Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы конфликтов у подростков 7
1.1. Конфликт как ассоциальное явление в среде сверстников 7
1.2. Подростковый возраст - как период кризиса межличностных
отношений и роста конфликтности 21
1.3. Методы и приемы профилактики в подростковой среде 25
Глава 2. Экспериментальное исследование подростковых конфликтов в закрытой образовательной организации кадетская (казачья) школа-интернат 34
2.1. Комплексная диагностика конфликтов старшеклассников 33
2.2. Программа профилактики конфликтов обучающихся 38
2.3. Эффективность программы профилактики конфликтов 52
Заключение 58
Список литературы 60
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы конфликтов у подростков 7
1.1. Конфликт как ассоциальное явление в среде сверстников 7
1.2. Подростковый возраст - как период кризиса межличностных
отношений и роста конфликтности 21
1.3. Методы и приемы профилактики в подростковой среде 25
Глава 2. Экспериментальное исследование подростковых конфликтов в закрытой образовательной организации кадетская (казачья) школа-интернат 34
2.1. Комплексная диагностика конфликтов старшеклассников 33
2.2. Программа профилактики конфликтов обучающихся 38
2.3. Эффективность программы профилактики конфликтов 52
Заключение 58
Список литературы 60
Актуальность темы исследования определяется, наличием в современном обществе проблем, связанных с увеличением преступности среди подростков. Характерной особенностью современного подростка является повышенная агрессия и жестокость в отношениях среди сверстников. Вопрос профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа в современном обществе стоит особенно остро, это связано с увеличением количества учреждений военной, кадетской направленности в России, где подростки вынуждены воспитываться в жестких условиях, с определенными требованиями, правилами и укладом.
Подростки, попадая в кадетский корпус, принимают новый социальный статус кадета, начинают жить по воинскому уставу, оказываются в новом коллективе в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем. Главной из которых является налаживание межличностных отношений со сверстниками.
Важным моментом в воспитании, является оказание помощи подростку в прохождении адаптационного периода, когда он попадает в новые условия учреждения интернатного типа. Службы школьной медиации и психологи играют важную роль на данном этапе, своевременно оказывая помощь в адаптации и предупреждении конфликтов.
Также актуальной воспитательной задачей становится «оптимизация процесса формирования ценностного сознания», в которой заключается ориентация на человека, который признает и высоко оценивает традиционные ценности, свойственные носителю российской культуры, в сочетании с общечеловеческими, такими как честность, уважение, справедливость, ответственность, семья, свобода, творческая самореализация, считая их смысложизненными.
В любых коллективах межличностные конфликты - довольно частое явление. А любой спор или конфликт лучше предотвратить.
Поэтому, прививать основы правильного, конструктивного межличностного общения необходимо подрастающему поколению в его сенситивный период.
Оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии обучающихся, умению конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других является важнейшим воспитательным моментом.
В реальной ситуации все складывается намного сложнее, ведь в кадетский корпус или другое образовательное учреждение закрытого типа обучающиеся приходят из разных школ, из разных семей, многие из неблагополучных жизненных условий, с уже сформировавшимся мировоззрением. Смена образовательного учреждения связана с определенными трудностями, одной из причин которых являются психологические особенности личности подростка. К ним относятся: отсутствие навыков сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
Также при переходе на ребенка влияет комплекс факторов: личность педагогов, изменение режима, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности кажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к окружающим.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных методов профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа».
Объект исследования: межличностные конфликты обучающихся.
Предмет исследования: профилактика межличностных конфликтов.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать активные методы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов обучающихся будет успешна при условии разработки программы, основанной на коммуникативном тренинге.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы рассмотреть различные подходы к определению конфликта как ассоциального явления.
2. Дать характеристику подросткового возраста.
3. Выделить методы и приемы профилактики конфликтов.
4. Осуществить экспериментальное исследование и разработать программу профилактики конфликтов.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: А.Г. Грецова, И.В. Вачкова, А.Я. Анцупова, А.Е. Личко, Н.В. Гришиной и других.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования - анализ, синтез, обобщение научной литературы, систематизация и проблемный анализ первоисточников; эмпирические - тестирование, сравнение, описание.
База исследования: образовательное учреждение кадетская (казачья) школа-интернат.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, психологических центров, психологам, воспитателям, классным руководителям, педагогам-организаторам.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 47 наименований.
Подростки, попадая в кадетский корпус, принимают новый социальный статус кадета, начинают жить по воинскому уставу, оказываются в новом коллективе в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем. Главной из которых является налаживание межличностных отношений со сверстниками.
Важным моментом в воспитании, является оказание помощи подростку в прохождении адаптационного периода, когда он попадает в новые условия учреждения интернатного типа. Службы школьной медиации и психологи играют важную роль на данном этапе, своевременно оказывая помощь в адаптации и предупреждении конфликтов.
Также актуальной воспитательной задачей становится «оптимизация процесса формирования ценностного сознания», в которой заключается ориентация на человека, который признает и высоко оценивает традиционные ценности, свойственные носителю российской культуры, в сочетании с общечеловеческими, такими как честность, уважение, справедливость, ответственность, семья, свобода, творческая самореализация, считая их смысложизненными.
В любых коллективах межличностные конфликты - довольно частое явление. А любой спор или конфликт лучше предотвратить.
Поэтому, прививать основы правильного, конструктивного межличностного общения необходимо подрастающему поколению в его сенситивный период.
Оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии обучающихся, умению конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других является важнейшим воспитательным моментом.
В реальной ситуации все складывается намного сложнее, ведь в кадетский корпус или другое образовательное учреждение закрытого типа обучающиеся приходят из разных школ, из разных семей, многие из неблагополучных жизненных условий, с уже сформировавшимся мировоззрением. Смена образовательного учреждения связана с определенными трудностями, одной из причин которых являются психологические особенности личности подростка. К ним относятся: отсутствие навыков сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
Также при переходе на ребенка влияет комплекс факторов: личность педагогов, изменение режима, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности кажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к окружающим.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных методов профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа».
Объект исследования: межличностные конфликты обучающихся.
Предмет исследования: профилактика межличностных конфликтов.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать активные методы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов обучающихся будет успешна при условии разработки программы, основанной на коммуникативном тренинге.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы рассмотреть различные подходы к определению конфликта как ассоциального явления.
2. Дать характеристику подросткового возраста.
3. Выделить методы и приемы профилактики конфликтов.
4. Осуществить экспериментальное исследование и разработать программу профилактики конфликтов.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: А.Г. Грецова, И.В. Вачкова, А.Я. Анцупова, А.Е. Личко, Н.В. Гришиной и других.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования - анализ, синтез, обобщение научной литературы, систематизация и проблемный анализ первоисточников; эмпирические - тестирование, сравнение, описание.
База исследования: образовательное учреждение кадетская (казачья) школа-интернат.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, психологических центров, психологам, воспитателям, классным руководителям, педагогам-организаторам.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 47 наименований.
Обращение к проблеме профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа обусловлено во-первых сложившейся неблагоприятной психологической обстановкой в отношениях среди современной обучающейся молодежи, обострением проблем, связанных с увеличением преступности среди подростков.
В образовательных учреждениях закрытого типа, атмосфера более накалена, это обусловлено ограничением межличностных отношений и жесткой дисциплиной. Все это накладывается на особенности подросткового периода, когда наблюдается неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и их осложнениями.
Характерной особенностью современного подростка является повышенная агрессия и жестокость в отношениях среди сверстников. Вопрос профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа в современном обществе стоит особенно остро, это связано с увеличением количества учреждений военной, кадетской направленности в России, а как следствие увеличением количества конфликтных ситуаций.
Во-вторых, недостаточной изученностью профилактики конфликтов в образовательных учреждениях закрытого типа.
В ходе эксперимента были получены следующие данные: при первичной диагностике в группе подростков отмечен высокий показатель конфликтности у 67% опрошенных по шкалам: физическая агрессия - у 78% испытуемых, вербальная агрессия - у 56% опрошенных и раздражение - у 83% испытуемых.
В результате повторной диагностики, после проведенной тренинговой программы, нам удалось получить результаты, свидетельствующие о том, что проведенная программа тренинга дала положительные сдвиги в личностных характеристиках подростка: вспыльчивость, обидчивость, подозрительность, раздражение, физическая и вербальная агрессия.
Высокий показатель конфликтности отмечен у 56% опрошенных, что говорит о снижении уровня конфликтности у 11% испытуемых. Так же произошли изменения в данных по шкалам: «Физическая агрессия» наблюдается - у 72% испытуемых (снижение на 6%), «Вербальная агрессия» - у 44% (снижение на 12%), «Раздражение» - у 67% (снижение на 16%).
Как показали математические вычисления, после проведенной программы уровень агрессивности и конфликтности снизился.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективной мерой по профилактике конфликтов обучающихся в образовательных учреждениях закрытого типа, является проведение коммуникативного тренинга, направленного на отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков и чувства эмпатии к друг-другу. Исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем возможно изучение данной проблемы и поиск новых методов работы с обучающимися.
В образовательных учреждениях закрытого типа, атмосфера более накалена, это обусловлено ограничением межличностных отношений и жесткой дисциплиной. Все это накладывается на особенности подросткового периода, когда наблюдается неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и их осложнениями.
Характерной особенностью современного подростка является повышенная агрессия и жестокость в отношениях среди сверстников. Вопрос профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа в современном обществе стоит особенно остро, это связано с увеличением количества учреждений военной, кадетской направленности в России, а как следствие увеличением количества конфликтных ситуаций.
Во-вторых, недостаточной изученностью профилактики конфликтов в образовательных учреждениях закрытого типа.
В ходе эксперимента были получены следующие данные: при первичной диагностике в группе подростков отмечен высокий показатель конфликтности у 67% опрошенных по шкалам: физическая агрессия - у 78% испытуемых, вербальная агрессия - у 56% опрошенных и раздражение - у 83% испытуемых.
В результате повторной диагностики, после проведенной тренинговой программы, нам удалось получить результаты, свидетельствующие о том, что проведенная программа тренинга дала положительные сдвиги в личностных характеристиках подростка: вспыльчивость, обидчивость, подозрительность, раздражение, физическая и вербальная агрессия.
Высокий показатель конфликтности отмечен у 56% опрошенных, что говорит о снижении уровня конфликтности у 11% испытуемых. Так же произошли изменения в данных по шкалам: «Физическая агрессия» наблюдается - у 72% испытуемых (снижение на 6%), «Вербальная агрессия» - у 44% (снижение на 12%), «Раздражение» - у 67% (снижение на 16%).
Как показали математические вычисления, после проведенной программы уровень агрессивности и конфликтности снизился.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективной мерой по профилактике конфликтов обучающихся в образовательных учреждениях закрытого типа, является проведение коммуникативного тренинга, направленного на отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков и чувства эмпатии к друг-другу. Исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем возможно изучение данной проблемы и поиск новых методов работы с обучающимися.
Подобные работы
- Формирование толерантных отношений к обучающимся с ОВЗ у школьников на
уроках истории
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Наставничество детей-сирот как направление добровольческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Исследование агрессивности подростков, воспитывающихся в детских домах
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020



