Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа

Работа №97602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы конфликтов у подростков 7
1.1. Конфликт как ассоциальное явление в среде сверстников 7
1.2. Подростковый возраст - как период кризиса межличностных
отношений и роста конфликтности 21
1.3. Методы и приемы профилактики в подростковой среде 25
Глава 2. Экспериментальное исследование подростковых конфликтов в закрытой образовательной организации кадетская (казачья) школа-интернат 34
2.1. Комплексная диагностика конфликтов старшеклассников 33
2.2. Программа профилактики конфликтов обучающихся 38
2.3. Эффективность программы профилактики конфликтов 52
Заключение 58
Список литературы 60

Актуальность темы исследования определяется, наличием в современном обществе проблем, связанных с увеличением преступности среди подростков. Характерной особенностью современного подростка является повышенная агрессия и жестокость в отношениях среди сверстников. Вопрос профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа в современном обществе стоит особенно остро, это связано с увеличением количества учреждений военной, кадетской направленности в России, где подростки вынуждены воспитываться в жестких условиях, с определенными требованиями, правилами и укладом.
Подростки, попадая в кадетский корпус, принимают новый социальный статус кадета, начинают жить по воинскому уставу, оказываются в новом коллективе в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем. Главной из которых является налаживание межличностных отношений со сверстниками.
Важным моментом в воспитании, является оказание помощи подростку в прохождении адаптационного периода, когда он попадает в новые условия учреждения интернатного типа. Службы школьной медиации и психологи играют важную роль на данном этапе, своевременно оказывая помощь в адаптации и предупреждении конфликтов.
Также актуальной воспитательной задачей становится «оптимизация процесса формирования ценностного сознания», в которой заключается ориентация на человека, который признает и высоко оценивает традиционные ценности, свойственные носителю российской культуры, в сочетании с общечеловеческими, такими как честность, уважение, справедливость, ответственность, семья, свобода, творческая самореализация, считая их смысложизненными.
В любых коллективах межличностные конфликты - довольно частое явление. А любой спор или конфликт лучше предотвратить.
Поэтому, прививать основы правильного, конструктивного межличностного общения необходимо подрастающему поколению в его сенситивный период.
Оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии обучающихся, умению конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других является важнейшим воспитательным моментом.
В реальной ситуации все складывается намного сложнее, ведь в кадетский корпус или другое образовательное учреждение закрытого типа обучающиеся приходят из разных школ, из разных семей, многие из неблагополучных жизненных условий, с уже сформировавшимся мировоззрением. Смена образовательного учреждения связана с определенными трудностями, одной из причин которых являются психологические особенности личности подростка. К ним относятся: отсутствие навыков сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
Также при переходе на ребенка влияет комплекс факторов: личность педагогов, изменение режима, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности кажутся для ребенка также большой неожиданностью. Поэтому все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к окружающим.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных методов профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа».
Объект исследования: межличностные конфликты обучающихся.
Предмет исследования: профилактика межличностных конфликтов.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать активные методы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов обучающихся будет успешна при условии разработки программы, основанной на коммуникативном тренинге.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы рассмотреть различные подходы к определению конфликта как ассоциального явления.
2. Дать характеристику подросткового возраста.
3. Выделить методы и приемы профилактики конфликтов.
4. Осуществить экспериментальное исследование и разработать программу профилактики конфликтов.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых: А.Г. Грецова, И.В. Вачкова, А.Я. Анцупова, А.Е. Личко, Н.В. Гришиной и других.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования - анализ, синтез, обобщение научной литературы, систематизация и проблемный анализ первоисточников; эмпирические - тестирование, сравнение, описание.
База исследования: образовательное учреждение кадетская (казачья) школа-интернат.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, психологических центров, психологам, воспитателям, классным руководителям, педагогам-организаторам.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 47 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обращение к проблеме профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа обусловлено во-первых сложившейся неблагоприятной психологической обстановкой в отношениях среди современной обучающейся молодежи, обострением проблем, связанных с увеличением преступности среди подростков.
В образовательных учреждениях закрытого типа, атмосфера более накалена, это обусловлено ограничением межличностных отношений и жесткой дисциплиной. Все это накладывается на особенности подросткового периода, когда наблюдается неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и их осложнениями.
Характерной особенностью современного подростка является повышенная агрессия и жестокость в отношениях среди сверстников. Вопрос профилактики межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа в современном обществе стоит особенно остро, это связано с увеличением количества учреждений военной, кадетской направленности в России, а как следствие увеличением количества конфликтных ситуаций.
Во-вторых, недостаточной изученностью профилактики конфликтов в образовательных учреждениях закрытого типа.
В ходе эксперимента были получены следующие данные: при первичной диагностике в группе подростков отмечен высокий показатель конфликтности у 67% опрошенных по шкалам: физическая агрессия - у 78% испытуемых, вербальная агрессия - у 56% опрошенных и раздражение - у 83% испытуемых.
В результате повторной диагностики, после проведенной тренинговой программы, нам удалось получить результаты, свидетельствующие о том, что проведенная программа тренинга дала положительные сдвиги в личностных характеристиках подростка: вспыльчивость, обидчивость, подозрительность, раздражение, физическая и вербальная агрессия.
Высокий показатель конфликтности отмечен у 56% опрошенных, что говорит о снижении уровня конфликтности у 11% испытуемых. Так же произошли изменения в данных по шкалам: «Физическая агрессия» наблюдается - у 72% испытуемых (снижение на 6%), «Вербальная агрессия» - у 44% (снижение на 12%), «Раздражение» - у 67% (снижение на 16%).
Как показали математические вычисления, после проведенной программы уровень агрессивности и конфликтности снизился.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективной мерой по профилактике конфликтов обучающихся в образовательных учреждениях закрытого типа, является проведение коммуникативного тренинга, направленного на отреагирование эмоций, развитие коммуникативных навыков и чувства эмпатии к друг-другу. Исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем возможно изучение данной проблемы и поиск новых методов работы с обучающимися.



1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.
2. Аристова М.В. Восстановительные техники в работе педагога- психолога кадетского училища. // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 146-148.
3. Белоусова Н.В., Кайль Я.Я. Причины возникновения межличностных конфликтов в педагогической сфере и рекомендации по их разрешению. // Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 334-340.
4. Виноградова А.А. Возможности подхода «Равный-равному» в развитии школьных служб медиации конфликтов. // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 148-152.
5. Власова Н.В., Романова Н.М. Опыт реализации проекта «Школьная служба примирения» (на базе кадетской школы-интерната) // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» сборник тезисов участников Всероссийской конференции. 2016. С 279-281.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 208 с.
7. Волынец Ю. В. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения. // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 4.
8. Ганиятуллина А.Д., Касимова Р.Ш. Профилактика конфликтности в подростковом возрасте. //Актуальные проблемы педагогики и психологии.
2016. № 1. С. 123-128.
9. Герасимов В.Н., Ивашкин В.И. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в воинских коллективах. // Мир образования - образование в мире. Московский психолого-социальный университет. 2017. № 2. С. 171-177.
10. Голубева М.Е., Митичева Т.И. Методы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения современных подростков в условиях общеобразовательного учреждения. // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «Группы риска»: опыт, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 94-98.
11. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками. - Спб.: Феникс, 2006. 255 с.
12. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Беседы с подростками о них самих. СПб: НИИ Физической культуры, 2005.
13. Гришина Е.В. Методы работы психолога по выявлению и профилактике антивиталной направленности поведения подростков в образователной среде школы. //Молодежная наука: тенденции развития.
2017. С. 5-10.
14. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. 544с.
15. Екимова В.И. Залалдинова В.Р. Буллинг как проявление социального насилия в школьной среде. //Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных. ситуациях. Коллективная монография. 2018. С. 50-60
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - Спб.: Питер, 2009. 384 с.
17. Жданова С.Н., Хлянова О.В. Психолого-педагогические средства профилактики конфликтов обучающихся кадетского училища. //Приоритетные направления развития образования и науки. Статья в сборнике трудов конференции. г. Оренбург. 2017 г. с. 96-98.
18. Исратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. 510 с.
19. Карабанова О.А. Возрастная психология. - М.: «Айрис-пресс», 2008. 237 с.
20. Конев Ю.А. Стратегии поведения курсантов в конфликтных ситуациях и психолого-педагогические консультации, как способ профилактики межличностных конфликтов в военных учебных заведениях. // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск. 2014. № 4. С. 265-272.
21. Костюнина Н.Ю., Арсланова З.М. Профилактика школьных конфликтов подростков. //Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Казань, 2015. С. 196-199.
22. Крафт О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков. //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014 г. № 29. С. 88¬91.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Спб.: Речь, 2009. 256 с.
24. Лунегова Т.Ю., Метлякова Л.А. Профилактика конфликтного поведения подростков в условиях школьной службы примирения. //Безопасное детство как правовой и социално-педагогический концепт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 147¬151.
25. Мельник И.И. Теоретический анализ проблемы изучения межличностных конфликтов в школьной среде. //Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 113-116.
26. Молчанова А.А. Конфликт как проблема подросткового возраста. //Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. 2016. С. 383-384.
27. Молчанова А.А., Дерябина Е.А. Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде. //Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II научно-практического семинара. 2018. с. 156-161.
28. Мосина Н.А., Гордиенко Е.В., Лобанова О.Б., Колокольникова З.У. Социально-психологический тренинг коррекции агрессивного поведения подростков, как средство преодоления школьного буллинга. //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. С. 286-294.
29. Муслимов А.М. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий профилактики межличностных конфликтов курсантов военных образовательных организаций высшего образования. // Инновационные технологии педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 41-45.
30. Нецветайлова Е.Н. Психологические аспекты профилактики подростковых конфликтов. //Научный альманах. Тамбов. 2015. С. 405-407.
31. Никитин А.А. Психолого-педагогическое исследование межличностных конфликтов и их профилактика в школьной среде. //Наука. Образование. Молодежь. Материалы международной конференции молодых ученых. 2016. С. 62-64.
32. Рогова Е.Е., Дараган Р.В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте. //SCIENCE TIME. 2015 № 12. С. 647-653.
33. Сафонова Н.В. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. //Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2017. № 1. С 29-31.
34. Сафронова М.В., Моисеева Н.М. Проблема профилактики буллинга в школьной среде. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. № 2. С. 114-121.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. 350 с.
36. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. 160 с.
37. Филина Н.С. Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде. //Раскрой свой научный потенциал. Сборник научных трудов по материалам II международной молодежной научно-практической конференции. 2017. С. 8-15.
38. Хакунова Ф.П., Аллахвердян Д.А. Психолого-педагогическое исследование межличностных конфликтов и их профилактика в школьной среде. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 179-181.
39. Храпенко И.Б., Надысева Ю.М. Конфликтологическая компетентность педагога при разрешении классных конфликтов между учениками. //Современные научные открытия. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 46¬52.
40. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике. - М.: Юнити, 2015. 183 с.
41. Чернова О. В. Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского корпуса. // Молодой учёный 2016. № 1. с. 27.
42. Шангина А.П. К вопросу о межличностных конфликтах в подростковом возрасте. //Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 22.
43. Шевченко О.Н., Громакова В.Г. Социальные практики профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях учреждения интернатного типа. //Социальная политика и социология. Российский государственный социальный университет. 2014. № 3. С. 197¬210.
44. Шишкина В.В. Особенности конфликтного поведения у подростков. //Актуальные проблемы современных гуманитарных наук. Материалы Международной конференции молодых ученых. 2016. 318-321 с.
45. Яровая Е.Г. Социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтов у подростков. // Современная наука: проблемы и перспективы развития. Сборник статей международной научно-практической конференции г. Омск.: в 3 ч. 2017. С. 236-239.
46. Этический кодекс педагога-психолога // http://www.psychologos.ru.
47. http://eduinspector.ru/2016/12/29/mobbing-bulling-hejzing-chem-oni-opasny-dlya-shkolnikov/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ