, список литературы, приложения.
Данная ВКР была направлена на исследование развития внимания дошкольников средствами игровой деятельности. В результате которого были получены следующие умозаключения:
1. Феномен внимания остается одной из актуальных проблем в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологической школе внимание рассматривали как установку (Д. Узнадзе), в культурно-исторической концепции Л.С. Выготский установил значимость речи в развитии внимания, а П.Я. Гальперин говорил о внимании как об автоматизированном действие контроля, а Н.Н. Ланге развил свою моторную теорию внимания. В зарубежной психологии одним из первых кто стал изучать внимание, был В. Вундт, он рассматривал внимание как апперцепцию, как часть сознания. К классическим теориям внимания стали концепции У. Джеймса, Э. Титченера. Моторно-эмоциональную теорию создал ученый Т. Рибо.
2. Дошкольный возраст приходиться на период от 3 до 7 лет, делиться на три фазы: младший, средний и старший. Для данного возрастного периода характерно развитие личности во всех сферах жизнедеятельности. Особый скачок происходит в когнитивном развитии: формирование образного мышления, овладение понятиями, формирование разговорной связанной речи, внимание становиться произвольным, увеличивается его объем и устойчивость. В эмоционально-мотивационной сфере зарождаются новые формы сопереживания, проявляется соподчинение мотивов. Главной ведущей деятельностью становиться сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок учиться брать на себя роль.
3. Игры с правилами способствуют развитию произвольной формы внимания. Ребенок соблюдает правила игры, подчиняет свое поведение, тем самым сознательно управляет своим вниманием. Игры помогают формировать представления ребенка о жизни и деятельности взрослых людей, об их переживаниях, обязанностях, мыслях и отношениях. Итогом игровой деятельности являются формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. Также в игре развиваются память и наблюдательность, мышление и внимание, воля и творческое воображение.
4. Диагностика внимания детей дошкольного возраста показало, что у 18 % (11 респондентов) дошкольников низкий уровень развития внимания, у 8% (5 дошкольников) - высокий, у оставшихся 74% (44 детей) - средний уровень. При низком уровне внимания респонденту трудно сконцентрироваться на задании, при этом, не отвлекаясь на посторонние помехи. Также низкая переключаемость создает трудности при смене одного вида деятельности на другой, а при плохом распределении внимания ребенок не может эффективно и безошибочно выполнять одновременно несколько разных заданий.
5. На основании полученных результатов была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с применением игровых методов для детей с низким и средним уровнем внимания. Эффективность данной программы была доказана в результате вторичной диагностики внимания детей контрольной группы. Использовался T-критерию Вилкоксона, который показал, что в обоих методиках значение Тэмп попадает в зону значимости, таким образом, это подтверждает гипотезу исследования, об эффективности игровых методов в психологической коррекции внимания детей дошкольного возраста.
1. Феномен внимания остается одной из актуальных проблем в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологической школе внимание рассматривали как установку (Д. Узнадзе), в культурно-исторической концепции Л.С. Выготский установил значимость речи в развитии внимания, а П.Я. Гальперин говорил о внимании как об автоматизированном действие контроля, а Н.Н. Ланге развил свою моторную теорию внимания. В зарубежной психологии одним из первых кто стал изучать внимание, был В. Вундт, он рассматривал внимание как апперцепцию, как часть сознания. К классическим теориям внимания стали концепции У. Джеймса, Э. Титченера. Моторно-эмоциональную теорию создал ученый Т. Рибо.
2. Дошкольный возраст приходиться на период от 3 до 7 лет, делиться на три фазы: младший, средний и старший. Для данного возрастного периода характерно развитие личности во всех сферах жизнедеятельности. Особый скачок происходит в когнитивном развитии: формирование образного мышления, овладение понятиями, формирование разговорной связанной речи, внимание становиться произвольным, увеличивается его объем и устойчивость. В эмоционально-мотивационной сфере зарождаются новые формы сопереживания, проявляется соподчинение мотивов. Главной ведущей деятельностью становиться сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок учиться брать на себя роль.
3. Игры с правилами способствуют развитию произвольной формы внимания. Ребенок соблюдает правила игры, подчиняет свое поведение, тем самым сознательно управляет своим вниманием. Игры помогают формировать представления ребенка о жизни и деятельности взрослых людей, об их переживаниях, обязанностях, мыслях и отношениях. Итогом игровой деятельности являются формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. Также в игре развиваются память и наблюдательность, мышление и внимание, воля и творческое воображение.
4. Диагностика внимания детей дошкольного возраста показало, что у 18 % (11 респондентов) дошкольников низкий уровень развития внимания, у 8% (5 дошкольников) - высокий, у оставшихся 74% (44 детей) - средний уровень. При низком уровне внимания респонденту трудно сконцентрироваться на задании, при этом, не отвлекаясь на посторонние помехи. Также низкая переключаемость создает трудности при смене одного вида деятельности на другой, а при плохом распределении внимания ребенок не может эффективно и безошибочно выполнять одновременно несколько разных заданий.
5. На основании полученных результатов была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с применением игровых методов для детей с низким и средним уровнем внимания. Эффективность данной программы была доказана в результате вторичной диагностики внимания детей контрольной группы. Использовался T-критерию Вилкоксона, который показал, что в обоих методиках значение Тэмп попадает в зону значимости, таким образом, это подтверждает гипотезу исследования, об эффективности игровых методов в психологической коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Развитие внимания старших дошкольников 5-6 лет через игровую деятельность
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание самостоятельности у старших дошкольников
средствами изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



